2-509/2024
59RS0018-01-2024-000386 -35
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 апреля 2024 года г. Добрянка
Добрянский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Гусельникова О.П.,
при секретаре судебного заседания Зеленковой Е.Н.,
с участием представителя истца - ст. помощника прокурора г. Добрянка Путиловой А.В.,
представителя ответчика - МБДОУ «Центр развития ребенка «Добрянский детский сад № 11», представителя третьего лица – управления образования администрации Добрянского городского округа Згогуриной М.А., действующей на основании доверенностей,
представителя третьего лица – 12 отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Добрянскому городскому округу ГУ МЧС России по Пермскому краю Плужникова И.А., действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Добрянки, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к МБДОУ «Центр развития ребенка «Добрянский детский сад № 11», администрации Добрянского городского округа Пермского края о возложении обязанностей по устранению нарушений пожарной безопасности,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г. Добрянки, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском (с учетом уточненного искового заявления) к МБДОУ «Центр развития ребенка «Добрянский детский сад № 11», администрации Добрянского городского округа Пермского края о возложении обязанности по устранению нарушений пожарной безопасности.
Свои требования истец мотивирует тем, что в августе 2023 года прокуратурой г. Добрянка по информации 12 Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Добрянскому городскому округу ГУ МЧС России по Пермскому краю проведена проверка соблюдения МБДОУ «Центр развития ребенка «Добрянский детский сад № 11» законодательства о пожарной безопасности, в ходе проверки выявлены существенные нарушения требований закона в указанной сфере.
Проверкой установлено, что по адресам: Пермский край, г. Добрянка ул. Ф.Энгельсад.11/2 и Ф.Энгельса, д.7/2 располагается МБДОУ «Центр развития ребенка «Добрянский детский сад № 11». По результатам проведенной проверки в адрес руководителя данного образовательного учреждения внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено. 12.01.2024 прокуратурой города совместно с 12 Отделом осуществлена повторная проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности в МБДОУ «Центр развития ребенка «Добрянский детский сад № 11».
В ходе проверки установлено, что в образовательном учреждении в здании по адресу: г. Добрянка ул. Ф. Энгельса, д.11/2, требований пожарной безопасности не соблюдаются, ранее выявленные нарушения закона не устранены, а именно:
- при истечении срока эксплуатации автоматической пожарной сигнализации не приняты меры к выводу ее составных частей из эксплуатации, их списанию, а также не приняты меры по созданию новой системы автоматической пожарной сигнализации, что не соответствует требованиям п. 54 ППР в РФ, п. 5.1.7 ГОСТ Р 54101-2010 «Средства автоматизации и системы управления. Средства и системы обеспечения безопасности. Техническое обслуживание и текущий ремонт», п. 6.6.1 ГОСТ Р 59638-2021 «Системы пожарной сигнализации. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту»;
- при истечении срока эксплуатации системы оповещения и управления эвакуацией при пожаре сигнализации не приняты меры к выводу ее составных частей из эксплуатации, их списанию, а также не приняты меры по созданию новой системы оповещения и управления эвакуацией при пожаре, что нарушает п. 54 ППР в РФ, п. 5.1.7 ГОСТ Р 54101-2010 «Средства автоматизации и системы управления. Средства и системы обеспечения безопасности. Техническое обслуживание и текущий ремонт», п. 6.7.4 ГОСТ Р 69639 «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Руководство по проектированию монтажу, техническому обслуживанию и ремонту»;
- не организована работа по ремонту, техническому обслуживанию систем противопожарной защиты (системы оповещения и управления эвакуацией при пожаре), что нарушает требования п. 54 ППР в РФ;
- отсутствует регламент технического обслуживания систем противопожарной защиты, что не соответствует п. 54 ППР в РФ;
- на путях эвакуации в здании Учреждения отсутствует аварийное освещение, что не соответствует требованиям п. 4.3.12 СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»;
- журнал эксплуатации систем противопожарной защиты на объекте не заполнен, что не соответствует п.17(1) ППР в РФ,
- на объекте защиты с массовым пребыванием людей не обеспечено наличие средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара из расчета не менее 1 средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов на каждого дежурного, что нарушает требования п.30 ППР в РФ.
В здании учреждения по адресу: г. Добрянка ул. Ф. Энгельса, д.11/2,6
- отсутствует регламент технического обслуживания систем противопожарной защиты, что не соответствует п. 54 ППР в РФ;
- журнал эксплуатации систем противопожарной защиты на объекте не заполнен, что не соответствует п.17(1) ППР в РФ,
- на объекте защиты с массовым пребыванием людей не обеспечено наличие средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара из расчета не менее 1 средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов на каждого дежурного, что нарушает требования п.30 ППР в РФ.
Неисполнение требования закона о пожарной безопасности создает опасность причинения вреда жизни и здоровью неограниченного круга лиц в будущем, включая несовершеннолетних граждан.
Истец просит обязать МБДОУ «Центр развития ребенка «Добрянский детский сад № 11», по адресу: Пермский край, г. Добрянка, ул. Ф.Энгельса, д.11/2, в срок до 31.08.2028 устранить нарушения пожарной безопасности, а именно:
- в соответствии п. 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479, п. 5.1.7 ГОСТ Р 54101-2010 «Средства автоматизации и системы управления. Средства и системы обеспечения безопасности. Техническое обслуживание и текущий ремонт», п. 6.6.1 ГОСТ Р 59638-2021 «Системы пожарной сигнализации. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту» установить новую систему автоматической пожарной сигнализации в здании;
- в соответствии п. 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479, п. 5.1.7 ГОСТ Р 54101-2010 «Средства автоматизации и системы управления. Средства и системы обеспечения безопасности. Техническое обслуживание и текущий ремонт», п. 6.7.4 ГОСТ Р 69639 «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре» установить новую систему оповещения и управления эвакуацией при пожаре в здании;
- в соответствии с п. 4.3.12 СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» установить на путях эвакуации в здании аварийное освещение.
Обязать МБДОУ «Центр развития ребенка «Добрянский детский сад № 11», по адресу: Пермский край, г. Добрянка, ул. Ф.Энгельса, д.11/2, и ул. Ф.Энгельса, д.7/2 в течение одного месяца с момента вступления в законную силу решения суда, устранить нарушения пожарной безопасности, а именно:
- в соответствии п. 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479, заключить договоры по ремонту, техническому обслуживанию систем противопожарной защиты (системы оповещения и управления эвакуацией при пожаре) с организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющими на это специальное разрешение (на объекте по адресу: г. Добрянка, ул. Ф.Энгельса, д.11/2);
- в соответствии п. 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479, разработать регламент технического обслуживания систем противопожарной защиты;
- в соответствии с п. 17(1) Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479, на объекте обеспечить заполнение журнала эксплуатации систем противопожарной защиты,
- в соответствии с п. 30 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479, на объекте защиты с массовым пребыванием людей не обеспечено наличие средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара из расчета не менее 1 средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов на каждого дежурного,
Обязать администрацию Добрянского городского округа Пермского края в срок до 31.12.2027 выделить бюджетные денежные средства муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Центр развития ребенка «Добрянский детский сад № 11» для устранения нарушений законодательства о пожарной безопасности.
Представитель истца Путилова А.В. в ходе судебного заседания отказалась от части исковых требований, а именно в части разработки регламента технического обслуживания систем противопожарной защиты согласно п.54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479, обеспечения заполнения на объекте журнала эксплуатации систем противопожарной защиты согласно п.17(1) ППР в РФ, приобретения средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара из расчета не менее 1 средства на каждого дежурного согласно п.30 ППР в РФ, указав, что эти нарушения ответчиком МБДОУ «Центр развития ребенка «Добрянский детский сад № 11» устранены в добровольном порядке. Данный отказ судом принят, вынесено определение о прекращении производства по иску в этой части.
Представитель ответчика - МБДОУ «Центр развития ребенка «Добрянский детский сад № 11» Згогурина М.А. требования истца в оставшейся части признала, пояснила, что школа не располагает необходимыми денежными средствами для устранения данных нарушений.
Представитель ответчика – администрации Добрянского городского округа Пермского края Бельтюкова Т.В., будучи надлежащим образом извещенной о дате, времени и месте судебного заседания, не прибыла, ранее ходатайствовала о проведении судебного заседания без участия представителя администрации Добрянского городского округа, в ходе предварительного судебного заседания и в представленных в суд письменных пояснениях просила суд отказать истцу в удовлетворении его требований в части обязать администрацию Добрянского городского округа Пермского края в срок до 31.12.2027 выделить бюджетные денежные средства муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Центр развития ребенка «Добрянский детский сад № 11» для устранения нарушений законодательства о пожарной безопасности. (л.д.49-51,111)
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы гражданского дела, приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст.12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно ч.2 ст.195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
На основании ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений (статья 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1).
В части 3 статьи 131 этого же кодекса закреплено, что в исковом заявлении, предъявляемом прокурором в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, должно быть указано, в чем конкретно заключаются их интересы, какое право нарушено, а также должна содержаться ссылка на закон или иной нормативный правовой акт, предусматривающие способы защиты этих интересов.
Согласно положений ст.ст. 17, 18, 55 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу п. 2 ст. 1 ГК РФ граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Согласно ст. 38 Конституции Российской Федерации детство находится под защитой государства.
В соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на принципе ответственности юридических лиц, должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.
В соответствии с п.п. 2 п. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение их безопасности во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность (пункт 8 части 1 статьи 41 названного закона).
В соответствии с п. 1 и п. 2 ч. 2 ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ) руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
В силу ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, а также лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, несут ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с положениями ст. 5 Федерального закона от 22.07.2000 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности.
Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре.
Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара.
Согласно п. 17(1) Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 (далее – ППР в РФ), руководитель организации обеспечивает ведение и внесение информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты. Допускается ведение журнала эксплуатации систем противопожарной защиты в электронном виде.
В ходе проведенной проверки установлено, что журнал эксплуатации систем противопожарной защиты отсутствует.
В соответствии с п. 30 ППР в РФ на объекте защиты с массовым пребыванием людей руководитель организации обеспечивает наличие исправных ручных электрических фонарей из расчета не менее 1 фонаря на каждого дежурного и средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара из расчета не менее 1 средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара на каждого дежурного.
Руководитель организации обеспечивает 1 раз в год проверку средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара на предмет отсутствия механических повреждений и их целостности с отражением информации в журнале эксплуатации систем противопожарной защиты.
В нарушение п. 30 ППР в РФ на объекте защиты с массовым пребыванием людей Учреждением не обеспечено наличие средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара из расчета не менее 1 средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара на каждого дежурного.
Согласно ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» декларация пожарной безопасности составляется в отношении здания, сооружения, производственного объекта, для которых законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности предусмотрено проведение экспертизы проектной документации (за исключением зданий классов функциональной пожарной опасности Ф1.3, Ф1.4), а также в отношении зданий (частей зданий) класса функциональной пожарной опасности Ф1.1 и предусматривает:
1) оценку пожарного риска (если проводится расчет риска);
2) оценку возможного ущерба имуществу третьих лиц от пожара (может быть проведена в рамках добровольного страхования ответственности за ущерб третьим лицам от воздействия пожара).
В ходе проверки установлено, что актуальная декларация пожарной безопасности в Учреждении отсутствует.
Согласно п. 54 ППР в РФ руководитель организации организует работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, обеспечивающие исправное состояние указанных средств. Работы осуществляются с учетом инструкции изготовителя на технические средства, функционирующие в составе систем противопожарной защиты.
При монтаже, ремонте, техническом обслуживании и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения должны соблюдаться проектные решения и (или) специальные технические условия, а также регламент технического обслуживания указанных систем, утверждаемый руководителем организации. Регламент технического обслуживания систем противопожарной защиты составляется в том числе с учетом требований технической документации изготовителя технических средств, функционирующих в составе систем.
На объекте защиты хранятся техническая документация на системы противопожарной защиты, в том числе технические средства, функционирующие в составе указанных систем, и результаты пусконаладочных испытаний указанных систем.
При эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения сверх срока службы, установленного изготовителем (поставщиком), и при отсутствии информации изготовителя (поставщика) о возможности дальнейшей эксплуатации правообладатель объекта защиты обеспечивает ежегодное проведение испытаний средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения до их замены в установленном порядке.
Информация о работах, проводимых со средствами обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, вносится в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты.
К выполнению работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения привлекаются организации или индивидуальные предприниматели, имеющие специальное разрешение, если его наличие предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Проверкой установлено, что в Учреждении регламент технического обслуживания систем противопожарной защиты отсутствует, что не соответствует требованиям п. 54 ППР в РФ.
В нарушения п. 54 ППР в РФ, п. 5.1.7 ГОСТ Р 54101-2010 «Средства автоматизации и системы управления. Средства и системы обеспечения безопасности. Техническое обслуживание и текущий ремонт», п. 6.6.1 ГОСТ Р 59638-2021 «Системы пожарной сигнализации. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту» при истечении срока эксплуатации автоматической пожарной сигнализации руководителем Учреждения не приняты меры к выводу ее составных частей из эксплуатации, их списанию, а также не приняты меры по созданию новой системы автоматической пожарной сигнализации.
Кроме того, при истечении срока эксплуатации системы оповещения и управления эвакуацией при пожаре руководителем Учреждения не приняты меры к выводу ее составных частей из эксплуатации, их списанию, а также не приняты меры по созданию новой системы оповещения и управления эвакуацией при пожаре, что нарушает требования п. 54 ППР в РФ, п. 5.1.7 ГОСТ Р 54101-2010 «Средства автоматизации и системы управления. Средства и системы обеспечения безопасности. Техническое обслуживание и текущий ремонт», п. 6.7.4 ГОСТ Р 69639 «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Руководство по проектированию монтажу, техническому обслуживанию и ремонту».
В соответствии с п. 30 ППР в РФ на объекте защиты с массовым пребыванием людей руководитель организации обеспечивает наличие исправных ручных электрических фонарей из расчета не менее 1 фонаря на каждого дежурного и средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара из расчета не менее 1 средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара на каждого дежурного.
Руководитель организации обеспечивает 1 раз в год проверку средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара на предмет отсутствия механических повреждений и их целостности с отражением информации в журнале эксплуатации систем противопожарной защиты.
В нарушение п. 30 ППР в РФ на объекте защиты с массовым пребыванием людей Учреждением не обеспечено наличие средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара из расчета не менее 1 средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара на каждого дежурного.
Кроме того, в нарушение п. 4.3.12 СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» в здании на путях эвакуации отсутствует аварийное освещение.
Согласно п. 9 приложения № 1 к приказу МЧС России от 18.11.2021 № 806 «Об определении Порядка, видов, сроков обучения лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организациях, по программам противопожарного инструктажа, требований к содержанию указанных программ и категорий лиц, проходящих обучение по дополнительным профессиональным программам в области пожарной безопасности» противопожарные инструктажи проводятся по программам, разработанным лицами, и утвержденным руководителем организации или лицами, назначенными руководителем организации ответственными за обеспечение пожарной безопасности на объектах защиты в организации.
Проверкой установлено, что программы противопожарных инструктажей отсутствуют, что не соответствует требованиям п. 9 приложения № 1 к приказу МЧС России от 18.11.2021 № 806 «Об определении Порядка, видов, сроков обучения лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организациях, по программам противопожарного инструктажа, требований к содержанию указанных программ и категорий лиц, проходящих обучение по дополнительным профессиональным программам в области пожарной безопасности».
По результатам проведенной проверки в адрес руководителя Учреждения внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено. 12.01.2024 прокуратурой города совместно с 12 Отделом осуществлена повторная проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности в МБДОУ «Центр развития ребенка «Добрянский детский сад № 11».
В ходе проверки установлено, что в образовательном учреждении требований пожарной безопасности не соблюдаются, ранее выявленные нарушения закона не устранены, а именно (в корпусе учреждения по адресу: г. Добрянка, ул. Ф.Энгельса, д.11/2):
- при истечении срока эксплуатации автоматической пожарной сигнализации не приняты меры к выводу ее составных частей из эксплуатации, их списанию, а также не приняты меры по созданию новой системы автоматической пожарной сигнализации, что не соответствует требованиям п. 54 ППР в РФ, п. 5.1.7 ГОСТ Р 54101-2010 «Средства автоматизации и системы управления. Средства и системы обеспечения безопасности. Техническое обслуживание и текущий ремонт», п. 6.6.1 ГОСТ Р 59638-2021 «Системы пожарной сигнализации. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту»;
- при истечении срока эксплуатации системы оповещения и управления эвакуацией при пожаре сигнализации не приняты меры к выводу ее составных частей из эксплуатации, их списанию, а также не приняты меры по созданию новой системы оповещения и управления эвакуацией при пожаре, что нарушает п. 54 ППР в РФ, п. 5.1.7 ГОСТ Р 54101-2010 «Средства автоматизации и системы управления. Средства и системы обеспечения безопасности. Техническое обслуживание и текущий ремонт», п. 6.7.4 ГОСТ Р 69639 «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Руководство по проектированию монтажу, техническому обслуживанию и ремонту»;
- на путях эвакуации в здании Учреждения отсутствует аварийное освещение, что не соответствует требованиям п. 4.3.12 СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»;
- отсутствует регламент технического обслуживания систем противопожарной защиты, что не соответствует п. 54 ППР в РФ;
- журнал эксплуатации систем противопожарной защиты на объекте не заполнен, что не соответствует п.17(1) ППР в РФ,
- на объекте защиты с массовым пребыванием людей не обеспечено наличие средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара из расчета не менее 1 средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов на каждого дежурного, что нарушает требования п.30 ППР в РФ.
- не организована работа по ремонту, техническому обслуживанию систем противопожарной защиты (системы оповещения и управления эвакуацией при пожаре), что нарушает требования п. 54 ППР в РФ.
В корпусе учреждения по адресу: г. Добрянка, ул. Ф.Энгельса, д.7/2:
- отсутствует регламент технического обслуживания систем противопожарной защиты, что не соответствует п. 54 ППР в РФ;
- журнал эксплуатации систем противопожарной защиты на объекте не заполнен, что не соответствует п.17(1) ППР в РФ,
- на объекте защиты с массовым пребыванием людей не обеспечено наличие средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара из расчета не менее 1 средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов на каждого дежурного, что нарушает требования п.30 ППР в РФ.
Неисполнение требования закона о пожарной безопасности создает опасность причинения вреда жизни и здоровью неограниченного круга лиц в будущем, включая несовершеннолетних граждан.
Вместе с тем при вынесении решения суд учитывает, что часть ранее выявленных нарушений ответчиком устранены в добровольном порядке, а именно разработан регламент технического обслуживания систем противопожарной защиты согласно п.54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479, обеспечено заполнение на объекте журнала эксплуатации систем противопожарной защиты согласно п.17(1) ППР в РФ, приобретены средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара из расчета не менее 1 средства на каждого дежурного согласно п.30 ППР в РФ.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения оставшейся части исковых требований прокурора г. Добрянка, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ответчику МБДОУ «Центр развития ребенка «Добрянский детский сад № 11», в связи с тем, что в судебном заседании установлены факты нарушения противопожарных требований, которые подлежат устранению в рамках исполнения законодательства Российской Федерации.
Вместе с тем, рассматривая исковые требования прокурора г. Добрянка к ответчику администрации Добрянского городского округа Пермского края, суд приходит к выводу, что они удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации под главным распорядителем бюджетных средств (главным распорядителем средств соответствующего бюджета) понимается, в частности, орган государственной власти (государственный орган), имеющий право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено данным Кодексом (абзац тридцать шестой статьи 6).
Получателем бюджетных средств (получателем средств соответствующего бюджета) является в том числе находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющее право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено этим кодексом (абзац тридцать восьмой статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся (статья 38.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В законе (решении) о бюджете могут устанавливаться условия предоставления средств из бюджета, в соответствии с которыми предоставление таких средств осуществляется в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
Порядок доведения указанных бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей бюджетных средств устанавливается финансовым органом.
До утверждения указанного в абзаце первом пункта 1 статьи 74 Бюджетного кодекса Российской Федерации порядка доведение соответствующих бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей (распорядителей) или получателей бюджетных средств не допускается (абзац третий пункта 1).
Органы исполнительной власти (органы местной администрации), являющиеся главными распорядителями (распорядителями) и (или) получателями бюджетных средств, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета, осуществляют соответствующие бюджетные полномочия, установленные данным кодексом и принятыми в соответствии с ним правовыми актами (пункт 4 статьи 154 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Обеспечение результативности, адресности и целевого характера использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств, осуществление планирования расходов бюджета, составление обоснования бюджетных ассигнований, распределение этих денежных средств, их лимитов по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, исполнение соответствующей части бюджета, а также определение порядка утверждения бюджетных смет подведомственных получателей бюджетных средств, являющихся казенными учреждениями, отнесены к полномочиям главного распорядителя бюджетных средств (статья 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, только главный распорядитель бюджетных средств имеет право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
В сфере деятельности, являющейся предметом рассмотрения по настоящему делу, именно администрация Добрянского городского округа, осуществляющая полномочия собственника муниципального имущества, как главный распорядитель средств муниципального бюджета производит материально-техническое обеспечение деятельности муниципальных учреждений.
При этом понуждение администрации Добрянского городского округа к выделению финансирования является ограничением права главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание территориального органа и подчиненных ему органов и организаций, а также имущества, закрепленного за территориальным органом на праве оперативного управления, на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, в том числе вопроса какими силами и за счет каких средств обеспечить деятельность подведомственных ему учреждений, и нарушает установленный статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление прокурора г. Добрянка к МБДОУ «Центр развития ребенка «Добрянский детский сад № 11», администрации Добрянского городского округа Пермского края о возложении обязанностей по устранению нарушений пожарной безопасности, - удовлетворить частично.
Обязать МБДОУ «Центр развития ребенка «Добрянский детский сад № 11» расположенное по адресам: Пермский край, г. Добрянка ул. Ф.Энгельсад.11/2 и Ф.Энгельса, д.7/2, устранить нарушения пожарной безопасности, а именно: в течение одного месяца с момента вступления в законную силу решения суда, устранить нарушения пожарной безопасности, а именно:
- в соответствии п. 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479, заключить договоры по ремонту, техническому обслуживанию систем противопожарной защиты (системы оповещения и управления эвакуацией при пожаре) с организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющими на это специальное разрешение;
Обязать МБДОУ «Центр развития ребенка «Добрянский детский сад № 11» расположенное по адресам: Пермский край, г. Добрянка ул. Ф.Энгельсад.11/2, в срок до 31.08.2028 устранить нарушения пожарной безопасности, а именно:
- в соответствии п. 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479, п. 5.1.7 ГОСТ Р 54101-2010 «Средства автоматизации и системы управления. Средства и системы обеспечения безопасности. Техническое обслуживание и текущий ремонт», п. 6.6.1 ГОСТ Р 59638-2021 «Системы пожарной сигнализации. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту» установить новую систему автоматической пожарной сигнализации в здании;
- в соответствии п. 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479, п. 5.1.7 ГОСТ Р 54101-2010 «Средства автоматизации и системы управления. Средства и системы обеспечения безопасности. Техническое обслуживание и текущий ремонт», п. 6.7.4 ГОСТ Р 69639 «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре» установить новую систему оповещения и управления эвакуацией при пожаре в здании;
- в соответствии с п. 4.3.12 СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» установить на путях эвакуации в здании аварийное освещение.
В возложении обязанности на администрацию Добрянского городского округа Пермского края в срок до 31.12.2027 выделить бюджетные денежные средства МБДОУ «Центр развития ребенка «Добрянский детский сад № 11»для устранения нарушений законодательства о пожарной безопасности, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Добрянский районный суд Пермского края в апелляционном порядке в течение месяца со дня составления мотивированной части решения.
Председательствующий: подпись Гусельников О.П.
Копия верна.
Судья: Гусельников О.П.
Мотивированное решение суда изготовлено 23 апреля 2024 года.
Подлинник решения суда подшит в деле № 2-509/2024.