Дело № 2 - 783/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
<адрес> 22 октября 2019 года
Звениговский районный суд Республики <адрес> в составе председательствующего судьи Александровой Е.П. при секретаре судебного заседания Романовской О.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Маркова А. В., Марковой Н. А., Марковой М. А. к филиалу общества с ограниченной ответственностью «Марикоммунэнерго» «Звениговские тепловые сети» о признании начисления платы за отопление незаконным, возложении обязанности исключить задолженность,
установил:
Марков А.В., Маркова Н.А, Маркова М.А. обратились в суд с иском, с вышеуказанным требованием, мотивировали тем, что являются сособственниками жилого помещения - квартиры, находящейся по адресу: <адрес> <адрес>, <адрес>. В этой квартире, в <дата> году была установлена автономная система отопления с газовым отопительным котлом, в соответствии с действовавшим тогда законодательством. ООО «Марикоммунэнерго» филиал «Звениговские тепловые сети», начиная с <дата> года, ежемесячно, предъявляет квитанции об оплате за отопление, тогда как данным видом коммунальной услуги Марковы не пользуются, а потому обратились в суд с настоящим иском.
В судебном заседании сторона истцов иск поддержала, по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ООО «Марикоммунэнерго» филиал «Звениговские тепловые сети» Галимьянова Е.А. (доверенность № от <дата>) иск не признала. Законодательство по регулированию вопросов оплаты за тепловую энергию, поставляемую в многоквартирные дома, где квартиры могут быть переоборудованы на индивидуальное отопление, изменилось лишь в <дата>, и не может распространяться на прошлое время. Правильность и законность переустройства квартиры истца по отоплению не оспариваются.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения сторон, суд приходит к нижеследующему.
Согласно пункту 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) правила, предусмотренные статьями 539-547 ГК РФ, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. В соответствии с пунктом 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу статьи 544 ГК РФ установлено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Положениями части 1 статьи 30 и пункту 5 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) предусмотрена обязанность каждого собственника помещения МКД содержать общее имущество МКД, своевременно оплачивать коммунальные услуги.
Согласно части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в МКД включает в себя, кроме прочего, также и плату за обслуживание общего имущества МКД, плату за тепловую энергию, в том числе (часть 4 статьи 154 ЖК РФ).
В пункте 1 статьи 157 ЖК РФ установлен порядок определения размера платы за коммунальные услуги, указанный размер рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ.
Порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе услуги по отоплению), а также нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме определен одноименными Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от <дата>г. №: соответствующие нормативы утверждаются органами государственной власти субъектов РФ, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов РФ, с учетом конструктивных и технических параметров многоквартирного дома (пункты 3, 4).
Норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях определяется по формулам, которые в качестве элемента расчета содержат общую площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме и количество тепловой энергии, необходимой для отопления такого дома в целом (пункты 3,18 приложения №), и тем самым позволяют исчислять единый норматив потребления данной коммунальной услуги без применения отдельного норматива ее потребления на общедомовые нужды.
Статьей 19 Федерального закона от <дата> № 190-ФЗ «О теплоснабжении» предусмотрено, что количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету (часть 1). Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета (часть 2).
В подпункте «б» пункта 21 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от <дата> № (Правила №) установлено, что при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении для отопления определяется в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения № к названным Правилам.
Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> № утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила). В соответствии с пунктом 40 Правил услуга по отоплению предоставляется как для индивидуального потребления, так и в целях расходования на общедомовые нужды, потребитель вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды.
Судом установлено и это следует из материалов дела, истцам Маркову А.В., Марковой Н.А., Марковой М.А. на праве общей совместной собственности принадлежит квартира, расположенная по адресу: <адрес> <адрес>, <адрес>. На основании проектной документации, соответствующих согласований и разрешений с уполномоченными на то организациями и должностными лицами <адрес> истцами, в <дата> году произведено переустройство внутриквартирной системы отопления, установлен индивидуальный газовый котел
Согласно выписке из финансово-лицевого счета №, (в квитанции лицевой счёт №) представленной ответчиком, в период времени <дата> по <дата> соистцу Маркову А.В. выставлен счет на оплату коммунальной услуги централизованного отопления, числится задолженность 62331,67 рублей.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от <дата> №-П «По делу о проверке конституционности абзаца второго пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов в связи с жалобами граждан Л. и Т.Н.» абз.2 п. 40 Правил признан не соответствующим положениям ч.3 ст.17, ч.1 ст.19, ч.1-3 ст.35, ч.1 ст.40, ч.3 ст.55 Конституции Российской Федерации, в той мере, в какой содержащееся в нем нормативное положение, не допуская возможность раздельного внесения потребителем коммунальной услуги по отоплению платы за потребление этой услуги в жилом или нежилом помещении и платы за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, обязывает тех собственников и пользователей жилых помещений в подключенном к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирном доме, которые, соблюдая установленный порядок переустройства системы внутриквартирного отопления, действующий на момент проведения такого рода работ, перешли на отопление конкретного помещения с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии и при этом обеспечивают в данном помещении отвечающий нормативным требованиям температурный режим, вносить плату за фактически не используемую ими для обогрева данного помещения тепловую энергию, поступающую в многоквартирный дом по централизованным сетям теплоснабжения.
Вышеприведенное правовое регулирование спорных правоотношений предполагает, что рассчитанная с применением норматива потребления коммунальной услуги по отоплению плата за отопление, подлежащая внесению истцами, являющимися сособственниками квартиры в многоквартирном жилом доме, подключенном к централизованной сети теплоснабжения, является платой за потребление этой услуги в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, поскольку именно такая обязанность участия истцов Марковых в несении расходов закреплена нормами действующего законодательства. При этом, такая плата должна вносится только за фактическое потребление поступающей в этот дом тепловой энергии для названных целей.
Поскольку выставленные ответчиком платежи за коммунальную услугу по отоплению в адрес истцов, были произведены без учета указанных выше обстоятельств, тогда как подлежали соразмерному снижению до размера расходов, связанных только с потреблением тепловой энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, постольку возложение обязанности на истцов по внесению платы в исчисленном количестве, исходя из площади жилого помещения, принадлежащего им, является противоречащим действующему законодательству.
В этой связи признать действия ответчика законными и обоснованными нельзя. Ссылка ответчика на отсутствие на момент разрешения спора в действующем правовом регулировании специального порядка исчисления норматива потребления коммунальной услуги по отоплению на общедомовые нужды с истцов, чья квартира в установленном порядке переведена на индивидуальный внутриквартирный источник тепловой энергии, не может быть принята во внимание, как основанная на неверном толковании законодательства.
По правилам ст.103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Признать незаконными действия филиала общества с ограниченной ответственностью «Марикоммунэнерго» Звениговские тепловые сети по начислению платы за отопление за период с <дата> года по <дата> года, по начислению платы за отопление, за исключением потребленного в целях содержания общего имущества в МКД, в отношении квартиры, расположенной по адресу: <адрес> Эл, <адрес>, принадлежащей Маркову А. В., Марковой Н. А., Марковой М. А., на праве общей совместной собственности, возложить обязанность исключить такую задолженность, в удовлетворении остальной части иска отказать.
Взыскать с филиала общества с ограниченной ответственностью «Марикоммунэнерго» Звениговские тепловые сети в доход местного бюджета муниципального образования «Звениговский муниципальный район» государственную пошлину за подачу искового заявления в суд в размере 300 (триста) рублей 00 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики <адрес> в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме, с подачей апелляционной жалобы через Звениговский районный суд.
Председательствующий Е.П. Александрова
Мотивированное решение изготовлено 28 октября 2019 года.