Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1902/2023 ~ М-1621/2023 от 09.06.2023

УИД 91RS0012-01-2023-002707-43

Дело №2-1902/2023

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

09 августа 2023 года                                г. Керчь

Керченский городской суд Республики Крым в составе:

председательствующего, судьи – Киселевича А.А.,

при секретаре – Черкасовой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Администрации <адрес> Республики Крым, третье лицо: Департамент архитектуры, имущественных и земельных отношений Администрации <адрес> Республики Крым, об установлении факта постоянного проживания, возложении обязанности совершить определенные действия,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в Керченский городской суд Республики Крым с исковым заявлением к Администрации <адрес> Республики Крым, третье лицо: Департамент архитектуры, имущественных и земельных отношений Администрации <адрес> Республики Крым, в котором просил установить факт постоянного проживания ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на территории муниципального образования городской округ Керчи Республики Крым по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ; возложить на Администрацию <адрес> Республики Крым обязанность включить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в реестр учета отдельных категорий граждан и предоставления им земельных участков на территории Республики Крым, в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 4 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ -ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений». Заявленные требования мотивированы тем, что истец проходит военную службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации в войсковой части в <адрес> Республики Крым с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время. Также ФИО1 принимал участие в специальной военной операции на территории Украины. С целью получения в земельного участка, как лицо, принимавшее участие в специальной военной операции, истец обратился с заявлением в Администрацию <адрес> Республики Крым. Однако ДД.ММ.ГГГГ истцом был получен ответ Департамента архитектуры, имущественных и земельных отношений Администрации <адрес> Республики Крым, согласно которому документы для включения в реестр учета отдельных категорий граждан и предоставления им земельных участков на территории Республики Крым не могут быть приняты, ввиду отсутствия постоянной регистрации истца на территории Республики Крым по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. Вместе с тем, истец с ДД.ММ.ГГГГ, в том числе по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, находился и постоянно проживал на территории <адрес>. Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим исковым заявлением.

В судебное заседание ДД.ММ.ГГГГ истец ФИО1 не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в адрес суда поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

В судебное заседание ДД.ММ.ГГГГ представитель ответчика Администрации <адрес> Республики Крым не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в адрес суда поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствии представителя.

В судебное заседание ДД.ММ.ГГГГ представитель третьего лица Департамента архитектуры, имущественных и земельных отношений Администрации <адрес> Республики Крым не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в адрес суда поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствии представителя.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Конституцией Российской Федерации установлено, что граждане вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

В соответствии с частью 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Отношения по предоставлению земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, урегулированы главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с положениями которой предоставление таких земельных участков осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции (статья 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации).

Пунктом 7 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления, кроме прочего, земельного участка иным не указанным в подпункте 6 указанной статьи отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.

Порядок предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности на территории Республики Крым, за исключением случаев размещения инженерных сооружений, имеющих государственное или местное значение, переоформления или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым в соответствии с Законом Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ -ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым», определен Законом Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ -ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений» (далее – Закон -ЗРК/2015).

В силу положений статьи 1 Закона -ЗРК/2015 предоставление земельных участков гражданам и юридическим лицам осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.

Статьей 3 Закона -ЗРК/2015 предусмотрено, что земельные участки для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства для собственных нужд предоставляются отдельным категориям граждан, указанным в пунктах 1 - 10 части 1 статьи 4 настоящего Закона, в порядке, установленном статьей 6 настоящего Закона, а гражданам, указанным в пунктах 11 - 13 части 1 статьи 4 настоящего Закона, в порядке, установленном статьей 6-1 настоящего Закона.

В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 4 Закона -ЗРК/2015, право на предоставление земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, в собственность бесплатно имеют ветераны боевых действий, лица, имеющие правоотношения с организацией, осуществляющей защиту интересов ветеранов локальных войн и военных конфликтов, направлявшиеся для обеспечения выполнения служебно-боевых задач или принимавшие участие в боевых действиях в ходе специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, <адрес> и <адрес>, имеющие постоянную регистрацию (постоянно проживающие) на территории Республики Крым по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

Статьей 6-1 Закона -ЗРК/2015 предусмотрено, что лица, указанные в пунктах 11-13 части 1 статьи 4 настоящего Закона, имеют право на однократное внеочередное предоставление земельного участка, находящегося в собственности Республики Крым, в собственность бесплатно.

Предоставление земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым, лицам, указанным в пунктах 11-13 части 1 статьи 4 настоящего Закона, осуществляется исполнительным органом Республики Крым, уполномоченным на распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Республики Крым, при условии учета указанных лиц уполномоченным органом местного самоуправления по месту постоянной регистрации (постоянного проживания) на территории Республики Крым по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ лиц, указанных в пунктах 11 и 12 части 1 статьи 4 настоящего Закона.

Порядок учета лиц, указанных в пунктах 11 - 13 части 1 статьи 4 настоящего Закона, и предоставления им земельных участков устанавливается Советом министров Республики Крым.

В целях обеспечения социальной поддержки военнослужащих, лиц, проходящих (проходивших) службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции, и членов их семей распоряжением Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ -рп «О дополнительных мерах социальной поддержки военнослужащих, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членов их семей» рекомендовано органам государственной власти <адрес>, Республики Крым и <адрес> принять законодательные акты, устанавливающие в соответствии с подпунктом 7 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации случаи предоставления в собственность бесплатно военнослужащим и лицам, проходящим (проходившим) службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, награжденным государственными наградами Российской Федерации за заслуги, проявленные в ходе участия в специальной военной операции, и являющимся ветеранами боевых действий, а также членам семей указанных военнослужащих и лиц, погибших (умерших) вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных ими в ходе участия в специальной военной операции, земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и переданных в собственность этих субъектов Российской Федерации согласно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ №423-ФЗ «О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Правительству Российской Федерации обеспечить заключение уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, органов государственной охраны, другими федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, с высшими должностными лицами <адрес>, Республики Крым и <адрес> соглашений, предусматривающих порядок их взаимодействия при предоставлении в соответствии с пунктом 1 настоящего распоряжения военнослужащим, лицам, проходящим (проходившим) службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, и членам их семей земельных участков.

Как усматривается из материалов дела, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирован по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается паспортом гражданина Российской Федерации (л.д.5).

ФИО1 проходит военную службу в войсковой части 6915 войск национальной гвардии Российской Федерации <адрес> Республики Крым с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, что подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ, выданной врио начальника штаба (л.д.9).

ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проходит военную службу по контракту в войсковой части 6915 войск национальной гвардии Российской Федерации <адрес> Республики Крым с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, принимал участие в специальной военной операции на территории Украины, что подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ, выданной командиром войсковой части 6915 (л.д.8).

ФИО1 признан нуждающимся в служебном помещении с составом семьи 1 человек с ДД.ММ.ГГГГ на основании решения (протокола) жилищной комиссии войсковой части 6915 от ДД.ММ.ГГГГ. Проживал, в модульном здании казарменного типа на территории войсковой части 6915 по адресу: <адрес> слободка, <адрес>, до ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается справками от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, выданными командиром войсковой части 6915 (л.д.7, 62).

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в Администрацию <адрес> Республики Крым с заявлением о включении в реестр учета отдельных категорий граждан и предоставлений им земельных участков на территории Республики Крым, как лицу принимавшему участие в специальной военной операции (л.д.26).

ДД.ММ.ГГГГ Департаментом архитектуры, имущественных и земельных отношений Администрации <адрес> Республики Крым ФИО1 предоставлен ответ, согласно которому принять документы для включения в реестр учета отдельных категорий граждан и предоставления им земельных участков на территории Республики Крым не представляется возможным, поскольку согласно паспорту гражданина Российской Федерации ФИО1 А.А. зарегистрирован по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, что не соответствует условиям Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ -ЗРК/2015 (л.д.31).

Абзацем вторым статьи 2 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее – Закон ) определено, что регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации - государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Абзацем 8 статьи 2 Закона определено, что местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона , граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов (пункт 2 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В пункте 12 раздела IV Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации (2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ разъяснено, что из содержания статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 2 и 3 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации» следует, что регистрация не совпадает с понятием «место жительства» и сама по себе не может служить условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ -П указал на то, что сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и согласно части второй статьи 3 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.

В ходе рассмотрения настоящего дела судом установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проходит военную службу в войсковой части 6915 войск национальной гвардии Российской Федерации <адрес> Республики Крым, являлся участником специальной военной операции на территории Украины, постоянно проживает на территории Республики Крым, начиная с 2020 года и по настоящее время, в том числе по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

Сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и согласно части второй статьи 3 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации», не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Кроме того, в соответствии с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ -П, регистрация является способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства, который не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, по смыслу приведенных норм, отсутствие постоянной регистрации у ФИО1 по месту жительства в <адрес> Республики Крым, не влечет за собой невозможность принятия документов по включению его в реестр учета отдельных категорий граждан для предоставления земельных участков на территории Республики Крым, в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 4 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ -ЗРК «О предоставлении земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений».

Принимая во внимание, что факт постоянного проживания истца на территории муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым, с 2020 года и по настоящее время, в том числе по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, нашел свое подтверждении при рассмотрении гражданского дела и подтвержден документально, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований ФИО1 об установлении факта постоянного проживания на территории муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым.

При этом суд, учитывая положения Конституции Российской Федерации, закрепленные в статьях 10 и 118, в соответствии с которыми суд при вынесении решения не вправе подменять органы государственной власти или местного самоуправления и принимать конкретные решения по вопросу, не относящемуся к компетенции суда, полагает, что в части требований о возложении на ответчика обязанности включить истца в список очередности граждан на получение бесплатно в собственность земельных участков, в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 4 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ -ЗРК «О предоставлении земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений» следует отказать.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд –

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ФИО1 к Администрации <адрес> Республики Крым, третье лицо: Департамент архитектуры, имущественных и земельных отношений Администрации <адрес> Республики Крым, об установлении факта постоянного проживания, возложении обязанности совершить определенные действия – удовлетворить частично.

Установить факт постоянного проживания ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения на территории муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО1 – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Крым через Керченский городской суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья                                А.А. Киселевич

Мотивированное решение изготовлено 10 августа 2023 года.

Судья                                А.А. Киселевич

2-1902/2023 ~ М-1621/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Дроздик Александр Александрович
Ответчики
Администрация города Керчи Республики Крым
Другие
Департамент архитектуры, имущественных и земельных отношений Администрации г.Керчи РК
Суд
Керченский городской суд Республики Крым
Судья
Киселевич Александр Александрович
Дело на странице суда
kerch--krm.sudrf.ru
09.06.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.06.2023Передача материалов судье
13.06.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.06.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.06.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
18.07.2023Предварительное судебное заседание
04.08.2023Судебное заседание
09.08.2023Судебное заседание
10.08.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.05.2024Дело оформлено
27.05.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее