Дело №–2833/2024
66RS0№-71
Мотивированное решение изготовлено 01 апреля 2024 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Екатеринбург «01» апреля 2024 года
Ленинский районный суд г.Екатеринбурга <адрес> в составе председательствующего судьи Васильковой О.М.,
При секретаре Логинове Р.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Савельевой О. В. к ООО «УК «Ремстройкомплекс» о признании долга недействительным, компенсации морального вреда,
установил:
Савельева О.В. обратилась в суд с иском к ООО «УК «Ремстройкомплекс» о признании долга по коммунальным услугам и пени недействительным, компенсации морального вреда в размере 30 000 рублей, возмещении судебных расходов.
В обоснование заявленного иска указано, что Савельева О.В. является собственником <адрес> г.Екатеринбурга, техническое управление которого осуществляется ООО «УК «Ремстройкомплекс». С начала 2024 года в адрес истца начали поступать требования о погашении задолженности на сумму 71 654 рубля 64 коп. и пени 92 496 рублей 84 коп. <//> в квартире приостановлена подача электроэнергии, <//> Савельева О.В. самостоятельно произвела подключение подачи ресурса. В ответ на обращение сотрудники управляющей организации пояснили, что долг по жилищно-коммунальным услугам образовался за период 2015-2016 годов. Истец полагает, что указанная задолженность взыскана на основании судебного решения. Исполнительный лист по данному судебному акту к исполнению не предъявлялся, при том, что срок предъявления составляет три года. Более того, в соответствии с требованиями ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности также составляет три года. Таким образом, срок исковой давности по требованиям о взыскании долга за 2015-2016 годы истек.
В судебное заседание истец не явилась, уполномочила на участие в деле своего представителя.
В судебном заседании представитель истца на иске настаивал, указав, что долг по жилищно-коммунальным услугам подлежит исключению в связи с пропуском срока исковой давности. По причине отказа от снижения суммы долга за пределами срока исковой давности истцу как потребителю коммунальных услу причинены нравственные страдания.
В судебном заседании представитель ответчика иск не признала, пояснив, что общий размер долга учитывается на лицевом счете. В отношении ответчика была взыскана задолженность с 2013 года по 2016 год.
Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, а также оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 67 ГПК Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть первая); никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы (часть вторая); суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (часть третья); результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими (часть четвертая).
Предоставление суду полномочий по оценке доказательств вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия. При этом доказательства по делу оцениваются судом не произвольно, а исходя из конституционного принципа подчинения судей только Конституции Российской Федерации и федеральному закону (ч. 1 ст. 120 Конституции Российской Федерации).
Из изложенных норм процессуального закона и разъяснений по их применению следует, что выводы суда об установленных им фактах должны быть основаны на доказательствах, исследованных в судебном заседании. При этом бремя доказывания юридически значимых обстоятельств между сторонами спора подлежит распределению судом на основании норм материального права, регулирующих спорные отношения, а также требований и возражений сторон.
Согласно ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. В гражданском судопроизводстве реализация этих принципов имеет свои особенности, связанные, прежде всего, с присущим данному виду судопроизводства началом диспозитивности: дела возбуждаются, переходят из одной стадии процесса в другую или прекращаются под влиянием, главным образом, инициативы участвующих в деле лиц. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений в соответствии со ст. 56 ГПК Российской Федерации. В соответствии со ст. 57 ГПК Российской Федерации доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле, в случае, если представление необходимых доказательств для этих лиц затруднительно, суд по их ходатайству оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств. Исходя из указанных особенностей гражданского судопроизводства, активность суда в собирании доказательств ограничена.
В силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности, эффективность правосудия по гражданским делам обусловливается в первую очередь поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности; наделенные равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности, стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, и принять на себя все последствия совершения или несовершения процессуальных действий.
Судом установлено, что Савельева О.В. является собственником <адрес> г.Екатеринбурга.
Техническое управление и обслуживание данного многоквартирного дома осуществляется ООО «УКМ «Ремстройкомплекс».
Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Статьей 30 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.
Собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
В силу ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу ч. 1 ст. 158 Жилищного кодексаРоссийской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
В силу ч. 2 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании: 1) платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива; 2) информации о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, размещенной в системе или в иных информационных системах, позволяющих внести плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Информацией о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг являются сведения о начислениях в системе, сведения, содержащиеся в представленном платежном документе по адресу электронной почты потребителя услуг или в полученном посредством информационных терминалов платежном документе (ч. 2 ст. 155 Кодекса).
Истец просит признать долг по жилищно-коммунальным услугам недействительным, поскольку он рассчитан за истечением срока исковой давности.
В силу ст. 195, ч. 1 ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
Требование о защите нарушенного права принимается к рассмотрению судом независимо от истечения срока исковой давности. Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (ст. 199 Кодекса).
Согласно ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
По обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения.
По обязательствам, срок исполнения которых не определен или определен моментом востребования, срок исковой давности начинает течь со дня предъявления кредитором требования об исполнении обязательства, а если должнику предоставляется срок для исполнения такого требования, исчисление срока исковой давности начинается по окончании срока, предоставляемого для исполнения такого требования. При этом срок исковой давности во всяком случае не может превышать десять лет со дня возникновения обязательства.
Между тем, ни Гражданским кодексом Российской Федерации, ни Жилищным кодексом Российской Федерации, ни Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от <//> N 354, не предусмотрена возможность списания задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг, требования о взыскании которой не были предъявлены в пределах срока исковой давности.
Списание долга, по которому истек срок исковой давности, является правом, а не обязанностью кредитора, списание долга осуществляется кредитором только после принятия всех возможных мер к принудительному взысканию с должника задолженности, в том числе и в судебном порядке, когда эти меры оказались исчерпывающими и безрезультатными, а истечение срока исковой давности само по себе не является обстоятельством, влекущим прекращение обязательства.
Данный вопрос может быть разрешен при взыскании задолженности с собственников в рамках отдельного спора при заявлении соответствующего ходатайства ответчиками (потребителями услуг).
В соответствии с п.п. «а», «з» п. 69 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от <//> N 354 в платежном документе указываются, в том числе, почтовый адрес жилого (нежилого) помещения, сведения о собственнике (собственниках) помещения (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества физического лица), а для жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов - сведения о нанимателе жилого помещения (с указанием фамилии, имени и отчества нанимателя); сведения о размере задолженности потребителя перед исполнителем за предыдущие расчетные периоды.
Из указанного требования следует, что в лицевому счете должны быть отражены данные об общем размере долга по оказанных жилищно-коммунальным услугам, при том. что, как указано ранее, открытие лицевого счета на предыдущего нанимателя не допускается.
Таким образом, указание общей суммы задолженности на лицевом счете не нарушает права потребителя, более того, соответсвует требованиям закона.
В настоящее время иски о взыскании с Савельевой О.В. задолженности по жилищно-коммунальным услугам не заявлены, встречный иск не предъявлен.
Более того, как следует из материалов дела, решением от <//> с Савельевой О.В. и Савельевой О.М. была взыскана задолженность по жилищно-коммунальным услугам с <//> по <//>. В случае не предъявления данного решения к исполнению и истечения срока для предъявления исполнительного документа к исполнению, должник от уплаты задолженности освобождается, кредитор в свою очередь наделен правом на обращение в суд с заявлением о восстановлении срока для предъявления исполнительного листа к исполнению. Однако должник не вправе обращаться с самостоятельным иском о признании долга недействительным в связи с истечением срока исковой давности, что прямо следует из вышеприведенных норм Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, отказывая в удовлетворении исковых требований о признании долга недействительным в связи с истечением срока исковой давности, суд исходит из того, что истечение срока исковой давности не может служить материально-правовой основой иска - обоснованием исковых требований лица. Основное назначение института исковой давности состоит в упорядочении правоотношений путем погашения права на иск (правопритязания). При этом заявление о сроке исковой давности может быть сделано ответчиком как возражение на конкретное правопритязание истца. В рамках данного гражданского дела ответчиком не предъявлялись требования о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг, поэтому оснований для применения срока исковой давности и исключении сумм задолженности из расчетных документов не имеется.
В силу п. 1 ст. 150 Гражданского кодекса Российской Федерации жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Согласно п. 1 ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Предметом доказывания по иску о компенсации морального вреда является совокупность юридических фактов, образующих основание иска. Основанием иска о компенсации морального вреда служит виновное совершение ответчиком противоправного деяния, повлекшего причинение истцу физических или нравственных страданий. Необходимым условием возложения обязанности возместить ущерб является причинная связь между противоправным деянием и возникшим вредом. Наличие причинной связи между противоправным действием и моральным вредом предполагает, что противоправное действие должно быть необходимым условием наступления негативных последствий в виде физических или нравственных страданий.
На истца возлагается обязанность доказать наличие такого состояния именно в связи с нарушением личных неимущественных прав либо посягающих на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага.
Согласно ст. 15 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения его прав продавцом, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
В соответствии с п. 45 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № от <//> при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.
Поскольку в удовлетворении иска о признании долга недействительным суд отказывает, соответственно и оснований для удовлетворения производного требования о компенсации морального вреда при отсутствии доказательств причинения физических и нравственных страданий по иным фактическим обстоятельствам, не имеется.
В связи с отказом в удовлетворении иска отсутствуют основания для возмещения понесенных истцом судебных расходов.
Относительно доводов о приостановлении электроснабжения, суд разъясняет право истца на обращение в суд с соответствующим иском о понуждении возобновить электроснабжение.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 196–199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Екатеринбурга <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья подпись О.М.Василькова
Копия верна
Судья:
Секретарь:
Решение на __________2024 г.
в законную силу не вступило.
Судья:
Секретарь: