Дело № 2-2082/2022
59RS0027-01-2022-002663-67
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Кунгур Пермского края 15 августа 2022 года
Кунгурский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Головковой И.Н.,
при секретаре Савченко Е.А.,
с участием прокурора Бушмаковой Ю.А.,
представителя ответчика Севастьяновой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кунгуре Пермского края гражданское дело по иску Кунгурского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Кунгурского муниципального округа Пермского края о возложении обязанности привести автомобильную дорогу в соответствии с нормативными требованиями,
УСТАНОВИЛ:
Кунгурский городской прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к администрации Кунгурского муниципального округа <адрес> о возложении обязанности привести автомобильную дорогу общего пользования местного значения в <адрес> общей протяженностью 3 469 м. c кадастpовым номером № в соответствие c требованиями ГОСТ P 50597-2017 «Национaльный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденным приказом Росстандарта от ДД.ММ.ГГГГ №-ст, ГОСТ P 52289-2019 «Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утвержденным приказом Росстандарта от ДД.ММ.ГГГГ №-ст, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование исковых требований прокурор указал, что Кунгурской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления Кунгурского муниципального округа законодательства о дорожной деятельности и безопасности дорожного движения. В результате проверки установлено, что автомобильная дорога в <адрес>), включенная в реестр муниципального имущества <адрес>, не отвечает нормативным требованиям: на всем протяжении отсутствует покрытие (например, щебеночно- гравийное), движение осуществляется по самонакатанномy полотну земли; вблизи дома № на проезжей части сформировано повреждение длиной 5 м., шириной 1 м., глубиной 14 см. (п. 5.2.4 ГОСТ P 50597-2017); на сопряжении c проезжей частью (первый съезд налево при въезде в <адрес>) сформировано повреждение глубиной 88 см. (п. 5.3.1 ГОСТ P 50597-2017); автомобильная дорога не обустроена техническими средствами организации дорожного движения (ГОСТ P 52289-2019).
Полагает, что бездействие администрации Кунгурского муниципального округа нарушает права участников дорожного движения на безопасные условия движения по дорогам РФ, поскольку в связи с ненормативным состоянием автодороги в <адрес> создаются аварийные условия на данной автомобильной дороге, что может повлечь за собой риск для жизни и здоровья участников дорожного движения.
В судебном заседании прокурор уточнил исковые требования, просил обязать ответчика привести автомобильную дорогу в <адрес> в соответствии с нормативными требованиями в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ответчика исковые требования признала, не отрицая наличие у ответчика данной обязанности.
Представитель третьего лица МО МВД России «Кунгурский» в судебном заседании не участвовал, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В ходе подготовки дела к судебному разбирательству исковые требования прокурора поддерживал.
Суд, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив представленные документы, считает уточненный иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Статьей 1 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Федеральный закон «О безопасности дорожного движения») в качестве основных задач определена охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествии, снижения тяжести их последствий.
В соответствии со ст.3 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» одним из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения является приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
Частью 1 ст.132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, вводят местные налоги и сборы, решают иные вопросы местного значения, а также в соответствии с федеральным законом обеспечивают в пределах своей компетенции доступность медицинской помощи.
Согласно п.5 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч.4 ст.6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления муниципального округа или городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах соответственно муниципального округа или городского округа при осуществлении дорожной деятельности. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
B силу ст. 15 Бюджетного кодекса РФ средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, являются расходными обязательствами муниципальных образований и предусматриваются в местном бюджете.
B соответствии co ст. 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» содержание дорог на территории Российской Федерации должно обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно ст. 12 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и o дорожной деятельности в Российской Федерации и o внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 257-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
B ст. 3 Закона № 257-ФЗ определено, что дорожная деятельность представляет собой деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Согласно п. 13 ст. 3 Закона № 257-ФЗ содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, a также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
На основании ч. 1 ст. 17 Закона № 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии c требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, a также организации дорожного движения, в т.ч. посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
Судом установлено:
Кунгурской городской прокуратурой по коллективному обращению жителей <адрес> проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления Кунгурского муниципального округа законодательства о дорожной деятельности и безопасности дорожного движения. /л.д.9-11/.
В ходе проверки, проведенной совместно с сотрудниками ОГИБДД МО МВД России «Кунгурский», установлено что автомобильная дорога в <адрес>) не отвечает нормативным требованиям: на всем протяжении отсутствует покрытие (например, щебеночно - гравийное), движение осуществляется по самонакатанномy полотну земли; вблизи дома № на проезжей части сформировано повреждение длиной 5 м., шириной 1 м., глубиной 14 см. (п. 5.2.4 ГОСТ P 50597-2017); на сопряжении c проезжей частью (первый съезд налево при въезде в <адрес>) сформировано повреждение глубиной 88 см. (п. 5.3.1 ГОСТ P 50597-2017); автомобильная дорога не обустроена техническими средствами организации дорожного движения (ГОСТ P 52289-2019). /л.д.20-29/.
ДД.ММ.ГГГГ в администрацию <адрес> Кунгypским городским прокурором внесено представление № об устранении нарушений законодательства о дорожной деятельности и БДД /л.д.30-34/.
Администрация Кунгурского муниципального округа <адрес> является органом местного самоуправления муниципального образования «Кунгурский муниципальный округ».
По сведениям администрации Кунгурского муниципального округа <адрес>, после объединения в ДД.ММ.ГГГГ всех поселений, входящих в состав Кунгурского муниципального района, с городом Кунгуром внутрипоселковые дороги Троельжанской сельской территории администрацией сельского поселения были переданы общей протяженностью 72,90 км, в том числе автомобильная дорога общего пользования местного значения в <адрес>, включены в реестр муниципального имущества муниципального образования «Кунгурский муниципальный округ <адрес>» и переданы Управлению развития территории для реализации полномочий администрации Кунгурского муниципального округа по организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог, в том числе по их содержанию и ремонту. При этом автомобильные дороги в д. Юшковка как отдельный объект недвижимого имущества сформирован не был, техническая документация отсутствовала. ДД.ММ.ГГГГ Управлением развития территории был заключен муниципальный контракт от ДД.ММ.ГГГГ № на сумму 598 575,41 руб. на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги в <адрес>, по которому в срок до ДД.ММ.ГГГГ выполнен ремонт участков автодороги (проездов к жилым домам от центральной дороги через деревню) c отсыпкой щебнем и устройством водоотводных канав. /л.д.51-52,58-59/.
B ДД.ММ.ГГГГ Управлением имyщественных и земельных отношений администрации Кунгурского муниципального округа <адрес> реализованы мероприятия по подготовке технической документации в отношении внутрипоселковой автомобильной дороги в д. <адрес> постановке дороги на государственный кадастровый учет (кaдастровый №, протяженность 3469 м.) и регистрации права собственности на автомобильную дорогу за муниципальным образованием «Кунгурский муниципальный округ <адрес> (реквизиты свидетельства o государственной регистрации права муниципальной собственности - № от ДД.ММ.ГГГГ).
B рамках муниципального контракта № от ДД.ММ.ГГГГ на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог местного значения и искусственных сооружений на них в Кунгурском муниципальном округе на ДД.ММ.ГГГГ в ДД.ММ.ГГГГ. подрядной организацией проведено выравнивание профиля автомобильной дороги в <адрес>. B летний период ДД.ММ.ГГГГ. подрядной организацией будет осуществляться мониторинг состояния дороги, периодическое восстановление профиля и ровности проезжей части, устранение отдельных повреждений проезжей части c добавлением, при необходимости, нового материала, иные необходимые мероприятия, предусмотренные муниципальным контрактом по содержанию автомобильных дорог. /л.д.52/.
Из пояснений представителя ответчика следует, что в бюджете Кунгурского муниципального округа на ДД.ММ.ГГГГ и плановый период ДД.ММ.ГГГГ ремонт автодороги в <адрес> не запланирован. На сегодняшний день в условиях текущей экономической нестабильности дополнительные финансовые средства на ремонт автодороги в д. Юшковка в бюджете Кунгурского муниципального округа отсутствуют.
Согласно п.5 ст.3 Устава Кунгурского муниципального округа <адрес>, утвержденного Решением Думы Кунгурского муниципального округа от ДД.ММ.ГГГГ №, к вопросам местного значения муниципального округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах Кунгурского муниципального округа при осуществлении дорожной деятельности возлагается на администрацию Кунгурского муниципального округа <адрес>.
Согласно акту обследования улично-дорожной сети <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, на всем протяжении <адрес> автодорога как инженерное сооружение отсутствует, движение осуществляется по самонакатанному полотну земли, в нарушение требований ГОСТ Р 52289-2019 автомобильная дорога не обустроена техническими средствами организации дорожного движения. /л.д.54-57/, что не позволяет обеспечить движение по ней автотранспорта, в частности, автомашин МЧС и скорой медицинской помощи, в связи с чем, сохраняется угроза жизни, здоровью и имуществу граждан, находящихся в удаленном населенном пункте.
Суд считает, что ненадлежащее состояние подъезда к <адрес>, влекущее невозможность обеспечить по нему бесперебойное автомобильное движение, нарушает права неопределенного круга лиц.
Обязанность по осуществлению требуемых действий должна быть возложена на ответчика, являющегося исполнительно-распорядительным органом муниципального округа, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципального округа федеральными законами и законами <адрес>, организация, проектирование и строительство дорог в границах муниципального округа относится к вопросам местного значения Кунгурского муниципального округа <адрес>.
Совокупность указанных обстоятельств свидетельствует о том, что администрацией Кунгурского муниципального округа в нарушение возложенных на нее законом полномочий транспортная доступность <адрес> не обеспечена в связи с фактическим отсутствием автомобильной дороги, ведущей к данному населенному пункту.
Ответчик является одним из главных распорядителей средств бюджета муниципального округа, в том числе, и распорядителем бюджетных средств, заложенных на дорожное хозяйство.
При таких обстоятельствах, суд считает возможным заявленные Кунгурским городским прокурором исковые требования к администрации Кунгурского муниципального округа <адрес> удовлетворить в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
обязать администрацию Кунгyрского муниципального округа <адрес> привести автомобильную дорогу общего пользования местного значения в <адрес> общей протяженностью 3 469 м. c кадастpовым номером № в соответствие c требованиями ГОСТ P 50597-2017 «Национaльный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденным приказом Росстандарта от ДД.ММ.ГГГГ №-ст, ГОСТ P 52289-2019 «Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утвержденным приказом Росстандарта от ДД.ММ.ГГГГ №-ст, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кунгурский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий: И.Н.Головкова