Решение по делу № 33а-5695/2018 от 19.07.2018

    Дело № 33а-5695/2018                          город Хабаровск

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе:    председательствующего Поздняковой О.Ю.,

судей         Куратова А.А., Старкова Ю.Г.,

при секретаре     Павловой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 29 августа 2018 года административное дело по административному исковому заявлению прокурора Индустриального районного суда г.Хабаровска в интересах неопределенного круга лиц к администрации г.Хабаровска, Управлению дорог и внешнего благоустройства администрации г.Хабаровска о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить повреждения дороги в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-93, по апелляционным жалобам администрации г. Хабаровска, Управления дорог и внешнего благоустройства администрации г.Хабаровска на решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 15 мая 2018 года,

заслушав доклад судьи Поздняковой О.Ю., пояснения представителя Управления дорог и внешнего благоустройства администрации г.Хабаровска Катухова К.С., представителя Управления ЖКХ и эксплуатации жилищного фонда администрации г.Хабаровска Денисюк А.А., прокурора Доськовой Т.Ю.,

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Индустриального района г.Хабаровска обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к администрации г.Хабаровска о признании бездействия незаконным, просит обязать администрацию г.Хабаровска устранить повреждения (выбоины) на всем протяжении проезда вдоль дома №5 по ул. Союзной в г.Хабаровске в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-93 в течении шести месяцев с момента вступления в законную силу решения суда, указывая на то, что прокуратурой Индустриального района г.Хабаровска в рамках обращения Кувшиновой Т.В. о ненадлежащем содержании проезда вдоль дома № 5 по ул.Союзная в г.Хабаровске, проведена проверка исполнения требований законодательства о безопасности дорожного движения, в ходе которой выявлены нарушения Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации», Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», «ГОСТ Р 50597-93. А именно при обследовании проезда вдоль дома № 5 по ул.Союзная в г.Хабаровске установлены повреждения дорожного полотна (выбоины), превышающие требования п. 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93, размеры одной из которых составляют: глубина 9 см., длина и ширина более 1 м. Проезд имеет асфальто-бетонное покрытие. Собственниками многоквартирного дома № 5 по ул.Союзной в г.Хабаровске решение о разграничении земельного участка не принималось, в связи с чем согласно п. 14.1 Правил благоустройства городского округа «Город Хабаровск», утвержденных Решением Хабаровской городской Думы от 26.12.2008 № 721, проезд – это дорога, непосредственно связывающая автомобильную дорогу общего пользования и земельный участок, здание, строение, сооружение. В соответствии с п.п. 3.1.1, 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. 04.08.2017 года в адрес Управления дорог и внешнего благоустройства администрации г.Хабаровска внесено представление об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения. 04.12.2017 года в прокуратуру поступила информация о рассмотрении представления со ссылкой на то, что проезд, указанный в представлении, является транспортной коммуникацией в границах придомовой территории многоквартирных домой, денежные средства на содержание дворовых проездов управлению не выделяются, организация благоустройства дворовых территорий отнесена к функциям управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Хабаровска. Согласно информации управления жилищно-коммунального хозяйства и эксплуатации жилищного фонда администрации г. Хабаровска от 15.12.2017 года за исх. проведение ремонта проезда также не относится к компетенции управления. Вышеуказанный проезд не является общим имуществом жильцов МКД № 5 по ул.Союзная в г. Хабаровске. Таким образом, обязанность по содержанию и ремонту проезда вдоль дома № 5 по ул.Союзная в г. Хабаровске возложена на администрацию г.Хабаровска. Однако администрацией г.Хабаровска не принято надлежащих мер к исполнению обязанностей. Бездействие администрации в части непринятия мер по надлежащему содержанию дорог нарушают права неопределенного круга лиц на безопасное и свободное передвижение на территории Российской Федерации, создают угрозу безопасности участникам дорожного движения, что в свою очередь создает предпосылки к совершению ДТП, аварийным ситуациям, приводящим к причинению вреда здоровью и жизни граждан.

Определениями суда к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление дорог и внешнего благоустройства администрации г. Хабаровска., в качестве заинтересованного лица - ООО «Управляющая компания «Амурлифт».

Решением Центрального районного суда г.Хабаровска от 15.05.2018 года требования удовлетворены. Бездействие администрации г.Хабаровска и Управления дорог и внешнего благоустройства администрации г.Хабаровска признаны незаконными. На Управление дорог и внешнего благоустройства администрации г.Хабаровска возложена обязанность в течении 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать работы по приведению состояния проезжей части проезда вдоль дома № 5 по ул. Союзная в г.Хабаровске в соответствие со стандартами, техническими нормами Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 50597-93. На администрацию г. Хабаровска возложена обязанность в течении 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу выделить бюджетные ассигнования для выполнения Управлением дорог и внешнего благоустройства администрации г. Хабаровска работ по приведению состояния проезжей части проезда вдоль дома № 5 по ул.Союзная в соответствие со стандартами, техническими нормами Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 50597-93.

В апелляционной жалобе представитель администрации г.Хабаровска Кундель Е.Д. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований к администрации г.Хабаровска отказать. Считает, решение суда в части признания незаконным бездействия администрации г.Хабаровска незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального права. Указывает, что органом местного самоуправления, обладающим полномочиями по решению вопросов местного значения в сфере дорожной деятельности является управление дорог и внешнего благоустройства администрации г.Хабаровска, в связи с чем, администрация как юридическое лицо, действующее в рамках своей компетенции, не осуществляет деятельность по ремонту автомобильных дорог. Организация работ по приведению состояния проезжей части проезда вдоль жома № 5 по ул.Союзная в соответствии со стандартами должна быть осуществлена Управлением дорог и внешнего благоустройства администрации г. Хабаровска.

В апелляционной жалобе представитель Управления дорог и внешнего благоустройства Катухов К.С. просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении требований, поскольку считает, что при вынесении решения судом допущены нарушения норм материального и процессуального права, неверно установлены фактические обстоятельства дела. Выводы суда о том, что земельный участок у дома № 5 по ул. Союзная, относится к автомобильным дорогам не подтвержден допустимыми и относимыми доказательствами в нарушение ст.ст. 55-67 ГПК РФ. В названный перечень автомобильных дорог, улица Союзная в г.Хабаровске не включена, а следовательно на орган местного самоуправления не может быть возложена обязанность по содержанию данной дороги.

Выслушав пояснения явившихся в судебное заседание лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с правилами ч.1 ст.308 КАС РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного судом решения.

Согласно ч.11 ст. 5 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.

Пунктом 6 статьи 13 указанного Федерального закона от 8 ноября 2007 года №257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.

В соответствии с п.5 ч.1 ст.16 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что прокуратурой Индустриального района г.Хабаровска произведена проверка соблюдения требований законодательства в области дорожной деятельности, в ходе которой было установлено, что на участке дорожного полотна по ул.Союзная в районе д.5 в г.Хабаровске имеются многочисленные повреждения покрытия проезжей части (выбоин), размеры самой большой из которых составляют ширина более 1 метра, глубина 9 см. Выбоины затрудняют движение транспортных средств, создают возможность повреждения транспортных средств граждан. Указанные обстоятельства подтверждаются актом осмотра от 03.08.2018 года, составленного инспектором ГИБДД ФИО1 и помощником прокурора Индустриального района Николенко М.Г., и зафиксировано при помощи фотосъемки.

Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что администрацией г.Хабаровска не осуществляется надлежащий контроль за состоянием дорожного полотна местного значения по ул.Союзная вдоль дома №5, что свидетельствует о бездействии со стороны администрации г. Хабаровска, что влечет нарушение прав граждан, как пешеходов, так и водителей, на обеспечение безопасности дорожного движения на указанном участке.

Суд апелляционной инстанции находит выводы суда по данному делу правильными.

Согласно ст.2 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" под безопасностью дорожного движения понимается состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий; дорожно-транспортным происшествием является событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб; обеспечение безопасности дорожного движения представляет собой деятельность, направленную на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.

В соответствии с абз. 7 п.1 ст. 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 года №184-ФЗ "О техническом регулировании" с 1 сентября 2011 года нормативные правовые акты Российской Федерации и нормативные документы федеральных органов исполнительной власти, содержащие требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации и не опубликованные в установленном порядке, могут применяться только на добровольной основе, за исключением случаев, предусмотренных статьей 5 данного Федерального закона. Такие нормативные документы подлежат обязательному применению в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей.

