РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Самара 8 июня 2023 года
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Калинниковой О.А.,
при секретаре – помощнике судьи Букрееве В.Е.,
с участием прокурора Колчиной Е.Е., представителя административного истца ФИО11 рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1192/2023 по административному исковому заявлению ФИО12 к министерству имущественных отношений Самарской области о признании недействующим в части нормативного правового акта,
установил:
ФИО9 (далее также административный истец) обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением к министерству имущественных отношений Самарской области, в котором просит признать недействующим со дня его принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2023 год, утверждённый приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 8 ноября 2022 года № 2077 (далее также Перечень, Перечень на 2023 год) в части включения в него нежилого здания с кадастровым номером №, расположенного в г. Тольятти.
В обоснование требований указано, что включенное в указанные Перечни принадлежащее истцу на праве собственности нежилое здание, не отвечает критериям объектов, приведенных в ст. 378.2 НК РФ, поскольку имеет наименование очистные сооружения», не предусматривает размещение офисных объектов, объектов торговли, общественного питания или бытового обслуживания и с 2021 года не используется. Полагает, что включение здания в Перечни влечет увеличение налогооблагаемой базы по налогу на имущество физического лица, что нарушает его права и законные интересы.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО13., действующий на основании ордера адвоката и доверенности, поддержал заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика - министерства имущественных отношений Самарской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Представлены письменные возражения, из которых следует, что нежилое здание с кадастровым номером № включено в Перечень на 2023 год в соответствии с подп. 1 и п. 4 ст. 378.2 НК РФ на основании представленного администрацией г.о. Тольятти Самарской области акта осмотра спорного здания от 23.01.2020, согласно которому объект используется под пункт технического осмотра (осмотр автомобильного транспорта: смотровая яма, подъемник) и исходя из Общероссийского классификатора видов экономической деятельности является объектом бытового обслуживания. По сведениям независимой международной картографической компании «2ГИС», размещенным на официальном сайте в сети «Интернет» по адресу спорного объекта находится автосервис. Полагают, что для включения здания в Перечень на 2023 год имелись достаточные основания. Просят в удовлетворении административного иска отказать.
Администрация городского округа Тольятти Самарской области, привлеченная к участию в административном деле в качестве заинтересованного лица, своего представителя в суд не направила, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом.
От заинтересованного лица ФИО14 поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
В силу ст. 150 КАС РФ, суд полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав объяснения представителя административного истца, заключение прокурора, полагавшего, что заявленные требования подлежат удовлетворению, исследовав материалы административного дела, суд приходит к выводу о том, что административный иск является обоснованным.
В соответствии с части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
На основании части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
Установлено, что ФИО10 и ФИО15 с 16.01.2013 являются собственниками (по ? доле в праве) нежилого здания с кадастровым номером №, площадью 667, 1 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости (далее также ЕГРН) от 01.10.2022, 14.04.2023.
На основании статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (глава 32) и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1 закона Самарской области № 107-ГД от 10 ноября 2014 года, 1 января 2015 года установлено как единая дата начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Согласно п. 3 ст. 402 Главы 32 «Налог на имущество физических лиц» Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
При этом, согласно пункта 1 решения Думы городского округа Тольятти от 12.11.2014 г. № 510 «О налоге на имущество физических лиц на территории городского округа Тольятти», ставка налога на имущество физических лиц в отношении объектов, включенных в Перечень в соответствии со ст. 378.2 НК РФ, установлена в повышенном размере.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 25 ноября 2014 года № 719, министерство имущественных отношений Самарской области является органом исполнительной власти Самарской области, уполномоченным на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Согласно части 3 статьи 4, статьи 9.1 Закона Самарской области от 07.07.2000 г. № 28-ГД «О нормативных правовых актах Самарской области» министерства и иные органы исполнительной власти Самарской области, их должностные лица по вопросам, входящим в их компетенцию, принимают (издают) приказы.
В рамках переданных полномочий министерством имущественных отношений Самарской области издан приказ от 8 ноября 2022 года № 2077, которым в приложении № 1 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества (нежилых зданий), находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2023 год; опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 09.11.2022, официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 09.11.2022.
Оспариваемый приказ принят уполномоченным органом в форме, предусмотренной пунктом 2 статьи 9.1 Закона Самарской области от 7 июля 2000 года N 28-ГД «О нормативных правовых актах Самарской области», и официально опубликован в предусмотренный пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ срок.
По мотивам отсутствия полномочий у министерства имущественных отношений Самарской области на издание приказа, несоблюдения процедуры его принятия, а также нарушения порядка опубликования нормативный правовой акт не оспаривается.
В указанный Перечень на 2023 год в приложение № 1 под пунктом 11972 включено нежилое здание с кадастровым номером №.
Согласно позиции административного ответчика нежилое здание включено в оспариваемые Перечни на основании п.п.1 п. 1 и п. 4 ст. 378.2 НК РФ.
В соответствии с подпунктами 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
- административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
- нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В силу пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В соответствии с пунктом 4 статьи 378.2 НК РФ, в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
На основании пункта 4.1 статьи 378.2 НК РФ, в целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Из материалов дела следует, что по сведениям Единого государственного реестра недвижимости здание с кадастровым номером №, площадью 667, 1 кв.м, является одноэтажным, имеет назначение <данные изъяты> данные о видах его разрешенного использования отсутствуют.
Согласно представленной административным истцом технической документации – технического паспорта на нежилое здание «очистные сооружения» от 27.02.2006, изготовленного муниципальным предприятием г.о. Тольятти «Инвентаризатор», спорный объект включает части назначением: «очистные сооружения», итого 667,1 кв.м.
По запросу суда в порядке электронного документооборота филиалом ППК «Роскадастр» по Самарской области представлено уведомление от 18.04.2023 об отсутствии в реестровом деле технического плана на объект с кадастровым номером №. Вместе с тем, оснований не доверять представленной административным истцом технической документации у суда не имеется, ее содержание соответствует сведениям ЕГРН, копия технического паспорта от 27.02.2006 сверена с оригиналом и ему соответствует.
Таким образом, суд приходит к выводу, что наименование и назначение спорного нежилого здания по сведениям ЕГРН, документам технического учета (инвентаризации), не может быть признано безусловно определенным в целях применения положений п.п. 1 п. 1, п. 3, п. 4, п. 4.1 ст. 378.2 НК РФ, поскольку эти сведения не подтверждают наличие в здании помещений (не менее 20% его общей площади), предназначенных для размещения офисов, офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественно питания и (или) бытового обслуживания.
Установлено также, что нежилое здание расположено на земельном участке с кадастровым номером № с видом разрешенного использования «промышленные и коммунально-складские предприятия Ш класса вредности согласно санитарным нормам и правилам», что подтверждено выписками из ЕГРН от 25.02.2023, 14.04.2023.
Указанный вид разрешенного использования земельного участка по своему содержанию также не предполагает размещение административно-деловых и (или) торговых центров (комплексов).
Согласно положениям ст. 378.2 НК РФ и Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 25 июля 2016 № 402, при отсутствии достаточных сведений об объектах недвижимости в Едином государственном реестре недвижимости, документах технического учета (инвентаризации), требуется проверка фактического использования здания (помещения) на соответствие его критериям, определенным в ст. 378.2 НК РФ и оформление уполномоченными органами акта осмотра.
Вместе с тем, обследование спорного нежилого здания с целью определения вида его фактического использования к моменту формирования и утверждения Перечня на 2023 год уполномоченным органом не проводилось.
Ссылки административного ответчика на акт осмотра нежилого здания с кадастровым номером № от 23.01.2020, подготовленный администрацией городского округа Тольятти, согласно которому фактическое использование здания определено как «пункт технического осмотра (осмотр автомобильного транспорта: смотровая яма, подъемник)», являются необоснованными, имеющих значение для разрешения настоящего административного дела обстоятельств представленный акт не подтверждает, поскольку составлен более чем за 2,5 года до утверждения оспариваемого Перечня.
При этом указанный акт осмотра не представлялся суду при рассмотрении административного иска ФИО16 об оспаривании Перечней объектов недвижимого имущества на 2021 и 2022 г.г. в части включения в них того же нежилого здания, что следует из решения Самарского областного суда от 27.12.2022, вступившего в законную силу.
Как пояснил в судебном заседании представитель административного истца ФИО17, ранее здание действительно сдавалось в аренду ФИО18», однако, с 2021 года оно не используется. Аналогичные пояснения были даны в ходе указанного выше судебного разбирательства.
Ссылки министерства имущественных отношений Самарской области в письменных возражениях на информацию международной картографической компании «2ГИС», размещенную на официальном сайте в сети «Интернет», о том, что в спорном здании расположен автосервис, не могут быть учтены судом. Положениями законодательства, регулирующего спорные правоотношения, «сеть Интернет» не поименована в числе источников информации о фактическом использовании объектов недвижимого имущества, в отношении которых решается вопрос о включении в Перечни в целях налогообложения из их кадастровой стоимости. Проверить актуальность размещенной в «сети Интернет» информации применительно к дате принятия оспариваемого нормативного акта не представляется возможным.
Таким образом, доказательств, подтверждающих, что спорное нежилое здание на момент утверждения оспариваемого Перечня использовалось в целях, предусмотренных пунктами 3, 4, 4.1 статьи 378.2 НК РФ, административным ответчиком в нарушении требований ч. 2 ст. 62, ч. 9 ст. 213 КАС РФ, суду не представлено.
С учетом установленных обстоятельств, суд приходит к выводу об отсутствии правовых и фактических оснований для включения нежилого здания с кадастровым номером № в Перечень объектов недвижимого имущества на 2023 год и полагает, что нормативный правовой акт в оспариваемой части не соответствуют закону, имеющему большую юридическую силу, что нарушает права и законные интересы ФИО19., возлагая на него обязанность по уплате налога на имущество в повышенном размере.
В связи с этим требования административного истца подлежат удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемых норм, суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание их недействующими со дня принятия.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 208 - 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
административный иск ФИО20 удовлетворить.
Признать недействующим со дня его принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2023 год, утверждённый приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 8 ноября 2022 года № 2077, в части включения в приложение № 1 под пунктом № 11972 нежилого здания с кадастровым номером №.
Сообщение о решении суда подлежит опубликованию в официальном печатном издании «Волжская коммуна» в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья О.А.Калинникова
Решение суда в окончательной форме изготовлено 19.06.2023.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>