Дело №
21RS0№-08
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
5 ноября 2019 года <адрес>
Канашский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Орлова Б.З.,
при секретаре судебного заседания Ильиной В.Н.,
с участием: представителя истца - старшего помощника Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора Хрычева А.В.,
представителей ответчика - муниципального унитарного предприятия «Каналсеть» муниципального образования <адрес> Республики Егоровой А.Ю. и Иракиной Н.В., действующих на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Канашского районного суда Чувашской Республики гражданское дело по исковому заявлению и.о. Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию «Каналсеть» муниципального образования <адрес> Республики об обязании обеспечить сброс сточных вод с эксплуатируемых очистных сооружений в пределах утвержденных нормативов допустимого сброса веществ в водный объект,
у с т а н о в и л :
И.о. Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора, действующий в защиту экологических прав и интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к муниципальному унитарному предприятию «Каналсеть» муниципального образования г. Канаш Чувашской Республики (далее по тексту - МУП «Каналсеть» МО г. Канаш ЧР, предприятие) об обязании в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить сброс сточных вод с эксплуатируемых очистных сооружений в пределах утвержденных нормативов допустимого сброса веществ в водный объект.
Требования прокурора мотивированы тем, что Чебоксарской межрайонной природоохранной прокуратурой в рамках рассмотрения обращения ФИО2 на основании решения о проведении проверки № проведена проверка на соблюдение МУП «Каналсеть» МО г. Канаш Чувашской Республики требования законодательства об охране вод.
Проверкой установлено, что на основании договора о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения от ДД.ММ.ГГГГ предприятие эксплуатирует биологические очистные сооружения г. Канаш производительностью 10 тыс. куб. м/сутки, введенные в эксплуатацию в 1987 году, на которые поступают хозяйственно-бытовые сточные воды жилого сектора, а также производственные сточные воды г. Канаш. Сточные воды после очистки сбрасываются в реку Аниш. Пользование водным объектом осуществляется на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование №-ДД.ММ.ГГГГ.006-Р-РСБК-С2018-00974/00 от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно части 4 статьи 35 Водного кодекса Российской Федерации количество веществ, микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
На момент проверки - ДД.ММ.ГГГГ по результатам лабораторных исследований качества сточной воды, сбрасываемой после очистки в реку Аниш, выявлено превышение нормативов предельно-допустимых концентраций для рыбохозяйственных водоемов, установленных приказом Минсельхоза России № от ДД.ММ.ГГГГ по показателям: протокол № от ДД.ММ.ГГГГ: аммоний ион - 13,1 мг/дм3 (при нормативе - 05 мг/м3), БКП-5-3,4 мг/дм3 (при нормативе - 2,10 мг/ дм3); превышение нормативов, установленных решением о предоставлении водного объекта в пользование от ДД.ММ.ГГГГ №-ДД.ММ.ГГГГ.006-Р-РСБК-С-2018-00974/00 по показателям: протокол №-Д от ДД.ММ.ГГГГ: фосфат ион - 2,2 мг/дм3 (по Р 0,7 мг/дм3) (при нормативе- 0,2 мг/дм3), аммоний ион - 3,3 мг/дм3 (при нормативе - 0,5 мг/дм3), нитрит ион - 0,206 мг/дм3 (при нормативе - 0,08 мг/дм3).
По данным фактам в адрес руководителя МУП «Каналсеть» МО <адрес> Республики внесено представление, однако нормативная очистка сточных вод, сбрасываемых с эксплуатируемых предприятием сточных вод, не обеспечена.
По результатам лабораторных исследований качества сточной воды, сбрасываемой после очистки в реку Аниш, выявлено превышение нормативов, установленных решением о предоставлении водного объекта в пользование от ДД.ММ.ГГГГ №-ДД.ММ.ГГГГ.006.-Р-РСБК-С - 2018-00974/00: протокол №-Д от ДД.ММ.ГГГГ: фосфат ион - 0,85 (по Р 0,28 мг/дм3) (при нормативе - 0,2 мг/дм3); превышение нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты, уставленных приказом Верхне-Волжского бассейнового водного управления № от ДД.ММ.ГГГГ по показателям: протокол №-Д от ДД.ММ.ГГГГ: фосфат ион - 2,4 мг/дм3 (по Р 0,7 мг/дм3) (при нормативе - 0,2 мг/дм3), аммоний ион - 4 мг/дм3 (при нормативе - 0,22 мг/дм3); протокол №-Д от ДД.ММ.ГГГГ: фосфат ион - 3,1 мг/дм3 (по Р 1,02 мг/дм3) (при нормативе - 0,2 мг/дм3), БПК-5 - 4,2 мг/дм3 (при нормативе - 2,1 мг/дм3).
Вышеуказанные обстоятельства могут повлечь загрязнение, засорение или истощение водных объектов - реки Аниш, нарушают правила охраны среды обитания водных биологических ресурсов, ухудшают экологическую обстановку, в связи с чем нарушается гарантированное Конституцией РФ права граждан на благоприятную окружающую среду.
В судебном заседании старший помощник Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора Хрычев А.В. исковые требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представители ответчика - МУП «Каналсеть» МО г. Канаш ЧР Егорова А.Ю. и Иракина Н.В. в судебном заседании разрешение иска оставили на усмотрение суда.
Представитель третьего лица - Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики, извещенный должным образом о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился.
Суд, признав возможным рассмотрение дела при имеющейся явке, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, исследовав и оценив представленные доказательства, приходит к следующему.
В соответствии со статьями 2 и 18 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В силу статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации жизнь и здоровье граждан - неотъемлемые нематериальные блага. Несоблюдение прав граждан на благоприятную окружающую среду влечет вред их здоровью.
Присуждение к исполнению обязанности в натуре согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации - один из способов защиты гражданских прав.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации» в целях обеспечения верховенства закона, единства и усиления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов в коммерческих и некоммерческих организациях.
В рамках предоставленных полномочий, установленных статьями 22 и 27 названного закона, прокурор при обнаружении факта нарушения закона обращается в суд с заявлением в интересах граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 11, частью 2 статьи 21 Водного кодекса Российской Федерации использование водных объектов для сброса сточных вод и (или) дренажных вод, осуществляется на основании соответствующего решения.
Частью 1 статьи 44 Водного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных данным кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
Согласно частям 1, 2 статьи 22 Федерального закона «Об охране окружающей среды» в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду: нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.
В силу статьи 23 Федерального закона «Об охране окружающей среды» в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических лиц устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов. Сбросы химических веществ, иных веществ и микроорганизмов в пределах установленных нормативов и лимитов допускается на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» эксплуатация объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды.
Частью 4 статьи 35 Водного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
В соответствии частью 2 статьи 39 Водного кодекса Российской Федерации собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны: не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде; содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения; выполнять иные предусмотренные настоящим Кодексом, другими федеральными законами обязанности.
Исходя по положений части 2 статьи 39 Водного кодекса Российской Федерации, при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно частей 4 и 6 статьи 55 Водного кодекса Российской Федерации содержание радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений в водных объектах не должно превышать соответственно предельно допустимые уровни естественного радиационного фона, характерные для отдельных водных объектов, и иные установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативы. Сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.
В силу части 6 статьи 56 Водного кодекса Российской Федерации сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.
Как установлено в судебном заседании, МУП «Каналсеть» МО г. Канаш ЧР зарегистрирован в качестве юридического лица ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ, основным видом деятельности которого является сбор и обработка сточных вод (л.д.№
На основании договора о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за МУП «Каналсеть» МО г. Канаш ЧР от ДД.ММ.ГГГГ за предприятием закреплены очистные инженерные сооружения (л.д.8-13) и ему выдано свидетельство об актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду № CG4GVL1L от 2018-06-29 (л.д.15).
Материалами дела установлено, что Чебоксарской межрайонной природоохранной прокуратурой была проведена проверка соблюдения требований законодательства в области охраны водных ресурсов, по результатам которой ответчику направлено представление (л.д.22-26).
Из ответа главного инженера МУП «Каналсеть» МО г. Канаш ЧР следует, что предприятием получено решение о представлении водного объекта в пользование, разработан проект нормативов допустимых сбросов. В настоящее время материалы проекта проходят согласование в соответствующих органах. При этом отмечено, что достижение нормативных требований по ряду загрязняющих веществ не всегда представляется возможным в рамках существующих очистных сооружений в связи с высоким износом очистных сооружении, а также недостаточной эффективностью системы очистки. В настоящее время администрацией города Канаш принимаются меры по созданию новых очистных сооружений (л.д.№).
Проверкой выявлены нарушения в деятельности ответчика, выразившиеся в следующем.
По результатам лабораторных исследований качества сточной воды, сбрасываемой после очистки в реку Аниш, выявлено превышение нормативов предельно-допустимых концентраций для рыбохозяйственных водоемов, установленных приказом Минсельхоза России № от ДД.ММ.ГГГГ по показателям: протокол № от ДД.ММ.ГГГГ: аммоний ион - 13,1 мг/дм3 (при нормативе - 05 мг/м3), БКП-5-3,4 мг/дм3 (при нормативе - 2,10 мг/ дм3), превышение нормативов, установленных решением о предоставлении водного объекта в пользование от ДД.ММ.ГГГГ №-ДД.ММ.ГГГГ.006-Р-РСБК-С-2018-00974/00 по показателям: протокол №-Д от ДД.ММ.ГГГГ: фосфат ион - 2,2 мг/дм3 (по Р 0,7 мг/дм3) (при нормативе- 0,2 мг/дм3), аммоний ион - 3,3 мг/дм3 (при нормативе - 0,5 мг/дм3), нитрит ион - 0,206 мг/дм3 (при нормативе - 0,08 мг/дм3) (л.д.№).
По результатам лабораторных исследований качества сточной воды, сбрасываемой после очистки в реку Аниш, выявлено превышение нормативов, установленных решением о предоставлении водного объекта в пользование от ДД.ММ.ГГГГ №-ДД.ММ.ГГГГ.006.-Р-РСБК-С - 2018-00974/00: протокол №-Д от ДД.ММ.ГГГГ: фосфат ион - 0,85 (по Р 0,28 мг/дм3) (при нормативе - 0,2 мг/дм3); превышение нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты, уставленных приказом Верхне-Волжского бассейнового водного управления № от ДД.ММ.ГГГГ по показателям: протокол №-Д от ДД.ММ.ГГГГ: фосфат ион - 2,4 мг/дм3 (по Р 0,7 мг/дм3) (при нормативе - 0,2 мг/дм3), аммоний ион - 4 мг/дм3 (при нормативе - 0,22 мг/дм3); протокол №-Д от ДД.ММ.ГГГГ: фосфат ион - 3,1 мг/дм3 (по Р 1,02 мг/дм3) (при нормативе - 0,2 мг/дм3), БПК-5 - 4,2 мг/дм3 (при нормативе - 2,1 мг/дм3) (л.д.№).
В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Следовательно, превышение установленных нормативов предельно допустимых сбросов загрязняющих веществ создает угрозу неблагоприятного воздействия на окружающую среду и среду жизнедеятельности граждан и является нарушением природоохранного законодательства, и дальнейший сброс загрязняющих веществ в <адрес> может привести к нарушению прав неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду.
При установленных обстоятельствах и в силу вышеприведенных правовых норм, также с учетом представленных сторонами доказательств суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
В силу части 1 статьи 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера, государственная пошлина уплачивается физическими лицами в размере 300 рублей.
В соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Поскольку прокурор при подаче иска в силу закона освобожден от уплаты государственной пошлины, то с ответчика, не освобожденного от уплаты государственной пошлины, подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 300 рублей в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 НК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковое заявление и.о. Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту экологических прав и интересов неопределенного круга лиц, к муниципальному унитарному предприятию «Каналсеть» муниципального образования г. Канаш Чувашской Республики удовлетворить.
Обязать муниципальное унитарное предприятие «Каналсеть» муниципального образования г. Канаш Чувашской Республики в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить сброс сточных вод с эксплуатируемых очистных сооружений в пределах утвержденных нормативов допустимого сброса веществ в водный объект.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия «Каналсеть» муниципального образования г. Канаш Чувашской Республики в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики через Канашский районный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий Б.З. Орлов
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.