Гражданское дело № 2-831/2024
УИД 42RS0037-01-2024-000642-43
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Юргинский городской суд Кемеровской области
в с о с т а в е:
председательствующего судьи Королько Е.В.,
при секретаре судебного заседания Адаменко Н.А.,
с участием:
представителя истца – помощника прокурора Юргинской межрайонной прокуратуры Василенко Д.И.,
представителя ответчика МБОУ «Проскоковская СОШ» Самойловой Е.И.,
25 июля 2024 года
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Юрга Кемеровской области гражданское дело по исковому заявлению прокурора Юргинской межрайонной прокуратуры, поданному в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Проскоковская средняя общеобразовательная школа», администрации Юргинского муниципального округа о понуждении к проведению ремонта,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Юргинской межрайонной прокуратуры обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц с иском к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Проскоковская средняя общеобразовательная школа» (далее – МБОУ «Проскоковская СОШ»), администрации Юргинского муниципального округа о понуждении к проведению ремонта, указав следующее.
Юргинской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере образования, направленного на обеспечение безопасности учащихся, работников и иных лиц в образовательных организациях, в результате которой выявлены нарушения в деятельности муниципальных общеобразовательных организаций Юргинского муниципального округа.
В ходе проверки выявлено, что ряд зданий общеобразовательных организаций Юргинского муниципального округа требуют проведение капитального ремонта в связи с большим сроком эксплуатации зданий и износов существующих строительных конструкций и узлов.
Так, в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Проскоковская средняя образовательная школа» требуется проведение капитального ремонта кровли здания дошкольного отделения.
Пунктом 2 части 6 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрена обязанность образовательной организации осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества принят Федеральный закон от 30.12.2009г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Частью 2 статьи 5 Федерального закона № 384-ФЗ предусмотрено, что безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством соблюдения требований настоящего Федерального закона и требований стандартов и сводов правил, включенных в указанные в частях 1 и 7 статьи 6 настоящего Федерального закона перечни, или требований специальных технических условий.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2020г. № 985 утвержден перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
В утвержденный данным постановлением перечень включен «ГОСТ 31937-2011. Межгосударственный стандарт. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния. Пунктами 4.3 и 4.4. названного ГОСТа предусмотрено, что первое обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не позднее чем через два года после их ввода в эксплуатацию. В дальнейшем обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не реже одного раза в 10 лет и не реже одного раза в пять лет для зданий и сооружений или их отдельных элементов, работающих в неблагоприятных условиях (агрессивные среды, вибрации, повышенная влажность, сейсмичность района 7 баллов и более и др.). Для уникальных зданий и сооружений устанавливается постоянный режим мониторинга. Обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят также по истечении нормативных сроков эксплуатации зданий и сооружений; при обнаружении значительных дефектов, повреждений и деформаций в процессе технического обслуживания, осуществляемого собственником здания (сооружения).
В ходе проверки установлено, что техническое состояние зданий общеобразовательных организаций Юргинского муниципального округа, а именно МБОУ «Проскоковская СОШ», имеющих высокий процент износа строительных конструкций и узлов, длительное время (в течение последних 10 лет) не проводится обследование и оценка технического состояния специализированными организациями вопреки требованиям названных норм закона.
При этом, согласно акту обследования зданий образовательных организаций, проведенных в апреле 2021 года, должностными лицами администраций образовательных организаций установлено, что в МБОУ «Проскоковская СОШ» кровля здания дошкольного отделения имеет повреждения и протекает (требуется замена). Таким образом, образовательным учреждением не исполняются требования названных норм закона.
Согласно сведениям, представленным администрацией Юргинского муниципального округа от 16.02.2024 на 2024 год запланирован капитальный ремонт здания пищеблока МБОУ «Проскоковская СОШ» и ремонт кровли дошкольного отделения МБОУ «Проскоковская СОШ».
Вышеуказанное свидетельствует о том, что состояние зданий муниципальных образовательных организаций не обеспечивают гарантийной безопасности участников образовательного процесса и иных лиц, их посещающих. Указанные выше нарушения свидетельствуют о непринятии предусмотренных законом мер образовательной организацией. Выявленные нарушения стали возможны в результате ненадлежащего выполнения обязанностей должностными лицами образовательной организации.
