Судья Башмакова Т.Ю. адм.дело № 33а-5677/2024
(2а-6513/2023)
УИД 63RS0038-01-2023-006009-32
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14 мая 2024 г. г. Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Ромадановой И.А.,
судей Мыльниковой Н.В., Пудовкиной Е.С.,
при секретаре Исмаилове Э.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционным жалобам администрации г.о. Самара, Департамента городского хозяйства и экологии администрации г.о. Самара на решение Кировского районного суда г. Самары от 11 декабря 2023 г. по административному делу № 2а-6513/2023 по административному иску Прокурора Кировского района г. Самары в интересах неопределенного круга лиц к администрации г.о. Самара, Департаменту городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара, заместителю руководителя Департамента городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара Ненашеву В.Е. о признании бездействия незаконным, обязании принять меры по строительству ливневой системы канализации,
заслушав доклад судьи Самарского областного суда Ромадановой И.А., пояснения представителя административного ответчика Никитиной Е.С., доводы представителя административного ответчика (по доверенности) Шупиковой К.Я, представителя МП г.о. Самары «Инженерные системы» (по доверенности) Яковлева С.И. судебная коллегия
установила:
Прокурора Кировского района г. Самары обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации г.о. Самара, Департаменту городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара, заместителю руководителя Департамента городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара Ненашеву В.Е. о признании бездействия незаконным, обязании принять меры по строительству ливневой системы канализации.
В обосновании заявленных требований административный истец указал, что в ходе проверки установлено, что в <адрес> отсутствуют ливневые системы водоотведения, в том числе по адресам: <адрес> от <адрес> до <адрес>; <адрес> от <адрес> до <адрес>; <адрес> от <адрес> до <адрес>; <адрес> от <адрес> до <адрес>.
Для устранения выявленных нарушений прокуратурой 02 июня 2023 г. в адрес руководителя Департамента городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара внесено представление, которое рассмотрено, нарушения не устранены.
Нарушение прав неопределенного круга лиц обусловлено неисполнением ответчиком законодательства в сфере водоотведения в <адрес>. Заявленные требования направлены, прежде всего, на защиту лиц, проживающих на территории городского округа Самара в <адрес>, у которых отсутствует централизованно водоотведение и вывоз жидких бытовых отходов, что ставит под угрозу качество жизни населения в виде обеспечения бесперебойного и качественного водоотведения.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, административный истец просил суд признать незаконным бездействие Администрации г.о. Самара, Департамента городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара в части отсутствия в <адрес> ливневой системы водоотведения, в том числе по адресам: <адрес> от <адрес> до <адрес>; <адрес> от <адрес> до <адрес>; <адрес> от <адрес> до <адрес>; <адрес> от <адрес> до <адрес> г.о. Самара, Департамент городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара в течении 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу принять меры по строительству в <адрес> ливневой системы водоотведения, в том числе по адресам: <адрес> от <адрес> до <адрес>; <адрес> от <адрес> до <адрес>; <адрес> от <адрес> до <адрес>; <адрес> от <адрес> до <адрес>.
Решением Кировского районного суда <адрес> от 11 декабря 2023 г. постановлено: «Административный иск <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Администрации городского округа Самара, Департаменту городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара, заместителю руководителя Департамента городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара Ненашеву В.Е. о признании бездействия незаконным, обязании принять меры по строительству ливневой системы канализации удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Администрации г.о. Самара, Департамента городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара в части отсутствия в <адрес> ливневой системы водотведения, в том числе, по адресам: ул. <адрес> от <адрес> до <адрес> от <адрес> до <адрес> от <адрес> до <адрес>.
Обязать Администрацию г.о. Самара, Департамента городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара в течение 6 месяцев, с момента вступления решения суда в законную силу принять меры по строительству в <адрес> ливневой системы водоотведения, в том числе по адресам: ул. <адрес> от <адрес> до <адрес> от <адрес> до <адрес> от <адрес> до <адрес>.
В остальной части иска прокурора <адрес> отказать» (т. 1 л.д. 173-179).
В апелляционной жалобе администрация г.о. Самара выражает свое несогласие с решением суда, считает его незаконным и подлежащим отмене (т. 1 л.д. 181-183).
В апелляционной жалобе Департамент городского хозяйства и экологии администрации г.о. Самара просит решение суда отменить, считает решение суда незаконным и необоснованным по причине неправильного применения норм материального права (т. 1 л.д. 221-225).
Представителя административного ответчика Никитиной Е.С. просила решение отменить, направить дело на новое рассмотрение, поскольку не определен четкий круг лиц, участвующий в деле.
Представитель административного ответчика (по доверенности) Шупикова К.Я, представитель МП г.о. Самары «Инженерные системы» (по доверенности) Яковлев С.И. просили решение отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, учитывая требования статей 96, 150 КАС РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.
В силу части 2 статьи 37 КАС РФ лицами, участвующими в деле, являются, в том числе стороны (административный истец и административный ответчик) и заинтересованные лица.
Согласно части 1 статьи 43 КАС РФ, в случае, если при подготовке административного дела к судебному разбирательству или во время судебного разбирательства в суде первой инстанции будет установлено, что административное исковое заявление подано не к тому лицу, которое должно отвечать по заявленным требованиям, суд с согласия административного истца заменяет ненадлежащего административного ответчика надлежащим. Если административный истец не согласен на замену административного ответчика другим лицом, суд может без согласия административного истца привлечь это лицо в качестве второго административного ответчика.
В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 135 КАС РФ одной из задач суда при подготовке дела к судебному разбирательству является разрешение вопроса о составе лиц, участвующих в деле, и других участников процесса.
Разрешение судом вопроса о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, подразумевает, что в решении суда сделан вывод о том, что такие лица лишаются прав, ограничиваются в правах, наделяются правами и (или) на них возлагаются обязанности.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод на основе состязательности и равноправия сторон, а также в соответствии с принципами независимости судей и подчинения их только Конституции Российской Федерации и федеральному закону (статья 46, часть 1; статья 120, часть 1; статья 123, часть 3).
Как установлено из материалов дела, прокуратурой организовано проведение проверки в районе земельного участка по <адрес> связи с отсутствием централизованной системы водоотведения. Ближайшие централизованные сети водоотведения проходят по <адрес>, и находятся на расстоянии 370 п.м. от земельного участка по <адрес>, действующей инвестиционной программой не предусмотрены мероприятия по организации водоотведения на территории <адрес>, сети дождевой канализации на вышеуказанной территории отсутствуют.
Для устранения выявленных нарушений прокуратурой 02 июня 2023 г. в адрес руководителя Департамента городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара внесено представление, которое рассмотрено, нарушения не устранены.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131 от 6 октября 2003 года) к вопросам местного значения городского поселения относится организация водоснабжения населения и водоотведения в границах городского округа в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 4.3 части 1 статьи 17 Федерального закона N 131 от 6 октября 2003 года в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Пунктами 1, 4, 5 части 1 статьи 3 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон N 416-ФЗ от 7 декабря 2011 года) закреплено, что одними из целей, на достижение которых направления государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения, являются: охрана здоровья населения и улучшение качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения; обеспечение доступности водоснабжения и водоотведения для абонентов за счет повышения эффективности деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение; обеспечение развития централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения путем развития эффективных форм управления этими системами, привлечения инвестиций и развития кадрового потенциала организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
Частью 2 статьи 3 Федерального закона N 416-ФЗ от 7 декабря 2011 года определены общие принципы государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения, среди которых приоритетность обеспечения населения питьевой водой, горячей водой и услугами по водоотведению (п. 1).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона N 416-ФЗ от 7 декабря 2011 года к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Из пунктов 2, 9, 23, 28 статьи 2 Федерального закона N 416-ФЗ от 7 декабря 2011 года следует, что водоотведение - это прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения;
- канализационная сеть представляет собой комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод;
- централизованная система водоотведения (канализации) - это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения;
- сточные воды централизованной системы водоотведения - это принимаемые от абонентов в централизованные системы водоотведения воды, а также дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, если централизованная система водоотведения предназначена для приема таких вод.
Таким образом, из приведенных норм следует, что водоотведение подразумевает прием, транспортировку и очистку, в том числе, ливневых сточных вод, для чего предназначена ливневая канализация, представляющая собой канализационную сеть для отведения ливневых сточных вод.
Ливневая канализация - наружная канализационная сеть, предназначенная для отведения атмосферных сточных вод (п. 3.32 ОДМ 218.2.055-2015 "Отраслевой дорожный методический документ. Рекомендации по расчету дренажных систем дорожных конструкций" (принят и введен в действие на основании Распоряжения Росавтодора от 08.10.2015 N 1868-р)).
Требования к устройству и содержанию ливневой канализации касаются проектирования и обустройства канализации, устройства дождеприемников, присоединения канав к дождевой канализации, выбора материала и класса прочности труб, уклонов лотков, прочистки канализации.
Требования к проектированию и обустройству ливневой канализации содержатся в СП 32.13330.2018 "Свод правил. Канализация. Наружные сети и сооружения. СНиП 2.04.03-85" (утвержден и введен в действие Приказом Минстроя России от 25.12.2018 N 860/пр) (далее - СП 32.13330.2018).
Согласно п. 5.5.2 СП 32.13330.2018 в открытой дождевой сети должны быть следующие наименьшие уклоны лотков проезжей части, кюветов и водоотводящих канав (таблица 5):
- лотки, покрытые асфальтобетоном, - 0,003;
- лотки, покрытые брусчаткой или щебеночным покрытием, - 0,004;
- булыжная мостовая - 0,005;
- отдельные лотки и кюветы - 0,006;
- водоотводящие канавы - 0,003;
- полимерные, стеклокомпозитные, полимербетонные лотки - 0,001 - 0,005.
В соответствии с п. 6.5.1 СП 32.13330.2018 дождеприемники следует предусматривать:
- в лотках улиц с продольным уклоном - на затяжных участках спусков, на перекрестках и пешеходных переходах со стороны притока поверхностных вод;
- в пониженных местах без свободного стока поверхностных вод - при пилообразном профиле лотков улиц, в конце затяжных участков спусков на территориях дворов и парков.
В пониженных местах наряду с горизонтальными дождеприемниками (с решетками в плоскости проезжей части) допускается применение:
- вертикальных дождеприемников с отверстием в плоскости бордюрного камня;
- дождеприемников комбинированного типа с горизонтальной и вертикальной решетками.
Административным истцом заявлены требования о принятии мер по строительству в <адрес> ливневой системы водоотведения, в том числе по адресам: ул. <адрес> от <адрес> до <адрес> от <адрес> до <адрес> от <адрес> до <адрес>(л.д.144).
Необходимо предложить административному ответчику уточнить административные исковые требования, с указанием конкретных улиц, продолжительности ливневой канализации, возможности обустройства на данной территории ливневой канализации, определить разумные сроки исполнения данных работ, поскольку это подразумевает несколько этапов -проектирование, экспертиза, тендеры, строительство, определить возможности финансирования.
Предложить административному истцу, доказать, что административное исковое подано в защиту неопределенного круга лиц, а не в защиту одного физического лица.
Согласно части 1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется названным Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Частью 2 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.
При этом согласно части 2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Полномочиями по ведению информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа Самара, в соответствии с пунктом 3 статьи 28 Устава городского округа Самара наделен Департамент градостроительства.
Кроме того, необходимо привлечь заинтересованных лиц по делу.
Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самаркой области, Министерство строительства Самарской области, для выяснения обстоятельств реализации государственных программ по осуществлению финансовой поддержке органов местного самоуправления в целях софинансирования работ по строительству, объектов водоотведения.
Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения Самаркой области, поскольку ливневая канализация является кроме всего, дренажной системой дорожных конструкций, в административном исковом заявлении ставится вопрос о ливневой системы водоотведения конкретных дорог в <адрес>.
При этом рассматривая настоящее дело, суд первой инстанции, в нарушение действующего законодательства, не привлек к участию в деле в качестве административного ответчика Департамент градостроительства г.о. Самара, тем самым лишив их возможности реализовать свои процессуальные права.
В соответствии с пунктом 3 статьи 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда и направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в случае, если административное дело было рассмотрено судом в незаконном составе, или если административное дело рассмотрено в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, или если судом был разрешен вопрос о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.
При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе.
Судебная коллегия также обращает внимание, что при новом рассмотрении дела суду первой инстанции необходимо учесть доводы апелляционных жалоб.
Руководствуясь ст.ст. 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда г. Самары от 11 декабря 2023 г. отменить.
Дело направить в Кировский районный суд г. Самары на новое рассмотрение в ином составе суда.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу в Шестой кассационный суд общей юрисдикции и в Верховный суд Российской Федерации.
Председательствующий:
Судьи: