Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1099/2023 ~ М-894/2023 от 09.06.2023

                                                                                                        Дело № 2-1099/2023

                                                                  УИД: 34RS0012-01-2023-001125-06

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

р.п. Городище Волгоградской области                                              04 июля 2023 года

Городищенский районный суд Волгоградской области в составе председательствующего судьи Елистарховой Е.Н.,

при секретаре Объедковой Н.А.,

с участием:

истца заместителя Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора Куртукова А.В.,

представителя ответчика администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области Кургаева Д.А., действующего на основании доверенности № 23 от 26 января 2023 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области о возложении обязанности по обустройству площадок накопления твердых коммунальных отходов,

у с т а н о в и л:

Волгоградский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области о возложении обязанности по обустройству площадок накопления твердых коммунальных отходов.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства на территории Городищенского муниципального района Волгоградской области, в ходе которой выявлены обстоятельства, свидетельствующие о ненадлежащем исполнении органом местного самоуправления требований вышеуказанного законодательства, выразившиеся в отсутствии организации и непринятии мер по оборудованию мест накопления твердых коммунальных отходов.

В ходе проверки выявлено, что на территории р.п. Городище Городищенского района Волгоградской области установлено 3 контейнерных площадки по адресам: ул. Коммунальная, 12; ул. Центральная, 108; ул. Автомобилистов, 2, нуждающихся в оборудовании, поскольку отсутствуют ограждения, пандус и бетонное (асфальтовое) покрытие.

Считает, что выявленное в деятельности органа местного самоуправления нарушение закона не обеспечивает защиту гарантированного ст. 42 Конституции РФ права граждан на благоприятную окружающую среду, а также не обеспечивает реализацию государственной политики в области обращения с отходами на территории региона, чем нарушены права неопределенного круга лиц на благоприятную среду, а также создается угроза возникновения и распространения инфекционных заболеваний.

По итогам проведенной проверки 27 апреля 2023 года в адрес органа местного самоуправления внесено представление об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды.

Поскольку указанные нарушения до настоящего времени не устранены, истец просит обязать ответчика в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, обустроить места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, соответствующие требованиям СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселения, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» на территории р.п. Городище Городищенского района Волгоградской области по адресам: ул. Коммунальная, 12; ул. Центральная, 108; ул. Автомобилистов, 2.

В судебном заседании заместитель Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора Куртуков А.В. исковые требования поддержал, просил их удовлетворить, суду дал пояснения аналогичные, изложенным в иске.

Представитель ответчика администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области по доверенности Кургаев Д.А. в судебном заседании не возражал против удовлетворения исковых требований.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу статьи 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В силу статей 8, 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.

Согласно пункту 2 статьи 21 данного федерального закона содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Конституцией Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (статья 12).

Законодатель, реализуя возложенные на него Конституцией Российской Федерации полномочия, установил в Федеральном законе от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 131-ФЗ) общие правовые, территориальные и организационные принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, а также государственные гарантии его осуществления (преамбула).

Пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ закреплено, что к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

Из анализа приведенных правовых норм в их совокупности, следует, что вопросы создания и содержания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов отнесено к компетенции органов местного самоуправления.

Согласно пунктам 1, 3, 4 статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.

В силу пункта 2 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение их реестра, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 № 1039, (далее – Правила № 1039) места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.

В соответствии с разделом 2 Постановления Правительства РФ от 31 августа 2018 года № 1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра», места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления и в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам накопления твердых коммунальных отходов.

Согласно пункту 3 раздела 2 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года « Об утверждении санитарных правил и норм СанПин 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров), должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за предела контейнерной площадки (далее по тексту санитарных правил и норм СанПин 2.1.3684-21).

Пунктами 4 и 6 санитарных правил и норм СанПин 2.1.3684-21 расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи, должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров.

На контейнерных площадках должно размещаться не более 8 контейнеров для смешанного накопления ТКО или 12 контейнеров, из которых 4 - для раздельного накопления ТКО, и не более 2 бункеров для накопления КГО.

К вопросам местного значения городских и сельских поселений в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских и сельских поселениях.

Судом установлено, что р.п. Городище Городищенского района Волгоградской области является административным центром муниципального образования.

В результате проведенной Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратурой проверки установлено, что на территории р.п. Городище Городищенского района Волгоградской области по адресам: ул. Коммунальная, 12; ул. Центральная, 108; ул. Автомобилистов, 2, установлены контейнерные площадки, нуждающиеся в оборудовании.

По итогам проведенной проверки 27 апреля 2023 года в адрес органа местного самоуправления внесено представление об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды.

    Согласно ответу администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области от 24 мая 2023 года, администрацией запланированы на 3 квартал 2023 года работы по обустройству площадок ТКО, расположенных в р.п. Городище по адресам: ул. Коммунальная, 12; ул. Центральная, 108; ул. Автомобилистов, 2.

Как установлено в судебном заседании, выявленные нарушения до настоящего времени ответчиком не устранены.

Между тем, бездействие администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области по вопросу принятия мер по благоустройству территории р.п. Городище Городищенского района Волгоградской области не может являться допустимым, поскольку наличие указанных недостатков и нарушений на территории поселения, представляет реальную угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, ухудшению санитарно-эпидемиологической и пожароопасной обстановки, так как отходы производства и потребления хранятся под открытым небом и на открытом грунте, то под влиянием атмосферных осадков вредные вещества попадают в окружающую среду (в почву, в грунтовые и поверхностные воды и т.д.), при горении в атмосферный воздух выделяются едкие загрязняющие вещества, что может вызвать необратимые негативные последствия, как для окружающей среды, так и для населения.

            Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворении иска Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора, поскольку, неисполнение требований указанного законодательства нарушает права граждан, проживающих на территории р.п. Городище Городищенского района Волгоградской области.

В соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Таким образом, реализуя требования статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает необходимым возложить на ответчика обязанность исполнить постановленное судебное решение в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л :

исковые требования Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области о возложении обязанности по обустройству площадок накопления твердых коммунальных отходов – удовлетворить.

Обязать администрацию Городищенского муниципального района Волгоградской области в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, обустроить места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, соответствующие требованиям СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселения, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» на территории р.п. Городище Городищенского района Волгоградской области по адресам: ул. Коммунальная, 12; ул. Центральная, 108; ул. Автомобилистов, 2.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Городищенский районный суд Волгоградской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение принято в окончательной форме 07 июля 2023 года.

Судья                                                                   Е.Н. Елистархова

2-1099/2023 ~ М-894/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Волгоградская межрайонная природоохранная прокуратура
Ответчики
Администрация Городищенского муниципального района
Суд
Городищенский районный суд Волгоградской области
Судья
Елистархова Елена Николаевна
Дело на сайте суда
gorod--vol.sudrf.ru
09.06.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.06.2023Передача материалов судье
14.06.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.06.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.06.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.07.2023Судебное заседание
07.07.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.07.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.09.2023Дело оформлено
22.09.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее