Дело № 7-115(2)/2022
Судья Храпцова Е.А.
Р Е Ш Е Н И Е
г. Тамбов 11 апреля 2022 года
Судья Тамбовского областного суда Курохтин Ю.А., рассмотрев жалобу заместителя начальника отделения-старшего судебного пристава межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Тамбовской области Ивановой К.А. на решение судьи Октябрьского районного суда г. Тамбова от 8 февраля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, в отношении Управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области,
установил:
Постановлением заместителя начальника отделения старшего судебного пристава МОСП по ИОИП УФССП России по Тамбовской области Ивановой К.А. от 17 декабря 2021 года Управление социальной защиты и семейной политики Тамбовской области признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 руб. рублей за неисполнение требований исполнительного документа неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора без уважительных причин.
Не согласившись с указанным постановлением, Управление социальной защиты и семейной политики Тамбовской области (далее – Управление) подало в суд жалобу с просьбой о его отмене.
Решением судьи Октябрьского районного суда г. Тамбова от 8 февраля 2022 года жалоба представителя Управления социальной защиты и семейной политики удовлетворена, постановление заместителя начальника отделения - старшего судебного пристава межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Тамбовской области отменено, производство по делу прекращено в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено состоявшееся по делу постановление должностного лица.
В жалобе, адресованной в Тамбовский областной суд, заместитель начальника отделения - старший судебный пристав межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Тамбовской области просит указанное решение судьи отменить.
Указывает, что в соответствии с действующим законодательством такие обстоятельства, как личность и имущественное положение должника, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, нельзя считать обстоятельствами, которые характеризуют малозначительность правонарушения и их следует учитывать при назначении административного наказания.
Ссылается на то, что судом не был исследован тот факт, что на момент составления протокола об административном правонарушении судебному приставу-исполнителю были предоставлены документы о том, что взыскателю Манило М.А. 17 декабря 2021 года было направлено извещение о явке к должнику, то есть после указанного времени и до момента составления протокола никаких мер к исполнению решения должником предпринято не было.
Также судом не выяснялась благоустроенность предлагаемого взыскателю жилого помещения и не проверено наличие у должника свободного жилого помещения, а при его отсутствии - наличие заявления в суд об отсрочке исполнения решения суда.
Проверив материалы дела, проанализировав доводы жалобы, прихожу к следующему.
Частью 1 ст.17.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, характеризуется противоправным бездействием, которое выражается в неисполнении должником после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора требований неимущественного характера, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный судебным приставом-исполнителем.
Согласно части 1 статьи 105 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Частью 2 указанной статьи установлено, что при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения.
По смыслу части 1 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», части 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 81 Федерального закона «Об исполнительном производстве» полномочием налагать предусмотренное им взыскание наделен судебный пристав-исполнитель. Полномочие судебного пристава-исполнителя от имени государства налагать взыскание на должника в предусмотренных названным Федеральным законом случаях направлено на обеспечение установленного им публично-правового порядка принудительного исполнения судебных и иных актов и воплощает конституционно значимый публично-правовой интерес государства и общества в осуществлении эффективного правосудия в целях защиты и восстановления нарушенных прав.
Основанием для привлечения Управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ, послужило то обстоятельство, что оно не исполнило содержащиеся в исполнительном документе требования неимущественного характера в установленный судебным приставом – исполнителем срок до 30 ноября 2021 года после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Отменяя постановление должностного лица и прекращая производство по делу, судья районного суда пришел к выводу о недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Принятый по делу судебный акт нахожу законным и обоснованным, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, решением Октябрьского районного суда г. Тамбова по делу № ***, на Управление социальной защиты и семейной политики Тамбовской области возложена обязанность предоставить Манило М.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Во исполнение указанного решения суда Октябрьским районным судом г. Тамбова 31 августа 2021 года был выдан исполнительный лист серии *** от 29 июля 2021 года, на основании которого судебным приставом – исполнителем Межрайонного ОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Тамбовской области 9 сентября 2021 года возбуждено исполнительное производство № ***.
С целью исполнения решения суда, 23 сентября 2021 года Управлением социальной защиты и семейной политики Тамбовской области Манило М.А. было предложено явиться в Управление для заключения договора найма специализированного жилищного фонда на одно из жилых помещений на территории Тамбовской области.
28 сентября 2021 года в рамках указанного исполнительного производства вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора. Управлению социальной защиты и семейной политики Тамбовской области вручено требования о явке к судебному приставу – исполнителю 30 ноября 2021 года для проверки исполнения решения суда.
1 октября 2021 года в адрес Управления поступило заявление от Манило М.А. с просьбой предоставить ему жилое помещение на территории г. Тамбова, с. Бокино Тамбовской района или г. Мичуринска Тамбовской области. От представленных вариантов он отказался.
После получения указанного заявления Манило М.А., Управлением социальной защиты и семейной политики Тамбовской области 8 октября 2021 года был направлен запрос на имя начальника Управления градостроительства и архитектуры Тамбовской области о приобретении квартиры на территории г. Тамбова, с. Бокино Тамбовской района или г. Мичуринска Тамбовской области для распределения ее Манило М.А. с целью исполнения решения суда. Данный запрос оставлен без удовлетворения. Самостоятельно приобретать квартиры Управление социальной защиты и семейной политики Тамбовской области не вправе.
26 ноября 2021 года Управлением в адрес Манило М.А. было направлено письмо с приглашением явиться в управление для исполнения решения суда.
26 ноября 2021 года Управлением вновь направлено письмо в адрес управления градостроительства с просьбой о приобретении квартиры на территории г. Тамбова, с. Бокино Тамбовского района или г. Мичуринска Тамбовской области для исполнения решения Октябрьского районного суда г. Тамбова по иску Манило М.А.
26 ноября 2021 года Управлением в адрес Манило М.А. направлено письмо с указанием мероприятий, которые были предприняты управлением по исполнению решения суда,
30 ноября 2021 года в отношении Управление социальной защиты и семейной политики Тамбовской области был составлен протокол об административном правонарушении *** по ч.1 ст.17.15 КоАП РФ за неисполнение решения суда в срок, установленный судебным приставом исполнителем.
10 декабря 2021 года должностными лицами Управления была проведена телефонная беседа с Манило М.А., в ходе которой ему было предложено рассмотреть варианты предоставления жилых помещений на территории Тамбовской области, на что взыскатель ответил отказом, выразив желание получить жилое помещение на территории г. Тамбова или г. Мичуринска Тамбовской области.
В связи с этим, 13 декабря 2021 года Управлением в адрес управления градостроительства направлено письмо с просьбой приобрести жилое помещение на территории г. Тамбова или г. Мичуринска Тамбовской области для распределения Манило М.А. с целью исполнения решения суда.
13 декабря 2021 года в адрес Манило М.А. управлением направлено письмо с указанием выполненных управлением мероприятий по обеспечению исполнения решения суда и обоснованием невозможности предоставить жилое помещение взыскателю в соответствии с его пожеланиями.
16 декабря 2021 года Управлением социальной защиты и семейной политики Тамбовской области судебному приставу-исполнителю направлено письмо с изложением сложившейся ситуации, принятых мерах с приложением подтверждающих документов. Принято отделом судебных приставов 17 декабря 2021 года согласно штампу.
17 декабря 2021 года и.о. начальника - старшего судебного пристава межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Тамбовской области было вынесено постановление по делу об административном правонарушении по ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ о признании Управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.15 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей за неисполнение требований исполнительного документа неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора без уважительных причин.
При вынесении постановления по делу об административном правонарушении должностное лицо исходило из того, что факт совершения и виновность Управления в противоправном деянии административным органом доказаны и подтверждены имеющимися материалами дела.
Судья районного суда обоснованно пришел к выводу о незаконности указанного постановления по следующим основаниям.
Статьей 24.1 КоАП РФ определены задачи производства по делам об административных правонарушениях, которыми являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Материалами дела объективно подтверждено, что с целью исполнения решения суда в части предоставления благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору социального найма Управлением Манило М.А. предложено заключить договор найма специализированного жилищного фонда на одно из жилых помещений на территории Тамбовской области.
То есть в случае согласия исполнительное производство могло бы быть окончено реальным исполнением.
Манило М.А. в заявлении от 1 октября 2021года, направленном в адрес управления, отказался от предложенных вариантов и выразил желание получить другое жилое помещение в г. Тамбове, с. Бокино Тамбовского района или г. Мичуринске Тамбовской области.
Управление социальной защиты и семейной политики Тамбовской области было вынуждено продолжить работу с данным взыскателем, так как в исполнительном документе не указано на территории какого населенного пункта должник обязан предоставить взыскателю благоустроенное жилое помещение.
Жилые помещения, расположенные на территории г. Тамбова, с. Бокино Тамбовского района или г. Мичуринске Тамбовской области и закрепленные на праве оперативного управления за подведомственными управлению учреждениями, отсутствовали. Иной опровергающей информации в деле не имеется и судебным приставом-исполнителем данная информация не проверялась.
В связи с тем, что полномочия государственного заказчика, в части приобретения жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляет управление градостроительства и архитектуры области, и в связи с поступившим заявлением от Манило М.А., Управлением (должник) в адрес управления градостроительства направлено письмо от 8 октября 2021 года с просьбой приобрести квартиру на территории г. Тамбова, с. Бокино Тамбовского района или г. Мичуринске Тамбовской области.
Согласно информации представленной Управлением градостроительства по аналогичным делам (письма от 6 сентября 2021 года и 12 октября 2021 года), опубликовано 93 извещения, 16 торгов не состоялось(в том числе в г. Тамбове), 13 отменено, 63 контракта заключено, в том числе 2 контракта на договоры долевого участия на 118 квартир в Мичуринском районе пос.Мичурина. Кроме того Управление градостроительства и архитектуры Тамбовской области сообщило, что у застройщика региона ввод нового жилья планируется только в 3-4 квартале. В связи с чем, Управлением градостроительства планируется приобрести в указанные сроки жилые помещения в количестве 8 квартир г. Тамбове.
13 июля 2021 года от Управления градостроительства поступила информация о том, что на территории Тамбовской области имеется достаточное количество однокомнатных квартир на первичном и вторичном рынках жилья, но среднерыночная цена за стоимость 1 кв.м жилого помещения для детей – сирот на территории г. Тамбова, г. Мичуринска, г. Котовска и Тамбовского района) намного выше, чем установленная Минстроем России. В этом же письме Управление градостроительства проинформировало о невозможности в достаточном количестве закупить квартиры в указанных муниципальных образованиях.
Согласно информации представленной Управлением градостроительства (письмо от 12 ноября 2021 года), опубликовано 108 извещений, 16 торгов не состоялось (в том числе в г. Тамбове), 13 отменено, 64 контракта заключено, в том числе 2 контракта на договоры долевого участия на 118 квартир в Мичуринском районе пос.Мичурина и 1 контракт на 18 квартир в с. Бокино Тамбовского района. Кроме того Управление градостроительства и архитектуры Тамбовской области сообщило, что у застройщика региона ввод нового жилья планируется только в 4 квартале. В связи с чем, Управлением градостроительства планируется приобрести в указанные сроки жилые помещения в количестве 8 квартир г. Тамбове.
17 ноября 2021 года управлением градостроительства в адрес управления направлено письмо с указанием на то, что из – за нехватки денежных средств, заложенных в бюджете Тамбовской области на 2022 год, в сопоставлении с планируемым показателем – 280 квартир, назначить закупочные процедуры в г. Тамбове, Тамбовском районе, г. Мичуринске, г. Котовске, а также в любом муниципальном образовании на первичном рынке жилья не представляется возможным.
13 декабря 2021 года в адрес Манило М.А. управлением направлено письмо с указанием выполненных управлением мероприятий по обеспечению исполнения решения суда и обоснованием невозможности предоставить жилое помещение взыскателю в соответствии с его пожеланиями.
Таким образом, сотрудниками Управления проводилась работа по исполнению решения суда о предоставлении Манило М.А. благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. В изложенной ситуации Управлением социальной защиты и семейной политики Тамбовской области предлагалось предоставить жилые помещения Манило М.А. Указанные обстоятельства подтверждены совокупностью имеющихся в деле доказательств и ничем объективно не опровергнуты.
Оснований для понуждения взыскателя к получению конкретного предлагаемого ему благоустроенного жилого помещения у Управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области не имеется.
Таким образом, должностным лицом Службы судебных приставов при вынесении постановления об административном правонарушении не было учтено следующее.
С субъективной стороны административное правонарушение по ст. 17.15 КоАП РФ может быть совершено только умышленно, то есть должник, который ранее был привлечен к ответственности в виде взыскания исполнительского сбора и которому был установлен новый срок для исполнения, осознает противоправный характер своего бездействия в виде неисполнения требований неимущественного характера, предвидит его вредные последствия и желает их наступления либо сознательно их допускает или относится к ним безразлично.
В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (часть 1).
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье (часть 3 приведенной статьи).
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (часть 4 статьи 1.5 КоАП РФ).
Несмотря на формальный состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, должностное лицо обязано установить не только формальные обстоятельства конкретного правонарушения, но и установить в том числе противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Обязанность доказывания вины привлекаемого к административной ответственности лица, соблюдения процедуры составления процессуальных документов, иных требований КоАП РФ при оформлении дела об административном правонарушении, лежит на органе, должностном лице органа, привлекаемого конкретное лицо к административной ответственности.
Таким образом, с учетом фактических конкретных обстоятельств настоящего дела судья районного суда пришла к обоснованному выводу о том, что бесспорных доказательств, подтверждающих виновное противоправное бездействие Управления, выразившееся в неисполнении содержащихся в названном выше исполнительном документе требований в установленный судебным приставом-исполнителем срок после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, материалы дела не содержат.
Доводами жалобы заявителя выводы судьи районного суда не опровергаются.
Несогласие автора жалобы с оценкой установленных судей районного суда обстоятельств правовым основанием к отмене принятого судебного акта не является.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 КоАП РФ, судья Тамбовского областного суда
р е ш и л:
Решение судьи Октябрьского районного суда г. Тамбова от 8 февраля 2022 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, в отношении Управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области оставить без изменения, жалобу заместителя начальника отделения - старшего судебного пристава межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Тамбовской области Ивановой К.А. – без удовлетворения.
Судья Ю.А.Курохтин