№
№-70
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ года г. Омск
Октябрьский районный суд города Омска в составе председательствующего Смирновой К.Н., при секретаре при секретаре судебного заседания Романец О.А. с участием помощника судьи Шитовой Н.В., старшего помощника прокурора ОАО г. Омска Гулла О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Омске гражданское дело по иску Прокурора Октябрьского административного округа города Омска к БДОУ г. Омска «Детский сад № комбинированного вида» об обязании установить систему видеонаблюдения и обеспечении архивирования и хранения данных непрерывного видеонаблюдения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Октябрьского административного округа города Омска обратился в суд с названным исковым заявлением, указав, с учетом уточнения, что Прокуратурой Октябрьского административного округа г. Омска проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере образования, а также в сфере противодействия терроризму в деятельности БДОУ г. Омска Детский сад № № комбинированного вида», в ходе которой выявлены нарушения.
По факту нарушения требований законодательства о противодействии терроризму ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Октябрьского административного округа г. Омска заведующему БДОУ г. Омска Детский сад № № комбинированного вида» внесено представление об устранении нарушений, однако, до настоящего времени указанное нарушение не устранено.
Из ответа БДОУ г. Омска Детский сад № № комбинированного вида» следует, что причиной отсутствия системы видеонаблюдения в учреждении является недостаточное финансирование со стороны учредителя.
БДОУ г. Омска Детский сад № № комбинированного вида» обращалось в департамент образования Администрации г. Омска о выделении финансирования для оснащения объекта системой видеонаблюдения.
Однако, финансирование на данную статью расхода департаментом образования Администрации г. Омска не выделялось и до настоящего времени не выделено.
Вместе с тем отсутствие финансирования не может являться уважительной причиной несоблюдения ответчиком законодательства.
Исполнение требований законодательства по обеспечению антитеррористической защищенности здания является обязанностью не только образовательной организации, но и органов местного самоуправления.
Соответственно, объем ответственности департамент образования
Администрации г. Омска за выявленные в БДОУ г. Омска Детский сад № № комбинированного вида», нарушения требований законодательства о противодействии терроризму определяется тем, что департамент образования Администрации г. Омска несет обязательство по финансированию бюджетных образовательных учреждений от имени учредителя.
Отсутствие системы видеонаблюдения в БДОУ Г. Омска Детский сад № № комбинированного вида» отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в нем, поскольку не позволяет обеспечить постоянный контроль.
Просит обязать бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Омска «Детский сад № № комбинированного вида» создать безопасные условия обучения и воспитания, а именно: оборудовать здание бюджетного дошкольного образовательного учреждения г. Омска Детский сад № № комбинированного вида», расположенное по адресу: <адрес>, системой видеонаблюдения, обеспечивающей непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных в течение одного месяца.
Обязать департамент образования Администрации г. Омска осуществить финансирование расходов, необходимых на установку системы видеонаблюдения в бюджетном дошкольном образовательном учреждении г. Омска Детский сад № № комбинированного вида», расположенном по адресу: <адрес>. Взыскать с бюджетного дошкольного образовательного учреждения г. Омска Детский сад № № комбинированного вида» государственную пошлину в доход местного бюджета.
В судебном заседании прокурор Гулла О.В. поддержала уточненные требования по основаниям, изложенным в уточненном иске.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель департамента образования Администрация г. Омск и Администрации г. Омска Окунев А.С. уточненные исковые требования признал.
Выслушав явившихся участников процесса, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 3 Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, подписанной от имени СССР 26.01.1990, ратифицированной Верховным Советом СССР 13.06.1990, действующей на территории РФ, во всех действиях в отношении детей первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства - участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия.
Государства - участники обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности.
В силу ст. 6 Конвенции государства - участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь; обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка.
Из приведенных норм следует, что Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях, в данном случае по обеспечению противодействия терроризму в дошкольных учреждениях.
В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28, п. 8 и 9 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - ФЗ «Об образовании») образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, при смотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, обеспечивать безопасность обучающихся и проводить профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания их в образовательной организации.
Кроме того, аналогичные требования о создании безопасных условий обучения предусмотрены в постановлении Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966 «О лицензировании образовательной деятельности».
В силу п.п. «д» п. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 05.10.2009 (далее Концепция противодействия терроризму), одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 противодействии терроризму» (далее ФЗ «О противодействии противодействие терроризму в Российской Федерации основывается, в приоритете мер предупреждения терроризма.
Согласно п.п. «а», «в» п. 4, п. 6 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Антитеррористическая защищенность объекта (территории) состояние
защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.
Таким образом, в силу указанных норм ист. 5 Федерального закона «О противодействии терроризму» физические и юридические лица обязаны выполнять требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), находящихся в их собственности или принадлежащих им на законном основании.
Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее - Требования).
Пунктами 1, 5 Требований установлены обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, право вые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения.
Пунктом 25 требований предусмотрено, что в целях обеспечения защищенности объектов (территорий), отнесенных к третьей осуществляется оснащение объектов (территорий) системами видеонаблюдения.
Согласно п. 30 Требований система видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения должна обеспечивать непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных в течение одного месяца.
Пунктом 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» также предусмотрено, что для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в зданиях образовательных организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Согласно акту о результатах категорирования объекта БДОУ г. Омска Детский сад № № комбинированного вида» относится к объекту (территории) третьей категории опасности.
Кроме того, БДОУ г. Омска Детский сад № № комбинированного вида» является объектом с массовым пребыванием людей, в том числе несовершеннолетних, то есть является одним из важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения.
Таким образом, из приведенных выше правовых норм в их взаимосвязи следует, что у БДОУ г. Омска Детский сад № 194 комбинированного вида» имеются обязательства по установке системы видеонаблюдения.
Вместе с тем в нарушение требований законодательства в БДОУ г. Омска Детский сад № № комбинированного вида» отсутствует система видеонаблюдения, в связи с чем, комплексная безопасность и антитеррористическая защищенность учреждения не обеспечивается, не реализуется деятельность по предупреждению терроризма. По факту нарушения требований законодательства о противодействии терроризму ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Октябрьского административного округа г. Омска заведующему БДОУ г. Омска Детский сад № № комбинированного вида» внесено представление об устранении нарушений, однако, до настоящего времени указанное нарушение не устранено.
Из ответа БДОУ г. Омска Детский сад № № комбинированного вида» следует, что причиной отсутствия системы видеонаблюдения в учреждении является недостаточное финансирование со стороны учредителя.
БДОУ г. Омска Детский сад № № комбинированного вида» обращалось департамент образования Администрации г. Омска о выделении финансирования для оснащения объекта системой видеонаблюдения.
Однако, финансирование на данную статью расхода департаментом образования Администрации г. Омска не выделялось и до настоящего времени не выделено.
Вместе с тем отсутствие финансирования не может являться уважительной причиной несоблюдения ответчиком законодательства - БДОУ г. Омска Детский сад № № комбинированного вида» зарегистрировано в качестве юридического лица, является некоммерческой организацией, созданной муниципальным образованием городской округ г. Омск Омской области в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов местного самоуправления в сфере образования. Финансирование государственного учреждения осуществляется его учредителем департаментом образования Администрации г. Омска.
Так, согласно п.п. 1.9., 1.10. Устава БДОУ г. Омска Детский сад № № комбинированного вида» утвержденного ДД.ММ.ГГГГ приказом директора департамента образования Администрации г. Омска № №, учреждение является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, лицевые счета, открытые в установленном законом порядке; организационно-правовая форма - бюджетное учреждение.
Пунктами 1,3,7.1,13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесено составление и рассмотрение проекта бюджета городского округа, утверждение и исполнение бюджета городского округа, осуществление контроля за его исполнением; организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, участия в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения.
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городского округа обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
В силу п. 42 Концепции противодействия терроризму расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
Таким образом, исполнение требований законодательства по обеспечению антитеррористической защищенности здания является обязанностью не только образовательной организации, но и органов местного самоуправления.
В соответствии с п. 1.6 Устава учредителем Учреждения является муниципальное образование городской округ город Омск Омской области. Функции и полномочия учредителя Учреждения осуществляет департамент образования Администрации г. Омска.
Собственником имущества Учреждения является муниципальное образование городской округа город Омск Омской области (п. 1.8. Устава)
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Согласно п.п. 3,4 ч. 1 ст. 9 ФЗ «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, дано определение главного распорядителя бюджетных средств (главного распорядителя средств соответствующего бюджета), которым является орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями. бюджетных средств, если иное не установлено настоящим Кодексом.
При этом распорядителем бюджетных средств (распорядителем средств соответствующего бюджета) является орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, казенное учреждение, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.
В ч. 1 ст. 158 БК РФ закреплен перечень бюджетных полномочий главного распорядителя бюджетных средств.
Соответственно, объем ответственности департамента образования
Администрации г. Омска за выявленные в БДОУ г. Омска Детский сад № № комбинированного вида» нарушения требований законодательства о противодействии терроризму определяется тем, что департамент образования Администрации г. Омска несет обязательство по финансированию бюджетных образовательных учреждений от имени учредителя.
В силу ч. 2,3 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996.№ 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, уставом и государственным заданием, утверждаемым учредителем (соответствующим органом, осуществляющий функции и полномочия учредителя).
Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или при обретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки (ч. 6 СТ. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).
Непринятие БДОУ Г. Омска Детский сад № № комбинированного вида» и департаментом образования Администрации Г. Омска мер к устранению вышеуказанных нарушений противоречит требованиям законодательства Российской Федерации, свидетельствует о невыполнении обязанности по созданию безопасных условий обучения и воспитания несовершеннолетних, антитеррористической защищенности здания.
Отсутствие системы видеонаблюдения в БДОУ Г. Омска Детский сад № № комбинированного вида» отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в нем, поскольку не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного учреждения, может способствовать совершению противоправных действий в силу отношении воспитанников, в силу возраста нуждающихся в особой защите.
В соответствии с ч. l ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защите прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Таким образом, требования прокурора подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если действия, исполнение которых возложено на ответчика, возможно только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение должно быть исполнено, таковым сроком суд считает возможным определить месячный срок со дня вступления настоящего решения в законную силу, данный срок разумный и обеспечивает возможность исполнения решения суда.
Если истец освобожден от уплаты государственной пошлины, при подаче искового заявления неимущественного характера, государственная пошлина взыскивается с ответчика (если он не освобожден от ее уплаты) при удовлетворении судом исковых требований, исходя из той суммы, которую должен был уплатить истец, если бы он не был освобожден от уплаты государственной пошлины. Заявленные требования рассмотрены в интересах неопределенного круга лиц, в связи с чем, размер, подлежащей взысканию с ответчика государственной пошлины должен составлять 300 рублей, в соответствии с абз. 3 п. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ.
Руководствуясь ст., ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Октябрьского административного округа города Омска к Детский сад № № комбинированного вида» об обязании установить систему видеонаблюдения и обеспечении архивирования и хранения данных непрерывного видеонаблюдения – удовлетворить.
Обязать бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Омска Детский сад № № комбинированного вида» создать безопасные условия обучения и воспитания, а именно: оборудовать здание бюджетного дошкольного образовательного учреждения г. Омска Детский сад № № комбинированного вида», расположенное по адресу: <адрес>, системой видеонаблюдения, обеспечивающей непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных в течение одного месяца.
Обязать департамент образования Администрации г. Омска осуществить финансирование расходов, необходимых на установку системы видеонаблюдения в бюджетном дошкольном образовательном учреждении г. Омска Детский сад № № комбинированного вида», расположенном по адресу: <адрес>
Взыскать с бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Омска Детский сад № № комбинированного вида» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Октябрьский районный суд города Омска в апелляционном порядке в течении месяца со дня вынесения мотивированного решения в окончательной форме.
Судья К.Н. Смирнова