Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-565/2016 (2-5206/2015;) ~ М-5170/2015 от 16.11.2015

Дело № 2- 565/16

РЕШЕНИЕ

         ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 марта 2016 года

Ленинский районный суд г. Смоленска

В составе:

Председательствующего судьи Космачевой О.В.

при секретаре:          Аксенцовой А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зверевой В.Н., Филиппенковой И.Т., Прядехиной Г.Н., Глухих И.П., Шершневой Т.В., Филиппенкова М.А., Сильченковой И.В., Икановой Т.А., Кондрашовой Т.Е. Платоновой Е.В., Моргасюк Е.А., Ковалевой Л.И. к Администрации г. Смоленска, Управлению Роспотребнадзора по Смоленской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности по разработке проекта зон санитарной защиты и обеспечения качества воды централизованных систем водоснабжения,

установил:

Проживающие в жилых домах по <адрес> Зверева В.Н., Филиппенкова И.Т. и др. обратились в суд с иском к Администрации г. Смоленска о признании бездействия по необеспечению водоснабжения надлежащего качества незаконным, возложении обязанности по обеспечению предоставления питьевой воды, соответствующей требованиям ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-01, и по разработке проекта зон санитарной защиты источников питьевого водоснабжения по <адрес> в течение 3месяцев со дня вступления решения в законную силу. В обоснование требований пояснили, что Администрацией г.Смоленска не исполняются обязанности, возложенные действующим законодательством, определяющим её обязанность по предоставлению населению качественной услуги водоснабжения.

По делу в качестве соответчика был привлечен собственник артезианской скважины ООО «Супер-Окна».

В судебном заседании истцы Филиппенкова И.Т., Шершнева Т.В., Сильченкова И.В., Кондрашова Т.Е., Платонова Е.В., Моргасюк Е.А., Ковалева Л.И. и представитель истицы Шершневой Т.В. – Абгарян А.А. исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Истцы Зверева В.Н., Прядехина Г.Н., Глухих И.П., Филиппенков М.А., Иканова Т.А. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Ответчик Администрации г. Смоленска о времени и места рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представителя в судебное заседание не направила. В предыдущих судебных заседаниях представитель ответчика указывал на необоснованность требований ввиду того, что Администрацией г. Смоленска принимаются меры к организации водоснабжения жителей указанных улиц.

Представитель соответчика ООО «Супер-Окна» Полушкин И.Ю. в судебном заседании требования не признал, указав, что в данном случае надлежащим ответчиком является Администрация г. Смоленска.

Представитель третьего лица Управления Роспотребнадзора по Смоленской области Софьина Т.А в судебном заседании требования поддержала.

Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 2 ст. 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

Статьей 542 ГК РФ установлено, что качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с обязательными правилами, или предусмотренным договором энергоснабжения.

В силу п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. от 15.02.2016) к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Аналогичные положения закреплены в п.4 ч.1 ст.10 Устава г.Смоленск, утв. 28.10.2005 года, пункт 4 ч.1 ст.41 которого относит решение данного вопроса к компетенции Администрации города Смоленска.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.

Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы 2.1.4.1074-01. 2.1.4. "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества" (далее СанПиН) устанавливают гигиенические требования к качеству питьевой воды, а также правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных мест. (далее - системы водоснабжения).

Судом установлено, Зверева В.Н. является собственником части жилого <адрес>; Филиппенкова И.Т. - собственником земельного участка, на котором расположен жилой <адрес> <адрес>; Прядехина Г.Н.- собственником <адрес>; Глухих И.П. проживает в <адрес>; Шершнева Т.В. является собственником <адрес>; Филиппенков М.А. - собственником части жилого <адрес>; Сильченкова И.В. - собственником <адрес>. 81-А по <адрес>; Иканова Т.А. - собственником земельного участка, на котором расположен жилой <адрес>-А по <адрес>; Кондрашова Т.Е. - собственником жилого <адрес>; Платонова Е.В. - собственником жилого <адрес> <адрес>; Моргасюк Е.А. - собственником жилого <адрес>; Ковалева Л.И.- собственником <адрес>. (л.д. 9-32).

Как следует из представленной переписки истцов схема водоснабжения <адрес> и части домов по <адрес> обеспечивается от артезианской скважины, находящийся в собственности ООО «Супер-Окна», по водопроводной линии протяженностью 1830 п.м., находящейся в муниципальной собственности. (л.д. 107-108, 148-150). Частная артезианская скважина требует капитального ремонта, иная схема водоснабжения жителей отсутствует (л.д. 36,37,38,40).

По договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между ООО «Гульден и Ко» и ООО «Супер-Окна», к последнему перешло право собственности на следующее имущество: водонасосная станция, водозаборная скважина, водонапорная башня, колодец, лит. К2 насосная станция, площадью 26,5 кв.м., водозаборная скважина глубиной 75 м., колодец, с кадастроым номером , расположенное на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес>. (л.д. 107-108).

Согласно экспертным заключениям ФГУЗ «Центром гигиены и эпидемиологии в <адрес>» и от ДД.ММ.ГГГГ в отобранных пробах, в артезианской скважине по адресу: <адрес> по <адрес>, качество холодной воды по исследованным санитарно-химическим показателям не соответствует действующим государственным санитарным нормам и гигиеническим нормативам (л.д. 41-44,45-48,49-53).

Факт необеспечения жителей <адрес> и <адрес> питьевой водой в централизованном порядке представителем Администрации <адрес> не оспаривался.

В судебном заседании представитель ответчика ООО «Супер-Окна» Поулшкин И.Ю. пояснил, что в скважине вода для технических нужд, т.е. для обеспечения производственных процессов, используется для отопления производственных зданий и административного здания, для канализации. В обязательства ООО «Супер – Окна» не входит обеспечение населения питьевой водой и подключение к ней жилых домов улиц по <адрес> и <адрес> носило добровольный характер для обеспечения жителей водой хотя бы для технических нужд предыдущим собственником скважины ООО «Гульден и Ко». Жители производили оплату не за предоставление им услуги по водоснабжению, а за расходуемую электроэнергию при использовании насосного оборудования. Представленный в материалах дела договор был заключен только для правильного ведения бухгалтерии в обществе, и он носит формальный характер. В настоящее время насосное оборудование требует капитального ремонта.

Согласно подп. 1,4,5 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов; утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ.

В соответствии с ч. 1-4 ст. 23 названного Федерального закона организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и частью 7 статьи 8 настоящего Федерального закона.

Органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.

Забор воды для холодного водоснабжения с использованием централизованных систем холодного водоснабжения должен производиться из источников, разрешенных к использованию в качестве источников питьевого водоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации. При отсутствии таких источников либо в случае экономической неэффективности их использования забор воды из источника водоснабжения и подача организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды абонентам осуществляется по согласованию с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Питьевая вода, подаваемая абонентам с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, считается соответствующей установленным требованиям в случае, если уровни показателей качества воды не превышают нормативов качества питьевой воды более чем на величину допустимой ошибки метода определения.

Таким образом, законодателем обязанность по обеспечению холодного водоснабжения с использованием централизованной системы холодного водоснабжения граждан отнесена к компетенции местных органов власти.

В ходе судебного разбирательства судом установлен факт необеспечения жителей улиц <адрес> и <адрес> холодной водой надлежащего качества.

В этой связи исковое требование (в заявленных пределах) о признании бездействия Администрации г. Смоленска по необеспечению водоснабжения надлежащего качества граждан, проживающих в жилых домах по <адрес> незаконным, с возложением на Администрацию г. Смоленска обязанности по принятию мер по обеспечению предоставления проживающим в жилых домах по <адрес> и <адрес> питьевой воды, соответствующей санитарно-гигиеническим требованиям суд находит обоснованными и подлежащим и удовлетворению.

По правилам ст. 206 ГПК РФ срок для осуществления указанных действий необходимо установить в течение 5 месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Указания представителя Администрации г. Смоленска на отсутствие в муниципальном бюджете достаточных денежных средств, необходимых для финансирования решения указанных вопросов местного значения, правового значения для разрешения настоящего гражданского дела не имеют, поскольку само по себе наличие данных обстоятельств не освобождает Администрацию г. Смоленска от исполнения возложенных на нее действующим законодательством обязанностей.

По правилам ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.

Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты.

Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.

По правилам п. п. 1.4, 1.5, 1.6 СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения", утв. постановлением Главного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ , зоны санитарной охраны (далее ЗСО) организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников.

Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.

ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.

Организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.

При разработке проекта ЗСО для крупных водопроводов предварительно создается положение о ЗСО, содержащее гигиенические основы их организации для данного водопровода.

Поскольку на органе местного самоуправления лежит обязанность по обеспечению холодного водоснабжения с использованием централизованной системы холодного водоснабжения граждан, для исполнения данной обязанности Администрацией г. Смоленска должен быть разработан проект зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения <адрес> и <адрес>.

Факт того, что проект уже разработан бывшим собственником скважины ООО «Гульден и Ко» правового значения не имеет, т.к. судом не устанавливается обязанность по использованию именно данной скважины, при том, что и данная скважина не имеет разрешения для использования в качестве источника питьевого водоснабжения.

Оснований для удовлетворения исковых требований к ООО «Супер-Окна» не имеется, в связи с чем они не подлежат удовлетворению.

По правилам ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Судебные расходы присуждаются судом, если они понесены фактически, являлись необходимыми и разумными в количественном отношении.

Гражданское процессуальное законодательство исходит из того, что критерием присуждения расходов при вынесении решения является вывод суда о правомерности или неправомерности заявленного истцом требования.

Согласно разъяснениям п.13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела". разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства.

Согласно представленному договору поручения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между Шершневой Т.В. и Филиппенковой И.Т. с одной стороны и Абгаряном А.А. с другой, последний принял на себя обязательства по подготовке и направлению в суд искового заявления; заявлении необходимых письменных ходатайств в суд первой инстанции; получении решении суда и его предъявлении к исполнению; оказании услуг консультативного и информационного характера, за вознаграждение в сумме <данные изъяты> (л.д. 55-56). Согласно представленной квитанции к приходному кассовому ордеру от ДД.ММ.ГГГГ оплата по договору поручения в сумме <данные изъяты> внесена Шершневой Т.В. (л.д. 54).

Таким образом, по правилам ст. 100 ГПК РФ суд взыскивает с Администрации г. Смоленска в пользу Шершневой Т.В. расходы по юридической помощи, разумные пределы которых с учетом перечня исполненных работ по договору поручения, временных затрат и сложности спора, судом определяются в размере <данные изъяты>

Согласно ст. 98 ГПК РФ с Администрации г. Смоленска в пользу Шершневой Т.В. также подлежит взысканию уплаченная госпошлина в сумме <данные изъяты>

Руководствуясь ст. ст.194 -198 ГПК РФ, суд

решил:

Признать бездействие Администрации г. Смоленска по необеспечению водоснабжения надлежащего качества граждан, проживающих в жилых домах по <адрес> и <адрес>, незаконным.

Обязать Администрацию г. Смоленска обеспечить предоставление проживающим в жилых домах по <адрес> питьевой воды, соответствующей санитарно-гигиеническим требованиям, в течение 5 месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Обязать Администрацию г. Смоленска разработать проект зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения <адрес> и <адрес> в течение 5 месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Взыскать с Администрации г. Смоленска в пользу Шершневой Т.В, расходы на оплату юридических услуг в сумме <данные изъяты> в возврат госпошлины.

В остальной части исковых требований и в иске к ООО «Супер-Окна» отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г. Смоленска в течение месяца после его принятия.

Председательствующий судья О.В. Космачева

Мотивированное решение изготовлено 04.04.2016

16.11.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.11.2015Передача материалов судье
20.11.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.11.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.11.2015Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
18.01.2016Предварительное судебное заседание
09.02.2016Судебное заседание
10.03.2016Судебное заседание
29.03.2016Судебное заседание
04.04.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.04.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.05.2016Дело оформлено
06.05.2016Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее