Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-109/2023 (2-1269/2022;) ~ M1259/2022 от 24.11.2022

Дело № 2-109/2023

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 января 2023 года г. Черняховск

Черняховский городской суд Калининградской области в составе:

председательствующего судьи Лобанова В.А.,

при секретаре Сергеевой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Привалова Вячеслава Николаевича к УФСИН России по Калининградской области о признании заключения служебной проверки незаконным и об изменении формулировки оснований увольнения со службы в уголовно-исполнительной системе

УСТАНОВИЛ:

Привалов В.Н. обратился в суд с исковым заявлением к УФСИН России по Калининградской области о признании заключения служебной проверки незаконным и об изменении формулировки оснований увольнения со службы в уголовно-исполнительной системе, указав в обоснование заявленных требований, что приказом начальника УФСИН России по Калининградской области № 422-лс от 20 октября 2022 года он был уволен со службы в уголовно-исполнительной системе РФ на основании п.5 ч.3 ст.84 Федерального закона от 19.07.2018 №197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» в связи с предоставлением сотрудником в период прохождения службы в уголовно-исполнительной системе заведомо ложных сведений. Так как служебная проверка в отношении него проведена с нарушением приказов и действующего законодательства, просил суд признать заключение служебной проверки №1-852 от 17 октября 2022 года незаконным и обязать начальника УФСИН России по Калининградской области внести изменения в приказ № 422-лс от 20 октября 2022 года, указав основание для прекращения контракта и увольнения п.4 ч.2 ст.84 Федерального закона от 19.07.2018 №197-ФЗ - по выслуге лет, дающей право на получение пенсии.

Истец Привалов В.Н. в судебном заседании поддержал заявленные им требования и пояснил, что действительно в отношении него была проведена служебная проверка, однако о причинах и законных основаниях для продления сроков ее проведения он уведомлен не был. Также состав комиссии, подписавшей заключение служебной проверки, не соответствовал составу комиссии, указанной в приложении к приказу № 515 от 20 сентября 2022 года. 11 октября 2022 года он подал рапорт и ходатайство в УФСИН России по Калининградской области по вопросу его увольнения со службы по выслуге лет, дающей право на получение пенсии, в удовлетворении которого ему было отказано.

Представитель ответчика - УФСИН России по Калининградской области Мусияченко А.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал и поддержал доводы, указанные в письменных возражениях на иск (л.д.105-106), из содержания которых следует, что увольнение со службы истца было произведено в порядке, соответствующем требованиям Федерального закона № 197-ФЗ.

Представитель соответчика, привлеченного к участию в деле определением суда от 28 декабря 2022 года - ФКУ «Уголовно-исполнительная инспекция УФСИН России по Калининградской области» Фисенко А.И., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала и поддержала доводы, указанные в письменных возражениях на иск (л.д.122-123), из содержания которых следует, что для увольнения сотрудника уголовно-исполнительной системы со службы в связи с представлением в период прохождения службы заведомо ложных сведений достаточно установить сам факт представления им таких сведений, что подтверждается анкетой, которую Привалов В.Н. собственноручно заполнил, не указав факт привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 12.8 КоАП РФ.

Выслушав истца и представителей ответчиков, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Как установлено судом, истец проходил службу в УФСИН России по Калининградской области с 02 ноября 2015 года, в должности старшего инспектора Гусевского МФ ФКУ УИИ УФСИН России по Калининградской области - с 21 мая 2019 года.

Во исполнение указания УФСИН России по Калининградской области от 28.12.2021 года о подготовке к усиленному варианту несения службы в период новогодних праздников с личным составом были проведены беседы по недопущению нарушений служебной дисциплины и законности, а также коррупционных правонарушений в период новогодних и рождественских праздников, что подтверждает ведомость ознакомления сотрудников Гусевского МФ ФКУ УИИ УФСИН России по Калининградской области от 28 декабря 2021 года, в которой имеется подпись Привалова В.Н.

16 августа 2022 года в МРЭО ГИБДД УМВД России по Калининградской области был направлен запрос о предоставлении информации о наличии либо отсутствии фактов привлечения сотрудников ФКУ УИИ УФСИН России по Калининградской области к уголовной и административной ответственности.

19 сентября 2022 года был получен ответ, в котором содержались сведения, что постановлением мирового судьи 1-го судебного участка Черняховского судебного района Калининградской области от 03 февраля 2022 года Привалов В.Н. привлечен к административной ответственности по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.8 КоАП РФ, в связи с тем, что 07 января 2022 года управлял транспортным средством, находясь в состоянии алкогольного опьянения, и ему было назначено наказание в виде административного штрафа и лишения права управления транспортными средствами.

Приказом УФСИН России по Калининградской области №515 от 20 сентября 2022 года была создана комиссия для проведения служебной проверки в целях установления причин и условий, приведших к совершению Приваловым В.Н. вышеуказанного административного правонарушения в составе комиссии, состоящей из 4 сотрудников УФСИН России по Калининградской области.

Согласно заключения служебной проверки от 17 октября 2022 года был установлен факт несоблюдения Приваловым В.Н. положений Закона №197-ФЗ, Кодекса этики и служебного поведения сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих уголовно-исполнительной системы, утвержденного приказом ФСИН России от 11.01.2012 №5 «Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих уголовно-исполнительной системы», должностной инструкции, контракта о службе в уголовно-исполнительной системе и принято решение о прекращении действия (расторжении) служебного контракта в связи с грубым нарушением служебной дисциплины по п. 5 части 3 статьи 84 Закона № 197-ФЗ.

Приказом начальника УФСИН России по Калининградской области № 422-лс от 20 октября 2022 года Привалов В.Н. был уволен со службы в уголовно-исполнительной системе РФ на основании п.5 ч.3 ст.84 Федерального закона от 19.07.2018 №197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» в связи с предоставлением сотрудником в период прохождения службы в уголовно-исполнительной системе заведомо ложных сведений.

Разрешая заявленные требования, суд исходит из следующих норм материального права, регламентирующих спорные правоотношения.

Правоотношения, связанные с прохождением службы в уголовно-исполнительной системе и ее прекращением, регламентируются Федеральным законом от 19.07.2018 № 197-ФЗ «О службе в уголовно исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», Законом РФ от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации».

В соответствии с пунктами 1 - 7 части 1 статьи 3 Федерального закона от 19 июля 2018 г. №197-ФЗ регулирование правоотношений, связанных со службой в уголовно-исполнительной системе, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, данным федеральным законом, Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 г. №5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в уголовно-исполнительной системе.

В силу статьи 13 Федерального закона от 19.07.2018 г. № 197-ФЗ, определяющей требования к служебному поведению сотрудника при осуществлении служебной деятельности, а также во внеслужебное время, сотрудник должен: соблюдать служебную дисциплину, исполнять обязанности по замещаемой должности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы учреждений и органов уголовно-исполнительной системы; соблюдать нормы служебной, профессиональной этики; проявлять корректность, уважение, вежливость и внимательность по отношению к гражданам и должностным лицам; не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации либо авторитету учреждения или органа уголовно-исполнительной системы.

Согласно части 1 статьи 49 Федерального закона от 19.07.2018 г. №197-ФЗ нарушением служебной дисциплины (дисциплинарным проступком) признается виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником законодательства Российской Федерации, Присяги сотрудника уголовно-исполнительной системы, дисциплинарного устава уголовно-исполнительной системы, правил внутреннего служебного распорядка учреждения или органа уголовно-исполнительной системы, должностной инструкции, либо в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в уголовно-исполнительной системе, и требований к служебному поведению, либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) при исполнении служебных обязанностей и реализации предоставленных прав.

Увольнение со службы в уголовно-исполнительной системе в силу пункту 5 части 1 статьи 50 Федерального закона от 19.07.2018 г. №197-ФЗ является одним из видов дисциплинарного взыскания, налагаемого на сотрудника органа внутренних дел в случае нарушения им служебной дисциплины.

Порядок наложения на сотрудников дисциплинарных взысканий установлен статьей 52 Федерального закона от 19.07.2018 г. №197-ФЗ.

Пунктом 6 части 2 статьи 84 Федерального закона от 19.07.2018 г. №197-ФЗ предусмотрено, что контракт может быть расторгнут, а сотрудник может быть уволен со службы в уголовно-исполнительной системе в связи с грубым нарушением служебной дисциплины.

Перед наложением дисциплинарного взыскания по решению руководителя федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченного руководителя в соответствии со статьей 54 настоящего Федерального закона может быть проведена служебная проверка.

Проведенной служебной проверкой было установлено, что Привалов В.Н. управлял транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения и был привлечен к административной ответственности по факту совершения административного правонарушения в период усиленного варианта несения службы, а именно 07 января 2022 года.

С момента совершения Приваловым В.Н. проступка с учетом нахождения в отпуске и в отгулах прошло более шести месяцев и срок привлечения к дисциплинарной ответственности истек 07 августа 2022 года, в связи с чем комиссия пришла к выводу, что привлечь Привалова В.Н. к дисциплинарной ответственности в виде увольнения из уголовно-исполнительной системы по пункту 9 части 3 статьи 84 Федерального закона от 19.07.2018 г. № 197-ФЗ не представляется возможным.

Вместе с тем, из материалов дела следует, что Привалов В.Н., чтобы избежать ответственности за свой проступок, при заполнении 12 мая 2022 года анкеты по форме, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации № 828-р от 25 апреля 2019 года, не указал о своем привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ.

В силу пункта 9 части 1 статьи 14 Федерального закона от 19.07.2018 №197-ФЗ сотрудник не может находиться на службе в уголовно-исполнительной системе в случае представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на службу в уголовно-исполнительной системе или в период ее прохождения.

Пунктом 5 части 3 статьи 84 Федерального закона от 19.07.2018 г. №197-ФЗ предусмотрено, что контракт может быть расторгнут, а сотрудник может быть уволен со службы в уголовно-исполнительной системе в связи с представлением сотрудником подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на службу в уголовно-исполнительной системе, а также в связи с представлением сотрудником в период прохождения службы в уголовно-исполнительной системе подложных документов или заведомо ложных сведений, подтверждающих его соответствие требованиям законодательства Российской Федерации в части, касающейся условий замещения соответствующей должности в уголовно-исполнительной системе, если это не влечет за собой уголовную ответственность

Для увольнения сотрудника уголовно-исполнительной инспекции со службы в связи с представлением сотрудником подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на службу в уголовно-исполнительной системе, а также в связи с представлением сотрудником в период прохождения службы в уголовно-исполнительной системе подложных документов или заведомо ложных сведений достаточно установить сам факт представления им при поступлении на службу таких сведений вне зависимости от времени, когда эти обстоятельства имели место быть, а также от времени, когда они были выявлены и установлены.

Доводы истца о том, что он не указал в графе 13 анкеты данные о привлечении его к административной ответственности, так как на момент подачи анкеты 12 мая 2022 года он не имел на руках вступившее в законную силу постановление суда о привлечении его к административной ответственности, опровергаются материалами дела об административном правонарушении, согласно которых копия постановления мирового судьи 1-го судебного участка Черняховского судебного района Калининградской области от 03 февраля 2022 года была получена Приваловым В.Н. лично 15 февраля 2022 года и 22 марта 2022 года им был уплачен административный штраф в размере 30000 рублей.

Таким образом, Приваловым В.Н. по состоянию на момент подачи анкеты было достоверно известно о факте его привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.8 КоАП РФ.

В случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами Российской Федерации, указанными в части 1 названной выше статьи, к правоотношениям, связанным со службой в уголовно-исполнительной системе, применяются нормы трудового законодательства Российской Федерации (часть 2 статьи 3 Федерального закона от 19 июля 2018 г. №197-ФЗ).

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 26 декабря 2002 г. №17-П, служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением безопасности государства, общественного порядка, законности, прав и свобод граждан и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах. Лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции, чем обусловливается их правовой статус, основанный в том числе, на особых требованиях к уровню профессиональной подготовки и морально-психологическим качествам, добросовестному исполнению ими условий служебного контракта, для них установлены повышенные требования к их поведению, как в служебное, так и во внеслужебное время. В том числе, на них возложены особые обязанности заботиться о сохранении своих чести и достоинства, не совершать поступков, вызывающих сомнение в объективности, справедливости и беспристрастности сотрудника, наносящих ущерб его репутации, авторитету органа уголовно-исполнительной системы и государственной власти.

Суд приходит к выводу, что у ответчика имелись основания для увольнения истца по пункту 5 части 3 статьи 84 Федерального закона от 19.07.2018 №197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» - в связи с представлением сотрудником в период прохождения службы в уголовно-исполнительной системе заведомо ложных сведений, поскольку обстоятельства, изложенные в заключении служебной проверки от 19 октября 2022 года, послужившие поводом к увольнению истца по указанному основанию, нашли свое подтверждение в процессе судебного разбирательства и не были ничем опровергнуты.

При издании приказа ответчиком были учтены обстоятельства, при которых истцом было допущено нарушение служебной дисциплины, его предшествующее поведение и отношение к службе.

Кроме этого, процедура увольнения истца была соблюдена ответчиком в полном объеме, назначена служебная проверка, объяснения по факту выявленных нарушений в период исполнения служебных обязанностей с истца были истребованы, с заключением служебной проверки и приказом об увольнении истец ознакомлен.

Доводы истца, что служебная проверка проведена с нарушениями, не могут быть признаны судом обоснованными.

Согласно материалам дела, проверка проведена в составе комиссии, утвержденной приказом УФСИН России по Калининградской области от 20.09.2022 № 515.

В соответствии с требованиями пункта 19 Приказа Министерства юстиции РФ от 31 декабря 2020 г. №341 «Об утверждении Порядка проведения служебных проверок в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации» срок проведения служебной проверки может быть продлен должностным лицом, издавшим приказ (распоряжение) о проведении служебной проверки, на срок до 30 дней в соответствии с частью 4 статьи 54 Федерального закона №197-ФЗ и (или) на 10 рабочих дней в соответствии с частью 2 статьи 54 Федерального закона №197-ФЗ.

Согласно рапорта председателя комиссии ФИО7 срок проведения служебной проверки в отношении Привалова В.Н. был продлен начальником УФСИН России по Калининградской области до 19 октября 2022 года, а служебная проверка окончена 17 октября 2022 года.

Таким образом, суд приходит к выводу, что порядок проведения служебной проверки нарушен не был.

Рассматривая требования истца об изменении формулировки оснований увольнения со службы в уголовно-исполнительной системе и внесении изменений в приказ начальника УФСИН России по Калининградской области № 422-лс от 20 октября 2022 года, потому что имеется наличие рапорта Привалова В.Н. в УФСИН России по Калининградской области по вопросу его увольнения со службы по выслуге лет, дающей право на получение пенсии, суд исходит из следующего.

В соответствии со статьей 394 Трудового кодекса РФ в случае признания увольнения незаконным орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, может по заявлению работника принять решение об изменении формулировки основания увольнения на увольнение по собственному желанию; если в случаях, предусмотренных указанной статьей, после признания увольнения незаконным суд выносит решение не о восстановлении работника, а об изменении формулировки основания увольнения, то дата увольнения должна быть изменена на дату вынесения решения судом.

В соответствии с ч.2 ст.84 Закона №197-ФЗ контракт может быть расторгнут, а сотрудник может быть уволен со службы в уголовно-исполнительной системе по инициативе сотрудника (п. 2), по выслуге лет, дающей право на получение пенсии (п.4). Частью 4 ст.84 Закона № 197-ФЗ предусмотрено, что увольнение по указанным основаниям осуществляется по инициативе сотрудника.

Из приведенных выше положений Федерального закона от 19.07.2018 № 197-ФЗ следует, что предоставление сотрудником заведомо ложных сведений в период прохождения службы в уголовно-исполнительной системе является безусловным основанием для расторжения контракта, при этом право выбора сотрудником основания увольнения возникает только в отношении оснований прекращения или расторжения контракта, приведенных в ч. 7 ст. 84 данного закона, к которым увольнение на основании п. 5 ч. 3 ст. 84 закона, не относится.

Таким образом, наличие рапорта Привалова В.Н. об увольнении со службы в уголовно-исполнительной системе по выслуге лет, дающей право на получение пенсии, не препятствовало его увольнению по иному основанию, поскольку на момент написания рапорта в отношении него уже имелись сведения о нарушении служебного контракта, выразившегося в совершении им проступка, порочащего честь сотрудника уголовно-исполнительной системы, а также предоставление заведомо ложных сведений в период прохождения службы в уголовно-исполнительной системе.

Как любое соглашение, контракт о прохождении службы в уголовно-исполнительной системе предполагает неукоснительное соблюдение его положений, возлагающих на сотрудника обязательства проходить службу на условиях, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о службе в уголовно-исполнительной системе, а также непосредственно положениями контракта, соблюдать Присягу и правила внутреннего распорядка, честно и добросовестно выполнять все предусмотренные ими требования, а также предусмотренные по занимаемой штатной должности обязанности.

Исходя из требований Федерального закона от 19.07.2018 №197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», предоставление сотрудником заведомо ложных сведений в период прохождения службы в уголовно-исполнительной системе является безусловным основанием для расторжения контракта.

При таких обстоятельствах, у суда отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований Привалова В.Н.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 17 ░░░░░░░ 2022 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №422-░░ ░░ 20 ░░░░░░░ 2022 ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ 4 ░░░░░ 2 ░░░░░░ 84 (░░ ░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 19.07.2018░. №197-░░ «░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░» – ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 31 ░░░░░░ 2023 ░░░░.

░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░.░.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2-109/2023 (2-1269/2022;) ~ M1259/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Привалов Вячеслав Николаевич
Ответчики
УФСИН России по Калининградской области
ФКУ УИИ УФСИН России по Калининградской области
Суд
Черняховский городской суд Калининградской области
Судья
Лобанов В.А.
Дело на сайте суда
cherniahovsky--kln.sudrf.ru
24.11.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.11.2022Передача материалов судье
28.11.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.12.2022Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
12.12.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.12.2022Подготовка дела (собеседование)
28.12.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.01.2023Судебное заседание
31.01.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.02.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.03.2023Дело оформлено
01.03.2023Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее