Дело № 2-154/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 июня 2023 г. п. Яшкуль
Яшкульский районный суд Республики Калмыкия в составе председательствующего судьи Лиджиева С.В., при секретаре судебного заседания Менкнасуновой Ц.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мусаева А.А. к администрации Уттинского сельского муниципального образования Республики Калмыкия о включении недвижимого имущества в состав наследства, признании права собственности на него в порядке наследования,
установил:
Мусаев А.А. обратился в суд с указанным иском к администрации Уттинского сельского муниципального образования Республики Калмыкия (далее – администрация Уттинского СМО, Администрация).
В обоснование заявленных требований Мусаев А.А. указал, что 9 апреля 2019 г. умерла его жена Шевякова С.М. После ее смерти открылось наследство в виде жилой квартиры, расположенной по адресу: ***. Он является наследником по закону, принял наследство, пользуется вышеуказанным недвижимым имуществом. Других наследников, претендующих на оформление наследственных прав, не имеется. В связи с тем, что им был пропущен шестимесячный срок для выдачи свидетельства о праве на наследство, он не обращался к нотариусу для оформления своих наследственных прав. Просил включить в состав наследства, оставшегося после смерти Шевяковой С.М., жилую квартиру, расположенную по адресу: ***, признать за ним право собственности на данное недвижимое имущество в порядке наследования.
В судебное заседание истец Мусаев А.А., ответчик администрация Уттинского СМО, третье лицо Управление Росреестра по Республике Калмыкия, извещенные своевременно и надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, не явились, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли.
На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в рассмотрении дела, извещенных своевременно и надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Исследовав материалы дела, суд находит иск Мусаева А.А. подлежащим удовлетворению.
Согласно ч. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии с п. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 г. № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» разъяснено, что при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, суды до истечения срока принятия наследства рассматривают требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а по истечении этого срока – также требования о признании права собственности в порядке наследования.
Согласно ст. 1111 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию и по закону.
В соответствии с ч. 1 ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных ГК РФ.
В силу ст.ст. 1113, 1114 ГК РФ наследство открывается со смертью гражданина. Днем открытия наследства является день смерти гражданина.
Согласно ст. 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
В соответствии с ч. 1 ст. 1153 ГК РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Согласно ч. 1 ст. 1154 ГК РФ наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
Частью 1 ст. 1155 ГК РФ определено, что по заявлению наследника, пропустившего срок, установленный для принятия наследства (статья 1154), суд может восстановить этот срок и признать наследника принявшим наследство, если наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил этот срок по другим уважительным причинам и при условии, что наследник, пропустивший срок, установленный для принятия наследства, обратился в суд в течение шести месяцев после того, как причины пропуска этого срока отпали.
Как разъяснено в п. 36 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2012 г. № 9 «О судебной практике по делам о наследовании», под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных пунктом 2 статьи 1153 ГК РФ действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу.
В качестве таких действий, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), обработка наследником земельного участка, подача в суд заявления о защите своих наследственных прав, обращение с требованием о проведении описи имущества наследодателя, осуществление оплаты коммунальных услуг, страховых платежей, возмещение за счет наследственного имущества расходов, предусмотренных статьей 1174 ГК РФ, иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом. При этом такие действия могут быть совершены как самим наследником, так и по его поручению другими лицами. Указанные действия должны быть совершены в течение срока принятия наследства, установленного статьей 1154 ГК РФ.
Наличие совместного с наследодателем права общей собственности на имущество, доля в праве на которое входит в состав наследства, само по себе не свидетельствует о фактическом принятии наследства.
В целях подтверждения фактического принятия наследства (п. 2 ст. 1153 ГК РФ) наследником могут быть представлены, в частности, справка о проживании совместно с наследодателем, квитанция об уплате налога, о внесении платы за жилое помещение и коммунальные услуги, сберегательная книжка на имя наследодателя, паспорт транспортного средства, принадлежавшего наследодателю, договор подряда на проведение ремонтных работ и т.п. документы.
Судом установлено, что Мусаев А.А. и Шевякова С.М. состояли в зарегистрированном браке, что подтверждается свидетельством о заключении брака V-МЮ № ***, выданным 20 сентября 2016 г. Тверским отделом ЗАГС Управления ЗАГС Москвы.
Как видно из договора купли-продажи от 2 февраля 2017 г. и выписки из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 9 февраля 2017 г., Шевякова С.М. являлась собственником жилого помещения, расположенного по адресу: ***.
6 апреля 2019 г. Шевякова С.М. умерла (свидетельство о смерти от 9 апреля 2019 года).
Из справки главы Уттинского СМО РК следует, что Шевякова С.М. с 31 марта 2017 г. по 6 апреля 2019 г. была зарегистрирована по месту жительства по адресу: ***.
Из писем нотариусов с места регистрации по месту жительства и по месту смерти наследодателя следует, что в производстве нотариусов Яшкульского и Приютненского нотариальных округов Республики Калмыкия отсутствует наследственное дело к имуществу Шевяковой С.М..
Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что Мусаев А.А. фактически принял наследство после смерти жены, так как на момент ее смерти и по настоящее время несет все необходимые расходы по содержанию квартиры, принимает меры к сохранению имущества, производит оплату жилищно-коммунальных услуг и налогов. Каких-либо наследников после смерти жены не имеется, детей у них не было.
С учетом представленных Мусаевым А.А. доказательств, отсутствия возражений со стороны ответчика, суд считает, что Мусаев А.А. совершил действия, которыми выразил волю на принятие наследства, приняв его фактически.
Таким образом, судом установлено, что Мусаев А.А. является наследником по закону к имуществу умершей Шевяковой С.М. После ее смерти совершил фактическое принятие наследства, владел наследственным имуществом, нес бремя его содержания, совершил действия, направленные на сохранение наследственного имущества.
При таких данных суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных Мусаевым А.А. требований в части включения данного объекта недвижимости в наследственную массу (в состав наследственного имущества), открывшуюся после смерти Шевяковой С.М., и признания за Мусаевым А.А. права собственности на данное недвижимое имущество в порядке наследования.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Мусаева А.А. к администрации Уттинского сельского муниципального образования Республики Калмыкия о включении жилого дома в состав наследственного имущества и признании права собственности на данное недвижимое имущество в порядке наследования удовлетворить.
Включить в состав наследственного имущества, открывшегося после смерти Шевяковой С.М., *** года рождения, жилую квартиру, общей площадью 47,6 кв.м, с кадастровым номером ***, расположенную по адресу: ***.
Признать право собственности Мусаева А.А. на жилую квартиру, общей площадью 47,6 кв.м, с кадастровым номером ***, расположенную по адресу: ***.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Калмыкия через Яшкульский районный суд Республики Калмыкия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья С.В. Лиджиев