Дело № 2-5596/2020 15 сентября 2020 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Приморский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Масленниковой Л.О.,
при секретаре Соломко К.А.,
при участии прокурора Арсентьевой С.Ю.,
Рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Приморского района Санкт-Петербурга к Администрации Приморского района Санкт-Петербурга об обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Приморского района города Санкт-Петербурга обратился в Приморский районный суд Санкт-Петербурга с иском в порядке ст. 45 ГПК РФ, просил суд обязать Администрацию Приморского района Санкт-Петербурга в 90-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу организовать работы по постановке на учет в Комитете имущественных отношений Санкт-Петербурга бесхозяйного гидротехнического сооружения по адресу: <адрес>, путем направления в СПб ГКУ «Имущество Санкт-Петербурга» пакета документов, необходимого для постановки на учет объекта недвижимого имущества.
В обосновании иска указано, что в ходе проверки исполнения законодательства о безопасной эксплуатации гидротехнических сооружений на территории района, а именно в части постановки бесхозяйных гидротехнических сооружений на учет, проведенной по поручению прокуратуры города, установлено, что в Санкт-Петербурге по адресу: <адрес> расположено бесхозяйное гидротехническое водовыпускное сооружение.
Согласно сведениям администрации Приморского района Санкт-Петербурга в настоящее время указанная сеть на бухгалтерском учете администрации сети водоснабжения и водоотведения не числится.
Обследование данного бесхозяйного ГТС администрацией не производилось, сведения о наличии бесхозяйного имущества – сетей водоотведения, в Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга не направлялись.
Таким образом, указанное гидротехническое сооружение на балансе у хозяйствующих субъектов не числится, ответственности за его техническое обслуживание никто не несет, обслуживанием не занимается.
По сведениям Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга указанное гидротехническое сооружение находится на перечне бесхозяйных.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурором могут быть заявлены требования в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Согласно п. 4 с. 27 п. 3 ст. 35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» в исках, предъявленных в интересах неопределенного круга лиц физических лиц, прокурор действует в силу закона и в их интересах.
В судебное заседание представитель истца помощник прокурора Арсентьева С.Ю. явилась, заявленные требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика по доверенности Сметанина Л.В. в судебное заседание явилась, против удовлетворения исковых требований не возражала, однако ходатайствовала об увеличении предоставленного времени для исполнения решения суда до 180 дней, представила суду письменные пояснения (л.д. 99-100).
Представители третьих лиц – Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга, Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга, СПБ ГКУ "Дирекция мелиоративных систем и охраны окружающей среды Санкт-Петербурга", ООО "Стройсервис" в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц в порядке ст. 167 ГПК РФ, полагая причины их неявки неуважительными и не препятствующими рассмотрению иска по существу.
Выслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В силу ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» и ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера.
В соответствии с п. 9 ст. 2 Федерального закона 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - ФЗ-416) канализационная сеть представляет собой комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод.
Частью 5 ст. 8 ФЗ-416 предусмотрено, что в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам, со дня подписания с органом местного самоуправления поселения, городского округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
Статьей 3 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» к гидротехническим сооружениям отнесены плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Все указанные сооружения, являющиеся гидротехническими, предназначены, прежде всего, для предотвращения вредного воздействия вод и жидких отходов, в связи, с чем поддержание гидротехнических сооружений в технически исправном состоянии, осуществление регулярного контроля за их эксплуатацией и соблюдением норм безопасности является гарантией защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно п.п. 1, 2 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Таким образом, водовыпускное сооружение, в отношении которого заявлены требования, относится к недвижимым вещам, является инженерным сооружением, расположенным под землей и прочно связанным с ней.
Перемещение указанного объекта без несоразмерного ущерба его назначению невозможно.
В соответствии со ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался. Находящиеся на территории Санкт-Петербурга бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по заявлению уполномоченных государственных органов Санкт-Петербурга.
Согласно п. 5 Приказа Минэкономразвития России от 10.12.2015 N 931 "Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей" принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей: органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
Указанные выше положения закрепляют общий порядок постановки на учет бесхозяйных недвижимых вещей.