В соответствии с ГОСТ Р 50597-93 покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.

Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления, что установлено в п.6 ст.13 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Безопасность автомобильных дорог и дорожных сооружений на них, а также связанных с ними процессов проектирования (включая изыскания), строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации обеспечивается посредством установления и соблюдения соответствующих требований безопасности проектных значений параметров, в т.ч. допустимых весовых и габаритных параметров транспортных средств, а также показателей прочности, надежности и устойчивости элементов в течение всего срока службы (Решение Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 №827 (ред. от 12.10.2015) "О принятии технического регламента Таможенного союза "Безопасность автомобильных дорог" (вместе с ТР ТС 014/2011. Технический регламент Таможенного союза. Безопасность автомобильных дорог", п. 8 ст. 3).

Указанные требования законов являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.

Установив, что указанный участок дороги не соответствует требованиям п.п. 3.1.1, 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", административными ответчиками не представлено суду доказательств, свидетельствующих о принятии каких-либо мер по проведению ремонтно-восстановительных работ дороги либо о включении таких работ в соответствующий план, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии незаконного бездействия администрации города Хабаровска по надлежащему содержанию указанной дороги, что нарушает права и законные интересы граждан на охрану жизни, здоровья и имущества, а также основные принципы безопасности дорожного движения.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции, правильно применив вышеназванные нормы права, обоснованно удовлетворил исковые требования прокурора, обязав администрацию г.Хабаровска выделить бюджетные ассигнования для выполнения работ, а Управление дорог и внешнего благоустройства администрации г.Хабаровска привести дорожное полотно на указанном участке дороги в соответствие с ГОСТ Р 50597-93.

При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований к отмене решения суда не имеется.

Доказательств, опровергающих выводы суда и ставящих под сомнение предоставленные суду первой инстанции доказательства, административными ответчиками судебной коллегии не предоставлены.

Доводы о том, что администрация как юридическое лицо, действующее в рамках своей компетенции, не осуществляет деятельность по ремонту автомобильных дорог. Организация работ по приведению состояния проезжей части проезда вдоль жома №5 по ул. Союзная в соответствие со стандартами должна быть осуществлена Управлением дорог и внешнего благоустройства администрации г.Хабаровска, не имеют правового значения для разрешения заявленных административным истцом требований, поскольку на администрацию г.Хабаровска возложена обязанность выделить денежные средства для выполнения Управлением работ по восстановлению дорожного полотна.

Доводы апелляционной жалобы о том, что ул.Союзная не включена в перечень автомобильных дорог, а следовательно на орган местного самоуправления не может быть возложена обязанность по содержанию данной дороги, являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая оценка не согласиться с которой у суда апелляционной инстанции оснований не имеется.

Иные доводы апелляционных жалоб не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права, сводятся фактически к несогласию с той оценкой, которую исследованным по делу доказательствам дал суд первой инстанции, в связи с чем, не могут повлечь отмену обжалуемого решения.

Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 15 мая 2018 года по административному исковому заявлению прокурора Индустриального районного суда г.Хабаровска в интересах неопределенного круга лиц к администрации г.Хабаровска, Управлению дорог и внешнего благоустройства администрации г.Хабаровска о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить повреждения (выбоины) на всем протяжении проезда вдоль дома № 5 по ул.Союзной в г.Хабаровске дороги в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-93 - оставить без изменения, апелляционные жалобы администрации г.Хабаровска, Управления дорог и внешнего благоустройства администрации г.Хабаровска – без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы в Президиум Хабаровского краевого суда.

Председательствующий     Позднякова О.Ю.

Судьи                             Куратов А.А.

                                Старков Ю.Г.                                 

33а-5695/2018

Категория:
Административные
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Прокурор Индустриального района г. Хабаровска
Ответчики
Управление дорог и внешнего благоустройства администрации г.Хабаровска
Администрация г. Хабаровска
Другие
ООО "Управляющая компания "Амурлифт"
Управление жилищно-коммунального хозяйства и эксплуатации жилищного фонда администрации г. Хабаровска
Суд
Хабаровский краевой суд
Судья
Позднякова Ольга Юрьевна
23.07.2018[Адм.] Передача дела судье
29.08.2018[Адм.] Судебное заседание
04.09.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.09.2018[Адм.] Передано в экспедицию
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее