Дело № 2-78/2024
УИД №RS0№-90
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Гурьевск 10 апреля 2024 года
Гурьевский городской суд Кемеровской области в составе председательствующего судьи Майера К.В.,
при секретаре Тарановой Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по Андреенко Вячеслава Вячеславовича к Администрации Гурьевского муниципального округа о признании права собственности на гараж,
У С Т А Н О В И Л:
Андреенко В.В. обратился в суд с иском к Администрации Гурьевского муниципального округа, в котором просит признать право собственности на гараж, кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес>
Исковые требования мотивированы тем, что в 1998 году истец без получения разрешения на строительство и распоряжения об отводе земельного участка под строительство был построен гараж площадью 67,3 кв.м., кадастровый №, по адресу: <адрес>
С 1998 года владеет вышеуказанным гаражом как своим собственным: открыто, непрерывно и добросовестно, но без документов.
В течение всего срока владения объектом с 1998 г. претензий от других лиц к нему не предъявлялось, права на спорное недвижимое имущество никто не предъявлял, споров в отношении владения и пользования не заявлялось. Права на гараж остаются неоформленными, что несет для истца негативные последствия, в связи с невозможностью воспользоваться своим правом собственности на гараж в полном объеме.
В связи с отсутствием разрешения на строительство гаража, данный объект недвижимости является самовольным строением.
Техническим заключением, выполненным ООО Проектная мастерская «Алтай» подтверждается, что данный объект построен с соблюдением всех установленных нормативов и не нарушает права и охраняемые законом интересы других, а также не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
При обращении в КУМИ Гурьевского муниципального округа об утверждении схемы расположения земельного участка, ему было отказано по причины отсутствия у него права собственности на объект капитального строительства (гараж).
В период с 1998 года и до настоящего времени он владеет указанным гаражом как своим собственным, несет бремя его содержания, претензий ему никто не предъявлял.
Истец в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания, в заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие, на исковых требованиях настаивает.
Представитель ответчика - администрации Гурьевского муниципального округа в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания, в заявлении просил дело рассмотреть дело в отсутствие представителя, при принятии решения полагаются на усмотрение суда.
Представитель третьего лица – <данные изъяты> <адрес> в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв, в котором просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, при принятии решения полагаются на усмотрение суда.
Представитель третьего лица – <данные изъяты> в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил заявление, в котором просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, при принятии решения полагаются на усмотрение суда.
Суд полагает возможным на основании ст. 167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, с учетом представленных ходатайств.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.1 ст.130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат согласно ч.1 ст. 131 ГК РФ государственной регистрации.
В силу ч.1 ст.218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
На основании п.1 ст.8 ГК РФ гражданские права и обязанности могут возникать из судебного решения, установившего эти права и обязанности.
Возможность обращения с иском о признании права собственности предоставлена статьями 11 и 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым защита гражданских прав осуществляется судом путем признания права.
Из копии технического паспорта от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что по адресу: <адрес> расположено нежилое здание, общей площадью 67,3 кв.м., год застройки 1998, что так же подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 28-31, 32)
Выводами технического заключения ООО Проектная мастерская «Алтай» установлено, что объект, расположенный по адресу: <адрес> относится к перечню групп нежилых. В результате проведенных и завершенных строительно-монтажных работ и эксплуатации строительных конструкций здания гаража в целом техническое состояние всех обследуемых конструкций определено как удовлетворительное, отсутствуют видимые повреждения и трещины, свидетельствующие о снижении несущей способности конструкций. Выполняются условия эксплуатации согласно требованиям строительных норм. Необходимость в ремонтно-восстановительных работах отсутствует, перераспределения нагрузки, в виде трещин и деформаций не зафиксировано. Результат обследования основных строительных конструкций здания гаража по адресу: <адрес> и представленная исполнительная документация позволяет классифицировать удовлетворительным и исправным их текущее состояние, согласно действующим строительным правилам (СП 13-102-2003 «Правила обследования несущих конструкций заданий и сооружений») и позволяет считать их пригодными для дальнейшего использования и безопасной эксплуатации в составе конструкций здания гаража. Рекомендуется сохранить строительные конструкции в существующем виде (л.д.20-34).
Согласно информации <данные изъяты> сведения об объекте недвижимости – гараже, расположенному по адресу: <адрес>, в реестре муниципальной собственности отсутствуют (л.д. 35).
Указанные обстоятельства также подтверждаются показаниями свидетелей, допрошенных в судебном заседании.
Так, свидетели ФИО3, ФИО4 суду показали, что истец Андреенко В.В. построил гараж в 1998 году, с этого времени пользуется гаражом, следит за его техническим состоянием. Они оформили право собственности на свои гаражи, а ФИО1 нет. ФИО3 принадлежит гараж «№», а ФИО4 гараж «№», гараж ФИО1 находится между их гаражами, его номер №». Предоставили суду копии правоустанавливающих документов.
У суда нет оснований ставить под сомнение истинность фактов, сообщенных свидетелями, поскольку данных о заинтересованности свидетелей в исходе дела нет.
Судом учитывается, что каких-либо требований о сносе гаража либо его безвозмездном изъятии по правилам статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также требований об истребовании земельного участка, необходимого для обслуживания гаража, не заявлялось.
Право собственности на самовольную постройку, созданную без необходимых разрешений, может быть получено в силу приобретательной давности лицом, добросовестно, открыто и непрерывно владеющим ею как своим собственным недвижимым имуществом в течение 15 лет, если сохранение такой постройки не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Само по себе отсутствие в архивных фондах документов об отводе земельного участка, о возведении гаражного бокса, а также невозможность доказать право собственности на основании надлежащим образом заключенного и зарегистрированного договора не препятствуют приобретению по давности недвижимого имущества, обстоятельства возведения которого неизвестны.
Иной подход ограничивал бы применение статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации и введение в гражданский оборот недвижимого имущества, возведенного в период действия гражданского законодательства, не предусматривавшего признание права собственности на самовольную постройку, и в отношении которого истекли сроки предъявления требований о сносе.
По смыслу положений статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено и в том случае, если владение началось по соглашению с собственником или иным лицом о передаче права собственности на данное имущество, однако по каким-либо причинам такая сделка в надлежащей форме и установленном законом порядке не была заключена и переход права собственности не состоялся (лицо, намеренное передать вещь, не имеет соответствующих полномочий, не соблюдена форма сделки, не соблюдены требования о регистрации сделки или перехода права собственности и т.п.).
Отсутствие надлежащего оформления сделки и прав на имущество применительно к положениям статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации само по себе не означает недобросовестности давностного владельца. Напротив, данной нормой предусмотрена возможность легализации прав на имущество и возвращение его в гражданский оборот в тех случаях, когда переход права собственности от собственника, который фактически отказался от вещи или утратил к ней интерес, по каким-либо причинам не состоялся, но при условии длительного, открытого, непрерывного и добросовестного владения.
Наличие возможности предъявить иные требования, в частности о понуждении к заключению сделки, о признании сделки действительной, о регистрации сделки или права собственности, о признании права собственности на основании сделки и т.п., само по себе не исключает возможности приобрести право собственности в силу приобретательной давности при наличии соответствующих условий.
Абзацем 1 пункта 1 статьи 234 ГК РФ предусмотрено, что лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом, если иные срок и условия приобретения не предусмотрены настоящей статьей, в течение пятнадцати лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
В силу абзаца 2 пункта 1 статьи 234 ГК РФ право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации.
В силу п.4 указанной статьи течение срока приобретательной давности в отношении вещей, находящихся у лица, из владения которого они могли быть истребованы в соответствии со ст.ст.301 и 305 ГК РФ, начинается не ранее истечения срока исковой давности по соответствующим требованиям.
К правоотношениям, вытекающим из ст.ст.301 и 305 ГК РФ применяется общий срок исковой давности, установленный ст.196 ГК РФ, то есть в три года.
Таким образом, гражданин - не являющийся собственником недвижимого имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющий им как своим собственным может обратиться в суд с исковыми требованием о признании за ним права собственности на это имущество в порядке приобретательной давности по истечении восемнадцати лет с начала владения этим имуществом.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» в силу пункта 1 статьи 234 ГК РФ лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество ( приобретательная давность ).
При разрешении споров, связанных с возникновением права собственности в силу приобретательной давности, судам необходимо учитывать следующее:
- давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности;
- давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении. Принятие обычных мер по обеспечению сохранности имущества не свидетельствует о сокрытии этого имущества;
-давностное владение признается непрерывным, если оно не прекращалось в течение всего срока приобретательной давности;
- владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору. По этой причине статья 234 ГК РФ не подлежит применению в случаях, когда владение имуществом осуществляется на основании договорных обязательств (аренды, хранения, безвозмездного пользования и т.п.).
Как указано в абзаце первом пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», по смыслу статей 225 и 234 ГК РФ, право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу, а также на бесхозяйное имущество.
Согласно абзацу первому пункта 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» возможность обращения в суд с иском о признании права собственности в силу приобретательной давности вытекает из статей 11 и 12 ГК РФ, согласно которым защита гражданских прав осуществляется судами путем признания права. Поэтому лицо, считающее, что стало собственником имущества в силу приобретательной давности, вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности.
Суд считает, что все вышеперечисленные критерии, истцом соблюдены.
Андреенко В.В. на протяжении 26 лет, а именно с 1998 года, с момента строительства и по настоящее время владеет гаражом - добросовестно, открыто и непрерывно, как своим собственным недвижимым имуществом, использует гараж. Согласно имеющимся в материалах дела документам, гараж построен на землях, отведенных <адрес> для строительства гаражей, что дает также суду основания полагать, о добросовестном владении Андреенко В.В. указанным гаражом.
Истец в данном случае обратился в суд за защитой своего права путем признания за ним права собственности на указанное имущество, указывая, что не может поставить его на регистрационный учет, в связи с отсутствием правоустанавливающих документов.
Обстоятельства, подтверждающие возникновение права собственности Андреенко В.В. на гараж в силу приобретательной давности, нашли подтверждение в вышеизложенных доказательствах, следовательно, исковые требования Андреенко В.В. подлежат удовлетворению.
В соответствии с требованиями ст. 131 ГК РФ, ст.ст. 14, 58 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», суд читает необходимым указать, что настоящее решение является основанием для осуществления государственной регистрации права собственности истца на вышеуказанный гараж.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Андреенко Вячеслава Вячеславовича к администрации Гурьевского муниципального округа о признании права собственности на гараж, удовлетворить.
Признать за Андреенко Вячеславом Вячеславовичем, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцем <адрес>, право собственности на гараж, площадью 67,3 кв.м., кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес>
Решение суда является основанием для осуществления государственной регистрации права.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд через Гурьевский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Полный текст мотивированного решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ.
Судья (подпись) К.В. Майер0 №
Подлинник подшит в гражданском деле № 2-78/2024(УИД 42RS00№-90) Гурьевского городского суда <адрес> докнт подшит
3 (УИД №RS0№-60) а <адрес>