Согласно закрепленным в вышеназванном порядке положениям (пункты 3, 4, 5) на учет принимаются здания, сооружения, помещения, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались.
В случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном Законом.
Положения ГУ РФ о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей применяется во взаимосвязи с другими положениями законодательства, в том числе с установленным разграничением компетенции между органами государственной власти и органами местного самоуправления.
В силу п. 3.33 Положения о Комитете имущественных отношений Санкт- Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16.02.2015 № 98 Комитет обеспечивает постановку на учет бесхозяйного недвижимого имущества, находящегося на территории Санкт-Петербурга, в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
В соответствии с п.п. 3 Порядка принятия на учёт бесхозяйных недвижимых вещей, утверждённого приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей» (далее - Порядок) на учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее - объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались.
В случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном Законом.
Согласно п. 5 Порядка принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей (далее - заявление) исполнительного органа государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт- Петербурга и Севастополя в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих городов.
В заявлении указываются: вид объекта недвижимости, его кадастровый номер, адрес (при наличии), сведения о заявителе, а также сведения о собственнике в случае, если принятие объекта недвижимости на учет в качестве бесхозяйного осуществляется в связи с отказом лица (лиц) от права собственности на объект недвижимости.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 19.12.2017 № 1098 «Об администрациях районов Санкт-Петербурга» утверждено Положение об администрациях районов Санкт-Петербурга (далее - Положение), согласно п. 1.1. которого, администрация района Санкт-Петербурга (далее Администрация) является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, проводящим государственную политику Санкт-Петербурга и осуществляющим государственное управление на территории района Санкт- Петербурга.
Согласно пункту 1.4. Положения Администрация в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, Уставом Санкт- Петербурга, законами Санкт-Петербурга, постановлениями и распоряжениями Губернатора Санкт-Петербурга, постановлениями и распоряжениями Правительства Санкт-Петербурга, распоряжениями иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга в случаях, предусмотренных правовыми актами Правительства Санкт-Петербурга, а также настоящим Положением.
На основании п. 2.1 Положения к задачам Администрации относится, в том числе, проведение государственной политики Санкт-Петербурга и осуществление государственного управления на территории района Санкт- Петербурга в сферах: здравоохранения и санитарно-эпидемиологического благополучия населения; правопорядка; благоустройства и обращения с отходами.
В соответствии с п. 4.35 Положения на Администрацию возложена обязанность по выявлению бесхозяйного недвижимого имущества, находящегося на территории района, с последующим направлением полученных сведений в Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга.
Согласно п. 1.4. административного регламента администрации района Санкт-Петербурга по исполнению государственной функции по осуществлению выявления бесхозяйного недвижимого имущества, находящегося на территории района Санкт-Петербурга, с последующим направлением полученных сведений в Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга, утвержденному распоряжением Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга от 30.11.2017 № 218-р, при исполнении государственной функции в целях сбора и направления документов, необходимых для постановки на учет бесхозяйного недвижимого имущества, находящегося на территории Санкт-Петербурга, в Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга (далее – Комитет) администрация района осуществляет взаимодействие с Санкт-Петербургским государственным казенным учреждением «Имущество Санкт-Петербурга».
В силу п. 1.6 Административного регламента результатом исполнения государственной функции является направление в СПб ГКУ «Имущество Санкт-Петербурга» пакета документов, необходимого для постановки на учет объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного.
Исчерпывающий перечень направляемых документов и сведений указан в пп. 2.2 и 2.3 Административного регламента.
В соответствии с п. 3.2.2 Административного регламента в целях выявления недвижимого имущества, обладающего признаками бесхозяйного, сотрудник администрации района осуществляет визуальный осмотр объекта недвижимого имущества и обеспечивает подготовку проектов запросов, указанных в пункте 2.3 настоящего Административного регламента.
Для проведения визуального осмотра объекта недвижимого имущества по решению главы администрации района, либо лица, его замещающего, либо заместителя главы собирается комиссия из числа сотрудников администрации района, по итогам работы которой составляется акт осмотра объекта недвижимого имущества.
Максимальный срок подготовки запросов составляет 5 календарных дней.
Подписанный главой администрации района, либо лицом его замещающим, либо заместителем главы запрос передается сотруднику подразделения администрации района, ответственному за делопроизводство в администрации района, который в течение рабочего дня осуществляет его регистрацию и отправку согласно приложенному списку рассылки.
После получения ответов сотрудник администрации района осуществляет подготовку комплекта документов и обращения в СПб ГКУ «Имущество Санкт- Петербурга».
В случае отсутствия в администрации района информации и документов о постановке объекта недвижимого имущества на государственный кадастровый учет (у объекта отсутствует кадастровый номер) администрация района в письме, направляемом в СПб ГКУ «Имущество Санкт-Петербурга», обращает внимание на необходимость постановки имущества на государственный кадастровый учет.
Вместе с тем администрацией Приморского района обязанность по организации работ по постановке на учет бесхозяйного имущества - обследование (выявление) бесхозяйного недвижимого имущества: гидротехнического сооружения, представляющего собой водовыпускное сооружение, не реализована.
Сведения о бесхозяйном недвижимом имуществе, находящемся на территории района, в Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга не направлялись.
Наличие на территории Приморского района Санкт-Петербурга бесхозяйного гидротехнического сооружения создает опасность природной среде и здоровью населения близлежащих территорий, вплоть до возникновения чрезвычайных ситуаций.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Из материалов дела следует, что прокуратурой Приморского района Санкт-Петербурга проведена проверка соблюдения требований законодательства о безопасной эксплуатации гидротехнических сооружений на территории Приморского района Санкт-Петербурга.
В ходе проведения проверки установлено, что по адресу: <адрес>, расположено бесхозяйное гидротехническое выпускное сооружение.
Представитель Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности в письменном заявлении указал, что ГТС по указанному адресу входит в перечень бесхозяйных гидротехнических сооружений, расположенных на территории Санкт-Петербурга. В рамках заключенного Комитетом в 2019 году государственного контракта подрядной организацией (СПб ГУП «Экострой») в период прохождения весеннего и осеннего паводков проводился регулярный осмотр ГТС, очистка от наплавного мусора и посторонних предметов, а также выполнены работы по комплексной очистке коллектора для обеспечения безаварийного пропуска паводковых вод (л.д. 40-42, 45-51)
Помощником прокурора представлен акт проверки от 10 сентября 2020 года гидротехнического сооружения, расположенного по адресу: <адрес>, в подтверждение того, что данный объект является единым, в состав которого входит входной и выходной оголовки, коллектор и смотровой колодец, общая протяженность объекта составляет <данные изъяты> местров от пересечения ручья Гнилого с Полевой Сабировской улицей до впадения в реку Черная (л.д. 95).
Принимая во внимание указанные обстоятельства, подтверждающие наличие бесхозяйного гидротехнического сооружения, признание исковых требований ответчиком в части обязания произвести определенные действия, суд приходит к выводу о том, что Администрации Приморского района Санкт-Петербурга надлежит организовать работы по постановке на учет в Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга указанное бесхозяйное имущество, в связи с чем, исковые требования Прокурора Приморского района Санкт-Петербурга законны, обоснованы и подлежат удовлетворению.
В исковом заявлении срок организации работ по постановке на учет бесхозяйного гидротехнического сооружения указан 90 дней с момента вступления решения в законную силу.
В судебном заседании представитель ответчика просила предоставить срок для исполнения решения суда 180 дней.
Однако, доказательств того, что для исполнения решения суда, указанные в иске 90 дней будет недостаточно, представитель ответчика суду не представила. В связи с чем, суд считает, что оснований для предоставления для исполнения решения суда 180 дней не имеется.
Суд полагает, что указанный срок – 90 дней с момента вступления решения суда в законную силу- является достаточным для осуществления работ по постановке на учет бесхозяйного гидротехнического сооружения.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст. ст. 12, 56, 67, 167, 206 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 90 ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>. ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░» ░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░: ░░░░░░░.