Прокурор Юргинской межрайонной прокуратуры просит обязать Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Проскоковская средняя образовательная школа» и администрацию Юргинского муниципального округа провести капитальный ремонт здания пищеблока МБОУ «Проскоковская СОШ» и ремонт кровли дошкольного отделения МБОУ «Проскоковская СОШ» в д. Безменово, ул. Центральная, 13; в соответствии со статьей 206 ГПК РФ установить ответчику срок для совершения вышеуказанных действий до 01.09.2024г. (том № 1 л.д. 4-7).
Определением суда, занесенным в протокол судебного заседания 27.04.2024г., принято к производству заявление прокурора Юргинской межрайонной прокуратуры об уточнении исковых требований, прокурор просит:
1) обязать Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Проскоковская средняя образовательная школа» провести капитальный ремонт здания пищеблока МБОУ «Проскоковская СОШ», расположенного по адресу: с. Проскоково, ул. Школьная, 11, и ремонт кровли дошкольного отделения МБОУ «Проскоковская СОШ» д. Безменово, ул. Центральная, 23;
2) обязать администрацию Юргинского муниципального округа осуществить достаточное материально-техническое обеспечение МБОУ «Проскоковская СОШ» для проведения капитального ремонта здания пищеблока МБОУ «Проскоковская СОШ», расположенного по адресу: с. Проскоково, ул. Школьная, 11, и ремонта кровли дошкольного отделения МБОУ «Проскоковская СОШ», расположенного по адресу: д. Безменово, ул. Центральная, 23;
3) в соответствии со статьей 206 ГПК РФ установить ответчику срок для совершения вышеуказанных действий до 01.09.2024г. (том № 1 л.д. 113-116, 168-169).
В судебном заседании помощник прокурора Юргинской межрайонной прокуратуры Василенко Д.И. поддержала доводы, изложенные в исковом заявлении, просила иск удовлетворить с учетом уточнения требований.
В судебном заседании 25.06.2024г. старший помощник прокурора Юргинской межрайонной прокуратуры Тарасов В.В. в обоснование требования о возложении на администрацию Юргинского муниципального округа обязанности осуществить достаточное материально-техническое обеспечение МБОУ «Проскоковая СОШ», пояснил, что орган местного самоуправления является главным распорядителем и получателем бюджетных средств, главным администратором доходов бюджета, главным администратором источника финансирования дефицита бюджета на основании статьи 154 Бюджетного кодекса РФ. Только главный распорядитель бюджетных средств имеет право распределять бюджетное ассигнование, лимиты бюджетных обязательств между подведомственными учреждениями. Именно администрация муниципального образования, осуществляющая полномочия собственника муниципального имущества, как главный распорядитель средств бюджета, производит материально-техническое обеспечение деятельности данного муниципального учреждения.
Представитель ответчика – директор МБОУ «Проскоковская СОШ» Самойлова Е.И., действующая на основании распоряжения администрации Юргинского муниципального округа от 01.07.2024г. *** (том № 1 л.д. 218), в судебном заседании возражала против исковых требований, пояснила, что в настоящее время осуществляется ремонт кровли здания дошкольного отделения в д. Безменово, который будет окончен до 01.09.2024г.. Требование прокурора о понуждении к проведению капитального ремонта пищеблока школы до 01.09.2024г. полагает необоснованным, кроме того, требуемый срок проведения капитального ремонта до 01.09.2024г. является нереальным.
В судебном заседании 25.06.2024г. представитель ответчика МБОУ «Проскоковская СОШ» Таныгин И.В., действующий на основании доверенности от 03.04.2024г. (копия в томе № 1 л.д. 32), пояснил, что специализированной организацией не проводилось техническое обследование здания пищеблока школы, с целью определения необходимости капитального ремонта, прокурор ссылается только на ответ, который давала школа, что запланирован капитальный ремонт. Имеется вступившее в законную силу решение Юргинского городского суда от 10.01.2023 г. по гражданскому делу № 2-126/2023, которым на школу возложена обязанность произвести отдельные ремонтные работы на пищеблоке, срок исполнения до 01.09.2024 г.. На основании данного решения суда администрацией Юргинского муниципального округа самостоятельно было принято решение полностью произвести капитальный ремонт пищеблока, а не только устранить отдельные замечания. Данный капитальный ремонт был запланирован, и включен в муниципальную программу, утвержденную постановлением от ***. В 2023 году были составлены дефектные ведомости, на основании которых была составлена смета, чтобы определить объем финансирования, необходимый для капитального ремонта, ведется подготовка к заключению государственного контракта, решается вопрос по финансированию, далее контракт будет выставлен на торги, где на конкурсной основе определится подрядчик, который будет выполнять капитальный ремонт.
Представитель ответчика администрации Юргинского муниципального округа в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом (том № 1 л.д. 237), причины неявки суду не сообщили.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к выводу о том, что исковое заявление прокурора Юргинской межрайонной прокуратуры подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с пунктами 2, 15 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон об образовании) к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Согласно пункту 2 части 6 этой же статьи Закона об образовании образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Часть 7 статьи 28 Закона об образовании предусматривает, что образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В силу пункта 8 части 1 статьи 41 Закона об образовании охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 9 Закона об образовании к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций.
Как следует из пункта 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 17 Федерального закона № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации, учредитель является собственником имущества созданного им учреждения. На имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления возникают на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением, а также в результате приобретения унитарным предприятием или учреждением имущества по договору или иному основанию.
Согласно пункту 1.5 Устава МБОУ «Проскоковская СОШ», утвержденного распоряжением администрации Юргинского муниципального округа от *** МБОУ «Проскоковская СОШ» является муниципальным бюджетным учреждением (том № 1 л.д. 86-101).
Пункт 1.7 Устава МБОУ «Проскоковская СОШ» предусматривает, что учредителем и собственником имущества образовательного учреждения является Юргинский муниципальный округ Кемеровской области.
Согласно п. 8.1 Устава МБОУ «Проскоковская СОШ» имущество школы закрепляется за ним на праве оперативного управления.
Согласно п. 1.19 Устава МБОУ «Проскоковская СОШ» образовательное учреждение имеет структурное подразделение, созданное на основании распоряжения администрации Юргинского муниципального района от ***. ***-р «О реорганизации муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Проскоковский детский сад «Теремок» в форме присоединения его муниципальному бюджетному учреждению «Проскоковская средняя общеобразовательная школа».
Согласно копии выписок из ЕГРН собственником нежилого здания – детский сад, расположенного по адресу: Кемеровская область, Юргинский район, д. Безменово, ул. Центральная, д. 23, с кадастровым номером ***, является Юргинский муниципальный округ; *** г. зарегистрировано право оперативного управления за МБОУ «Проскоковская СОШ», регистрационный *** (том № 1 л.д. 172, 177-180, том № 2 л.д. 14-17).
МБОУ «Проскоковская СОШ» на праве оперативного управления здание детского сада, расположенного по адресу: Кемеровская область, Юргинский район, д. Безменово, ул. Центральная, д. 23, с кадастровым номером ***, передано распоряжением администрации Юргинского муниципального района от ***. ***-р (том № 2 л.д. 6-9).
*** г. прокурор Юргинской межрайонной прокуратуры направил представление Главе Юргинского муниципального округа об устранении нарушений требований законодательства, направленного на обеспечение безопасности учащихся, работников и иных лиц в образовательных организациях, в том числе, о ремонте кровли здания дошкольного отделения МБОУ «Проскоковская СОШ», которая имеет повреждения и протекает (требуется замена) (том № 1 л.д. 8-12).
В ответе от 17.06.2021г. на представление прокурора указано, что МБОУ «Проскоковская СОШ» по адресу д. Безменово, ул. Центральная, д. 23, требуется ремонт перекрытий и полная замена шифера, объект будет включен в муниципальную программу «Развитие системы образования в Юргинском муниципальном округе на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов» при наличии дополнительного финансирования из средств регионального бюджета (том № 1 л.д. 13-15).
Из актов визуального осмотра зданий и сооружений МБОУ «Проскоковская средняя общеобразовательная школа» от 11.05.2021г., 04.06.2021г., от 29.11.2023г. следует, что в ходе осмотра комиссией здания структурного подразделения МБОУ «Проскоковская СОШ» по адресу: д. Безменово, ул. Центральная, д. 23, на предмет целостности кровли, установлено, что кровля протекает, требует ремонта из-за ветхости, но угрозы жизнью и здоровью детей ничего не угрожает (том № 1 л.д. 17, 18, 117).
05.03.2024г. прокурор Юргинской межрайонной прокуратуры обратился в суд с настоящим иском, поскольку меры по ремонту кровли здания дошкольного отделения так и не были приняты.
После обращения прокурора в суд 01.04.2024г. МБОУ «Проскоковская СОШ» утвержден локальный сметный расчет (смета) *** на ремонт кровли дошкольного отделения МБОУ «Проскоковская СОШ», д. Безменово, ул. Центральная, д. 23 (том № 1 л.д. 33-45).
***. заключен контракт на текущий ремонт кровли дошкольного отделения МБОУ «Проскоковская СОШ», д. Безменово, ул. Центральная, д. 23, за счет средств бюджетного учреждения, дата окончания исполнения контакта 31.07.2024г. (том № 1 л.д. 206-210).
Руководитель МБОУ «Проскоковская СОШ» в судебном заседании подтвердил, что в настоящее время осуществляется ремонт кровли здания дошкольного отделения в д. Безменово, который будет окончен к 01 сентября 2024 года.
В подтверждение указанных доводов, ответчиком представлены фотографии (том № 1 л.д. 211-213).
При таких обстоятельствах, поскольку в течение длительного времени после установления протекания кровли и необходимости ее ремонта (май 2021 года), учреждением не были приняты меры к устранению ее протекания, при этом к составлению сметы, заключению контакта и ремонту ответчик приступил только после обращения в суд прокурора, суд удовлетворяет исковые требования о понуждении МБОУ «Проскоковская СОШ» произвести ремонт (устранить протекание) кровли нежилого здания детского сада - дошкольного отделения МБОУ «Проскоковская СОШ», расположенного по адресу: Кемеровская область, Юргинский район, д. Безменово, ул. Центральная, д. 23, кадастровый ***.
При принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в силу части 2 статьи 206 ГПК РФ, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Определяя такой срок, суд принимает во внимание заключение контракта на текущий ремонт кровли дошкольного отделения, и полагает возможным с учетом мнения участников процесса, согласиться с доводами помощника прокурора, и установить срок для исполнения решения суда – до 01 сентября 2024 года (начало учебного года).
Учитывая, что контакт МБОУ «Проскоковская СОШ» на ремонт кровли уже заключен, ремонтные работы ведутся, руководитель МБОУ «Проскоковская СОШ» не ссылалась на отсутствие финансирования данного контракта со стороны органа местного самоуправления, суд приходит к выводу об отсутствии оснований к возложению на администрацию Юргинского муниципального округа обязанности осуществить достаточное материально-техническое обеспечение МБОУ «Проскоковская СОШ» для проведения ремонта кровли дошкольного отделения, при этом отмечает, что данное требование прокурора носит неопределенный характер в части содержания самого требования о материально-техническом обеспечении, а также не будет обладать признаком исполнимости при определении достаточности такого материально-технического обеспечения.
Рассматривая требования прокурора о возложении на ответчика МБОУ «Проскоковская СОШ» обязанности провести капитальный ремонт здания пищеблока МБОУ «Проскоковская СОШ», расположенного по адресу: с. Проскоково, ул. Школьная, 11, а на ответчика администрацию Юргинского муниципального округа - обязанности осуществить достаточное материально-техническое обеспечение МБОУ «Проскоковская СОШ» для проведения такого ремонта, суд приходит к следующему.
*** между КУМИ Юргинского района и МБОУ «Проскоковская СОШ» заключен договор о порядке использования закрепленного за муниципальным учреждением муниципального имущества на праве оперативного управления (о передаче в оперативное управление), согласно которого учреждению передано на праве оперативного управления муниципальное имущество, в том числе - здание школы, расположенное по адресу: Юргинский район, с. Проскоково, ул. Школьная, 11, учреждение владеет, пользуется и распоряжается данным муниципальным имуществом, в пределах, определенных законодательством РФ, целями деятельности, назначением имущества. (том № 1 л.д. 239-246).
Согласно копии выписок из ЕГРН собственником нежилого здания – школа, расположенная по адресу: Кемеровская область, Юргинский район, с. Проскоково, ул. Школьная, д. 11, с кадастровым номером ***, является Юргинский муниципальный округ; *** зарегистрировано право оперативного управления МБОУ «Проскоковская СОШ», регистрационный *** (том № 1 л.д. 205, том № 2 л.д. 10-13).
Как следует из содержания искового заявления и пояснений помощника прокурора в судебном заседании, обращаясь в суд и утверждая о необходимости проведения капитального ремонта здания пищеблока школы до 01.09.2024г., для обеспечения безопасности обучающихся и иных лиц, прокурор исходит только из сведений, представленных администрацией Юргинского муниципального округа в письме от ***. ***, о том, что на 2024 год запланирован капитальный ремонт здания пищеблока МБОУ «Проскоковская СОШ» в с. Проскоково, ул. Школьная, 11 (том № 1 л.д. 19).
Между тем, представитель ответчика МБОУ «Проскоковская СОШ» Таныгин И.В. в судебном заседании 25.06.2024г. пояснил, что решение о проведении капитального ремонта здания пищеблока МБОУ «Проскоковская СОШ» в с. Проскоково, ул. Школьная, 11, принято самостоятельно в плановом порядке на основании вступившего в законную силу решения Юргинского городского суда от 10.01.2023 г. по гражданскому делу № 2-126/2023, которым на школу возложена обязанность произвести отдельные ремонтные работы на пищеблоке, после чего данный капитальный ремонт был запланирован и включен в муниципальную программу, утвержденную постановлением от ***, в 2023 году были составлены дефектные ведомости, на основании которых была составлена смета, чтобы определить объем финансирования, необходимый для капитального ремонта, ведется подготовка к заключению государственного контракта, решается вопрос по финансированию, далее контракт будет выставлен на торги, где на конкурсной основе определится подрядчик, который будет выполнять капитальный ремонт.
Решением Юргинского городского суда Кемеровской области от 10 января 2023 года по гражданскому делу № 2-126/2023 по иску прокурора Юргинской межрайонной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Проскоковская средняя общеобразовательная школа», Администрации Юргинского муниципального округа, Управлению образования Администрации Юргинского муниципального округа о понуждении к совершению действий постановлено:
Иск Прокурора Юргинской межрайонной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Проскоковская средняя общеобразовательная школа», Администрации Юргинского муниципального округа, Управлению образования Администрации Юргинского муниципального округа о понуждении к совершению действий удовлетворить.
Обязать муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Проскоковская средняя общеобразовательная школа» оборудовать:
- производственные помещения пищеблока разделить на цеха, чтобы обеспечить последовательность (поточность) технологических процессов, исключающих встречные потоки сырья, сырых полуфабрикатов и готовой продукции, отсутствия цехового деления;
- горячий цех пищеблока локальной вытяжной вентиляции над электропечами;
- помещения пищеблока оборудовать раковинами для мытья рук с подводкой холодной и горячей воды
Возложить на Администрацию Юргинского муниципального округа обязанность по финансированию исполнения муниципальным бюджетным образовательным учреждением «Проскоковская средняя общеобразовательная школа» вышеуказанных требований.
Установить срок в течение которого указанные действия должны быть совершены до 01.09.2024 (том № 1 л.д. 219-223).
Данное решение суда обжаловано не было, вступило в законную силу 07 октября 2023 года.
Согласно части 2 статьи 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
В материалы дела представлены дефектные ведомости, составленные на выполнение ремонтных работ здания пищеблока МБОУ «Проскоковская СОШ» (том № 1 л.д. 181-196); на их основе сделан локальный сметный расчет (смета) по ремонту здания пищеблока МБОУ «Проскоковская СОШ» (том № 1 л.д. 141-142).
Постановлением администрации Юргинского муниципального округа от *** ***-МНА утверждена муниципальная программа «Развитие системы образования в Юргинском муниципальном округе на 2024 года и на плановый 2025 и 2026 годов» (том № 1 л.д. 224, 225-226).
Согласно выписке из указанной муниципальной программы в мероприятия включен капитальный ремонт здания пищеблока МБОУ «Проскоковская СОШ» (том № 1 л.д. 48-49).
В статье 1 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплены основные принципы гражданского права, среди этих принципов названы признание равенства участников правоотношений, неприкосновенность собственности, свобода договора, недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в чужие дела, обеспечение восстановления нарушенных прав. Последнее достигается избранием заинтересованным лицом, обращающимся в суд, надлежащего способа защиты прав, который не должен приводить к ущемлению прав и законных интересов других лиц.
Таким образом, выбор способа защиты нарушенного или оспариваемого права является прерогативой истца и должен соответствовать характеру нарушения права и достигать цели его восстановления.
В силу статей 209, 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, исключительно на усмотрение собственника отнесено разрешения вопроса о судьбе своего имущества. Поэтому понуждение собственника к осуществлению того или иного варианта управления его имуществом, и тем самым произвольное вторжение в деятельность собственника, не основано на законе.
Если состояние имущества собственника таково, что его использование создает реальную угрозу причинения вреда третьим лицам, неопределенному кругу лиц, это может служить основанием к запрещению или приостановлению деятельности, создающую такую опасность, что предусмотрено статьей 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации. Лишь в исключительных случаях, когда того требуют установленные фактические обстоятельства спора, статья 55 Конституции Российской Федерации и статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации позволяют при установлении незаконного бездействия собственника понудить к исполнению возложенных на него законом обязанностей.
В рассматриваемом случае, муниципалитет включил капитальный ремонт спорного пищеблока здания школы, назначение которого не является профильным для образовательного учреждения, в перспективную программу развития муниципальной системы образования.
Приведенные прокурором обоснования иска не свидетельствуют о необходимости понуждения ответчиков к выполнению мероприятий по срочному капитальному ремонту пищеблока здания школы (до 01.09.2024г.).
При этом, суд учитывает, что вступившим в законную силу решением Юргинского городского суда Кемеровской области от 10 января 2023 года по гражданскому делу № 2-126/2023, на ответчиков уже возложена обязанность совершить действия, направленные на понуждение выполнения санитарно-эпидемиологических требований при эксплуатации указанного здания пищеблока школы.
Согласно статье 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений.
Эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий, сооружений проводится в период эксплуатации таких зданий, сооружений путем осуществления периодических осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения в целях оценки состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения и соответствия указанных характеристик требованиям технических регламентов, проектной документации.
Техническое обслуживание зданий, сооружений, текущий ремонт зданий, сооружений проводятся в целях обеспечения надлежащего технического состояния таких зданий, сооружений. Под надлежащим техническим состоянием зданий, сооружений понимаются поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации.
Согласно статье 55.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, периодичность, если иное не предусмотрено федеральным законом, лицо, ответственное за эксплуатацию здания, сооружения, обязано вести журнал эксплуатации здания, сооружения, в который вносятся сведения о датах и результатах проведенных осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга оснований здания, сооружения, строительных конструкций, сетей инженерно-технического обеспечения и систем инженерно-технического обеспечения, их элементов, о выполненных работах по техническому обслуживанию здания, сооружения, о проведении текущего ремонта здания, сооружения, о датах и содержании выданных уполномоченными органами исполнительной власти предписаний об устранении выявленных в процессе эксплуатации здания, сооружения нарушений, сведения об устранении этих нарушений.
Согласно статье 36 Федерального закона от 30.12.2009г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
Параметры и другие характеристики строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации. Указанное соответствие должно поддерживаться посредством технического обслуживания и подтверждаться в ходе периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ГОСТ 31937-2024 Межгосударственный стандарт. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния, введенные в действие с 01 мая 2024 года, подпунктом 3.2. определяется безопасность эксплуатации здания (сооружения) - комплексное свойство объекта, не позволяющее ему перейти в аварийное состояние, определяемое: проектным решением и степенью его реального воплощения при строительстве; текущим остаточным ресурсом и техническим состоянием объекта; степенью изменения объекта (старение материала, перестройки, перепланировки, пристройки, реконструкции, капитальный ремонт и т.п.) и окружающей среды как природного, так и техногенного характера; совокупностью антитеррористических мероприятий и степенью их реализации; нормативами по эксплуатации и степенью их реального осуществления.
Согласно подпункту 3.16 ГОСТ 31937-2024, обследование технического состояния здания (сооружения) – это специальный вид инженерных изысканий, в который входит комплекс мероприятий по определению и оценке фактических значений контролируемых параметров, характеризующих работоспособность объекта обследования и определяющих возможность его дальнейшей эксплуатации, реконструкции или необходимость восстановления, усиления, ремонта, демонтажа (сноса) и включающий в себя обследование грунтов основания и строительных конструкций на предмет выявления изменения свойств грунтов, деформационных повреждений, дефектов несущих и ограждающих конструкций и определения их фактической несущей способности.
Согласно подпункту 5.1.1 ГОСТ 31937-2024 обследование технического состояния зданий (сооружений) может включать в себя обследование только строительных конструкций и грунтов основания либо также включать обследование систем инженерно-технического обеспечения (комплексное обследование).
Согласно подпункту 5.1.3 ГОСТ 31937-2024 целью комплексного обследования технического состояния здания (сооружения) заключается в определении технического состояния здания (сооружения) и его элементов, получении количественной оценки фактических показателей качества грунтов основания, строительных конструкций и систем инженерного обеспечения с учетом изменений, происходящих во времени, для установления возможности его дальнейшей эксплуатации или, при необходимости, состава и объема работ по капитальному ремонту или реконструкции.
Приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988г. № 312 утверждено Положение об организации и проведения реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения (далее – Положение).
Согласно п.п. 2.2. Положения, система технического обслуживания, ремонта и реконструкции должна обеспечивать нормальное функционирование зданий и объектов в течение всего периода их использования по назначению. Сроки проведения ремонта зданий, объектов или их элементов должны определяться на основе оценки их технического состояния. Техническое обслуживание должно проводиться постоянно в течение всего периода эксплуатации. Сроки проведения реконструкции зданий и объектов должны определяться социальными потребностями и, как правило, совпадать со сроками капитального ремонта.
В соответствии с п.п. 3.2. Положения, контроль за техническим состоянием зданий и объектов следует осуществлять путем проведения систематических плановых и неплановых осмотров с использованием современных средств технической диагностики.
Согласно п.п. 3.8., 3.9. Положения, частичные осмотры объектов коммунального и социально-культурного назначения должны проводиться работниками службы эксплуатации соответствующей организации (учреждения). Результаты осмотров следует отражать в документах по учету технического состояния здания или объекта (журналах учета технического состояния, специальных карточках и др.). В этих документах должны содержаться: оценка технического состояния здания или объекта и его элементов, выявленные неисправности, места их нахождения, причины, вызвавшие эти неисправности, а также сведения о выполненных при осмотрах ремонтах. Обобщенные сведения о состоянии здания или объекта должны ежегодно отражаться в его техническом паспорте.
Истцом в материалы дела не представлены акты обследования, заключения экспертизы технического состояния или документы учета технического состояния спорного объекта недвижимости, что предусмотрено вышеуказанными требованиями законодательства, из которых бы следовало, что эксплуатация здания пищеблока МБОУ «Проскоковская СОШ» является небезопасной без проведения капитального ремонта.
С учетом изложенного, суд отказывает в удовлетворении исковых требований о понуждении МБОУ «Проскоковская СОШ» к проведению капитального ремонта здания пищеблока, а администрации Юргинского муниципального округа - осуществить достаточное материально-техническое обеспечение МБОУ «Проскоковская СОШ» для проведения такого ремонта.
В силу части 1 статьи 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика МБОУ «Проскоковская СОШ», не освобожденного от уплаты судебных расходов, в доход местного бюджета в размере 300 рублей.
Руководствуясь статьями 194-198, 206 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Юргинской межрайонной прокуратуры, в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Проскоковская средняя общеобразовательная школа», администрации Юргинского муниципального округа о понуждении к проведению ремонта - удовлетворить частично в отношении Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Проскоковская средняя общеобразовательная школа».
Обязать Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Проскоковская средняя общеобразовательная школа» (ОГРН 1024202004089, ИНН 4245001834) произвести ремонт (устранить протекание) кровли нежилого здания детского сада - дошкольного отделения Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Проскоковская средняя общеобразовательная школа», расположенного по адресу: Кемеровская область, Юргинский район, д. Безменово, ул. Центральная, д. 23, кадастровый ***.
Установить Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Проскоковская средняя общеобразовательная школа» (ОГРН 1024202004089, ИНН 4245001834) срок для исполнения решения суда – не позднее 01 сентября 2024 года.
Отказать прокурору Юргинской межрайонной прокуратуры в удовлетворении остальной части исковых требований.
Взыскать с Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Проскоковская средняя общеобразовательная школа» (ОГРН 1024202004089, ИНН 4245001834) в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд через Юргинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Юргинского городского суда -подпись- Е.В. Королько
Решение принято в окончательной форме 01 августа 2024 года
Судья Юргинского городского суда -подпись- Е.В. Королько