Гражданское дело № 2-5/2024 (2-213/2023) 65RS0013-01-2023-000183-64
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
2 февраля 2024 года пгт. Смирных
Смирныховский районный суд Сахалинской области в составе:
председательствующего судьи Родивилиной Т.Н.,
при секретаре судебного заседания Горовенко Т.А.,
с участием заместителя прокурора Смирныховского района Сахалинской области Касаткина В.Н.,
представителя ответчика администрации муниципального образования городской округ «Смирныховский» ФИО4, действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора Смирныховского района Сахалинской области, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования городской округ «Смирныховский» о возложении обязанности ограничить доступ посторонних лиц до момента сноса здания и о возложении обязанности организовать и обеспечить проведение мероприятий по сносу здания,
у с т а н о в и л:
Прокурор Смирныховского района Сахалинской области (далее – прокурор), действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации МО ГО «Смирныховский», заявив с учетом уточнений, требования о возложении обязанности ограничить доступ посторонних лиц до момента сноса здания по адресу: <адрес> со дня вступления решения суда в законную силу, а также о возложении обязанности организовать и обеспечить проведение мероприятий по сносу одноэтажного здания по указанному адресу в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование заявленных требований указано, что прокурорской проверкой установлено, что дом, расположенный по вышеуказанному адресу, признан аварийным и подлежащим сносу, фактически расселен, но до настоящего времени не снесен, доступ к зданию не ограничен, вход в здание и оконные проемы первого этажа здания не заложены, ограждение территории, на которой находится здание, отсутствует, в связи с чем, имеется беспрепятственный доступ граждан в помещение, в том числе несовершеннолетних. Кроме того, указанный объект имеет явные признаки ветхости и возможно его обрушение или разрушение.
В судебном заседании заместитель прокурора Касаткин В.Н. заявленные исковые требования поддержал, настаивал на их удовлетворении со ссылкой на обстоятельства, указанные в исковом заявлении.
Представитель ответчика администрации МО ГО «Смирныховский» ФИО4, действующая на основании доверенности, с иском не согласилась в части указанного прокурором в исковом заявлении срока для сноса здания, полагая его недостаточным.
В соответствии со статьей 167 ГПК РФ гражданское дело рассмотрено в отсутствие остальных участвующих в деле лиц, ввиду их надлежащего извещения о времени и месте судебного заседания.
Выслушав участников судебного процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно акту и заключению межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ №, распоряжению администрации МО ГО «Смирныховский» от ДД.ММ.ГГГГ №-р дом, расположенный по вышеуказанному адресу, признан аварийным и подлежащим сносу.
Как установлено в ходе прокурорской проверки, дом по указанному адресу фактически расселен, но до настоящего времени не снесен, доступ к зданию не ограничен, вход в здание и оконные проемы первого этажа здания не заложены, ограждение территории, на которой находится здание, отсутствует, в связи с чем, возможен свободный доступ граждан, в том числе несовершеннолетних.
Вышеизложенные нарушения, установленные в ходе прокурорской проверки, зафиксированы в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ, а также в представлении об устранении нарушений законодательства от ДД.ММ.ГГГГ.
Данное представление прокурора не признано незаконным, не отменено.
В судебном заседании установлено, что лица, обладавшие правом пользования помещениями в указанном доме, переселены.
Согласно статье 2 Конституции Российской Федерации права и свободы человека являются высшей ценностью и государство, выполняя свою обязанность по соблюдению и защите прав и свобод человека, устанавливает способы их охраны и защиты в различных отраслях прав.
В соответствии со статьей 12 ГК РФ в качестве одного из способов защиты гражданских прав предусмотрено пресечение действий, нарушающих права или создающих угрозу их нарушения.
Статья 2 Федерального закона от 06.03.2010 №25-ФЗ «О противодействии терроризму» определяет, что противодействие терроризму основывается на принципах обеспечения защиты основных прав и свобод человека, гражданина, а также приоритета мер предупреждения терроризма.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.
В силу статей 7, 10, 13 Устава муниципального образования городской округ «Смирныховский» Сахалинской области к полномочиям органа местного самоуправления городского округа «Смирныховский» в пределах компетенции, установленной федеральным законодательством, законодательством Сахалинской области, настоящим Уставом, иными нормативными правовыми актами, относятся полномочия по решению вопросов местного значения и полномочия по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления МО ГО «Смирныховский» федеральными законами, законами Сахалинской области.
В соответствии с пунктом 7.1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения также относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения.
Аналогичные положения закреплены в пункте 37 статьи 7 Устава МО ГО «Смирныховский».
Согласно пункту 4 статьи 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
В соответствии с пунктом 10 статьи 7 Устава МО ГО «Смирныховский» к вопросам местного значения городского округа относится также обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.
Согласно статье 1, пункту 4 статьи 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», основным принципом противодействия терроризму является обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина (статья 1);
противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма (пункт 4 статьи 3).
В силу статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с пунктами 1, 8, 9, 10 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации, к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений отнесен учет муниципального жилищного фонда (пункт 1);
признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания (пункт 8);
осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (пункт 9);
полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений определяются Конституцией Российской Федерации, Жилищным кодексом Российской Федерации (далее - ЖК РФ), другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации (пункт 10).
Пунктом 8 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что к вопросам местного значения городского округа относятся: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности» органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают исполнение законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности.
Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.
В силу пункта 6.2.2 СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования», введенных постановлением Госстроя Российской Федерации от 23.07.2021 № 80, производственные территории и участки работ в населенных пунктах или на территории организации во избежание доступа посторонних лиц должны быть ограждены.
В судебном заседании установлено, что дом, расположенный по адресу: <адрес>, до настоящего времени не снесен.
Несоблюдение администрацией МО ГО «Смирныховский» Сахалинской области требований закона не должно влиять на права граждан, создавать опасность для жизни и здоровья людей, допускать возможность беспрепятственного проникновения посторонних лиц на указанный объект, в том числе быть использованными в целях совершения террористических актов.
Обязанности по надлежащему содержанию, охране и принятию мер, предупреждающих причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе мер, препятствующих несанкционированному доступу людей в здания или сооружения в период, когда они не эксплуатируются, обеспечения безопасности населения, и последующем сносе зданий, должны быть возложены на администрацию МО ГО «Смирныховский», поскольку непринятие своевременных мер по установлению ограждения территории аварийных домов создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
Таким образом, исковые требования подлежат удовлетворению.
В силу части 2 статьи 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом времени, необходимого для выполнения мероприятий по сносу дома, с учетом проведения конкурсов и заключения муниципальных контрактов в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а также временных рамок, определенных статьей 55.31 Градостроительного кодекса РФ по формированию проектной документации по сносу объекта капитального строительства, и исходя из общеправовых принципов справедливости и разумности, в силу которых исполнение вступившего в законную силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем, чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех взыскателей и должников, суд считает возможным установить срок для устранения выявленных нарушений действующего законодательства, организации и обеспечению проведения мероприятий по сносу здания в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Оснований для возмещения судебных расходов, суд не находит, поскольку стороны в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 333.36 НК РФ освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования прокурора Смирныховского района Сахалинской области, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования городской округ «Смирныховский» о возложении обязанности ограничить доступ посторонних лиц до момента сноса здания и о возложении обязанности организовать и обеспечить проведение мероприятий по сносу здания, - удовлетворить.
Возложить на администрацию муниципального образования городской округ «Смирныховский» (ИНН/ОГРН 6514000218/1026500916507) обязанность ограничить доступ посторонних лиц до момента сноса здания по адресу: <адрес>, со дня вступления решения суда в законную силу.
Возложить на администрацию муниципального образования городской округ «Смирныховский» (ИНН/ОГРН 6514000218/1026500916507) обязанность организовать и обеспечить проведение мероприятий по сносу одноэтажного здания по адресу: <адрес>, в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Сахалинский областной суд через Смирныховский районный суд Сахалинской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Т.Н. Родивилина
Мотивированное решение суда изготовлено 02.02.2024.
Судья Т.Н. Родивилина