УИД: 68RS0011-01-2024-000476-08
Дело №12-336/2024
Р Е Ш Е Н И Е
05 сентября 2024 года г.Тамбов
Судья Октябрьского районного суда г. Тамбова Симанкова Е.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФКП «Тамбовский пороховой завод» на постановление начальника отдела общепромышленного надзора по Тамбовской области Верхне -Донского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору №Т4/309-093 от 31.05.2024, которым ФКП «Тамбовский пороховой завод» признано виновным в совершении административного правонарушения по ч.11 ст.19.5 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
31.05.2024 начальником отдела общепромышленного надзора по Тамбовской области Верхне -Донского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору было вынесено постановление по делу об административном правонарушении №Т4/309-093, которым ФКП «Тамбовский пороховой завод» было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.11 ст.19.5 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 470 000 рублей.
Не соглашаясь с данным постановлением ФКП «Тамбовский пороховой завод» подана в Октябрьский районный суд г. Тамбову жалоба, в которой просит постановление начальника отдела общепромышленного надзора по Тамбовской области Верхне-Донского Управления Ростехнадзора отменить, назначить наказание с применением п.3.2 ст. 4.1 КоАП РФ.
В обоснование доводов жалобы указывает, что в ходе программной выездной проверки от 29.12.2023 было установлено, что ФКП «Тамбовский пороховой завод» не выполнил в установленные сроки (до 15.04.2024) предписание от 15.12.2023 П-Т4/309-41-1, а именно: ремонт железобетонных плит перекрытия, ремонт железобетонной колонны навесов, ремонт кирпичной кладки стены здания, ремонт межпанельных швов, ремонт отмостки (п.2 предписания). Кроме того, в срок до 16.04.2024 предприятие не выполнило предписание №П-Т4/309-05 от 16.02.2024; предписание № П-4/309-08 от 07.03.2024, предписание № П-Т4/309-12 от 05.04.2024, а именно: п.п. №.№ предписания №П-Т4/309-05 от 16.02.2024: не обеспечило безопасность персонала, допускается эксплуатация трубопровода № олеума их хранителей №№ здания № цеха № без проведения экспертизы промышленной безопасности и назначенного срока безопасной эксплуатации; не обеспечена безопасность персонала, допускается эксплуатация трубопровода № азотной кислоты из мерников № в смесители РКС в здании № цеха № без проведения экспертизы промышленной безопасности и назначенного срока безопасной эксплуатации; не обеспечена безопасность персонала, допускается эксплуатация трубопровода № олеума их хранителей № здания № цеха № и хранителя № здания № без проведения экспертизы промышленной безопасности и назначенного срока безопасной эксплуатации;
п.п. №№ предписания № П-Т4/309-08 от 07.03.2024: допускается эксплуатация технологического: ловушка трехкаскадная п№), ловушка № улова продукции, инв. 44591 )год изготовления 1961) без проведения экспертизы промышленной безопасности; не проведена экспертиза в промышленной безопасности по зданиям: № цеха № (после аварии), № площадка №, площадка № цеха №;
п.п. №№ предписания № П-Т4/309-12 от 05.04.2024 : отсутствует проектная документация на техническое переоборудование, связанная с установкой нового технологического оборудования и экспертиза промышленной безопасности проектной документации на техническое перевооружение зданий № цеха № и зданий №№ цеха №.
В срок до 22.05.2024 Предприятие не исполнило предписание № П-Т4/309-06 от 22.02.2024, а именно: п.1 – допускается эксплуатация зданий № цеха № без экспертизы промышленной безопасности и назначенного срока безопасной эксплуатации (срок безопасной эксплуатации – до 01.12.2023); п.2 – допускается эксплуатации зданий № цеха № без экспертизы промышленной безопасности и назначенного срока безопасной эксплуатации (срок безопасной эксплуатации – до 01.12.2023); п.3 - допускается эксплуатация здания № цеха № без экспертизы промышленной безопасной эксплуатации (срок безопасной эксплуатации – до 01.12.2023).
В свою очередь остановка эксплуатации приведет к срыву исполнения государственного оборонного заказа.
В целях проведения закупки по выполнению указанных предписаний у трех организаций были запрошены коммерческие предложения для проведения конкурентной закупки. На данный момент ФКП «ТПЗ» руководствуясь письмом № СХ-2490 от 01.11.2023, согласно изданному приказу от 02.11.2023 № 666 присоединилось к Единому положению о закупках ГК «Ростех». Учитывая данное обстоятельство и новые требования к процедурам закупки предприятие по факту проведения торгов заключит договор на выполнение работ в рамках указанных в предписании недостатков. Работы будут проводится в целях освоения денежных средств с учетом финансирования за счет средств, выделяемых согласно Постановлению Правительства РФ от 20.10.2022 № 1867.
С указанной жалобой ФКП «ТПЗ» обратилось в 07.06.2024 в Котовский городской суд Тамбовской области, определением которого жалоба направлена для рассмотрения в Октябрьский районный суд г.Тамбова.
В судебном заседании представитель ФКП «Тамбовский пороховой завод» по доверенности Петрова Ю.Н. жалобу поддержала по доводам, в ней изложенным. Дополнительно суду пояснила, что с ноября 2023 года предприятие присоединилось к единому положению о закупке ГК «Ростех», в связи с чем закупочную деятельность начали осуществлять в соответствии с единым положением о закупках, что существенно увеличило временные рамки проведения данных мероприятий. Несмотря на это требование предписаний исполняется, на ряд объектов уже заключены договоры о выполнении экспертизы промышленной безопасности.
В судебном заседании представитель Верхне-Донского Управления Ростехнадзора Простомолотова Е.А. указала, что считает постановление по делу об административном правонарушении законным и обоснованным. Поскольку предписания, выданные Управлением Ростехнадзора не исполнены Предприятием в срок, оснований для отмены постановления не имеется.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
Часть 11 статьи 19.5 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности, федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений, государственный горный надзор, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
Согласно ст. 9 Федерального закона № 116-ФЗ от 21.07.1997 года "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.
Из материалов дела следует, что ФКП «Тамбовский пороховой завод» зарегистрировано как юридическое лицо о чем, в ЕГРЮЛ внесена соответствующая запись, в также зарегистрировано в реестре опасных производственных объектов.
Предприятием получено «Свидетельсьтво о регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов». Эксплуаитация опасных производственных объектов ФКП «ТПЗ» осуществляется на основании лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I,II,III классов опасности, выданной Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.
В ходе проведения мероприятий по государственному постоянному надзору в отношении ФКП «ТПЗ», проводимых на основании Положения о федеральном государственном надзоре в области промышленной безопасности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1082, приказа руководителя Верхне-Донского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29.12.2024 № Пр-220-360-о «Об утверждении графика проведения контрольных действий при осуществлении постоянного государственного надзора» при эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов 1 класса опасности выявлены факты невыполнения предписания от 15.12.2023 № П-Т4/309-41-1, а именно п.2 Предписания: ремонт железобетонных плит перекрытия, ремонт железобетонной колонны навесов, ремонт кирпичной кладки стены здания, ремонт межпанельных швов, ремонт отмостки, что зафиксировано в протоколе осмотра территории Т4/309-15-1 от 26.04.2024.
В ходе проведения контрольных мероприятий 17.05.2024 выявлен факт неисполнения в установленные сроки предписания от 16.02.2024 № П-Т4/309-05, а именно п.п. 2,3,4 предписания, предписания от 07.03.2024 № П-Т4/309-08, предписания от 05.04.2024 № П-Т4/309-12, а именно:
п.п. №.№ 2,3,4 предписания №П-Т4/309-05 от 16.02.2024: не обеспечило безопасность персонала, допускается эксплуатация трубопровода № олеума их хранителей №№ здания №А цеха № без проведения экспертизы промышленной безопасности и назначенного срока безопасной эксплуатации; не обеспечена безопасность персонала, допускается эксплуатация трубопровода № азотной кислоты из мерников №,3,5 в смесители РКС в здании № цеха № без проведения экспертизы промышленной безопасности и назначенного срока безопасной эксплуатации; не обеспечена безопасность персонала, допускается эксплуатация трубопровода № олеума их хранителей № здания № цеха № и хранителя № здания № без проведения экспертизы промышленной безопасности и назначенного срока безопасной эксплуатации;
п.п. №№ 2,3 предписания № П-Т4/309-08 от 07.03.2024: допускается эксплуатация технологического: ловушка трехкаскадная №), ловушка № улова продукции, инв. №)год изготовления ДД.ММ.ГГГГ) без проведения экспертизы промышленной безопасности; не проведена экспертиза в промышленной безопасности по зданиям: № цеха № (после аварии), №, площадка №, площадка № цеха №;
п.п. №№ 4,5 предписания № П-Т4/309-12 от 05.04.2024 : отсутствует проектная документация на техническое переоборудование, связанная с установкой нового технологического оборудования и экспертиза промышленной безопасности проектной документации на техническое перевооружение зданий № цеха № и зданий №№ цеха №, что зафиксировано в акте осмотра территории Т4/309-16 от ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, в ходе проведения контрольных мероприятий 24.05.2024 выявлен факт неисполнения в установленные сроки предписания от 16.02.2024 № П-Т4/309-05, предписания от 22.02.2024 № П-Т4/309-06, а именно: п.1 – допускается эксплуатация зданий № цеха № без экспертизы промышленной безопасности и назначенного срока безопасной эксплуатации (срок безопасной эксплуатации – до 01.12.2023); п.2 – допускается эксплуатации зданий № цеха № без экспертизы промышленной безопасности и назначенного срока безопасной эксплуатации (срок безопасной эксплуатации – до 01.12.2023); п.3 - допускается эксплуатация здания № цеха № без экспертизы промышленной безопасной эксплуатации (срок безопасной эксплуатации – до 01.12.2023), что зафиксировано в акте осмотра территории Т4/309-17 от 24.05.2024.
Факт совершения ФКП «ТПЗ» административного правонарушения, предусмотренного ч.11 ст.19.5 КоАП РФ подтверждается совокупностью, имеющихся в деле доказательств: предписанием П-Т4/309-41-1 от 15.12.2023, протоколом осмотра территории от 24.04.2024 № Т4/309-15-1, предписание П-Т4/309-05 от 16.02.2024, № П-Т4/309-08 от 07.03.2025, П П-Т4/309-12 от 05.04.2024, протоколом осмотра территории Т4/309-16 от 17.05.2024, предписанием П-Т4/309-06 от 22.02.2024, протоколом осмотра территории от 24.05.2024 № Т4/309-17, протоколом об административном правонарушении № Т4/309-093 от 24.05.2024.
Имеющиеся в материалах дела доказательства, не доверять которым у суда не имеется оснований, получены уполномоченными должностными лицами в установленном законом порядке, отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу допустимых доказательств по делу об административном правонарушении и являются достаточными, чтобы исключить какие-либо сомнения в виновности ФКП «Тамбовский пороховой завод» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ.
Нарушение норм административного законодательства при составлении процессуальных документов не установлено.
В соответствии с ч.3 ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях при назначении наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Оценивая характер и обстоятельства совершенного правонарушения, наличие непосредственной угрозы охраняемым общественным отношениям, оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ не усматриваю, поскольку совершенное правонарушение посягает на общественные отношения в области порядка управления.
В соответствии с ч.3.2, 3.3 ст.4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Оценивая характер и обстоятельства совершенного правонарушения, учитывая, что допущенное нарушение не повлекло существенного нарушения прав третьих лиц и причинение вреда жизни, здоровью и имуществу граждан, соразмерность совершенного правонарушения с размером наложенного административного штрафа, учитывая принятия мер юридическим лицом к устранению выявленных нарушений, прихожу к выводу о возможности снижения административного штрафа до 200 000 рублей.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ -░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ №░4/309-093 ░░ 31.05.2024 ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░.11 ░░.19.5 ░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 470 000 ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 200 000 ░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░