Дело № 2-109/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 января 2023 года г. Черняховск
Черняховский городской суд Калининградской области в составе:
председательствующего судьи Лобанова В.А.,
при секретаре Сергеевой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Привалова Вячеслава Николаевича к УФСИН России по Калининградской области о признании заключения служебной проверки незаконным и об изменении формулировки оснований увольнения со службы в уголовно-исполнительной системе
УСТАНОВИЛ:
Привалов В.Н. обратился в суд с исковым заявлением к УФСИН России по Калининградской области о признании заключения служебной проверки незаконным и об изменении формулировки оснований увольнения со службы в уголовно-исполнительной системе, указав в обоснование заявленных требований, что приказом начальника УФСИН России по Калининградской области № 422-лс от 20 октября 2022 года он был уволен со службы в уголовно-исполнительной системе РФ на основании п.5 ч.3 ст.84 Федерального закона от 19.07.2018 №197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» в связи с предоставлением сотрудником в период прохождения службы в уголовно-исполнительной системе заведомо ложных сведений. Так как служебная проверка в отношении него проведена с нарушением приказов и действующего законодательства, просил суд признать заключение служебной проверки №1-852 от 17 октября 2022 года незаконным и обязать начальника УФСИН России по Калининградской области внести изменения в приказ № 422-лс от 20 октября 2022 года, указав основание для прекращения контракта и увольнения п.4 ч.2 ст.84 Федерального закона от 19.07.2018 №197-ФЗ - по выслуге лет, дающей право на получение пенсии.
Истец Привалов В.Н. в судебном заседании поддержал заявленные им требования и пояснил, что действительно в отношении него была проведена служебная проверка, однако о причинах и законных основаниях для продления сроков ее проведения он уведомлен не был. Также состав комиссии, подписавшей заключение служебной проверки, не соответствовал составу комиссии, указанной в приложении к приказу № 515 от 20 сентября 2022 года. 11 октября 2022 года он подал рапорт и ходатайство в УФСИН России по Калининградской области по вопросу его увольнения со службы по выслуге лет, дающей право на получение пенсии, в удовлетворении которого ему было отказано.
Представитель ответчика - УФСИН России по Калининградской области Мусияченко А.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал и поддержал доводы, указанные в письменных возражениях на иск (л.д.105-106), из содержания которых следует, что увольнение со службы истца было произведено в порядке, соответствующем требованиям Федерального закона № 197-ФЗ.
Представитель соответчика, привлеченного к участию в деле определением суда от 28 декабря 2022 года - ФКУ «Уголовно-исполнительная инспекция УФСИН России по Калининградской области» Фисенко А.И., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала и поддержала доводы, указанные в письменных возражениях на иск (л.д.122-123), из содержания которых следует, что для увольнения сотрудника уголовно-исполнительной системы со службы в связи с представлением в период прохождения службы заведомо ложных сведений достаточно установить сам факт представления им таких сведений, что подтверждается анкетой, которую Привалов В.Н. собственноручно заполнил, не указав факт привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 12.8 КоАП РФ.
Выслушав истца и представителей ответчиков, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Как установлено судом, истец проходил службу в УФСИН России по Калининградской области с 02 ноября 2015 года, в должности старшего инспектора Гусевского МФ ФКУ УИИ УФСИН России по Калининградской области - с 21 мая 2019 года.
Во исполнение указания УФСИН России по Калининградской области от 28.12.2021 года о подготовке к усиленному варианту несения службы в период новогодних праздников с личным составом были проведены беседы по недопущению нарушений служебной дисциплины и законности, а также коррупционных правонарушений в период новогодних и рождественских праздников, что подтверждает ведомость ознакомления сотрудников Гусевского МФ ФКУ УИИ УФСИН России по Калининградской области от 28 декабря 2021 года, в которой имеется подпись Привалова В.Н.
16 августа 2022 года в МРЭО ГИБДД УМВД России по Калининградской области был направлен запрос о предоставлении информации о наличии либо отсутствии фактов привлечения сотрудников ФКУ УИИ УФСИН России по Калининградской области к уголовной и административной ответственности.
19 сентября 2022 года был получен ответ, в котором содержались сведения, что постановлением мирового судьи 1-го судебного участка Черняховского судебного района Калининградской области от 03 февраля 2022 года Привалов В.Н. привлечен к административной ответственности по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.8 КоАП РФ, в связи с тем, что 07 января 2022 года управлял транспортным средством, находясь в состоянии алкогольного опьянения, и ему было назначено наказание в виде административного штрафа и лишения права управления транспортными средствами.
Приказом УФСИН России по Калининградской области №515 от 20 сентября 2022 года была создана комиссия для проведения служебной проверки в целях установления причин и условий, приведших к совершению Приваловым В.Н. вышеуказанного административного правонарушения в составе комиссии, состоящей из 4 сотрудников УФСИН России по Калининградской области.
Согласно заключения служебной проверки от 17 октября 2022 года был установлен факт несоблюдения Приваловым В.Н. положений Закона №197-ФЗ, Кодекса этики и служебного поведения сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих уголовно-исполнительной системы, утвержденного приказом ФСИН России от 11.01.2012 №5 «Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих уголовно-исполнительной системы», должностной инструкции, контракта о службе в уголовно-исполнительной системе и принято решение о прекращении действия (расторжении) служебного контракта в связи с грубым нарушением служебной дисциплины по п. 5 части 3 статьи 84 Закона № 197-ФЗ.
Приказом начальника УФСИН России по Калининградской области № 422-лс от 20 октября 2022 года Привалов В.Н. был уволен со службы в уголовно-исполнительной системе РФ на основании п.5 ч.3 ст.84 Федерального закона от 19.07.2018 №197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» в связи с предоставлением сотрудником в период прохождения службы в уголовно-исполнительной системе заведомо ложных сведений.
Разрешая заявленные требования, суд исходит из следующих норм материального права, регламентирующих спорные правоотношения.
Правоотношения, связанные с прохождением службы в уголовно-исполнительной системе и ее прекращением, регламентируются Федеральным законом от 19.07.2018 № 197-ФЗ «О службе в уголовно исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», Законом РФ от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации».
В соответствии с пунктами 1 - 7 части 1 статьи 3 Федерального закона от 19 июля 2018 г. №197-ФЗ регулирование правоотношений, связанных со службой в уголовно-исполнительной системе, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, данным федеральным законом, Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 г. №5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в уголовно-исполнительной системе.
В силу статьи 13 Федерального закона от 19.07.2018 г. № 197-ФЗ, определяющей требования к служебному поведению сотрудника при осуществлении служебной деятельности, а также во внеслужебное время, сотрудник должен: соблюдать служебную дисциплину, исполнять обязанности по замещаемой должности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы учреждений и органов уголовно-исполнительной системы; соблюдать нормы служебной, профессиональной этики; проявлять корректность, уважение, вежливость и внимательность по отношению к гражданам и должностным лицам; не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации либо авторитету учреждения или органа уголовно-исполнительной системы.
Согласно части 1 статьи 49 Федерального закона от 19.07.2018 г. №197-ФЗ нарушением служебной дисциплины (дисциплинарным проступком) признается виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником законодательства Российской Федерации, Присяги сотрудника уголовно-исполнительной системы, дисциплинарного устава уголовно-исполнительной системы, правил внутреннего служебного распорядка учреждения или органа уголовно-исполнительной системы, должностной инструкции, либо в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в уголовно-исполнительной системе, и требований к служебному поведению, либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) при исполнении служебных обязанностей и реализации предоставленных прав.
Увольнение со службы в уголовно-исполнительной системе в силу пункту 5 части 1 статьи 50 Федерального закона от 19.07.2018 г. №197-ФЗ является одним из видов дисциплинарного взыскания, налагаемого на сотрудника органа внутренних дел в случае нарушения им служебной дисциплины.
Порядок наложения на сотрудников дисциплинарных взысканий установлен статьей 52 Федерального закона от 19.07.2018 г. №197-ФЗ.
Пунктом 6 части 2 статьи 84 Федерального закона от 19.07.2018 г. №197-ФЗ предусмотрено, что контракт может быть расторгнут, а сотрудник может быть уволен со службы в уголовно-исполнительной системе в связи с грубым нарушением служебной дисциплины.
Перед наложением дисциплинарного взыскания по решению руководителя федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченного руководителя в соответствии со статьей 54 настоящего Федерального закона может быть проведена служебная проверка.
Проведенной служебной проверкой было установлено, что Привалов В.Н. управлял транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения и был привлечен к административной ответственности по факту совершения административного правонарушения в период усиленного варианта несения службы, а именно 07 января 2022 года.
С момента совершения Приваловым В.Н. проступка с учетом нахождения в отпуске и в отгулах прошло более шести месяцев и срок привлечения к дисциплинарной ответственности истек 07 августа 2022 года, в связи с чем комиссия пришла к выводу, что привлечь Привалова В.Н. к дисциплинарной ответственности в виде увольнения из уголовно-исполнительной системы по пункту 9 части 3 статьи 84 Федерального закона от 19.07.2018 г. № 197-ФЗ не представляется возможным.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что Привалов В.Н., чтобы избежать ответственности за свой проступок, при заполнении 12 мая 2022 года анкеты по форме, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации № 828-р от 25 апреля 2019 года, не указал о своем привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ.
В силу пункта 9 части 1 статьи 14 Федерального закона от 19.07.2018 №197-ФЗ сотрудник не может находиться на службе в уголовно-исполнительной системе в случае представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на службу в уголовно-исполнительной системе или в период ее прохождения.
Пунктом 5 части 3 статьи 84 Федерального закона от 19.07.2018 г. №197-ФЗ предусмотрено, что контракт может быть расторгнут, а сотрудник может быть уволен со службы в уголовно-исполнительной системе в связи с представлением сотрудником подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на службу в уголовно-исполнительной системе, а также в связи с представлением сотрудником в период прохождения службы в уголовно-исполнительной системе подложных документов или заведомо ложных сведений, подтверждающих его соответствие требованиям законодательства Российской Федерации в части, касающейся условий замещения соответствующей должности в уголовно-исполнительной системе, если это не влечет за собой уголовную ответственность
Для увольнения сотрудника уголовно-исполнительной инспекции со службы в связи с представлением сотрудником подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на службу в уголовно-исполнительной системе, а также в связи с представлением сотрудником в период прохождения службы в уголовно-исполнительной системе подложных документов или заведомо ложных сведений достаточно установить сам факт представления им при поступлении на службу таких сведений вне зависимости от времени, когда эти обстоятельства имели место быть, а также от времени, когда они были выявлены и установлены.
Доводы истца о том, что он не указал в графе 13 анкеты данные о привлечении его к административной ответственности, так как на момент подачи анкеты 12 мая 2022 года он не имел на руках вступившее в законную силу постановление суда о привлечении его к административной ответственности, опровергаются материалами дела об административном правонарушении, согласно которых копия постановления мирового судьи 1-го судебного участка Черняховского судебного района Калининградской области от 03 февраля 2022 года была получена Приваловым В.Н. лично 15 февраля 2022 года и 22 марта 2022 года им был уплачен административный штраф в размере 30000 рублей.
Таким образом, Приваловым В.Н. по состоянию на момент подачи анкеты было достоверно известно о факте его привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.8 КоАП РФ.
В случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами Российской Федерации, указанными в части 1 названной выше статьи, к правоотношениям, связанным со службой в уголовно-исполнительной системе, применяются нормы трудового законодательства Российской Федерации (часть 2 статьи 3 Федерального закона от 19 июля 2018 г. №197-ФЗ).
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 26 декабря 2002 г. №17-П, служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением безопасности государства, общественного порядка, законности, прав и свобод граждан и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах. Лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции, чем обусловливается их правовой статус, основанный в том числе, на особых требованиях к уровню профессиональной подготовки и морально-психологическим качествам, добросовестному исполнению ими условий служебного контракта, для них установлены повышенные требования к их поведению, как в служебное, так и во внеслужебное время. В том числе, на них возложены особые обязанности заботиться о сохранении своих чести и достоинства, не совершать поступков, вызывающих сомнение в объективности, справедливости и беспристрастности сотрудника, наносящих ущерб его репутации, авторитету органа уголовно-исполнительной системы и государственной власти.
Суд приходит к выводу, что у ответчика имелись основания для увольнения истца по пункту 5 части 3 статьи 84 Федерального закона от 19.07.2018 №197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» - в связи с представлением сотрудником в период прохождения службы в уголовно-исполнительной системе заведомо ложных сведений, поскольку обстоятельства, изложенные в заключении служебной проверки от 19 октября 2022 года, послужившие поводом к увольнению истца по указанному основанию, нашли свое подтверждение в процессе судебного разбирательства и не были ничем опровергнуты.
При издании приказа ответчиком были учтены обстоятельства, при которых истцом было допущено нарушение служебной дисциплины, его предшествующее поведение и отношение к службе.
Кроме этого, процедура увольнения истца была соблюдена ответчиком в полном объеме, назначена служебная проверка, объяснения по факту выявленных нарушений в период исполнения служебных обязанностей с истца были истребованы, с заключением служебной проверки и приказом об увольнении истец ознакомлен.
Доводы истца, что служебная проверка проведена с нарушениями, не могут быть признаны судом обоснованными.
Согласно материалам дела, проверка проведена в составе комиссии, утвержденной приказом УФСИН России по Калининградской области от 20.09.2022 № 515.
В соответствии с требованиями пункта 19 Приказа Министерства юстиции РФ от 31 декабря 2020 г. №341 «Об утверждении Порядка проведения служебных проверок в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации» срок проведения служебной проверки может быть продлен должностным лицом, издавшим приказ (распоряжение) о проведении служебной проверки, на срок до 30 дней в соответствии с частью 4 статьи 54 Федерального закона №197-ФЗ и (или) на 10 рабочих дней в соответствии с частью 2 статьи 54 Федерального закона №197-ФЗ.
Согласно рапорта председателя комиссии ФИО7 срок проведения служебной проверки в отношении Привалова В.Н. был продлен начальником УФСИН России по Калининградской области до 19 октября 2022 года, а служебная проверка окончена 17 октября 2022 года.
Таким образом, суд приходит к выводу, что порядок проведения служебной проверки нарушен не был.
Рассматривая требования истца об изменении формулировки оснований увольнения со службы в уголовно-исполнительной системе и внесении изменений в приказ начальника УФСИН России по Калининградской области № 422-лс от 20 октября 2022 года, потому что имеется наличие рапорта Привалова В.Н. в УФСИН России по Калининградской области по вопросу его увольнения со службы по выслуге лет, дающей право на получение пенсии, суд исходит из следующего.
В соответствии со статьей 394 Трудового кодекса РФ в случае признания увольнения незаконным орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, может по заявлению работника принять решение об изменении формулировки основания увольнения на увольнение по собственному желанию; если в случаях, предусмотренных указанной статьей, после признания увольнения незаконным суд выносит решение не о восстановлении работника, а об изменении формулировки основания увольнения, то дата увольнения должна быть изменена на дату вынесения решения судом.
В соответствии с ч.2 ст.84 Закона №197-ФЗ контракт может быть расторгнут, а сотрудник может быть уволен со службы в уголовно-исполнительной системе по инициативе сотрудника (п. 2), по выслуге лет, дающей право на получение пенсии (п.4). Частью 4 ст.84 Закона № 197-ФЗ предусмотрено, что увольнение по указанным основаниям осуществляется по инициативе сотрудника.
Из приведенных выше положений Федерального закона от 19.07.2018 № 197-ФЗ следует, что предоставление сотрудником заведомо ложных сведений в период прохождения службы в уголовно-исполнительной системе является безусловным основанием для расторжения контракта, при этом право выбора сотрудником основания увольнения возникает только в отношении оснований прекращения или расторжения контракта, приведенных в ч. 7 ст. 84 данного закона, к которым увольнение на основании п. 5 ч. 3 ст. 84 закона, не относится.
Таким образом, наличие рапорта Привалова В.Н. об увольнении со службы в уголовно-исполнительной системе по выслуге лет, дающей право на получение пенсии, не препятствовало его увольнению по иному основанию, поскольку на момент написания рапорта в отношении него уже имелись сведения о нарушении служебного контракта, выразившегося в совершении им проступка, порочащего честь сотрудника уголовно-исполнительной системы, а также предоставление заведомо ложных сведений в период прохождения службы в уголовно-исполнительной системе.
Как любое соглашение, контракт о прохождении службы в уголовно-исполнительной системе предполагает неукоснительное соблюдение его положений, возлагающих на сотрудника обязательства проходить службу на условиях, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о службе в уголовно-исполнительной системе, а также непосредственно положениями контракта, соблюдать Присягу и правила внутреннего распорядка, честно и добросовестно выполнять все предусмотренные ими требования, а также предусмотренные по занимаемой штатной должности обязанности.
Исходя из требований Федерального закона от 19.07.2018 №197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», предоставление сотрудником заведомо ложных сведений в период прохождения службы в уголовно-исполнительной системе является безусловным основанием для расторжения контракта.
При таких обстоятельствах, у суда отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований Привалова В.Н.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 17 ░░░░░░░ 2022 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №422-░░ ░░ 20 ░░░░░░░ 2022 ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ 4 ░░░░░ 2 ░░░░░░ 84 (░░ ░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 19.07.2018░. №197-░░ «░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░» – ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 31 ░░░░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░.░.