Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-598/2020 от 04.08.2020

    -----

    Адм. дело № 12-598/2020

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

28 сентября 2020 года                                                                     г.Чебоксары

Судья Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики Фомина Н.Э., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу АО «Чебоксарский электроаппаратный завод» на постановление главного Государственного инспектора труда в Государственной инспекции труда Чувашской Республике от 20 марта 2020 года,

                        у с т а н о в и л :

Постановлением главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Чувашской Республике № от 20 марта 2020 года АО «Чебоксарский электроаппаратный завод» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 51 000 руб.

Не согласившись с данным постановлением, представитель АО «ЧЭАЗ» Новоженин Е.А. подал на него жалобу, в которой просит отменить постановление и производство по делу прекратить. В жалобе указав, что действующий Трудовой кодекс не содержит норм, устанавливающих порядок оценки уровня профессионального риска, это дает работодателю право производить оценку и управление рисками в том порядке, в каком это установлено в его локальных актах. Выводы административного органа о том, что Положение о системе управления охраной труда АО «ЧЭАЗ» (СТО 358-2017), утвержденное 24.08.2017 не соответствует нормам Типового положения о системе управления охраной труда, утвержденного Приказом Минтруда РФ от 19.08.106 № 438н, являются неверными, поскольку в п. 1 названного Положения указано на его рекомендательный, а не обязательный характер. В разделе 6.3 Положения о системе управления охраной труда АО «ЧЭАЗ» (СТО 358-2017), утвержденного 24.08.2017 установлен перечень опасностей и содержится описание всех необходимых мероприятий по процедуре управления профессиональными рисками и методов оценки профессиональных рисков (п.п. 6.3.1-6.3.5, 6.3.8-6.3.10); исходя из специфики своей деятельности, то есть, предприятием предусмотрена идентификация опасностей, уровни профессиональных рисков, методы оценки и методы управления этими рисками. Вменяемые заявителю нарушения не могли повлечь последствия, связанные с причинением вреда здоровью работников и носят формальный характер. Кроме того, с даты утверждения Положении о системе управления охраной труда АО «ЧЭАЗ» (СТО 358-2017) в обществе была проведена плановая проверка ГИТ в ЧР в 2018 году и 4 внеплановых проверки (с 15 октября 2018 по 12 ноября 2018, с 12 февраля 2019 по 22 февраля 2019, с 18 марта 2019 по 12 апреля 2019, с 24 октября 2019 по 21 ноября 2019, в ходе которых претензий к СТО 358-2017 не было выявлено. Учитывая, что п.п. 33,37,38 Типового положения не устанавливают нормативных требований к охране труда, то правонарушение вменяется обществу необоснованно.

Представитель АО «ЧЭАЗ» Кокшаров А.Ю., участвуя в судебном заседании, доводы жалобы поддержал в полном объеме.

    Представитель Государственной инспекции труда в Чувашской Республике в судебное заседание не явился.

    Выслушав явившихся участников процесса, изучив доводы жалобы, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, судья приходит к следующему.

    В соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Административная ответственность по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ наступает за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

     В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

    Статьей 26.1 КоАП РФ установлено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежат:

    1) наличие события административного правонарушения;

    2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;

    3) виновность лица в совершении административного правонарушения;

    4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;

    5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;

    6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;

    7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

    Согласно ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, основанием для привлечения общества к административной ответственности на основании части 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ послужили выявленные в ходе расследования тяжелого несчастного случая с ФИО1., ------ и указанные в акте формы 4 от 14 февраля 2020 года нарушения ст. 212 ТК РФ и п. 33, 37,38Типового Положения о системе управления охраной труда, утвержденного приказом Минтруда России от 19.08.2016 № 438н - в Положении о системе управления охраной труда АО «ЧЭАЗ» (СТО 358-2017), утвержденном 24.08.2017 в разделе 6.3 «процедура управления профессиональными рисками» отсутствует описание метода (методов) оценки уровня профессиональных рисков, определяющихся предприятием с учетом характера своей деятельности и сложности выполняемых операций.

Между тем, при описании события данного административного правонарушения, совершение которого вменено Обществу, административный орган, в нарушение положений пункта 4 части 1 статьи 29.10 КоАП РФ фактически ограничился указанием на нарушение п.п. 33, 37, 38 Типового положения о системе труда управления охраной труда, поскольку в Положении о системе управления охраной труда АО «ЧЭАЗ», утвержденного 24 августа 2017 года в разделе 6.3 «Процедура управления профессиональными рисками» отсутствует описание метода (методов) оценки уровня профессиональных рисков, определяющих предприятием с учетом характера своей деятельности и сложности выполняемых операций.

При этом в постановлении о назначении административного наказания от 20 марта 2020 года не указаны обстоятельства совершения административного правонарушения, не указано время и место его совершения.

Аналогичным образом обстоятельства совершения административного правонарушения, а также время и место его совершения не указаны и в протоколе об административном правонарушении.

Из части 1 статьи 28.2 КоАП РФ следует, что о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 данного Кодекса.

В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья указанного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.

Из протокола об административном правонарушении от 13 марта 2020 года следует, что он составлен и подписан начальником отдела по государственному надзору и контролю за соблюдением законодательства об охране труда в Чувашской Республике Юлиным А.В.

    В решении Верховного Суда Чувашской Республики от 28 июня 2020 года указано, что в судебном заседании суда апелляционной инстанции в качестве свидетеля допрошена Петрова М.В. - государственный инспектор труда (по охране труда) Государственной инспекции труда Чувашской Республики пояснившая, что протокол об административном правонарушении в отношении АО «ЧЭАЗ» был составлен 13 марта 2019 года в присутствии защитника Общества Олейниковой Н.Г. В указанном протоколе дату и время совершения административного правонарушения она не указала по невнимательности. Дата совершения правонарушения с 17 января по 14 февраля 2020 года. Защитник Общества Олейникова Н.Г. подтвердила, что протокол об административном правонарушении в отношении АО «ЧЭАЗ» был составлен 13 марта 2019 года инспектором Петровой М.В. в ее присутствии. Петрова М.В. ушла в другой кабинет, подписала его и вручила ей. В судебном заседании Петрова М.В. подтвердила данное обстоятельство, указав, что все материалы по данному делу готовила она, в том числе и протокол об административном правонарушении.

В судебном заседании было установлено, что протокол об административном правонарушении в отношении АО «ЧЭАЗ» 13 марта 2019 года был составлен Петровой М.В., однако подписан Юлиным А.В., не присутствовавшим при его составлении.

В соответствии с частью 3 статьи 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные названным Кодексом, о чем делается запись в протоколе.

Нарушением, влекущим невозможность использования доказательств, может быть признано, в частности, получение объяснений потерпевшего, свидетеля, лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, которым не были предварительно разъяснены их права и обязанности, предусмотренные частью 1 статьи 25.1, частью 2 статьи 25.2, частью 3 статьи 25.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьей 51 Конституции Российской Федерации.

Из подлинника протокола об административном правонарушении, имеющегося в материалах административного дела № 03-02-03, усматривается, что в соответствующей графе об ознакомлении с положениями статей 25.1, 25.5 КоАП РФ подпись защитника Общества Олейниковой Н.Г. отсутствует.

В нарушение требований действующего законодательства должностным лицом не были разъяснены положения статьи 51 Конституции РФ и статьи 25.1, 25.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

    Поскольку вышеуказанные нарушения не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение

Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение трудового законодательства составляет один год со дня совершения (обнаружения) административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 ч.1 п. 4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

РЕШИЛ :

    Постановление главного Государственного инспектора труда в Государственной инспекции труда Чувашской Республике от 20 марта 2020 года о привлечении АО «Чебоксарский электроаппаратный завод» к административной ответственности по ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ, отменить, а материалы дела возвратить на новое рассмотрение в Государственную инспекцию труда Чувашской Республики.

На решение может быть подана жалоба в Верховный Суд Чувашской Республики в течение 10 дней со дня его получения через Ленинский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики либо непосредственно в Верховный Суд Чувашской Республики.

Судья                                                                                                           Н.Э. Фомина

12-598/2020

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с возвращением на новое рассмотрение
Ответчики
АО "Чебоксарский электроаппаратный завод"
Суд
Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики
Судья
Фомина Наталья Эдуардовна
Статьи

ст. 5.27.1 ч.1 КоАП РФ

Дело на странице суда
leninsky--chv.sudrf.ru
05.08.2020Материалы переданы в производство судье
28.09.2020Судебное заседание
30.09.2020Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
06.10.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее