о возвращении протокола об административном правонарушении
г. Вяземский
16 июня 2023 года
Судья Вяземского районного суда Хабаровского края Чистова Т.С.,
рассмотрев материалы об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.1.1 КоАП РФ в отношении Шевченко Екатерины Юрьевны,
У С Т А Н О В И Л:
В отношении Шевченко Е.Ю. 25.05.2023 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.1.1 КоАП РФ.
В соответствии с положениями ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии с общими нормами закона суд не является органом преследования и в его компетенцию не входит установление события правонарушения. Предмет доказывания определяется существом правонарушения, указанным в протоколе об административном правонарушении. Суд исследует обстоятельства события, указанные в протоколе, на основании представленных в суд доказательств.
В силу особого статуса суд не должен подменять собой орган, возбудивший дело об административном правонарушении, и осуществлять собирание доказательств, подтверждающих изложенные должностным лицом в протоколе об административном правонарушении событие и состав административного правонарушения.
Согласно п.п.3 и 5 ст.29.1 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении судья должен выяснить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные КоАП РФ, правильно ли оформлены иные материалы и достаточно ли их для рассмотрения дела по существу, а также отсутствуют ли иные обстоятельства, препятствующие рассмотрению дела об административном правонарушении.
Из разъяснения п.4 постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005г. №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ» следует, что в порядке подготовки дела к рассмотрению судья должен также установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола.
Согласно ч.2 ст.28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в ч.2 ст.28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении.
Статьей 6.1.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших последствий, указанных в ст.115 УК РФ, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
Вместе с тем, отраженное в протоколе об административном правонарушении описание объективной стороны инкриминируемого Шевченко Е.Ю. деяния не соответствует диспозиции ст.6.1.1 КоАП РФ.
Санкция ст.6.1.1 КоАП РФ предусматривает наказание, в том числе в виде административного ареста.
КоАП РФ предусматривает сокращенные сроки рассмотрения дел об административных правонарушениях, за совершение которых установлено наказание в виде административного ареста.
В силу ч.4 ст.29.6 КоАП РФ дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела.
Кроме того, согласно ч.3 ст.25.1 КоАП РФ при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст.6.1.1 КоАП РФ, присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, является обязательным.
Из анализа указанных положений следует, что стадия подготовки к рассмотрению и рассмотрения по существу дела об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, осуществляются в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела и только в присутствии лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении.
В день получения судьей протокола об административном правонарушении и других материалов, должностным лицом, составившим протокол, не обеспечена явка лица, в отношении, которого ведется производство по делу об административном правонарушении, равно как и явка потерпевшей и свидетелей, участие которых в производстве по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.1.1 КоАП РФ также обязательна для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела, в связи с чем, рассмотреть дело в день поступления протокола, с соблюдением процессуальных сроков, суду не представляется возможным.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.29.4 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешаются следующие вопросы, по которым в случае необходимости выносится определение, о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
Неправильное составление протокола не может быть восполнено при рассмотрении дела в суде, поскольку последний не вправе самостоятельно изменять существо деяния, сформулированное в протоколе об административном правонарушении должностным лицом, уполномоченным его составлять.
Принимая во внимание, что перечисленные недостатки являются существенными нарушениями, не подлежащими устранению в судебном разбирательстве, на основании изложенного, судья считает необходимым материалы с протоколом об административном правонарушении вернуть должностному лицу, составившему протокол, для устранения указанных недостатков и неполноты представленных суду материалов.
Одновременно разъясняю, что в случае внесения в протокол изменений в отсутствие лица, в отношении которого он составлен, уведомленного надлежащим образом, копию протокола необходимо направить лицу, привлекаемому к административной ответственности, а к протоколу, направляемому в суд, приложить документы, свидетельствующие об этом.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.29.4 КоАП РФ, судья –
О П Р Е Д Е Л И Л:
Возвратить должностному лицу, составившему протокол об административном правонарушении, инспектору ПДН ОУУП и ПДН ОМВД России по Вяземскому району протокол от 25.05.2023 27 ХК № 289641 об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.1.1 КоАП РФ, в отношении Шевченко Екатерины Юрьевны с приложенными материалами, для устранения обстоятельств, являющихся препятствием для назначения дела к рассмотрению.
Судья Т.С. Чистова