78RS0004-01-2021-000350-71
Дело № 2-28/2022 19.05.2022г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Зеленогорский районный суд города Санкт-Петербурга в составе председательствующего судьи Заведеевой И.Л.
при помощнике Пономаревой А.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2, ФИО3 к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга о признании незаконным отказа от 24.03.2021 № в заключении соглашения
о перераспределении земельных участков; обязании издать распоряжение об утверждении земельного участка на кадастровом плане территории; обязании принять денежные средства в счет погашения стоимости перераспределения земель, принадлежащих Санкт-Петербургу; признании права собственности на земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2, ФИО3 после неоднократных уточнений исковых требований в порядке ст.39 ГПК РФ обратились в суд с иском к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга о признании незаконным отказа от ДД.ММ.ГГГГ № в заключении соглашения
о перераспределении земельных участков; обязании издать распоряжение об утверждении земельного участка на кадастровом плане территории; обязании принять денежные средства от них в размере 2 853 364 рубля в счет погашения стоимости перераспределения земель, принадлежащих Санкт-Петербургу, в размере 1 200 кв.м.; признании права собственности на земельный участок в равных долях на кадастровом квартале 78:38:0022503 согласно поворотным точкам межевого плана.
В обоснование заявленных требований истцы указывают, что ФИО2 (житель блокадного Ленинграда) и ФИО3 (сын) на праве общей долевой собственности (доля в праве-1/2) являются владельцами земельного участка площадью 600 кв.м. с кадастровым номером 78:38:0022503:3050, расположенного по адресу: Санкт-Петербург <адрес>.
В связи с планировкой размещения строений на земельном участке в августе 2020г. им стало известно о противопожарных требованиях к материалам строящихся зданий на земельных участках в кварталах со сложившейся застройкой.
Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга отказал истцам в удовлетворении их заявления о перераспределении смежных земельных участков, принадлежащих истцам и ответчику (№ от 24.03.2021г.).
Согласно ответа Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга от 24.03.2021г. истцам отказано в удовлетворении требований в связи с тем, что из площади запрашиваемых для перераспределения земель может быть образован самостоятельный участок без нарушения требований ст.11.9 ЗК РФ, который может быть реализован собственником на общих основаниях.
С данным отказом истцы не согласны, считают его необоснованным.
В связи со сложившейся застройкой соседних земельных участков на земельном участке, принадлежащем истцам, нет возможности возвести капитальное строение из древесных материалов с соблюдением норм противопожарной безопасности.
На части участка, выходящей к красной линии <адрес> литер Б, отсутствует возможность установки газового оборудования по причине ширины прохода 3м., в то время как для установки газового оборудования необходима ширина лицевой части более 4м. Использование въездной части участка, принадлежащего истцам, должно быть ограничено только размещением газового оборудования, следовательно, проход к капитальному строению на участке будет невозможен. Испрашиваемый у уполномоченного органа участок имеет неправильную форму, и, по мнению истцов, не соответствует требованиям п.6 ст.11.9 ЗК РФ.
По мнению истцов, образование ответчиком самостоятельного земельного участка в размере 1 200 кв.м. для его реализации на общих основаниях (на торгах) приведет к нарушению их прав, связанных с возможностью размещения капитального строения на участке и его рациональном использовании.
Как указывают истцы, они относятся к категории граждан, имеющих право на приобретение земельного участка за плату с коэффициентом 0,5. Следовательно, стоимость испрашиваемого у ответчика при перераспределении земельного участка равна 2 853 364 рубля и обязательна к оплате истцовой стороной в пользу ответчика при удовлетворении заявленных требований о признании права собственности за истцами на земельный участок в кадастровом квартале 78:38:0022503.
Истец ФИО2 в судебное заседание не явилась, о дне, времени и месте слушания дела надлежащим образом извещена, доверила представлять свои интересы в суде представителю.
Представитель истца ФИО2, действующий по доверенности, в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте слушания дела, надлежащим образом извещен, сведений об уважительности причин отсутствия не представил, не ходатайствовал об отложении слушания дела, в связи с чем суд признает причины его отсутствия неуважительными и считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие согласно ст.167 п.3 ГПК РФ.
