Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
(мотивированное решение)
<адрес> 11 апреля 2022 года
Мильковский районный суд <адрес>
в составе председательствующего судьи Мартыненко М.С.,
при секретаре фио2,
с участием помощника прокурора <адрес> Ким В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> фио3, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации Атласовского сельского поселения о возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
<адрес> фио3 обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Атласовского сельского поселения о возложении обязанности- в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу принять меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в нежилой дом, расположенный по адресу: <адрес> обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества.
В обоснование своих требований указал, что по итогам проведения проверки прокуратурой <адрес> установлено, что на территории Атласовского сельского поселения расположено указанное здание. Оно не имеет ограждения, через оконные проемы, двери имеется свободный доступ посторонних лиц. По сведениям ответчика данный объект является бесхозяйным, ведется работа по постановке его на учет. В силу закона принятие бесхозяйного объекта недвижимости, расположенного на территории сельского поселения, является правом органа местного самоуправления. Вместе с тем, ответчик какие- либо меры по постановке на учет в качестве бесхозяйного имущества, в установленном порядке не принимал. Кроме того, на органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений: участвуют в мероприятиях по профилактике терроризма, а также по минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений, обеспечивают выполнение требование к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления. В соответствии с Уставом Атласовского сельского поселения к вопросам местного значения Атласовского сельского поселения относятся, в том числе участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма и экстремизма в границах поседения, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения. Таким образом, наличие свободного доступа в заброшенное здание может быть использовано криминально ориентированными лицами в целях совершения противоправных действий, в том числе террористической направленности, создает угрозу аварийной ситуации, проникновению на его территорию посторонних лиц, в том числе несовершеннолетних лиц, что может повлечь причинение вреда жизни и здоровью жителей и гостей села.
Представитель истца помощник прокурора Ким В.В. в судебном заседании полагала исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Представитель ответчика администрации Атласовского сельского поселения, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебном заседании участия не принимал, каких- либо возражений и ходатайств в суд не направлял.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя ответчика.
Исследовав материалы дела, выслушав представителя истца, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
В соответствии с требованиями п. 1 ст. 225 Гражданского кодекса (далее ГК РФ), бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
На основании п. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Согласно правовому содержанию вышеуказанной нормы, орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке на учет в качестве бесхозяйного. Иные органы данным правом не обладают, следовательно, органы местного самоуправления обязаны принимать меры по постановке бесхозяйного имущества на учет и признании за ними права собственности на данное имущество.
Порядок принятия на учет бесхозяйных движимых вещей установлен ст. 290 ГПК РФ, в соответствии с требованиями которой, заявление о признании движимой вещи бесхозяйной подается в суд лицом, вступившим во владение ею, по месту жительства или месту нахождения заявителя. Заявление о признании движимой вещи, изъятой федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией, бесхозяйной подается в суд финансовым органом по месту нахождения этой вещи. Заявление о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь подается в суд по месту ее нахождения органом, уполномоченным управлять муниципальным имуществом или имуществом, находящимся в собственности города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя. В случае, если орган, уполномоченный управлять соответствующим имуществом, обращается в суд с заявлением до истечения года со дня принятия недвижимой вещи на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, судья отказывает в принятии заявления и суд прекращает производство по делу.
Согласно ч. 3 ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
Органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий (пункт 3 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 35-ФЗ "О противодействии терроризму").
В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона "О противодействии терроризму" от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
При этом согласно п. 3 ст. 5 названного закона органы местного самоуправления обязаны принимать меры по профилактике и борьбе с терроризмом, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявления. Участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений.
В ст. 37 федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" указано, что при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.
Согласно Уставу Атласовского сельского поселения к вопросам местного значения Атласовского сельского поселения относятся в том числе: участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма и экстремизма в границах поселения; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения (п.п. 5, 7 ст. 5 Устава).
В соответствии с п. 3 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ №, на учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее - объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности, на которые собственники отказались.
Согласно п. 5 Порядка принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
Как следует из материалов дела, спорный объект недвижимости, находящийся по адресу: <адрес>, является незавершенным строительством, жилым домом, бесхозяйным. В указанный дом имеется открытый, беспрепятственный доступ через оконные и дверные проемы, дом не используется по назначению, не охраняется, не имеет ограждений.
Согласно Уведомления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют информация об объекте недвижимости- помещение, расположенного по адресу: <адрес>.
На основании вышеизложенных доказательств по данному делу, в отношении спорного объекта недвижимости, проведя анализ юридически значимых обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора района являются законными и обоснованными, поскольку вышеуказанные требования законодательства свидетельствует о том, что законодательство предписывает органам местного самоуправления в обязательном порядке осуществлять постановку на учет бесхозяйного имущества и с этой целью требует подачи заявления для проведения процедуры обращения бесхозяйных объектов в собственность муниципального образования поселения, на территории которых они находятся, участвовать в профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма и экстремизма в границах поселения; в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения так как отсутствие собственника таких объектов влечет за собой несвоевременное решение вопросов по обеспечению их надлежащего технического состояния и дальнейшее разрушение данных объектов, и может повлечь за собой создание условий для развития террористической деятельности на территории поселения, что ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора <адрес> фио3, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Обязать администрацию Атласовского сельского поселения <адрес> в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу принять меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в нежилой дом, расположенный по адресу: <адрес> обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о принятии указанного объекта недвижимости на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Мильковский районный суд в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья М.С. Мартыненко