Дело № 2-3018/2022
64RS0045-01-2022-004937-23
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 июня 2022 года г. Саратов
Кировский районный суд г. Саратова в составе:
председательствующего судьи Ереминой Н.Н.,
при секретаре Гербековой Ф.Я.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бочкарева А.А. к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, третье лицо: министерству финансов Саратовской области о признании постоянно проживающими на территории <адрес>
установил:
Бочкарев А.А. обратился в суд с вышеуказанным иском, мотивируя его тем, что истец проживает на территории города <адрес>, при этом, постоянной регистрации по месту жительства не имеет, ввиду отсутствия в собственности или на основании найма жилого помещения. Бочкарев А.А. является ветераном боевых действий, участником войны в Афганистане, с ДД.ММ.ГГГГ состоит в списках граждан для получения меры социальной поддержки по обеспечению жилым помещением, в соответствии с Законом Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗCO «О предоставлении жилых помещений в Саратовской области», как ветеран боевых действий, признанный нуждающимся в улучшении жилищных условий. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в списках граждан, нуждающихся в социальной выплате на строительство (приобретение) жилых помещений по области в соответствии датой постановки на учет, Бочкарев А.А. значится под №. В связи с проведением очередной проверки по подтверждению наличия у Бочкарева М.А. оснований состоять на учете нуждающихся по обеспечению жильем, истцу необходимо предоставить Министерству строительства и ЖКХ Саратовской области справку и по месту жительства. Однако, в настоящее время на регистрационном учете истец не состоит, справку о регистрации представить не может, поскольку какого-либо жилого помещения на праве собственности или по договору социального найма не имеет. Иным образом подтвердить факт своего проживания на территории <адрес>, кроме как в судебном порядке, не может. Ранее Бочкарев А.А. был зарегистрирован по адресу: <адрес> своих родителей. Заочным решением № от ДД.ММ.ГГГГ Бочкарева А.А. признали утратившим права пользования жилым помещением, по адресу: <адрес>, На основании указанного решения суда Бочкарев А.А. был снят с регистрационного учета. В настоящее время истец не имеет жилья и вынужден ночевать в машине.
На основании изложенного, истец просит признать Бочкарева А.А., постоянно проживающим на территории <адрес>.
Лица участвующие в деле в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, причины неявки суду неизвестны
Суд, определил рассмотреть дело в отсутствие истца, представителя ответчика и третьего лица в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов. Доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу решения суда.
В соответствии со ст. 59 ГПК РФ суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела.
Согласно ст. 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Согласно ч.1 ст.20 ГК РФ, местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Как указывал Конституционный Суд Российской Федерации, под местом пребывания и местом жительства подразумевается определенное юридическое состояние, возникающее при регистрационном учете граждан Российской Федерации по месту пребывания и месту жительства (Постановление от 24 ноября 1995 года № 14-П); при отсутствии регистрации место жительства гражданина может устанавливаться судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов, например подтверждаемых договором найма с собственником жилого помещения, актом о вселении и т.д. (Определение от 6 октября 2008 года № 619-О-П).
Согласно статье 16 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах» обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.
В соответствии с положениями п. 1 статьи 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального Закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15. 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Средства на реализацию передаваемых полномочий но предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.
Согласно подпункту 3 пункта 3 статьи 23.3 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах» объем субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации определяется по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан:
инвалидов боевых действий, а также военнослужащих и лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей); ветеранов боевых действий; членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, членов семей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и органов государственной безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), членов семей военнослужащих, погибших в плену, признанных в установленном порядке пропавшими без вести в районах боевых действий.
По письменным заявлениям указанных в подпункте 3 пункта 3 статьи 23.3 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах» граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.
Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации.
Определение порядка предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 3 пункта 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до 1 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления полномочиями, указанными в пункте 1 настоящей статьи.
Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Статьей 1.1. Закона Саратовской области от 28 апреля 2005 года № 39-3CO «О предоставлении жилых помещений в Саратовской области» определено, ветеранам боевых действий, вставшим на учет нуждающихся в органах местного самоуправления до 1 января 2005 года, имеющим право на улучшение жилищных условий в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах», мера социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляется в форме социальной выплаты на строительство (приобретение) жилого помещения.
Порядок предоставления социальных выплат на приобретение (строительство) жилых помещений устанавливается Правительством области.
Такой порядок установлен постановлением Правительства Саратовской области от 9 октября 2008 года № 382-П «О порядке предоставления отдельным категориям граждан социальных выплат на строительство (приобретение) жилого помещения».
В соответствии с пунктом 4 постановления Правительства Саратовской области от 9 октября 2008 года № 382-П «О порядке предоставления отдельным категориям граждан социальных выплат на строительство (приобретение) жилого помещения» министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства области ежегодно формирует список нуждающихся в получении социальных выплат на строительство (приобретение) жилье помещений отдельно по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в которой каждый из нуждающихся в получении социальной выплаты был поставлен на жилищный учет в органах местного самоуправления.
Действующим законодательством регламентировано, что полномочиями, по признанию нуждающимися в улучшении жилищных условий как участника боевых действий наделены органы местного самоуправления.
Согласно статье 12 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
На основании статьи 6 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации осуществление исполнительно-распорядительных и контрольных полномочий органами государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении муниципальные образований и органов местного самоуправления допускается только в случаях и порядке, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.
Судом установлено, что с в списках граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, на 2022 год истец Боскарев А.А. состоит на жилищном учете по состоянию на 25 апреля 2022 года в списках граждан, нуждающихся в социальной выплате на строительство (приобретение) жилых помещений по области в соответствии с датой постановки на учет значится под № 1610.
Решением рабочей группы министерства строительства и жилищно - коммунального хозяйства области от 02 февраля 2012 года № 2 истец Бочкарев А.А. включен в список получателей социальных выплат за счет средств федерального бюджета, предусмотренных отдельным категориям граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
В связи с этим, истцу было предложено предоставить в министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства области определенные документы по предложенному перечню, в том числе, справку о зарегистрированных лицах и лицах, снятых с. регистрационного учета, но сохранивших право пользования жилыми помещениями, выдаваемой соответствующей жилищно-эксплуатационной организацией, жилищным или жилищно-строительным кооперативом и т.д. (по форме №, срок действия 30 дней) или копию вступившего в законную силу судебного решения об установлении места жительства заявителя или у заявителя и членов его семьи в случае отсутствия регистрации по месту жительства;
В случае непредставления истцом указанного пакета документов в течение 14 дней со дня получения уведомления, средства в размере запланированной к предоставлению социальной выплаты, подлежат распределению между гражданами-получателями социальных выплат в рамках реализации Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в хронологической последовательности по дате постановки на учет.
Истец не имеет регистрации в городе Саратове, в связи с чем, лишен возможности представить ответчику справку о зарегистрированных лицах и лицах, снятых с регистрационного учета, но сохранивших право пользования жилыми помещениями, выдаваемой соответствующей жилищно-эксплуатационной организацией, жилищным или жилищно-строительным кооперативом.
Признание истца Бочкарева А.А. постоянно проживающими на территории <адрес> необходимо для подтверждения истцом оснований состоять на учете нуждающихся по обеспечению жильем.
Суд находит подлежащими удовлетворению данное требование истца, исходя из следующего:
В настоящее время на регистрационном учете Бочкарев А.А. не состоят, что подтверждается копией паспорта.
Ранее истец был зарегистрированы в <адрес> у родственников, по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ, был снят с регистрационного учета по решению суда в 2020 году.
Анализируя представленные истцом доказательства в их совокупности, и исходя из вышеуказанных норм материального права, учитывая конкретные обстоятельства дела, суд приходит к выводу, что требования истцов подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░.
.░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 22 ░░░░ 2022 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░