Истец ФИО3 в судебное заседание явился, настаивал на удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Ответчик Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга в судебное заседание явился, представил отзыв на иск и дополнение к нему, против удовлетворения исковых требований возражал.
Третье лицо Управление Росреестра по Санкт-Петербургу в судебное заседание не явилось, о дне, времени и месте слушания дела надлежащим образом извещено.
Суд, изучив материалы дела, выслушав объяснения сторон, проанализировав в совокупности все собранные по делу доказательства, приходит к следующему.
Материалами дела доказано, что ФИО2 и ФИО3 на праве общей долевой собственности (доля в праве-1/2) принадлежит земельный участок площадью 600 кв.м. с кадастровым номером 78:38:0022503:3050, расположенный по адресу: Санкт-Петербург <адрес> (л.д.17-18).
Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга (далее-Комитет), рассмотрев заявление истцов о заключении соглашения о перераспределении земель, находящихся в государственной собственности, и земельного участка с кадастровым номером 78:38:0022503:3050 площадью 600 кв.м. по адресу: Санкт-Петербург <адрес>, находящегося в общей долевой собственности, сообщил об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков по основаниям, изложенным в п.п.9 п.9 ст.39.29 ЗК РФ. Перераспределение земельного участка с кадастровым номером 78:38:0022503:3050 невозможно, т.к. образование земельного участка предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных ст.11.9 ЗК РФ (л.д.13).
С данным отказом истцы не согласны, считают его необоснованным.
Вместе с тем, истцами не предоставлены доказательства: нарушения их прав действиями (бездействиями) Комитета; несоответствия действий (бездействий) Комитета действующему законодательству.
Так, в соответствии с ч.1 ст. 11.2 ЗК РФ
земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также
из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно п.10 ст. 39.29 ЗК РФ решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным
и содержать указание на все основания отказа.
В соответствии с п.п. 9 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии такого основания как - образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных ст.11.9 ЗК РФ настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с п.п. 1 и 4 п. 1 ст. 39.28 настоящего Кодекса;
Данный вывод согласуется с правовой позицией, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в определении от ДД.ММ.ГГГГ №-О, согласно которой положения подпункта 9 пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ ограничивают возможность предоставления в порядке перераспределения земельных участков, относящихся к публичной собственности, если из них могут быть сформированы самостоятельные земельные участки, то есть земельные участки, права на которые граждане и юридические лица могут приобрести в общем порядке.
В этой связи юридически значимым обстоятельством является наличие возможности сформировать самостоятельный земельный участок с любым видом разрешенного использования, установленным Правилами землепользования и застройки для территориальной зоны, в которой расположен испрашиваемый земельный участок. Если это возможно, права на такой участок подлежат приобретению в общем порядке с соблюдением публичных процедур, установленных ЗК РФ, а не в порядке перераспределения земель.
Соответственно, при предоставлении государственного имущества приобретатели должны находиться в равных условиях. Действующим законодательством запрещаются действия, которые могут привести к нарушению равенства хозяйствующих субъектов и граждан при получении государственного имущества.
Следовательно, в случае предоставления Комитетом испрашиваемого земельного участка истцу путем перераспределения земельных участков истец получит необоснованную привилегию в приобретении данного земельного участка.
В соответствии со ст.1 ГрК РФ территориальные зоны-это зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Правила землепользования и застройки (далее – ПЗЗ) утверждены постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21.06.2016г. № «О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга».
Информация
о территориальных зонах, установленных ПЗЗ, имеется в региональной информационной системе Санкт-Петербурга «Геоинформационная система Санкт-Петербурга» (далее – РГИС).
Согласно сведениям РГИС спорный земельный участок площадью 1200 кв.м.,
на который претендуют истцы, расположен в зоне Т1Ж2-2 – «жилая зона индивидуально стоящих жилых домов с участками не менее 1200 кв.м. с включением объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, связанных с проживанием граждан, а также объектов инженерной инфраструктуры».
Градостроительным регламентом территориальной зоны Т1Ж2-2 в п. 2.3.7.1 ПЗЗ определена минимальная площадь земельного участка.
Для индивидуального жилищного строительства минимальный размер составляет 1200 кв. м.
Учитывая, что истцы обращались в Комитет за заключением соглашения
о перераспределении земель, находящихся в государственной собственности (1200 кв.м.), и земельного участка с кадастровым номером 78:38:0022503:3050, находящегося в собственности истцов (площадью 600 кв.м.), у Комитета в силу положений п.п. 9 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ отсутствовали основания для заключения соглашения о перераспределении земельных участков.
Таким образом, истцы путем перераспределения земельных участков фактически преследует цель получения земли, осуществляя действия, направленные на обход закона (ч. 1 ст. 10 ГК РФ), минуя при этом публичную процедуру предоставления земельного участка с торгов.
Принимая во внимание вышеизложенные доводы, отказ Комитета
в перераспределении земельных участков является законным, принят в строгом соответствии с действующими нормативными правовыми актами, регулирующими возникшие правоотношения.
В Санкт-Петербурге размер платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга, земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (далее – плата), устанавливается в соответствии со ст. 1 Закона Санкт-Петербурга от 11.11.2015г. № «О мерах по реализации Федерального закона от 23.06.2014г. № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Размер платы рассчитывается как произведение стоимости 1 кв.м. испрашиваемого к перераспределению земельного участка (отношение кадастровой стоимости такого земельного участка к его площади) и величины площади, на которую увеличивается такой земельный участок.
Однако, для земельных участков, предназначенных для размещения индивидуального жилого дома, дачного дома или ведения садоводства, вводится корректирующий коэффициент в размере, равном 0,5 (т.е. 50% от вышеуказанного расчета платы).
Начальная цена предмета аукциона по продаже земельного участка устанавливается в размере 100% кадастровой стоимости такого земельного участка, а начальная цена предмета аукциона на право заключения договора аренды земельного участка устанавливается в размере ежегодной арендной платы, определенной по результатам рыночной оценки в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Таким образом, отчуждение Комитетом испрашиваемых земель путем перераспределения приведет к нарушению равенства хозяйствующих субъектов и граждан при получении государственного имущества, а также к существенному снижению суммы поступлений в бюджет Санкт-Петербурга.
Истцы просят суд обязать Комитет:
1. издать распоряжение об утверждении земельного участка на кадастровом плане территории,
2. принять денежные средства в размере 2 853 364 руб. в счет погашения стоимости перераспределенных земельных участков площадью 1200 кв.м.
При этом, суд может обязать государственный орган совершить определенные действия только в случае признания акта государственного органа недействительным, его решений действий (бездействия) незаконными, если заявитель докажет, что они не соответствуют закону и нарушают его права и законные интересы или препятствуют осуществлению гражданином его прав и свобод.
Для обязания государственного органа совершить определенные действия необходимо в первоочередном порядке признать в его действиях (бездействиях) состав нарушения противоречащего действующему законодательству.
Таким образом, без признания незаконным решения, действия (бездействия) государственного органа, обязании его совершить определенные действия при наличии административно-публичных правоотношений не представляется возможным.
Вместе с тем, оспариваемый истцами отказ является законным и обоснованным, соответственно, отсутствуют основания для обязания Комитета совершить определенные действия.
Кроме того, у Комитета отсутствуют основания для принятия денежных средств в размере 2 853 364 руб. без заключения соответствующего соглашения
о перераспределении земельных участков.
Статьей 39.29 ЗК РФ установлен порядок заключения соглашения
о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности.
Так, п. 8 ст. 39.29 ЗК РФ установлено, что установлено, что уполномоченный орган по результатам рассмотрения заявления о перераспределении земельных участков совершает одно из следующих действий:
1. принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю;
2. направляет заявителю согласие на заключение соглашения
о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории (применим в случае, если утвержден проект межевания территории и отсутствуют основания для утверждения схемы земельного участка);
3. принимает решение об отказе в заключении соглашения
о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи.
Лицо, по заявлению которого принято решение об утверждении схемы расположения земельного участка или которому направлено согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, обеспечивает выполнение кадастровых работ в целях государственного кадастрового учета земельных участков, которые образуются в результате перераспределения, и обращается с заявлением о государственном кадастровом учете таких земельных участков.
После постановки на кадастровый учет земельного участка, образуемого
в результате перераспределения, уполномоченный орган направляет подписанные экземпляры проекта соглашения о перераспределении земельных участков заявителю для подписания. Заявитель обязан подписать это соглашение не позднее чем в течение тридцати дней со дня его получения.
Соответственно, основанием для перечисления денежных средств будет являться заключение между сторонами соглашения о перераспределении земельных участков.
В отсутствие заключенного соглашения принятие от истцов денежных средств в данном случае будет являться неосновательным обогащением со стороны Комитета.
При этом, требование о заключении с истцами соглашения о перераспределении земельных участков в настоящем споре не заявлено.
Суд не вправе подменять деятельность органов законодательной, исполнительной власти, так как иное означало бы нарушение закрепленных Конституцией Российской Федерации принципов разделения властей, самостоятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также прерогатив органов государственной власти субъектов Российской Федерации и судов общей юрисдикции (статьи 10, 11, 118 Конституции РФ).
Принятие решения об утверждении схемы относится к компетенции Комитета как органа исполнительной власти. В свою очередь, в случае, если суд по итогам рассмотрения дела придет к выводу о несоответствии действий Комитета требованиям действующего законодательства, то он должен обязать Комитет повторно рассмотреть заявление истца, не предрешая при этом результат соответствующего рассмотрения.
По смыслу ст. 12 ГК РФ такой способ защиты как признание права может быть использован в том случае, если право истцов, признания которого они требуют, уже возникло.
При этом, в обоснование своих заявленных требований истцы не ссылаются
на правовые нормы, в соответствии с которыми, по их мнению, у них возникло право собственности на земельный участок в силу закона.
Из изложенного следует, что право собственности истцов не может быть признано, поскольку не могло возникнуть в силу закона.
Кроме того, истцы заявляют взаимоисключающие требования: признание права собственности на земельный участок (что предполагает безвозмездное предоставление участка) и обязании Комитет принять денежные средства.
Истцы просят суд признать право собственности на несформированный земельный участок, однако, объектом гражданского оборота может быть только индивидуально-определенная вещь.
Земельный участок становится индивидуально-определенной вещью с момента проведения его государственного кадастрового учета, который, согласно статье 1 Федерального закона от 24.07.2007г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», определяется как действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Поскольку не сформированный и не прошедший кадастровый учет земельный участок не является индивидуально-определенной вещью и не может быть вовлечен в гражданский оборот, следовательно, в его отношении невозможно заключение гражданско-правовых сделок, а также признание/прекращение прав, в связи с чем, требования в отношении него не подлежат удовлетворению.
Согласно ст. 67 ч. 1 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии со ст.ст. 12,56,57 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности сторон; каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений; доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
На основании изложенного, исковые требования ФИО2, ФИО3 к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга о признании незаконным отказа от ДД.ММ.ГГГГ № в заключении соглашения о перераспределении земельных участков; обязании издать распоряжение об утверждении земельного участка на кадастровом плане территории; обязании принять денежные средства в счет погашения стоимости перераспределения земель, принадлежащих Санкт-Петербургу; признании права собственности на земельный участок удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 12, 56, 57, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В иске ФИО2, ФИО3 к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга о признании незаконным отказа от ДД.ММ.ГГГГ № в заключении соглашения
о перераспределении земельных участков; обязании издать распоряжение об утверждении земельного участка на кадастровом плане территории; обязании принять денежные средства в счет погашения стоимости перераспределения земель, принадлежащих Санкт-Петербургу; признании права собственности на земельный участок отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Санкт-Петербургский городской суд в течение одного месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Судья
В порядке ст. 199 ГПК РФ решение изготовлено 04.07.2022г.
Судья