К делу №«...»
23RS0012-01-2023-000202-43
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Горячий Ключ 13 марта 2023 года
Горячеключевской городской суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Черникова О.Ю.,
при секретаре судебного заседания Бочаровой В.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению представителя АО «Крайжилкомресурс» к Адееву Д. И. о взыскании задолженности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и судебных расходов,
У С Т А Н О В И Л:
представитель АО «Крайжилкомресурс» обратился в суд с исковым заявлением к Адееву Д.И. о взыскании задолженности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и судебных расходов.
В обоснование заявленных требований указал, что с января 2020 года АО «Крайжилкомресурс» (далее - региональный оператор) оказывает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами по Белореченской зоне деятельности на основании приказа Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края № 6 от 15.01.2019 года. Региональный оператор разместил предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО и текст типового договора на своем официальном сайте: www.kgkr.ru, а также в средствах массовой информации. В соответствии с п. 4 ст. 24.7 Закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления. Истец направил в адрес ответчика договора на оказание услуг по обращению с ТКО № ЮЛ22-1674 от 04.05.2022 года по объекту, где им осуществляется предпринимательская деятельность (СТО, автостоянка) по адресу: г. Горячий Ключ, <адрес>. Однако, подписанный вариант договора либо мотивированный отказ от подписания, в адрес истца в установленные законом сроки не поступили. В отношении объекта Адеева Д.И. коммерческий учет ТКО осуществлен расчетным путем исходя из норматива накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема и за период с 01.01.2020 года по 31.05.2022 года составил 98 469,45 рублей. В связи с частичным взысканием задолженности по судебному приказу, на момент подачи искового заявления, сумма задолженности ответчика составляет 84 884,31 рублей в соответствии с актом сверки. В связи с неисполнением ответчиком обязательств по оплате услуг, истцом начислена неустойка на сумму долга за период с 11.02.2020 года по 19.07.2022 года в размере 33 645,78 рублей.
В судебном заседании представитель истца - Серенко Н.В. поддержала заявленные требования, настаивала на их удовлетворении в полном объеме.
Ответчик Адеев Д.И. в судебном заседании исковые требования не признал. Пояснил, что помещения СТО он сдает в аренду индивидуальным предпринимателям, с которыми у него заключены договоры аренды, по условиям которых услуги «Крайжилкомресурс» по обращению с мусором должны оплачивать арендаторы. Предоставил копии договоров аренды и заявил ходатайство о допросе свидетелей ФИО5, ФИО6 и ФИО7
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, допросив свидетелей, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, и ответчиком Адеевым Д.И. не оспорено, что он является собственником объектов: СТО, стоянка, офис, навес, бытовки, расположенных по адресу: <адрес> а также то, что им не осуществлялась оплата услуг истца.
Истцом оказаны услуги по обращению с твердыми коммунальными услугами по вышеуказанным объектам в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается актами об оказании услуг №«...» от ДД.ММ.ГГГГ, №«...» от ДД.ММ.ГГГГ, №«...» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.16-23).
Допрошенные в судебном заседании в качестве свидетелей ФИО5, ФИО6 и ФИО7 подтвердили, что они и еще два человека арендуют у Адеева Д.И. помещения на основании договоров аренды, но за обращение с отходами они не платили, так как отходов у них не было. Договоры в АО «Крайжилкомресурс» по обращению с бытовыми отходами, не заключали.
В силу пункта 5 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение. Именно на собственнике лежит обязанность вносить плату за коммунальные услуги.
Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, а также обеспечивает их исполнение. Акты Правительства Российской Федерации, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации (статья 5 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ N 4-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации").
В соответствии с частью 1.1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) Правительство Российской Федерации устанавливает правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров.
Во исполнение требований федерального законодателя Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 354 утверждены Правила (далее - Правила N 354), которые регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг (пункт 1).
Предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами осуществляется в соответствии с разделом XV(1) Правил N 354.
Пункты 93, 148(44) Правил N 354 соответствуют нормам жилищного законодательства, законодательства в области обращения с отходами и не нарушают прав истца как собственника.
Собственник жилого дома или части жилого дома согласно части 5 статьи 30 ЖК РФ обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей названного Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закона об отходах производства) устанавливает, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора (пункт 1 статьи 24.7).
Согласно пункту 148(1) Правил N 354 предоставление коммунальной услуги по обращению с ТКО потребителю осуществляется на основании возмездного договора.
Эта же норма предусматривает, что договор может быть заключен как в письменной форме, так и путем совершения конклюдентных действий (действия, которые свидетельствуют о воле лица заключить сделку, к таким действиям относят, в том числе оплату услуг).
Однако отсутствие письменного договора и даже отсутствие совершения конклюдентных действий не освободит от оплаты услуг по вывозу мусора по следующим причинам.
Согласно пункту 1 статьи 24.6 Закона об отходах производства сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта РФ обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Это означает, что оказать услугу по обращению с ТКО может лишь одна организация.
Из пункта 148(11) Правил N 354 следует, что региональный оператор по обращению с ТКО приступает к предоставлению коммунальной услуги по обращению с ТКО собственникам и пользователям жилых домов (домовладений) со дня возникновения права собственности на жилой дом (домовладение) или иного законного права пользования жилым домом.
Таким образом, вне зависимости от наличия между потребителем и региональным оператором договора услуга должна оказываться.
К доводам ответчика о том, что он не обязан оплачивать услуги истца, так как сдает помещения в аренду индивидуальным предпринимателям, с которыми у него заключены договоры аренды, по условиям которых услуги Крайжилкомресурс» по обращению с мусором должны оплачивать арендаторы, суд относится критически, считает, что ответчик самоустранился от выполнения требований Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ.
Учитывая, что ответчиком не предоставлены доказательства того, что он сам утилизирует свой бытовой мусор и не пользуется услугами регионального оператора АО «Крайжилкомресурс», а также то, что арендаторами также не были заключены договоры с АО «Крайжилкомресурс» на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, суд считает, что обязанность по оплате этих услуг должен нести собственник объектов хозяйственной деятельности, то есть, ответчик Адеев Д.И.
Размер задолженности подтвержден материалами дела, доказательств оплаты оказанных услуг в полном объеме либо частично на момент рассмотрения спора сторонами не представлено, иных расчетов задолженности и квитанций об оплате ответчиком суду также не представлено.
В связи с неисполнением ответчиком обязательства по оплате услуг, истцом на основании ст. 330 ГК РФ и условий типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО, начислена неустойка на сумму задолженности за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 33 645,78 рублей с учетом действующей ставки рефинансирования на день подачи иска в размере 9,5% годовых.
Судом проверена правильность расчета неустойки, подлежащей взысканию, сомнений он не вызывает.
Анализ вышеизложенных обстоятельств и фактов, приводит суд к выводу о том, что исковые требования АО «Крайжилкомресурс» к Адееву Д.И. о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами и неустойки в связи с несвоевременной уплатой услуг регионального оператора, законны и обоснованны, а значит, подлежат удовлетворению в полном объеме.
Кроме этого, также подлежит удовлетворению и требование истца о взыскании с ответчика в его пользу суммы уплаченной им госпошлины в размере 3 570 рублей 60 копеек, что подтверждено документально платежным поручением №«...» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 37) и определением об отмене судебного приказа (л.д.5), поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление представителя АО «Крайжилкомресурс» к Адееву Д. И. о взыскании задолженности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и судебных расходов – удовлетворить.
Взыскать с Адеева Д. И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения в пользу АО «Крайжилкомресурс» ИНН 2308124997 задолженность по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.01.2020 года по 31.05.2022 года в размере 84 884 рубля 31 копейку, неустойку за период с 11.02.2020 года по 19.07.2022 года в размере 33 645 рублей 78 копеек, а также расходы по оплате госпошлины в размере 3 570 рублей 60 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Горячеключевской городской суд в течение одного месяца.
Председательствующий -