дело № 2-458/2022(УИД: 50RS0036-01-2021-007450-85)
РЕШЕНИЯ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 марта 2022 года г. Пушкино
Пушкинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Чернозубова О.В.
при секретаре Крюковой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бородуля Олега Валерьевича к Киселеву Геннадию Юрьевичу о признании договора дарения от 01.01.2016 года между Бородуля Галиной Юрьевной и Киселевым Геннадием Юрьевичем не заключенным, сделку несостоявшейся, приведении записей в Управлении Росреестра о правах на объекты недвижимости в состояние на дату 01.01.2020 года,
установил:
Истец Бородуля О.В. обратился в суд с иском к Киселеву Г.Ю. о признании права долевой собственности Киселева Г.Ю. на 29/200 долей жилого дома и на 1/4 долю земельного участка отсутствующим.
В обосновании иска Бородуля О.В. указал, что на основании договора дарения от 20.05.2008 года, его матери Бородуля Галине Юрьевне, принадлежали 29/200 долей в праве собственности на жилой дом и 1/4 доля земельного участка с кадастровым номером №, расположенные по адресу: <адрес>. Другими собственниками жилого дома с кадастровым номером № общей площадью 231,7 кв.м., являлись: Бородуля Олег Валерьевич -доля в праве 27/100 и Киселев Геннадий Юрьевич -доля в праве 117/200. Сособственником земельного участка с кадастровым номером №, площадью 939 кв.м., земли населенных пунктов, для ведения личного подсобного хозяйства является Киселев Геннадий Юрьевич -доля в праве 3/4. В 2017 году по решению Пушкинского городского суда Московской области истец выделил находящуюся у него в пользовании долю дома в отдельную часть, признал право на отдельно стоящий жилой дом. После выдела доли истца, Бородуля Г.Ю. и Киселев Г.Ю. стали долевыми собственниками оставшейся части жилого дома с кадастровым номером №. Право общей долевой собственности всех совладельцев на жилой дом с кадастровым номером №, лит. А,А1,а,А2,А5,АЗ,А4,А6,а1, расположенный по адресу: <адрес>., прекращено. Решение вступило в законную силу. В конце 2018 года истец частично исполнил решение суда, зарегистрировав право собственности на жилой дом литера В. Оформлением выделенной части дома он не стал заниматься, т.к. мать собиралась передать ему свою долю дома и земельного участка дарением, хотели оформить все сразу. В августе 2020 года для этих целей Бородуля Г.Ю. выдала истцу генеральную доверенность со всеми полномочиями. 06.12.2020 года Бородуля Галина Юрьевна скончалась. После похорон, Киселев Г.Ю. перестал общаться с истцом, повесил замок на внутреннюю калитку между их участками. При обращении к нотариусу Пушкинского нотариального округа Москаленко И.В., истец узнал, что долевая собственность его матери (дом и земельный участок) принадлежат уже не Бородуля Г.Ю, а Киселеву Г.Ю. Узнав об этом истец пытался поговорить с Киселевым Г.Ю., который не шел на контакт. Тогда истец обратился к нему письменно с требованием пояснить, как имущество его матери, находится у него в собственности. Однако ответа не последовало. После запросов в Росреестр нотариус сообщил, что 10.02.2020 года на основании Договора дарения от 01.01.2016 года Росреестром был зарегистрирован переход права собственности на 29/200 долей в праве собственности на жилой дом и 1/4 доли земельного участка, принадлежавшие Бородуля Г.Ю., к Киселеву Г.Ю. Указанная сделка произошла еще по старым правоустанавливающим документам, но после решения суда 2017 года и зарегистрирована с разницей в 4 года, только в 2020 году. Все эти нестыковки позволяют истцу заявить о злоупотреблении правом и незаконности указанных действий со стороны ответчика Киселева Г.Ю. Просит признать право долевой собственности Киселева Г.Ю. на 29/200 долей жилого дома и на 1/4 долю земельного участка площадью 939 к.м., расположенных по адресу: <адрес>, отсутствующим.
В судебном заседании представитель истца на основании доверенности Шилова Т.Б. (л.д.22-23) исковые требования уточнила, просила признать договор дарения недвижимого имущества от 01.01.2016 года (стороны Бородуля Г.Ю., Киселев Г.Ю.) не заключенным, а сделку не состоявшейся, привести записи в Росреестре о правах на объекты: жилой дом с кадастровым номером № и земельный участок с кадастровым номером №, расположенные по адресу: <адрес>, в состояние на дату 01.01.2020 года. Остальные требования просила не рассматривать, пояснила, что основаниями иска является только незаключенность договора дарения. Обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика на основании доверенности Махаева Е.С.(л.д.65) в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, поскольку сделка заключена в соответствие с требованиями действующего в указанное время законодательства, оснований для признания договора дарения незаключенным, не имеется.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований.
В соответствии с пунктом 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации ( ГК РФ) граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Согласно абзацу первому пункта 2 статьи 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке (часть 5 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
Судом установлено, что ранее жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, находился в общей долевой собственности: Бородуля О.В. являлся собственником 27/100 доли, Бородуля Г.Ю. -29/200 доли, Киселев Г.Ю. -117/200 доли ( л.д.36,41).
Бородуля О.В. дополнительно построил отдельный стоящий дом и обратился в суд с иском к Бородуля Г.Ю., Киселеву Г.Ю. о признании права собственности на самовольно возведенные строения и выделе доли жилого дома, прекращении права общей долевой собственности ( л.д.35).
Решением Пушкинского суда Московской области от 10 августа 2017 года истцу Бородуля О.В. выделен в собственность жилой дом и часть жилого дома в составе конкретных помещений по вышеуказанному адресу; Бородуля Г.Ю., Киселеву Г.Ю. в общую долевую собственность также выделена часть жилого дома в составе конкретных помещений; право общей долевой собственности сторон прекращено, за исключением Бородуля Г.Ю., Киселева Г.Ю., которым на выделенную часть жилого дома установлены доли: Бородуля Г.Ю. -0,4 доли, Киселеву Г.Ю. -0,6 доли ( л.д. 35-39).
В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от 18.11.2013г. Бородуля О.В. является собственником земельного участка площадью 960 кв.м., к.н. №, расположенного по адресу: <адрес> ( л.д.36).
Бородуля Г.Ю. на праве собственности принадлежала 1/4 доля земельного участка площадью 939 кв.м. с кадастровым номером 50:13:080310:223, расположенного по тому же адресу ( л.д.42). Другим сособственником данного земельного участка является Киселев Г.Ю. -3/4 доли ( л.д. 53-62).
01.01.2016 между Бородуля Г.Ю. (даритель) и Киселевым Г.Ю. (одаряемый) заключен договор дарения 1/4 доли в праве на земельный участок площадью 939 кв.м. с кадастровым номером 50:13:0080310:0223, категория земель: земли населённых пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства и расположенную на нем принадлежащую дарителю по праву общей долевой собственности 29/200 доли жилого дома, назначение: жилое, общей площадью 211,6 кв.м., по вышеуказанному адресу ( л.д.67, 90-91).
Данный договор дарения составлен в простой письменной форме, подписан Бородуля Г.Ю. и Киселевым Г.Ю., которыми подан на регистрацию в Управление Росреестра 31.01.2020 года ( л.д. 92-94).
06.12.2020 года Бородуля Галина Юрьевна умерла, что подтверждается свидетельством о смерти №(л.д.43).
Как следует из объяснений представителя истца, о переходе права собственности на вышеуказанное имущество Бородуля О.В. не знал, когда обратился к нотариусу с заявлением о принятии наследства и было открыто наследственное дело №, а затем в ЕГРН, выяснил о том, что собственником вышеуказанного недвижимого имущества является Киселев Г.Ю. ( л.д. 53-62).
Также, как следует из материалов дела и объяснений представителя истца, вышеуказанное решение Пушкинского городского суда от 10 августа 2017 года в части регистрации права собственности на выделенные части жилого дома не было исполнено сторонами; технический паспорт БТИ на выделенную Бородуле О.В. часть жилого дома был изготовлен истцом только 21.12.2021 года ( л.д.71-79).
Согласно пункту 1 статьи 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
В соответствии со ст. 425 ГК РФ договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения.
