Дело № 2-971/2024
Поступило в суд 22.11.2023
№
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 апреля 2024 года г. Новосибирск
Кировский районный суд г. Новосибирска в составе:
Председательствующего судьи Соколянской О.С.,
при помощнике Луневой О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Мурзиной Т. Ю. к Орловой П. А. о взыскании задолженности по договору купли-продажи земельного участка,
У С Т А Н О В И Л:
Мурзина Т.Ю. обратилась в суд с вышеуказанным исковым заявлением, в обоснование своих требований указав, что ДД.ММ.ГГГГ между ней в лице представителя Шабалдиной Г.П., и Орловой П.А. заключен договор купли-продажи земельного участка общей площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый №, расположенного по адресу: <данные изъяты>.
Согласно п. 3 указанного договора стоимость земельного участка составляет <данные изъяты> рублей. Также указано, что данная сумма передана покупателем продавцу наличными денежными средствами полностью до подписания договора.
Вместе с тем, фактически указанная сумма истцу не передавалась, данный пункт договора носил формальный характер и являлся необходимым для государственной регистрации права собственности за ответчиком.
Фактически денежные средства ответчиком выплачены не были, а ДД.ММ.ГГГГ земельный участок продан <данные изъяты>
На основании изложенного, истец просит взыскать с Орловой П.А. в свою пользу задолженность по договору купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ общей площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый №, расположенного по адресу: <данные изъяты>, в размере <данные изъяты> рублей, проценты за пользование чужими денежными средствами за период со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей, всего <данные изъяты> рублей.
Истец Мурзина Т.Ю. в ходе судебного заседания исковые требования поддержала в полном объеме, пояснила, что ей принадлежал на праве собственности земельный участок №, расположенный в <данные изъяты> в <адрес>. В <данные изъяты> году она выдала доверенность на свою мать Шабалдину Г.П., которой уполномочила последнюю продать названный земельный участок, они устно согласовали продажную стоимость в <данные изъяты> рублей. Вместе с тем, в 2022 году от родственницы ей стало известно, что Шабалдина Г.П. продала земельный участок Орловой П.А., которая является ее родной сестрой. Она полагает, что Орлова П.А. воспользовавшись ситуацией, убедила Шабалдину Г.П. заключить договор купли-продажи и продать ей земельный участок за <данные изъяты> рублей. Вместе с тем, до настоящего времени Шабалдина Г.П. денежных средств ей не передала, потому что, по мнению истца, Орлова П.А. фактически не исполнила обязательство по оплате стоимости земельного участка ввиду отсутствия финансовой возможности.
Представитель истца Зайцева Л.В., действующая на основании ордера, исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении, указав, что между сторонами действительно был заключен договор купли-продажи земельного участка, согласно условиям которого покупатель Орлова П.А. до государственной регистрации права собственности передала представителю продавца Мурзиной Т.Ю. – Шабалдиной Г.П., денежные средства в размере <данные изъяты> рублей. Кроме того, представитель истца не отрицает наличие расписки, согласно которой Шабалдина Г.П. подтвердила факт передачи ей от Орловой П.А. денежных средств в размере <данные изъяты> рублей по договору купли-продажи земельного участка №, расположенного в <данные изъяты> в <адрес>. Вместе с тем, приводя разъяснения, содержащиеся в п. 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве", представитель истца полагает, что в настоящем споре суду надлежит исследовать вопрос финансовой состоятельности Орловой П.А., полагая, что на момент заключения договора купли-продажи земельного участка, ответчик не обладала указанными денежными средствами, а условие, имеющееся в договоре, носило формальный характер и было необходимо для государственной регистрации права собственности в Управлении Росреестра. Вместе с тем, в действительности денежные средства Орловой П.А. не передавались, в связи с чем считает заявленные требования законными и обоснованными.
Ответчик Орлова П.А. в ходе судебного заседания исковые требования не признала в полном объеме, пояснив, что когда она узнала о продаже Мурзиной Т.Ю. земельного участка, обратилась к Шабалдиной Г.П., указав, что готова приобрести его за <данные изъяты> рублей. Указанные денежные средства в счет оплаты стоимости земельного участка по договору купли-продажи были выплачены Шабалдиной Г.П. путем передачи наличных денежных средств ее мужем на кухне в квартире по адресу: <адрес>, где они совместно проживали с Шабалдиной Г.П. После передачи денежных средств были составлены договор купли-продажи земельного участка, а также расписка в получении денежных средств, которые она и Шабалдина Г.П. подписали, после чего за ней было зарегистрировано право собственности на спорный земельный участок. При этом ответчик пояснила, что осуществляла трудовую деятельность как няня, получала заработную плату, в связи с чем указанная сумма была накоплена с <данные изъяты> года. При этом ответчик обратила внимание, что земельный участок приобретался ею в личную собственность.
Представитель ответчика Мороз М.А. в ходе судебного заседания возражала против удовлетворения исковых требований, указав, что обязательство по оплате стоимости земельного участка по договору купли-продажи исполнены Орловой П.А. в полном объеме, что подтверждается материалами дела, в том числе распиской в получении Шабалдиной Г.П. денежных средств, в связи с чем основания для удовлетворения требований отсутствуют.
Третье лицо Шабалдина Г.П. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, причину неявки не сообщила. Ранее в ходе судебного заседания ДД.ММ.ГГГГ пояснила, что Мурзина Т.Ю. и Орлова П.А. являются ее дочерями. В <данные изъяты> году Мурзина Т.Ю. поручила ей продать земельный участок №, расположенный в <данные изъяты> в <адрес>. Изначально она не хотела продавать этот земельный участок Орловой П.А., нашла покупателя, готового купить земельный участок за <данные изъяты> рублей, однако к ней обратилась Орлова П.А., сказав, что у них с мужем есть только <данные изъяты> рублей, за которые они готовы купить земельный участок. Она поверила дочери и заключила с ней договор купли-продажи земельного участка за <данные изъяты> рублей, при этом сама планировала передать Мурзиной Т.Ю. <данные изъяты> рублей, якобы за продажу земельного участка. Вместе с тем, Орлова П.А. после заключения договора купли-продажи и его регистрации до настоящего времени денежные средства в размере <данные изъяты> рублей ни ей, ни Мурзиной Т.Ю. не передала. Шабалдина Г.П. не отрицает, что подписала расписку о том, что получила от Орловой П.А. денежные средства в размере <данные изъяты> рублей в счет оплаты по договору купли-продажи земельного участка, однако фактически денежные средства ей переданы не были.
Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно статье 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Пунктом 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что физические и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации договоры являются основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей. Частью 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации установлено, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 160 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка в письменной форме должна быть совершена путем составления документа, выражающего ее содержание и подписанного лицом или лицами, совершающими сделку, либо должным образом уполномоченными ими лицами.
Как следует из материалов дела и установлено судом, <данные изъяты> <данные изъяты> года нотариусом Пушкинского нотариального округа <адрес> Барановой Т.В. выдана доверенность, согласно которой Мурзина Т.Ю. уполномочивает Шабалдину Г.П. продать за цену и на условиях по своему усмотрению принадлежащий ей на праве собственности земельный участок. Категория земель: земли населенных пунктов – <данные изъяты>. Площадь <данные изъяты> кв.м., кадастровый (или условный) №, адрес (местоположение): установлено относительно ориентира <данные изъяты>, участок №, расположенного в границах участка, адрес ориентира: <адрес>, для чего предоставляет право подписать договор купли-продажи, передаточный акт, с правом заключения и подписания на условиях по своему усмотрению соглашения (договора) о задатке, предварительного договора с передачей аванса, с правом получения причитающегося ей аванса или задатка, получить следуемые ей деньги, оформить соответствующий документ (расписку) о получении денежных средств, представить необходимый пакет документов на государственную регистрацию, зарегистрировать все необходимые права и документы, в том числе переход права собственности по договору купли-продажи на вышеуказанное недвижимое имущество <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ между Мурзиной Т.Ю., в лице представителя Шабалдиной Г.П. (продавец), и Орловой П.А. (покупатель) заключен договор купли-продажи земельного участка, согласно условиям которого, продавец продал, а покупатель приобрел в собственность земельный участок, расположенный по адресу: установлено относительно ориентира <данные изъяты>, участок №, расположенного в границах участка, адрес ориентира: <адрес> <данные изъяты>
Согласно п. 3 вышеназванного договора указанный земельный участок по соглашению сторон продается покупателю за <данные изъяты> рублей, которые переданы покупателем продавцу наличными деньгами полностью до подписания настоящего договора. Продавец претензий по расчету к покупателю не имеет. Указанный договор подписан представителем Мурзиной Т.Ю. – Шабалдиной Г.П. и Орловой П.А., что сторонами не оспаривается.
Как следует из имеющейся в материалах регистрационного дела земельного участка №, расположенного в <данные изъяты> в <адрес>, истребованного по запросу суда в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, расписки от ДД.ММ.ГГГГ Шабалдина Г.П., действующая от имени Мурзиной Т.Ю., подтверждает передачу Орловой П.А. наличных денежных средств в размере <данные изъяты> рублей в счет оплаты земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для <данные изъяты>, кадастровый №. Своей подписью Шабалдина Г.П. подтвердила, что денежные купюры ею проверены, сомнений в подлинности не вызывают, денежная сумма пересчитана, претензий по полученной денежной сумме не имеет. Факт подписания указанной расписки подтвержден Шабалдиной Г.П. в ходе судебного заседания.
Право собственности за Орловой П.А. на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> расположенный по адресу: установлено относительно ориентира <данные изъяты>, участок №, расположенного в границах участка, адрес ориентира: <адрес>, зарегистрировано в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.
В силу пункта 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора и определении его условий. При этом стороны могут заключить договор как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами (пункт 2 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации). Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
Согласно части 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В силу статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В силу статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 454 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).
В силу ст. 458 Гражданского кодекса Российской Федерации обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной в момент вручения товара покупателю.
В соответствии со статьей 486 ГК РФ покупатель обязан оплатить товар непосредственно до или после передачи ему продавцом товара, если иное не предусмотрено настоящим кодексом, другим законом, иными правовыми актами или договором купли-продажи и не вытекает из существа обязательства.
Согласно пункту 1 статьи 549 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору купли-продажи недвижимого имущества (договору продажи недвижимости) продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество.
В соответствии со ст. 551 Гражданского кодекса Российской Федерации переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска, учитывая, что в ходе судебного разбирательства установлен факт исполнения ответчиком обязательств по оплате стоимости приобретенного земельного участка, который подтверждается условиями договора купли-продажи земельного участка, являющегося одновременно актом приема-передачи земельного участка, и распиской Шабалдиной Г.П., действующей от имени истца, о произведении расчета за земельный участок.
Судом установлено, что Шабалдина Г.П., согласно представленной в материалы дела доверенности, имела право на получение денежных средств по совершенным сделкам по продаже земельного участка, принадлежащего Мурзиной Т.Ю., следовательно, могла получить деньги от ответчика за продаваемый земельный участок.
Довод представителя истца о том, что на момент заключения договора у Орловой П.А. отсутствовала финансовая возможность оплаты денежных средств в размере <данные изъяты> рублей в счет оплаты за земельный участок в данном случае не основан на законе, поскольку при подтверждении факта уплаты денежных средств за имущество покупатель не обязан доказывать свою финансовую состоятельность. Более того, необходимо отметить, что применительно к отношениям купли-продажи имущества, источник происхождения уплаченных за имущество денежных средств сам по себе не имеет правового значения.
Кроме того, Мурзина Т.Ю. требований об оспаривании расписки от ДД.ММ.ГГГГ о передаче Шабалдиной Г.П. денежных средств в размере <данные изъяты> рублей по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ не заявляла, в связи с чем финансовая состоятельность Орловой П.А. предметом разбирательства не является.
В соответствии со статьей 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Из приведенных норм закона следует, что условия договора, подлежащего заключению в письменной форме, в том числе условие о получении оплаты по договору, подлежат оспариванию посредством предоставления надлежащих письменных доказательств, однако таких доказательств стороной истца не представлено. Обстоятельств, свидетельствующих о том, что условие о получении оплаты по договору, с подтверждением соответствующими доказательствами, включено в договор под влиянием обмана, заблуждения или злоупотребления со стороны покупателя, не установлено.
Поскольку в удовлетворении исковых требований истца о взыскании задолженности по договору купли-продажи отказано, оснований для удовлетворения требований истца в части взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами также не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░>.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░:
░░░░░: ░░░░░░░
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ № ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ <░░░░░>.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░