УИД 47RS0005-01-2023-004176-17
Дело № 2-615/2024 (2-4507/2023;) | |
г. Выборг | 23 января 2024 года |
РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Выборгский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего - судьи Баширова Т.Н.,
при секретаре - Романовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Королева Михаила Юрьевича к администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области, садоводческому некоммерческому товариществу "Конта" о признании права собственности на земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
истец обратился в Выборгский городской суд Ленинградской области с иском к администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области, садоводческому некоммерческому товариществу "Конта" о признании права собственности на земельный участок.
В обоснование заявленных требований истец указал, что во владении истца находится недвижимое имущество - земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, площадь земельного участка 524 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для ведения садоводства.
Постановлением главы администрации Выборгского района Ленинградской области № от Дата «О перерегистрации права на землепользование и выдаче документов, удостоверяющих право собственности землей садоводческому товариществу «Конта» (птицефабрика 50 лет СССР), постановлено: 1. Предоставить членам садоводческого товарищества «Конта» в коллективно-совместную собственность 9,85 га земли, находящейся в пользовании садоводческого товарищества.
Королев М.Ю. имеет надлежащим образом оформленную Членскую книжку садовода СНТ «Конта», участок №.
Согласно Выписке из протокола общего собрания членов СНТ «Конта» от Дата, решено: передать в собственность члену СНТ «Конта» Королеву Михаилу Юрьевичу участок №.
В соответствии со справкой СНТ «Конта», Королев М.Ю. имеет участок №, задолженности по данному участку по членским и целевым взносам отсутствуют.
Дата кадастровым инженером был подготовлен межевой план. Споров о границах земельного участка с соседями и правлением товарищества не возникало.
Истец (вх. № от Дата) обратился в администрацию муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области с заявлением о предоставлении земельного участка № в СНТ «Конта» в собственность бесплатно, на обращение истца был дан ответ (№ от Дата), предоставление земельного участка в собственность (бесплатно) не представляется возможным.
Земельный участок, составляющий территорию СНТ, предоставлен данному СНТ до вступления в силу Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».
Реализовать право на получение в собственность данного земельного участка иначе, как в судебном порядке, не представляется возможным.
Истец просит суд признать за ним право собственности на земельный участок площадью 524 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, в соответствии с межевым планом, подготовленным Дата.
Лица, участвующие в деле, истец Королев М.Ю., ответчик администрация муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области, ответчик садоводческое некоммерческое товарищество "Конта", будучи надлежащим образом уведомленными о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились, об отложении слушания дела не просили.
Суд, руководствуясь положениями ст.167 Гражданского процессуального кодекса РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Суд, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства по правилам ст.67 Гражданского процессуального кодекса РФ приходит к следующему.
Согласно частей 1, 2 и 3 ст. 12 Федерального закона от 29 июля 2017 года № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» членами товарищества могут являться исключительно физические лица.
Принятие в члены товарищества осуществляется на основании заявления правообладателя садового или огородного земельного участка, расположенного в границах территории садоводства или огородничества, которое подается в правление товарищества для вынесения его на рассмотрение общего собрания членов товарищества.
В члены товарищества могут быть приняты собственники или в случаях, установленных частью 11 настоящей статьи, правообладатели садовых или огородных земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества.
Как следует из материалов дела, во владении истца находится недвижимое имущество - земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, площадь земельного участка 524 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для ведения садоводства.
Постановлением главы администрации Выборгского района Ленинградской области № от Дата «О перерегистрации права на землепользование и выдаче документов, удостоверяющих право собственности землей садоводческому товариществу «Конта» (птицефабрика 50 лет СССР), постановлено: 1. Предоставить членам садоводческого товарищества «Конта» в коллективно-совместную собственность 9,85 га земли, находящейся в пользовании садоводческого товарищества.
Королев М.Ю. имеет надлежащим образом оформленную Членскую книжку садовода СНТ «Конта», участок №.
Согласно Выписке из протокола общего собрания членов СНТ «Конта» от Дата, решено: передать в собственность члену СНТ «Конта» Королеву Михаилу Юрьевичу участок №.
В соответствии со справкой СНТ «Конта», Королев М.Ю. имеет участок №, задолженности по данному участку по членским и целевым взносам отсутствуют.
Дата кадастровым инженером был подготовлен межевой план. Споров о границах земельного участка с соседями и правлением товарищества не возникало.
Истец (вх. № от Дата) обратился в администрацию муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области с заявлением о предоставлении земельного участка № в СНТ «Конта» в собственность бесплатно, на обращение истца был дан ответ (№ от Дата), предоставление земельного участка в собственность (бесплатно) не представляется возможным.
Согласно статье 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
Пунктом 9.1 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» установлено, что, если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
В случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Граждане, обладающие садовыми, огородными или дачными земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки в соответствии со статьей 49 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости». Принятие решения о предоставлении указанным гражданам в собственность таких земельных участков в этом случае не требуется.
Согласно п. 28 ст. 54 Федерального закона от 29 июля 2017 года № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в случае, если отсутствует утвержденная документация по планировке территории, определяющая границы территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, территория ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд определяется:
1) в соответствии с проектом организации и застройки территории, утвержденным по ходатайству некоммерческой организации, указанной в части 1 настоящей статьи, или иного документа, на основании которого осуществлено распределение садовых или огородных земельных участков между членами указанной организации;
2) при отсутствии документов, указанных в пункте 1 настоящей части, в соответствии с границами земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу Федерального закона от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» некоммерческой организации, указанной в части 1 настоящей статьи, или организации, при которой указанная организация была создана для ведения гражданами садоводства, огородничества или дачного хозяйства.
В силу п. 2.7 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» до 1 марта 2031 года члены некоммерческих организаций имеют право независимо от даты вступления в членство приобрести находящийся в государственной или муниципальной собственности садовый или огородный земельный участок без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям: земельный участок не предоставлен члену указанной некоммерческой организации; земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона некоммерческой организации, указанной в абзаце первом настоящего пункта, либо иной организации, при которой была создана или организована такая некоммерческая организация; по решению общего собрания членов указанной некоммерческой организации о распределении земельных участков между членами указанной некоммерческой организации либо на основании другого документа, устанавливающего распределение земельных участков в указанной некоммерческой организации, земельный участок распределен данному члену указанной некоммерческой организации; земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.
Существенное правовое значение в данном случае имеют три обстоятельства:
- испрашиваемый гражданином участок должен входить в состав территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения;
- данное некоммерческое объединение должно быть создано до вступления в силу Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»;
- гражданин, испрашивающий земельный участок в собственность бесплатно, должен являться членом данного некоммерческого объединения (партнерства) и пользоваться этим участком на законных основаниях.
С учетом того обстоятельства, что земельный участок был предоставлен в пользование до вступления в силу Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», используемый истцом земельный участок в установленном законом порядке включен в территорию садоводческого товарищества, что подтверждается генеральным планом садоводства, истец является членом данного СНТ, что не оспаривается сторонами и подтверждается представленными садоводством документами, суд приходит к выводу о том, что истец на законных основаниях владеет и пользуется спорным земельным участком, вследствие чего у органа местного самоуправления имелись все предусмотренные Федеральным законом от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» основания для передачи истцу в собственность бесплатно занимаемого земельного участка.
Согласно п. 1 ст. 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, в том числе право собственности, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, Федеральными законами.
Пунктом 1 статьи 59 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что признание права на земельный участок возможно в судебном порядке.
Статьей 67 Гражданского процессуального кодекса РФ определено, что суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
В соответствии с ч. 3 ст. 6 Земельного кодекса РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки.
Согласно пункта 10 ст. 22 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
В силу п. 3 ст. 22 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в случае, если в соответствии с федеральным законом местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.
На основании п. 2 ст. 43 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», если при государственном кадастровом учете в связи с уточнением местоположения части границ земельного участка, которая одновременно является общей (смежной) частью границ других земельных участков, и (или) изменением площади земельного участка требуется внесение изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о смежных с ним земельных участках, орган регистрации прав одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о местоположении границ (частей границ) и площади указанных смежных земельных участков. При этом представление дополнительных заявлений о государственном кадастровом учете изменений в сведениях, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, в отношении указанных смежных земельных участков не требуется. В указанном случае местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.
Результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ.
Учитывая, что границы земельного участка истца согласованы со смежными землепользователями по всем границам, спора по границам нет, суд считает, что истец выбрал неверный способ защиты нарушенного права.
При таких обстоятельствах суд считает, что требования истца основаны на законе, подтверждены собранными по делу доказательствами и подлежат частичному удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Королева Михаила Юрьевича к администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области (ИНН 4704063710), садоводческому некоммерческому товариществу "Конта" (ИНН 4704025425) о признании права собственности на земельный участок - удовлетворить частично.
Признать за Королевым Михаилом Юрьевичем, Дата года рождения, уроженцем <адрес>, удостоверенным паспортом гражданина РФ <данные изъяты>, право собственности на земельный участок площадью 524 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>.
В удовлетворении требований Королева Михаила Юрьевича к администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области, садоводческому некоммерческому товариществу "Конта" о признании права собственности на земельный участок в границах, в соответствии с межевым планом - отказать.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Выборгский городской суд Ленинградской области.
Судья
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты>
<данные изъяты>