В силу п. 1 ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Согласно статье 572 ГК РФ по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом.
Как установлено судом, договор дарения недвижимого имущества между Бородуля Г.Ю. и Киселевым Г.Ю. заключен в простой письменной форме, существенные условия договора (предмет, порядок передачи имущества с момента государственной регистрации перехода права собственности) между сторонами были согласованы.
Договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом (пункт 3 статьи 433 ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 164 ГК РФ в случаях, если законом предусмотрена государственная регистрация сделок, правовые последствия сделки наступают после ее регистрации.
В силу пункта 3 статьи 574 указанного Кодекса договор дарения недвижимого имущества подлежит государственной регистрации.
Вместе с тем, согласно положениям статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 302-ФЗ "О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" правила о государственной регистрации сделок с недвижимым имуществом, содержащиеся в статьях 558, 560, 574, 584 Гражданского кодекса Российской Федерации, не подлежат применению к договорам, заключаемым после 01 марта 2013 года (пункты 1, 8).
Таким образом, договор дарения от 01.01.2016 года не подлежал государственной регистрации в силу закона, однако, переход права собственности на указанную недвижимость на основании данного договора дарения к одаряемому подлежал государственной регистрации.
Нормами Гражданского кодекса Российской Федерации не регулируется порядок обязательной государственной регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество, не установлена обязательность такой регистрации непосредственно после заключения договора, не установлен пресекательный срок регистрации перехода права собственности.
При этом, отсутствие государственной регистрации перехода права собственности на объект недвижимости в Едином государственном реестре недвижимости не влияет на заключенность либо действительность самой сделки.
Также для заключения такого письменного договора дарения не требуется обязательного нотариального удостоверения. Кроме того, отсутствие нотариального удостоверения, которое обязательно только в случаях, указанных в законе (пп. 1 п. 2 ст. 163 ГК РФ), не может свидетельствовать о незаключенности договора, может повлечь только ничтожность такой сделки ( п.3 ст. 163 ГК РФ).
Выданная 12.08.2020 года истцу доверенность от имени Бородуля Г.Ю., в том числе на управление и распоряжение ее имуществом, не может свидетельствовать о незаключенности рассматриваемого договора дарения ( л.д.66).
Не сообщение Бородуля Г.Ю. и Киселевым Г.Ю. о заключении такого договора дарения Бородуля О.В. на момент рассмотрения дела Пушкинским городским судом по его иску о выделе доли жилого дома, не может свидетельствовать о незаключенности рассматриваемого договора дарения.
Кроме того, как ранее отмечалось, решение Пушкинского городского суда от 10.08.2017 года в части выдела доли, по настоящее время, в том числе истцом, не исполнено.
Как ранее отмечалось, договор дарения недвижимого имущества между сторонами Бородуля Г.Ю. (даритель) и Киселевым Г.Ю. (одаряемый) заключен в простой письменной форме, существенные условия договора (предмет, условия передачи недвижимого имущества) между сторонами были согласованы. Государственная регистрация перехода права собственности на недвижимое имущество произведена при жизни Бородуля Г.Ю., в том числе на основании ее личного заявления, поданного в Управление Росреестра. В последующем Бородуля Г.Ю. с требованиями о расторжении данного договора дарения не обращалась, заявление из Управления Росрестра не отзывала. Таким образом, из материалов дела следует, что данный договор дарения между сторонами был заключен, воля Бородуля Г.Ю. на дарение Киселеву Г.Ю. этого недвижимого имущества была выражена и подтверждена письменно, требования законодательства при заключении договора сторонами соблюдены, в связи с чем оснований для признания договора дарения незаключенным, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь положениями ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований Бородуля Олега Валерьевича к Киселеву Геннадию Юрьевичу о признании договора дарения от 01.01.2016 года между Бородуля Галиной Юрьевной и Киселевым Геннадием Юрьевичем не заключенным, сделку несостоявшейся, приведении записей в Управлении Росреестра о правах на объекты недвижимости в состояние на дату 01.01.2020 года отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Пушкинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме -21 апреля 2022 года.
Судья: подпись.
Копия верна: Судья: Секретарь: