Судебный акт #1 (Решение) по делу № 21-324/2022 от 05.03.2022

Судья Никулина Л.Н.

Дело № 7-595/2022 (12-2-2/2022)

УИД 59RS0013-01-2021-000643-63

Р Е Ш Е Н И Е

г. Пермь 07 апреля 2022 г.

Судья Пермского краевого суда Синицына Т.А., рассмотрев жалобу Толстова Тараса Викторовича на решение судьи Большесосновского районного суда Пермского края от 01 февраля 2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении заявителя жалобы

у с т а н о в и л:

постановлением и.о. начальника отдела государственного лесного надзора управления охраны, защиты и надзора в лесах Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края № 02-05/80-21 от 12 августа 2021 г. индивидуальный предприниматель Толстов Т.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Решением судьи Большесосновского районного суда Пермского края от 01 февраля 2022 г., вынесенным по результатам рассмотрения жалобы Толстова Т.В., указанное постановление оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Пермский краевой суд, Толстов Т.В. просит решение судьи районного суда отменить, ссылаясь на нарушение материальных и процессуальных норм. Приводит доводы о недопустимости доказательств, представленных в материалы дела, на момент привлечения к административной ответственности он не являлся индивидуальным предпринимателем, кроме того, он не является субъектом вменяемого правонарушения, указывает на истечение срока давности.

В судебном заседании в краевом суде Толстов Т.В., извещенный надлежаще, участие не принимал.

Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, материалы дела по жалобе, отказной материал № 181/2373 КУСП, судья краевого суда приходит к следующему.

В силу части 8 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции по состоянию на момент обнаружения административного правонарушения) граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Пунктом 4 Правил заготовки древесины и особенности заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом Минприроды России от 13 сентября 2016 г. № 474 (действовавших на момент обнаружения административного правонарушения, далее - Правила от 13 сентября 2016 г. № 474), определено, что заготовка древесины осуществляется в соответствии с указанными Правилами, лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка, а также проектом освоения лесов и лесной декларацией (за исключением случаев заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений или указанного в части 5 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации контракта).

Из разъяснений, сформулированных в пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 октября 2012 г. № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования», следует, что незаконной является рубка лесных насаждений с нарушением требований законодательства, например рубка лесных насаждений без оформления необходимых документов (в частности, договора аренды, решения о предоставлении лесного участка, проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы, договора купли-продажи лесных насаждений, государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов), либо в объеме, превышающем разрешенный, либо с нарушением породного или возрастного состава, либо за пределами лесосеки.

Согласно части 1 статьи 99 Лесного кодекса Российской Федерации лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 8.28 КоАП РФ незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Из материалов дела следует, что 17 декабря 2008 г. между Агентством по природопользованию Пермского края (в дальнейшем Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края) и ИП Толстовым Т.В. заключен договор аренды лесного участка **, согласно которому ИП Толстову Т.В. для заготовки древесины предоставлен в аренду лесной участок площадью 829 га с местоположением: ****; срок действия договора с 17 декабря 2008 г. до 10 декабря 2024 г. Договор аренды лесного участка от 17 декабря 2008 г. №** расторгнут решением Арбитражного суда Пермского края от 08сентября 2020 г. № А50-13471/2020, вступившим в законную силу 11 декабря 2020 г.

Согласно лесной декларации № 0183/1 от 05 марта 2019 г. с приложением №1 в период с 06 марта 2019 г. по 05 марта 2020 г. ИП Толстов Т.В. осуществлял заготовку древесины способом сплошных рубок на делянке ** в выделе ** квартала ** Большесосновского участкового лесничества Очерского лесничества (площадь лесосеки 3,8 га, хозяйство хвойное, вырубаемая порода «ель» 270 м3, «пихта» 165 кбм, «береза» 54 м3, «липа» 58 м3, всего 547 м3).

В соответствии с расчетом кубомассы вырубленной древесины по итогам перечета 29 октября 2020 г., фактический объем изъятой древесины на делянке 1 в выделе 8 квартала 54 Большесосновского участкового лесничества Очерского лесничества составил по породе «ель» 513,77 м3, по породе «пихта» 27,15 м3, по породе «липа» 189,22 м3, по породе «осина» 5,2 м3.

09 ноября 2020 г. и.о. лесничего Большесосновского участкового лесничества Очерского лесничества Б1. составлен акт о лесонарушении № 16, согласно которому на делянке ** в выделе ** квартала ** Большесосновского участкового лесничества Очерского лесничества обнаружена незаконная рубка лесных насаждений породы «ель», «осина», «липа» в объеме, превышающем разрешенный по породам «ель», «липа», а деревья породы «осина» в рубку не декларировались.

Выявленные нарушения послужили основанием для составления в отношении Толстова Т.В. как индивидуального предпринимателя протокола об административном правонарушении по части 1 статьи 8.28 КоАП РФ и привлечения его к административной ответственности.

Отказывая в удовлетворении жалобы, судья районного суда правомерно исходил из того, что факт незаконной вырубки лесных насаждений зафиксирован в установленном порядке и установлен при производстве по делу об административном правонарушении.

Действия Толстова Т.В. как индивидуального предпринимателя по части 1 статьи 8.28 КоАП РФ квалифицированы верно.

Совокупность установленных фактических и правовых оснований позволили должностному лицу административного органа и судье прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.

Вина Толстова Т.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.28 КоАП РФ, подтверждается представленными по делу доказательствами, в том числе, протоколом об административном правонарушении; договором аренды лесного участка от 17 декабря 2008 г. **; лесной декларацией № 0183/1 от 05 марта 2019 г.; актом о лесонарушении № 16 от 09 ноября 2020 г.; расчетом ущерба за незаконную рубку в лесах Большесосновского участкового лесничества, урочище гос. «Большесосновский», квартал **, выдел **, делянка **; расчетом ликвидной кубомассы вырубленной древесины (по итогам перечета 29 октября 2020 г.), протоколом осмотра места происшествия от 29 октября 2020 г., составленным оперуполномоченным ОП (дислокация с. Большая Соснова) МО МВД России «Очерский» С. с участием и.о. лесничего Б1., УУП и ПДН Ч., актом приема-передачи лесного участка от 02 ноября 2020 г. подписанного представителем Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края, ИП Толстовым Т.В. и заместителем руководителя, директором Очерского лесничества ГКУ «Управление лесничествами Пермского края», в котором имеется указание на то, что в период использования лесного участка для заготовки древесины выявлены нарушения лесного законодательства (вопреки доводам заявителя), и другими имеющимися в деле доказательствами.

Представленные в материалы дела доказательства соответствуют требованиям КоАП РФ, содержат сведения об обстоятельствах произошедшего, соответствует признакам относимости и допустимости доказательств, а потому обоснованно положены в основу вывода должностного лица о виновности Толстова Т.В. Сведения, содержащиеся в данных документах объективно подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств.

Как следует из расчета представленного расчета ликвидной кубомассы вырубленной древесины, при расчете объема вырубленной древесины учитывался объем деревьев по количеству пней по породе «ель» - 425, «пихта» - 78, «липа» - 459, «осина» - 3, что соответствует протоколу осмотра от 29 октября 2020 г., в котором указано, что при производстве сплошного пересчета пней деревьев на лесной делянке осмотрено 425 единиц породы ель, 78 единиц породы пихта, 459 единиц породы липа, 3 единицы породы осина, а также приведены сведения об их диаметре.

То обстоятельство, что при осмотре 29 октября 2020 г. не выявлено нарушений границ разрабатываемой лесной делянки, завизирной рубки, на квалификацию вмененного административного правонарушения не влияет, поскольку заявитель жалобы привлечен к административной ответственности за незаконную рубку, выразившуюся в превышении задекларированного объема древесины породы «ель», «пихта», «липа», не задекларированные в рубку деревья породы «осина».

Часть 4 статьи 29 Лесного Кодекса Российской Федерации запрещает заготовку древесины в объеме, превышающем расчетную лесосеку (допустимый объем изъятия древесины).

Согласно пункту 9 Правил, заготовка древесины осуществляется в пределах расчетной лесосеки лесничества, лесопарка по видам целевого назначения лесов, хозяйствам и преобладающим породам.

Исходя из пункта 4 Правил, заготовка древесины осуществляется в соответствии с настоящими Правилами, лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка, а также проектом освоения лесов и лесной декларацией.

Таким образом, рубка лесных насаждений с объемом вырубленной древесины по породам, превышающим задекларированный, является незаконной, так как у ИП Толстова Т.В. фактически отсутствовали законные основания для вырубки деревьев определенной породы в количестве большем, чем заявлено в лесной декларации.

При этом следует отметить, что ИП Толстов Т.В., осуществляя сплошную рубку спелых и перестойных лесных насаждений (согласно приложению к лесной декларации), как арендатор лесного участка несет ответственность по охране, отводу в рубку, таксации лесосек и контролю за осуществлением работ на отведенных в рубку лесных участков. Незаконной признается рубка лесных насаждений, в том числе с нарушением объема заготовки. Для квалификации действий по части 1 статьи 8.28 КоАП РФ является достаточным то обстоятельство, что на арендуемой лесосеке выявлен факт рубки деревьев породы «ель», «липа» в большем объеме, чем запланировано в лесной декларации, а деревья породы «осина» в рубку не декларировались.

В соответствии частью 3 статьи 17 Лесного кодекса Российской Федерации сплошными рубками признаются рубки, при которых на соответствующих землях или земельных участках вырубаются лесные насаждения с сохранением для воспроизводства лесов отдельных деревьев и кустарников или групп деревьев и кустарников.

Данная норма закона не содержит положений, позволяющих, по мнению заявителя, вырубать все лесные насаждения без исключения с оставлением лишь подроста на отведенном участке. Рубка лесных насаждений, осуществляется лицом, использующим лесной участок в целях заготовки древесины в соответствии с лесной декларацией. При заготовке древесины в форме сплошных рубок ИП Толстов Т.В. обязан был руководствоваться лесной декларацией № 0183/1 от 05 марта 2019 г. с учетом объемов, установленных в приложении №1.

Доводы жалобы о том, что заготовка древесины в размере, превышающем заявленный в лесной декларации размер, но в границах отвода и с соблюдением установленных сроков, не является превышением разрешенного объема заготовки, со ссылкой на письмо Федерального агентства лесного хозяйства от 10 февраля 2021 г. № ИС-02-47/2332, не влекут отмену вынесенных по делу актов, поскольку основаны на ошибочном толковании заявителем норм права, подлежащих применению по данному делу.

Относительно доводов о том, что фактически рубка осуществлялась Б2., которому ИП Толстов Т.В. передал права арендатора лесного участка на основании договора переуступки от 07 ноября 2018 г., то они не могут быть приняты во внимание, поскольку договором аренды лесного участка от 17 декабря 2008 г. ** предусмотрена возможность передачи прав и обязанностей по настоящему договору другим лицам только с согласия арендодателя (п. 18.4 договора). Решением Арбитражного суда Пермского края от 08 сентября 2020 г. № А50-13471/2020 с ИП Толстова Т.В. в пользу Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края взыскана задолженность по данному договору за период с мая 2018 года по март 2020 года, указанный договор расторгнут. В названном решении также содержится вывод о том, что переуступка права аренды лесного участка Б2. была произведена Толстовым Т.В. в нарушение п. 18.4 договора аренды. Законность и обоснованность указанного решения подтверждена постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11 декабря 2020 г. № 17АП-13195/2020-ГК.

Подача лесной декларации № 0183/1 от 05 марта 2019 г. Б2. не ставит под сомнение законность и обоснованность выводов должностного лица и судьи районного суда о наличии в действиях Толстова Т.В. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.28 КоАП РФ, поскольку декларация подана Б2. от имени ИП Толстова Т.В. на основании доверенности от 11 февраля 2019 г. Данному обстоятельству судьей районного суда дана надлежащая оценка.

Кроме того, указанные решение Арбитражного суда Пермского края, постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда, акт приема-передачи лесного участка 02 ноября 2020 г., подписанный Толстовым Т.П., свидетельствуют о том, что лесопользователем в отношении делянки ** выдела ** в квартале ** Большесосновского участкового лесничества Очерского лесничества являлся именно ИП Толстов Т.В., которому следовало принимать все меры, препятствующие осуществлению противоправной вырубки лесных насаждений на арендованном им лесном участке, а также осуществлять контроль за действиями лиц, производящими рубку на задекларированном лесном участке.

В данном случае Толстов Т.В. не представил доказательств невозможности выполнения требований действующего законодательства при осуществлении рубки, а также доказательств принятия достаточных и своевременных мер, направленных на соблюдение действующих норм и правил в области лесного законодательства.

С доводами жалобы об истечении срока давности привлечения к административной ответственности согласиться нельзя.

По своему характеру допущенное правонарушение является длящимся, что не противоречит позиции Верховного Суда Российской Федерации, неоднократно изложенной в судебных актах (например, постановления от 02.08.2021 № 4-АД21-17-К1, от 18.01.2019 № 44-АД18-23).

Согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 данной статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Согласно правовой позиции, выраженной в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. Днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.

В данном случае вопреки доводам жалобы незаконная рубка, выразившаяся в превышении разрешенного объема вырубленной древесины породы «ель», «липа», а также в вырубке незадекларированных деревьев породы «осина», выявлена не в ходе осмотра места рубки в соответствии с графиком осмотра лесосек, а в ходе проведенных позднее контрольных мероприятий, в том числе по результатам сплошного перечета пней 29 октября 2020 г.

Не принимается довод Толстова Т.В. о подведомственности рассмотрения его жалобы арбитражному суду, поскольку объективную сторону правонарушения, предусмотренного статьей 8.28 КоАП РФ, образует нарушение правил, регулирующих общественные отношения по поводу охраны окружающей среды и природопользования. Выполнение лицом требований в области охраны окружающей среды и природопользования не может расцениваться как предпринимательская или иная экономическая деятельность. Наличие у субъекта ответственности статуса юридического лица, осуществление им предпринимательской деятельности сами по себе не дают оснований для безусловного отнесения дела с его участием к подведомственности арбитражного суда.

Доводы о том, что 20 июля 2020 г. Толстов Т.В. прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя не влечет назначение ему административного наказания как гражданину, поскольку правонарушение совершено им в рамках осуществления предпринимательской деятельности, в рамках действия договора аренды лесного участка, заключенного Толстовым Т.В. как индивидуальным предпринимателем. Кроме того, согласно лесной декларации от 05 марта 2019 г. № 0183/1 период лесозаготовительных работ на делянке ** в выделе ** квартала ** Большесосновского участкового лесничества Очерского лесничества установлен с 06 марта 2019 г. по 05 марта 2020 г., то есть в период, когда Толстов Т.В. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя.

Имеющиеся в деле доказательства, получены с соблюдением процессуальных требований и обоснованно признаны должностным лицом и судьей районного суда достоверными, относительно обстоятельств правонарушения. Из представленных материалов не усматривается наличие каких-либо противоречий и неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода судьи о доказанности вины Толстова Т.В. в совершении вменяемого ему административного правонарушения. Совершенное Толстовым Т.В. административное правонарушение квалифицировано в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями КоАП РФ. Вывод должностного лица и судьи районного суда о наличии в действиях ИП Толстова Т.В. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.28 КоАП РФ, является правильным и не противоречит фактическим обстоятельствам дела.

Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом норм Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и законодательства, подлежащих применению в деле, основанием для отмены или изменения обжалуемых актов не является.

Административное наказание Толстову Т.В. назначено в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 8.28 КоАП РФ для должностных лиц, к которым согласно примечанию к статье 2.4 КоАП РФ, отнесены лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, отвечает принципам соразмерности и справедливости.

Доводы жалобы отмену оспариваемых актов не влекут, поскольку не свидетельствуют об отсутствии в действиях Толстова Т.В. состава вменяемого административного правонарушения и недоказанности его вины.

Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении в отношении Толстова Т.В. допущено не было.

Постановление о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.28 КоАП РФ, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

При указанных обстоятельствах оснований для отмены постановления должностного лица, решения судьи и удовлетворения жалобы не имеется.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья краевого суда

р е ш и л:

постановление и.о. начальника отдела государственного лесного надзора управления охраны, защиты и надзора в лесах Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края № 02-05/80-21 от 12 августа 2021 г., решение судьи Большесосновского районного суда Пермского края от 01 февраля 2022 г. оставить без изменения, жалобу Толстова Тараса Викторовича - без удовлетворения.

Судья - (подпись)

21-324/2022

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено решение по существу
Ответчики
Толстов Тарас Викторович
Другие
Чмыхун Татьяна Александровна
Суд
Пермский краевой суд
Судья
Синицына Татьяна Анатольевна
Статьи

ст. 8.28 ч.1 КоАП РФ

Дело на странице суда
oblsud--perm.sudrf.ru
05.03.2022Материалы переданы в производство судье
07.04.2022Судебное заседание
08.04.2022Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
08.04.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.04.2022Дело оформлено
12.04.2022Дело передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее