УИД 50RS0004-01-2024-002602-77 2-1727/24
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 АВГУСТА 2024 ГОДА.
г. Волоколамск Московской области
Волоколамский городской суд Московской области в составе судьи Ошурко В.С.
при секретаре Тепляковой О.Н.,
с участием прокурора Сидоренко И.А.,
представителя ответчика Шашкина Р.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению межрайонного природоохранного прокурора Московской области, в интересах Российской Федерации в лице Территориального управления Росимущества в Московской области, Московско-окского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов, к Попову Д.В., Министерству экологии и природопользования Московской области, Управлению Росрестра по Московской области об истребовании из чужого незаконного владения части земельного участка, занятого береговой полосой водного объекта, о внесении в ЕГРН сведений об ограничениях (обременениях),
У С Т А Н О В И Л:
В суд обратился межрайонный природоохранный прокурор Московской области, в интересах Российской Федерации в лице Территориального управления Росимущества в Московской области, Московско-окского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов, с заявлением к Попову Д.В., Министерству экологии и природопользования Московской области, Управлению Росрестра по Московской области, в котором просил
истребовать из чужого незаконного владения Попова Д.В. в собственность Рссийской Федерации часть земельного участка с кадастровым номером № площадью 150 кв.м, занятого береговой полосой водного объекта Рузское водохранилище в следующих координатах:
Имяточки | X, м | Y, м |
участок наложения 1 (площадь 150 кв.м.) | ||
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
Истребовать из чужого незаконного владения Попова Д.В. в собственность Российской Федерации часть земельного участка с кадастровым номером № площадью 4299 кв.м, занятого акваторией и береговой полосой водного объекта безымянный пруд в координатах:
участок наложения 2 (площадь 4 299 кв.м.) | ||
Имяточки | X, м | Y, м |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
Внести изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости изменив площадь земельного участка с кадастровым номером № с 8900 кв.м на 4451 кв.м.
Обязать Министерство экологии и природопользования Московской области, Управление Росреестра по Московской области внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения об ограничении (обременении) прав при использовании земельного участка с кадастровым номером № в соответствии с п. 4.4 СП 2.1.4.2625-10, с приложением № 1 к решению исполнительных комитетов Московского городского и Московского областного Советов народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении проекта установления красных линий границ зон санитарной охраны источников водоснабжения г. Москвы в границах ЛПЗП», а именно:
Не допускается размещение земельных участков под дачное, садово-огородное, индивидуальное жилищное строительство, очистные сооружения канализации, автозаправочных станций (АЗС) легковых автомобилей на расстоянии менее 100 метров от уреза воды источника питьевого водоснабжения при нормальном подпорном уровне для водохранилищ и при летне-осенней межени для основных водотоков и притоков первого порядка. При строительстве и реконструкции объектов отдыха и спорта необходимо соблюдать требование, чтобы все строения располагались на расстоянии не менее 100 метров от уреза воды. В зонах рекреации в полосе 100 м от уреза воды не допускается капитальная застройка, за исключением размещения, реконструкции и капитального ремонта линейных объектов федерального, регионального и местного значения; допускается установка малых архитектурных форм.
Размещение, реконструкция и капитальный ремонт линейных объектов федерального, регионального и местного значения осуществляется при условии выполнения мероприятий по предупреждению загрязнения источника водоснабжения. В случае размещения и реконструкции автомобильных дорог должно быть обеспечено наличие водоотвода поверхностного стока с дорожного полотна с последующей его очисткой на локальных очистных сооружениях в соответствии с гигиеническими нормативами.
На территории 2 пояса ЗСО станций водоподготовки и гидроузлов не допускается размещение объектов, обуславливающих опасность химического и микробного загрязнения почвы, грунтовых вод и воды источника водоснабжения:
кладбищ, скотомогильников (на существующих кладбищах не допускается расширение территории; разрешается захоронение в родственные могилы в соответствии с санитарными правилами и нормами по размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения);
складов горюче-смазочных материалов, ядохимикатов, минеральных удобрений;
накопителей промстоков, шламохранилищ, полигонов и накопителей твердых промышленных отходов (ТПО) и полигонов твердых бытовых отходов (ТБО);
полей ассенизации, полей фильтрации, земледельческих полей орошения, полей подземной фильтрации;
животноводческих и птицеводческих комплексов, ферм, силосных траншей и навозохранилищ;
применение пестицидов, органических и минеральных удобрений;
изменение технологии действующих предприятий, связанное с увеличением техногенной нагрузки на источник водоснабжения;
на территории шириной не менее 500 м от уреза воды не допускаются сплошные рубки леса, выполняющего функции защиты природных и иных объектов, за исключением:
рубок, проводимых в целях ухода за лесными насаждениями;
рубок в случаях, если выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно- гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций;
рубок для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых в целях организации питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;
рубок для использования водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов;
рубок для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.
Не допускается расположение стойбищ, выпас скота в пределах прибрежной полосы шириной не менее 500 метров, а также распашка земли в пределах прибрежной полосы 100 метров.
Во втором поясе запрещается такое использование территории или источников водоснабжения, которое может вызвать качественное или количественное ухудшение последних.
Указать в резолютивной части судебного акта, что решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об ограничениях (обременениях) на использование земельного участка с кадастровым номером №, установленных пунктом 4.4 СП 2.1.4.2625-10, приложением № к решению исполнительных комитетов Московского городского и Московского областного Советов народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № Исполкома Моссовета и Мособлисполкома от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении проекта установления красных линий границ зон санитарной охраны источников водоснабжения г. Москвы в границах ЛПЗП», а также сведений о местоположении границ (координатах) и площади указанного земельного участка.
В обоснование иска указано, что межрайонной природоохранной прокуратурой Московской области проведена проверка соблюдения законодательства при формировании и использовании земельного участка с кадастровым номером №.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости, земельный участок с кадастровым номером № общей площадью 8900 кв.м, отнесен к категории земель «земли сельскохозяйственного назначения» с видом разрешенного использования «для использования в качестве сельскохозяйственных угодий». Земельный участок поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ. В отношении земельного участка зарегистрировано право собственности Попова Д.В., о чем в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ сделана запись о государственной регистрации №. Согласно сведениям ЕГРН и акту проверки межрайонной природоохранной прокуратуры Московской области от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок по периметру не огорожен, какие-либо объекты капитального строительства, вспомогательные постройки на земельном участке отсутствуют. В соответствии с информацией Московско-Окского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов от ДД.ММ.ГГГГ №, земельный участок с кадастровым номером № расположен в границах береговой полосы Рузского водохранилища. Из письма Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что земельный участок в соответствии с Генеральным планом Волоколамского городского округа Московской области, утвержденным решением Совета депутатов Волоколамского городского округа Московской области от ДД.ММ.ГГГГ №, Правилами землепользования и застройки территории (части территории) Волоколамского городского округа Московской области, утвержденными постановлением главы администрации Волоколамского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ №, расположен в функциональной зоне Ж-2 (зона застройки индивидуальными жилыми домами), частично - на территории, покрытой поверхностными водами. В соответствии с картой зон с особыми условиями использования территорий муниципального образования, сведениями, размещенными в государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности Московской области, земельный участок частично расположен в береговой полосе Рузского водохранилища, береговой полосе пруда, а также полностью расположен в прибрежной защитной зоне, водоохранной зоне Рузского водохранилища. Аналогичные сведения содержатся в письме Министерства экологии и природопользования Московской области от ДД.ММ.ГГГГ №. В соответствии с решением Исполкома Моссовета и Мособлисполкома от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении проекта установления красных линий границ зон санитарной охраны источников водоснабжения г. Москвы в границах ЛПЗП» земельный участок расположен во втором поясе зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения г. Москвы. Решение № применяется в соответствии с постановлением Правительства Москвы и Правительства Московской области от ДД.ММ.ГГГГ № до утверждения новых проектов ЗСО в установленном порядке. По запросу межрайонной природоохранной прокуратуры Московской области кадастровым инженером ГБУ «БТИ Московской области» Грицковой Н.В. осуществлено сопоставление местоположения границ акватории и береговых полос водных объектов (Рузского водохранилища и безымянного пруда) с местоположением границ земельного участка с кадастровым номером №. По результатам проведенных вычислений установлено, что границы береговой полосы Рузского водохранилища пересекают границы земельного участка на площади в 150 кв.м, (участок наложения №), границы акватории и береговой полосы пруда - на площади в 4299 кв.м, (участок наложения №).
В силу положений статьи 5 ВК РФ Рузское водохранилище и безымянный пруд являются поверхностными водными объектами. Поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии. Береговая линия (граница водного объекта) определяется по нормальному подпорному уровню.
В соответствии со статьей 6 ВК РФ поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров.
Береговая полоса является неотъемлемой частью водного объекта, связана с ним территориально и функционально и составляет с ним единое целое как природный комплекс, обеспечивая сохранность водного объекта, путем использования водоохранной зоны в особо установленном режиме.
Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них. Законодатель исчерпывающе определил цели и способы использования береговой полосы водного объекта общего пользования, установив для всех граждан без исключения право на ее использование только для передвижения и пребывания около водного объекта (без использования механических транспортных средств).
По данным государственного водного реестра Рузское водохранилище (код объекта - №) находится в собственности Российской Федерации и имеет ширину прибрежной защитной полосы и водоохранной зоны 200 м. Сведения о пруде, частично расположенном в границах спорного земельного участка, в государственном водном реестре отсутствуют. Отсутствие сведений в государственном водном реестре не подтверждает отсутствие самих водных объектов, водоохранных зон, прибрежных защитных полос, береговых линий водных объектов и акваторий водных объектов на рассматриваемой территории. Согласно составу и форме государственного водного реестра, утвержденными приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ №, сведения о береговой полосе общего пользования не включаются в государственный водный реестр.
Земельный участок с кадастровым номером № поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, в этой связи его формирование противоречит требованиям действующего федерального законодательства, поскольку в состав границ земельного участка вопреки указанным требованиям законодательства включена часть береговой полосы Рузского водохранилища, части акватории и береговой полосы безымянного пруда.
В силу п. 4 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения относятся к зонам с особыми условиями использования территорий.
Зоны санитарной охраны Рузского водохранилища установлены решением Исполкома Моссовета и Мособлисполкома от ДД.ММ.ГГГГ № 500-1143 «Об утверждении проекта установления красных линий границ зон санитарной охраны источников водоснабжения г. Москвы в границах ЛПЗП» и СП 2.1.4.2625-10 «Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (далее по тексту - СП 2.1.4.2625-10).
Решением от ДД.ММ.ГГГГ № установлено, что во втором поясе зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы запрещается такое использование территории или источников водоснабжения, которое может вызвать качественное или количественное ухудшение последних. В соответствии с этим всякого рода строительство, уничтожение насаждений, проведение железнодорожных и автотранспортных путей, использование водоемов для полива земельных участков и для сельскохозяйственных нужд, мероприятий по физкультуре, купанию и т.п. допускается в пределах второго пояса только с особого разрешения органов государственной санитарной инспекции.
Назначение второго пояса ЗСО гидроузлов - защита источника водоснабжения от биологического и химического загрязнения, поступающего с поверхностным и подземным стоком и с судов, находящихся в акватории пояса, а также обеспечение процессов самоочищения воды от имеющегося биологического загрязнения.
Согласно п. 3.4.3 СП 2.1.4.2625-10 боковые границы второго пояса ЗСО водозабора или гидроузла должны проходить на расстоянии не менее 500 м от уреза воды при нормальном подпорном уровне для водохранилищ.
Так, в силу п. 4.4 СП 2.1.4.2625-10 при использовании земельного участка, расположенного в границах второго пояса зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы устанавливаются следующие ограничения: не допускается размещение земельных участков под дачное, садово-огородное, индивидуальное жилищное строительство, очистные сооружения канализации, автозаправочных станций (АЗС) легковых автомобилей на расстоянии менее 100 метров от уреза воды источника питьевого водоснабжения при нормальном подпорном уровне для водохранилищ и при летне-осенней межени для основных водотоков и притоков первого порядка. При строительстве и реконструкции объектов
отдыха и спорта необходимо соблюдать требование, чтобы все строения располагались на расстоянии не менее 100 метров от уреза воды. В зонах рекреации в полосе 100 м от уреза воды не допускается капитальная застройка; допускается установка малых архитектурных форм. На территории 2 пояса ЗСО станций водоподготовки и гидроузлов не допускается размещение объектов, обуславливающих опасность химического и микробного загрязнения почвы, грунтовых вод и воды источника водоснабжения: кладбищ,
скотомогильников (на существующих кладбищах не допускается расширение территории; разрешается захоронение в родственные могилы в соответствии с санитарными правилами и нормами по размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения); складов горючесмазочных материалов, ядохимикатов, минеральных удобрений; накопителей промстоков, шламохранилищ, полигонов и накопителей твердых промышленных отходов (ТПО) и полигонов твердых бытовых отходов (ТБО); полей ассенизации, полей фильтрации, земледельческих полей орошения, полей подземной фильтрации; животноводческих и птицеводческих комплексов, ферм, силосных траншей и навозохранилищ; применение пестицидов, органических и минеральных удобрений; изменение технологии действующих предприятий, связанное с увеличением техногенной нагрузки на источник водоснабжения; на территории шириной не менее 500 м от уреза воды не допускаются сплошные рубки леса, выполняющего функции защиты природных и иных объектов, за исключением рубок, проводимых в целях ухода за лесными насаждениями; рубок в случаях, если выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций; рубок для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых в целях организации питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения; рубок для использования водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов; рубок для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов. Не допускается расположение стойбищ, выпас скота в пределах прибрежной полосы шириной не менее 500 м, а также распашка земли в пределах прибрежной полосы 100 м.
Исходя из расположения поверхностного водного объекта в границах земельного участка, земельный участок полностью расположен в границах второго пояса зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения г. Москвы, а на его использование распространяются ограничения, установленные п. 4.4. СП 2.1.4.2625-10.
Проведенной проверкой установлено, что сведения о наложении на использование земельного участка с кадастровым номером № ограничений в соответствии с пунктом 4.4.4 СП 2.1.4.2625- 10, решением Исполнительных комитетов Московского областного и Московского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении проекта установления красных линий границ зон санитарной охраны источников водоснабжения г. Москвы в границах ЛПЗП» в ЕГРН не внесены.
Таким образом, формирование земельного участка с кадастровым номером № противоречит требованиям водного законодательства, но и нарушает закрепленное и гарантированное статьей 42 Конституции Российской Федерации и статьей 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» право каждого на благоприятную окружающую среду и тем самым затрагивает экологические права неопределенного круга лиц, а также прямо нарушает требования водного законодательства, направленного на защиту поверхностных водных объектов.
В судебном заседании прокурор Сидоренко И.А. заявленные требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика Шашкин Р.Ю. исковые требования не оспаривал.
Представители Территориального управления Росимущества в Московской области, Московско-Окского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов, Министерства экологии и природопользования Московской области, Управления Росреестра по Московской области, Филиала ППК « Роскадастр « Московской области о месте и времени судебного разбирательства извещены, в судебное заседание не явились.
Рассмотрев заявленные исковые требования, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, их представителей, изучив материалы дела, суд считает заявление межрайонного природоохранного прокурора Московской области подлежащим удовлетворению.
В соответствии со статьей 1 Водного кодекса Российской Федерации водный объект - это природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.
В соответствии со статьей 6 Водного кодекса Российской Федерации поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров.
Береговая полоса является неотъемлемой частью водного объекта, связана с ним территориально и функционально и составляет с ним единое целое как природный комплекс, обеспечивая сохранность водного объекта, путем использования водоохранной зоны в особо установленном режиме. Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них. Законодатель исчерпывающе определил цели и способы использования береговой полосы водного объекта общего пользования, установив для всех граждан без исключения право на ее использование только для передвижения и пребывания около водного объекта (без использования механических транспортных средств).
Статьей 8 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что все водные объекты, за исключением прудов и обводненных карьеров, расположенных в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся в собственности Российской Федерации.
Пунктом 6 ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что образование земельного участка не должно нарушать требования, установленные настоящим кодексом и другими федеральными законами.
В силу п. 12 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации и п. 8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» земельные участки в составе земель общего пользования, в том числе водные объекты отчуждению (приватизации) не подлежат.
В соответствии с п. 1 ч. 5 и ч. 8 ст. 27 Земельного кодекса РФ запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, а также ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий.
Нахождение в частной собственности земельных участков, расположенных частично в береговой полосе Рузского водохранилища, и возможность дальнейшего произвольного использования участков со стороны ответчика влечет за собой нарушение законных прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц на равный доступ к природным ресурсам, в том числе, водным объектам и земельным участкам общего пользования.
Водные объекты общего пользования и их береговые полосы в соответствии с ч. 1 ст. 8 Водного кодекса РФ могут находиться в исключительной собственности Российской Федерации. При этом права Российской Федерации на спорные участки не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости, поскольку согласно ч. 2 ст. 102 Земельного кодекса РФ на землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется образование земельных участков. Таким образом, водные объекты общего пользования и их береговые полосы не могут выбыть из владения Российской Федерации, образование участков в границах акваторий водных объектов является неправомерным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Частью 2 статьи 55 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия в соответствии с настоящим Водным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
По данному делу установлено, что спорный земельный участок площадью 8900 кв.м., расположенный по адресу Московская область, Волоколамский городской округ, на землях сельскохозяйственного назначения, с разрешенным видом использования « в качестве сельскохозяйственных угодий «, с кадастровым номером № принадлежит на праве собственности ответчику по делу Попову Д.В. Государственная регистрация прав осуществлена ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с информацией Московско-Окского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов от ДД.ММ.ГГГГ №, земельный участок с кадастровым номером № расположен в границах береговой полосы Рузского водохранилища. Из письма Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что земельный участок в соответствии с Генеральным планом Волоколамского городского округа Московской области, утвержденным решением Совета депутатов Волоколамского городского округа Московской области от ДД.ММ.ГГГГ №, Правилами землепользования и застройки территории (части территории) Волоколамского городского округа Московской области, утвержденными постановлением главы администрации Волоколамского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ №, расположен в функциональной зоне Ж-2 (зона застройки индивидуальными жилыми домами), частично - на территории, покрытой поверхностными водами. В соответствии с картой зон с особыми условиями использования территорий муниципального образования, сведениями, размещенными в государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности Московской области, земельный участок частично расположен в береговой полосе Рузского водохранилища, береговой полосе пруда, а также полностью расположен в прибрежной защитной зоне, водоохранной зоне Рузского водохранилища. Аналогичные сведения содержатся в письме Министерства экологии и природопользования Московской области от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно сведениям ЕГРН и акту проверки межрайонной природоохранной прокуратуры Московской области от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок по периметру не огорожен, какие-либо объекты капитального строительства, вспомогательные постройки на земельном участке отсутствуют.
По запросу межрайонной природоохранной прокуратуры Московской области кадастровым инженером ГБУ «БТИ Московской области» Грицковой Н.В. осуществлено сопоставление местоположения границ акватории и береговых полос водных объектов (Рузского водохранилища и безымянного пруда) с местоположением границ земельного участка с кадастровым номером №. По результатам проведенных вычислений установлено, что границы береговой полосы Рузского водохранилища пересекают границы земельного участка на площади в 150 кв.м, (участок наложения №), границы акватории и береговой полосы пруда - на площади в 4299 кв.м, (участок наложения №). Данное заключение соответствует требованиям закона, содержит научно обоснованную исследовательскую часть, оно не противоречит другим доказательствам, стороной ответчика не оспаривалось и сомнений у суда не вызывает. Кадастровый инженер ГБУ «БТИ Московской области» Грицкова Н.В зарегистрирована в реестре кадастровых инженеров саморегулируемых организаций.
В силу положений ч. ч. 1, 4, 15 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации, водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
В соответствии с ч. 2 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации в границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности. При этом, поименованные в статье 65 Водного кодекса Российской Федерации запреты не исключают возможность использования испрашиваемых земельных участков в заявленных целях, а лишь предполагают соблюдение их владельцем ряда ограничений.
Согласно ч. 17 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации в границах прибрежных защитных полос наряду с установленными частью 15 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации ограничениями запрещается размещение отвалов размываемых грунтов.
В виду того, что в рамках данного гражданского дела нашли подтверждения обстоятельства нарушения действующего водного и земельного законодательства при формировании спорного земельного участка, на суд пришел к выводу об обоснованности требований органов прокуратуры и об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Руководствуясь с.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Истребовать из чужого незаконного владения Попова Д.В. в собственность Российской Федерации часть земельного участка с кадастровым номером № площадью 150 кв.м, занятого береговой полосой водного объекта Рузское водохранилище (участок наложения №) в следующих координатах:
Имяточки | X, м | Y, м |
участок наложения 1 (площадь 150 кв.м.) | ||
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
Истребовать из чужого незаконного владения Попова Д.В. в собственность Российской Федерации часть земельного участка с кадастровым номером № площадью 4299 кв.м, занятого акваторией и береговой полосой водного объекта безымянный пруд (участок наложения №), в координатах:
участок наложения 2 (площадь 4 299 кв.м.) | ||
Имяточки | X, м | Y, м |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
Внести изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости изменив площадь земельного участка с кадастровым номером № с 8900 кв.м на 4451 кв.м.
Обязать Министерство экологии и природопользования Московской области, Управление Росреестра по Московской области внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения об ограничении (обременении) прав при использовании земельного участка с кадастровым номером № в соответствии с п. 4.4 СП 2.1.4.2625-10, с приложением № 1 к решению исполнительных комитетов Московского городского и Московского областного Советов народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении проекта установления красных линий границ зон санитарной охраны источников водоснабжения г. Москвы в границах ЛПЗП», а именно:
Не допускается размещение земельных участков под дачное, садово- огородное, индивидуальное жилищное строительство, очистные сооружения канализации, автозаправочных станций (АЗС) легковых автомобилей на расстоянии менее 100 метров от уреза воды источника питьевого водоснабжения при нормальном подпорном уровне для водохранилищ и при летне-осенней межени для основных водотоков и притоков первого порядка. При строительстве и реконструкции объектов отдыха и спорта необходимо соблюдать требование, чтобы все строения располагались на расстоянии не менее 100 метров от уреза воды. В зонах рекреации в полосе 100 м от уреза воды не допускается капитальная застройка, за исключением размещения, реконструкции и капитального ремонта линейных объектов федерального, регионального и местного значения; допускается установка малых архитектурных форм.
Размещение, реконструкция и капитальный ремонт линейных объектов федерального, регионального и местного значения осуществляется при условии выполнения мероприятий по предупреждению загрязнения источника водоснабжения. В случае размещения и реконструкции автомобильных дорог должно быть обеспечено наличие водоотвода поверхностного стока с дорожного полотна с последующей его очисткой на локальных очистных сооружениях в соответствии с гигиеническими нормативами.
На территории 2 пояса ЗСО станций водоподготовки и гидроузлов не допускается размещение объектов, обуславливающих опасность химического и микробного загрязнения почвы, грунтовых вод и воды источника водоснабжения:
кладбищ, скотомогильников (на существующих кладбищах не допускается расширение территории; разрешается захоронение в родственные могилы в соответствии с санитарными правилами и нормами по размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения);
складов горюче-смазочных материалов, ядохимикатов, минеральных удобрений;
накопителей промстоков, шламохранилищ, полигонов и накопителей твердых промышленных отходов (ТПО) и полигонов твердых бытовых отходов (ТБО);
полей ассенизации, полей фильтрации, земледельческих полей орошения, полей подземной фильтрации;
животноводческих и птицеводческих комплексов, ферм, силосных траншей и навозохранилищ;
применение пестицидов, органических и минеральных удобрений;
изменение технологии действующих предприятий, связанное с увеличением техногенной нагрузки на источник водоснабжения;
на территории шириной не менее 500 м от уреза воды не допускаются сплошные рубки леса, выполняющего функции защиты природных и иных объектов, за исключением:
рубок, проводимых в целях ухода за лесными насаждениями;
рубок в случаях, если выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно- гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций;
рубок для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых в целях организации питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;
рубок для использования водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов;
рубок для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.
Не допускается расположение стойбищ, выпас скота в пределах прибрежной полосы шириной не менее 500 метров, а также распашка земли в пределах прибрежной полосы 100 метров.
Во втором поясе запрещается такое использование территории или источников водоснабжения, которое может вызвать качественное или количественное ухудшение последних.
Решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об ограничениях (обременениях) на использование земельного участка с кадастровым номером №, установленных пунктом 4.4 СП 2.1.4.2625-10, приложением № 1 к решению исполнительных комитетов Московского городского и Московского областного Советов народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № Исполкома Моссовета и Мособлисполкома от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении проекта установления красных линий границ зон санитарной охраны источников водоснабжения г. Москвы в границах ЛПЗП», а также сведений о местоположении границ (координатах) и площади указанного земельного участка.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение месяца путем принесения апелляционной жалобы через Волоколамский городской суд Московской области.
СУДЬЯ: подпись В.С. ОШУРКО.
Мотивированное решение изготовлено 16.09.2024 года.
Судья: подпись.
Копия верна.
Судья: