№ 2-731/2024
УИД: 91RS0008-01-2024-000777-47
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 марта 2024 года г. Джанкой
Джанкойский районный суд Республики Крым в составе:
председательствующего, судьи Логвинко Е.А.,
при секретаре Шевченко Л.С., помощнике судьи Гострой Ю.А.,
с участием прокурора – Тищенко Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Джанкойского межрайонного прокурора Республики Крым в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Джанкойского района Республики Крым, Управлению образования, молодежи и спорта администрации Джанкойского района Республики Крым, Муниципальному общеобразовательному учреждению «Овощновская школа» Джанкойского района Республики Крым о понуждении выполнить определенные действия,-
установил:
ДД.ММ.ГГГГ Джанкойский межрайонный прокурор Республики Крым в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском, в котором просит обязать Администрацию Джанкойского района в срок не более <данные изъяты> месяцев после вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование мероприятий по оборудованию Муниципального общеобразовательного учреждения «Овощновская школа» Джанкойского района Республики Крым системами оповещения и управления эвакуацией, либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; обязать Управление образования, молодежи и спорта администрации Джанкойского района Республики Крым в срок не более <данные изъяты> месяца после выделения денежных средств обеспечить финансирование работ по оборудованию Муниципального общеобразовательного учреждения «Овощновская школа» Джанкойского района Республики Крым системами оповещения и управления эвакуацией, либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; обязать Муниципальное общеобразовательное учреждение «Овощновская школа» Джанкойского района Республики Крым в течении <данные изъяты> месяцев после поступления денежных средств установить системы оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Требования мотивированы тем, что в ходе проведенной проверки соблюдения федерального законодательства о противодействии терроризму, об образовании выявлены нарушения, а именно, в учреждении отсутствует система видеонаблюдения и система и управления эвакуации либо автономные системы средства экстренного оповещения. Денежные средства на проведение указанных работ, МОУ «Овощновская школа» Джанкойского района Республики Крым по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не выделены. ДД.ММ.ГГГГ межрайонная прокуратура реагировала внесением в адрес администрации Джанкойского района представления об устранении нарушений законодательства о противодействии терроризму, антитеррористической защищенности объектов образования. По результатам рассмотрения акта прокурорского реагирования, нарушения законодательства устранены не были, в связи с чем инициирован вопрос прокурора в суд с целью защиты, в том числе прав несовершеннолетних, обучающихся в образовательных учреждении.
В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал, просил иск удовлетворить.
Администрация Джанкойского района Республики Крым в судебное заседание явку своего представителя не обеспечила, каких-либо ходатайств о рассмотрении дела в их отсутствие суду не представили.
Представитель Управления образования, молодежи и спорта администрации Джанкойского района Республики Крым ФИО7, действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования признала.
Представитель Муниципального общеобразовательного учреждения «Овощновская школа» Джанкойского района Республики Крым ФИО8 не возражала против удовлетворения иска, пояснила, что при поступлении денежных средств, предписания будут выполнены.
Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении иска.
Судом установлено, что по результатам проведенной проверки исполнения действующего законодательства Российской федерации о противодействии терроризму в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях Джанкойского района, установлено, что в МОУ «Овощновская школа» мероприятия по антитеррористической защищенности образовательного учреждения выполнены не в полном объеме.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес Управления образования администрации Джанкойского района Республики Крым вынесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии терроризму, антитеррористической защищенности объектов образования, в том числе в МОУ «Овощновская школа» (л.д.8).
ДД.ММ.ГГГГ за исх. № на представление дан ответ, что все учреждения образования Джанкойского района Республики Крым имеют договор на охрану с помощью тревожной кнопки на время осуществления учебно-воспитательного процесса. Кроме того, за счет средств местного бюджета в 2022 году были заключены контракты на обеспечение охраны в пунктах проведения экзаменов на период проведения государственной итоговой аттестации. Охрана и пропускной режим в общеобразовательных учреждениях осуществляется штатными работниками – сторожами, дежурным персоналом. Полномочия их определены согласно функциональным обязанностям и инструкциями. Во всех образовательных учреждениях усилен контрольно-пропускной режим. Охрана объектов осуществляется путем комплексного использования физических и технических сил и средств. Во всех общеобразовательных учреждениях установлены арочные металлодетекторы, которые находятся в рабочем состоянии. В общеобразовательных учреждениях разработаны инструкции, в которых расписан порядок действий при срабатывании АМД. Администрацией Джанкойского района Республики Крым утверждена «дорожная карта» по выполнению мероприятий антитеррористической защищенности объектов в общеобразовательных учреждениях Джанкойского района Республики Крым, в соответствии с которой установка систем экстренного оповещения при возникновении угрозы террористической опасности во всех образовательных учреждениях района запланирована до конца ДД.ММ.ГГГГ за счет средств местного бюджета (л.д. 9-10).
Как следует из пояснений сторон, денежные средства до настоящего времени не выделены.
В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № «О прокуратуре Российской Федерации», прокуратура осуществляет от имени РФ надзор за исполнением действующих на ее территории законов. Задачи, возложенные на прокуратуру РФ, и полномочия прокуроров обусловлены целями обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.
В ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О безопасности», основными принципами обеспечения безопасности является, в том числе приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности.
В соответствии с п. 8 ч.1 ст. 41 Федерального закона о ДД.ММ.ГГГГ №-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», охрана здоровья обучающихся включает в себя и обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В соответствии с ч. 7 ст. 28 Федерального закона №, образовательная организация несет ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнения функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников в образовательных учреждениях.
Согласно ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: 1) обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; 2) законность; 3) приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; 4) неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности; 5) системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; 6) сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, международными и иными организациями, гражданами в противодействии терроризму; 7) приоритет мер предупреждения терроризма; 8) единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операций; 9) сочетание гласных и негласных методов противодействия терроризму; 10) конфиденциальность сведений о специальных средствах, технических приемах, тактике осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом, а также о составе их участников; 11) недопустимость политических уступок террористам; 12) минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма; 13) соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности.
В силу пунктов 6.1 и 11 части 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района; организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.
В соответствии с пунктом 3 части 1 ст. 17 указанного Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Утвержденная Президентом Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму.
В силу пункта 42 Концепции расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности объектов является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.
Пунктом 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ в качестве одной из основных задач определено обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.
Кроме того, п.п. «е» п.21 Концепции к основным мерам по предупреждению (профилактике) терроризма относятся: организационно-технические, которые предусматривают разработку и реализацию целевых программ и мероприятий по обеспечению критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей техническими средствами защиты, совершенствование механизма ответственности за несоблюдение требований обеспечения антитеррористической защищённости объектов террористической деятельности и улучшение технической оснащённости субъектов противодействия терроризму.
Согласно пп.2 ч.3 ст.28 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об образовании в Российской Федерации» материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами относится к компетенции образовательной организации.
Требования к антитеррористической защищённости образовательных организаций утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)».
В соответствии с п.п. «в» п.10 указанного Постановления в зависимости от возможных последствий совершения террористического акта в местах массового пребывания людей устанавливаются следующие категории мест массового пребывания людей: место массового пребывания людей 3 категории - место массового пребывания людей, в котором при определённых условиях может одновременно находиться от 50 до 200 человек.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Требования к антитеррористической защищённости объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации.
В силу с п.5 указанных Требований ответственность за обеспечение антитеррористической защищённости объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).
Согласно п.17 указанных Требований антитеррористическая защищённость объектов (территорий) обеспечивается путём осуществления комплекса мер, направленных: на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); на выявление нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях); на минимизацию возможных последствий совершения террористических актов на объектах (территориях) и ликвидацию угрозы их совершения; на обеспечение защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности и иных документах объектов (территорий), в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищённости объектов (территорий); на выявление и предотвращение несанкционированного проноса (провоза) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений.
Запрет неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается посредством: разработки и реализации комплекса мер по предупреждению, выявлению и устранению причин неправомерного проникновения на объекты (территории), локализации и нейтрализации последствий их проявления;) организации и обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов, контроля их функционирования; своевременного предупреждения, выявления и пресечения действий лиц, направленных на совершение террористического акта; обеспечения охраны объектов (территорий) и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны; заключения договоров аренды, безвозмездного пользования и иных договоров пользования имуществом с обязательным включением пунктов, дающих право должностным лицам, осуществляющим руководство деятельностью работников объектов (территорий), контролировать целевое использование арендуемых (используемых) площадей с возможностью расторжения указанных договоров при нецелевом использовании объектов (территорий); организации обеспечения информационной безопасности, разработки и реализации мер, исключающих несанкционированный доступ к информационным ресурсам объектов (территорий); осуществления контроля за выполнением мероприятий по обеспечению антитеррористической защищённости объектов (территорий); организации индивидуальной работы с работниками объектов (территорий) по вопросам противодействия идеологии терроризма и экстремизма в образовательной деятельности.
Согласно п.24 Требований, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, в целях обеспечения антитеррористической защищённости объектов (территорий), отнесённых к четвертой категории опасности, осуществляются следующие мероприятия: обеспечение пропускного и внутриобъектового режимов и осуществление контроля за их функционированием; оснащение объектов (территорий) системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" и поддержание их в исправном состоянии; оборудование объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; оснащение объектов (территорий) системой наружного освещения и иные мероприятия.
МОУ «Овощновская школа» Джанкойского района Республики Крым зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, учредителем является муниципальное образование Джанкойский район Республики Крым.
Пунктами 1.6 Устава МОУ «Овощновская школа» Джанкойского района Республики Крым» предусмотрено, что учреждение осуществляет свою образовательную, правовую и финансово-хозяйственню деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе обеспечивает охрану жизни и здоровья, обучающихся и воспитанников в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с Уставом Учреждения источником формирования имущества и денежных средств Учреждения являются: бюджетные ассигнования; регулярные и единовременные поступления от Учредителя; другие не запрещенные законодательством поступления. Школа самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеет самостоятельный баланс и лицевой счет (п.6.6-6.6 Устава).
Собственником имущества школы является субъект Российской Федерации – Республика Крым, муниципальное образование Джанкойский район Республики Крым. Имущество закрепляется за Учреждением на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации (п.6.1 Устава).
Суд соглашается с тем, что МОУ «Овощновская школа» Джанкойского района Республики Крым является одним из важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения, местом массового пребыванием людей, в частности несовершеннолетних, а потому установление системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников образовательного учреждения, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, отвечает целям безопасности учащихся и преподавательского персонала, является одной из мер, направленных на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения на территорию учреждения.
Таким образом, отсутствие систем оповещения на территории образовательного учреждения нарушает права и законные интересы детей, педагогического и технического персонала образовательного учреждения, а также иных лиц, посещающих учреждение, в части их безопасности пребывания в нем.
Суд соглашается с тем, что непринятие мер по устранению нарушений требований законодательства о противодействии терроризму в МОУ «Овощновская школа» Джанкойского района Республики Крым создает условия для наступления тяжких последствий в случае совершения террористических актов, что может повлечь массовую гибель людей, а также уничтожение имущества.
При этом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению системами оповещения на территории общеобразовательного учреждения, является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления, в данном случае – администрации Джанкойского района Республики Крым, как уполномоченного органа учредителя и собственника учреждения.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд, -
решил:
Иск Джанкойского межрайонного прокурора Республики Крым в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Джанкойского района Республики Крым, Управлению образования, молодежи и спорта администрации Джанкойского района Республики Крым, Муниципальному общеобразовательному учреждению «Овощновская школа» Джанкойского района Республики Крым о понуждении выполнить определенные действия – удовлетворить.
Обязать Администрацию Джанкойского района в срок не более <данные изъяты> месяцев со дня вступления решения в законную силу обеспечить финансирование мероприятий по оборудованию Муниципального общеобразовательного учреждения «Овощновская школа» Джанкойского района Республики Крым системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации;
Обязать Управление образования, молодежи и спорта администрации Джанкойского района Республики Крым в срок не более <данные изъяты> месяца после выделения денежных средств обеспечить финансирование работ по оборудованию Муниципального общеобразовательного учреждения «Овощновская школа» Джанкойского района Республики Крым системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации;
Обязать Муниципальное общеобразовательное учреждение «Овощновская школа» Джанкойского района Республики Крым в течении <данные изъяты> месяцев после поступления денежных средств установить системы оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Джанкойский районный суд.
Мотивированный текст решения изготовлен 01.04.2024 года.
Председательствующий Е.А. Логвинко