Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-204/2023 ~ М-79/2023 от 21.03.2023

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 апреля 2023 года                                                                                            с. Ермаковское

       Ермаковский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Степановой С.Б.,

при секретаре судебного заседания Фралковой Ю.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Краевого государственного казенного учреждения «Лесная охрана» к Ивановой Анастасии Владимировне об обязании устранить причины и условия, повлекшие нарушение требований лесного законодательства,

УСТАНОВИЛ:

       КГКУ «Лесная охрана» обратилось в Ермаковский районный суд Красноярского края с исковыми требованиями к Ивановой А.В. об обязании устранить причины и условия, повлекшие нарушение требований лесного законодательства. Истец в своем исковом заявлении просит обязать Иванову А.В. произвести очистку мест рубок на лесном участке по адресу: <адрес>, в течение двух месяцев с момента вступления в законную силу судебного решения по настоящему гражданскому делу.

Определением судьи от 23.03.2023 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, были привлечены Министерство лесного хозяйства Красноярского края и КГБУ «Усинское лесничество».

Истец в судебное заседание не явился, ранее просил рассмотреть дело без его участия. Свои требования в исковом заявлении истец мотивировал следующим. Между Министерством лесного хозяйства Красноярского края в лице КГБУ «Усинское лесничество» и Ивановой А.В. 02.03.2020 был заключен договор купли-продажи лесных насаждений № , согласно которому КГБУ «Усинское лесничество» передает Ивановой А.В. в собственность лесные насаждения объемом 20 куб.м. на площади 0,37 га для заготовки древесины, расположенные по адресу: <адрес>. Заготовка и вывозка древесины проводилась в период срока действия договора с 02.03.2021 по 01.03.2022 года. По окончании заготовки древесины в соответствии с положением № 4 «Порядок осмотра лесосеки», утвержденного приказом министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 27.06.2016 № 367 «Об утверждении видов лесосечных работ, порядка и последовательности их проведения, формы технологической карты лесосечных работ, формы акта осмотра лесосеки и порядка осмотра лесосеки», 16.07.2021 года участковый лесничий Верхне-Усинского участкового лесничества Прокопьева И.Г. при участии государственного инспектора КГКУ «Лесная охрана» Стрижак П.А. в отсутствие лесопользователя Ивановой А.В., произвели осмотр лесного участка, расположенного по адресу: <адрес>, в ходе которого выявлен факт нарушения лесного законодательства, а именно: размещение в лесах отходов производства и потребления, выраженное в захламлении мест рубок по рубочным остаткам на площади 0,1 га, что является нарушением требований пункта 26 правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 № 1614 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах», согласно которому при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков. На момент проведения осмотра древесина вырублена в полном объеме.

В результате нарушения требований лесного законодательства Ивановой А.В. причинен ущерб государственному лесному фонду в размере 4 590 рублей 65 копеек, что подтверждается расчетом ущерба и расчетно-технологической картой. Государственным инспектором по охране леса отдела по лесному и пожарному надзору КГКУ «Лесная охрана» Тыхтеевым А.А. в отношении Ивановой А.А. составлен протокол от 17.12.2021 года № об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ. Постановлением от 14.02.2022 года производство по делу об административном правонарушении было прекращено. С учетом изложенного, а также приведенных в исковом заявлении норм права истец просит обязать Иванову А.В. произвести очистку мест рубок на лесном участке по адресу: <адрес> на площади 0,1 га, в течение двух месяцев с момента вступления в законную силу судебного решения по настоящему гражданскому делу.

Ответчик Иванова А.В. в зал суда не явилась, о рассмотрении дела была извещена надлежащим образом, о причинах неявки не сообщила, ходатайств об отложении дела в суд не направила (л.д. 63, 65).

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, Министерства лесного хозяйства Красноярского края в зал суда не явился, о рассмотрении дела был извещен надлежащим образом, ранее просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, КГБУ «Усинское лесничество» в зал суда не явился, о рассмотрении дела был извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил.

               Согласно ч. 1 ст. 113 ГПК РФ лица, участвующие в деле, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.

               Согласно ч. ч. 3, 4 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными. Суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие.

        В соответствии с ч. 1 ст. 233 ГПК РФ, в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.

Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц в порядке заочного судопроизводства.

Исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьями 42, 58 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

Согласно статье 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом иными правовыми актами, а также действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Статьей 307 ГК РФ предусмотрено, что в силу обязательств, одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. В качестве основания возникновения обязательств статья 307 Гражданского кодекса РФ называет договоры и сделки.

Согласно статьи 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий – в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

В соответствии с ч.1 ст.1064 ГК РФ, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Согласно ст.75 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.

Согласно ч.1 ст.77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

В соответствии со статьей 1 Лесного кодекса Российской Федерации лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения, нормативные правовые акты основываются на принципах сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду, обеспечения многоцелевого, рационального, непрерывного, не истощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах, обеспечение охраны и защиты лесов, использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека.

Согласно ч. 1 ст. 51 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров.

Заготовка древесины на лесных участках, находящихся в федеральной собственности, в соответствии с ч. 4 ст. 30 Лесного кодекса РФ осуществляется на основании договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд.

Согласно ч. 3 ст. 53 Лесного кодекса РФ правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом «к» пункта 12 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом Минприроды России от 01.12.2020 № 993 не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосеки от порубочных остатков (остатков древесины, образующихся на лесосеке при валке и трелевке (транспортировке) деревьев.

В соответствии с приказом Минприроды России от 17.01.2022 N 23 «Об утверждении видов лесосечных работ, порядка и последовательности их выполнения, формы технологической карты лесосечных работ, формы акта заключительного осмотра лесосеки и порядка заключительного осмотра лесосеки», «заключительные лесосечные работы представляют собой очистку лесосек и снос объектов лесной инфраструктуры. К заключительным лесосечным работам относятся следующие работы: 1) очистка (доочистка) мест рубок от порубочных остатков; 2) снос созданных лесных складов, других строений и сооружений; 3) приведение в состояние, пригодное для использования по назначению, лесных дорог, имевшихся до осуществления лесосечных работ; 4) приведение в надлежащее состояние нарушенных мостов, просек, водотоков, ручьев, рек.

Очистка мест рубок от порубочных остатков осуществляется следующими способами: укладкой порубочных остатков на волоки с целью их укрепления и предохранения почвы от сильного уплотнения и повреждения при трелевке; сбором порубочных остатков в кучи и валы с последующим сжиганием их в пожаробезопасный период; сбором порубочных остатков в кучи и валы с оставлением их на месте для перегнивания и для подкормки диких животных в зимний период; разбрасыванием измельченных порубочных остатков в целях улучшения лесорастительных условий; укладкой и оставлением на перегнивание порубочных остатков на месте рубки; вывозом порубочных остатков в места их дальнейшей переработки.

Указанные способы очистки мест рубок при необходимости могут применяться комбинированно. После проведения указанных работ допускается доочистка лесосек.

Очистка лесосек от порубочных остатков осуществляется с соблюдением требований Правил пожарной безопасности в лесах, и Правил санитарной безопасности в лесах.».

В соответствии с пунктом 20 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 09.12.2020 № 2047 не допускается загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса, установленное законодательством об охране окружающей среды; ухудшение санитарного и лесопатологического состояния лесных насаждений; невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосек, а также работ по приведению лесных участков, предоставленных физическим или юридическим лицам в пользование в установленном лесным законодательством порядке, в состояние, пригодное для использования этих участков по целевому назначению, или работ по их рекультивации.

Правила пожарной безопасности в лесах устанавливают единые требования к обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.

Согласно п. 9 Правил пожарной безопасности в лесах, запрещается засорение леса бытовыми, строительными, промышленными и иными отходами и мусором.

В соответствии с п. 26 Правил пожарной безопасности в лесах, при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.

Согласно ст. 99 Лесного кодекса РФ, лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 100 Лесного кодекса РФ, возмещение вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства (далее - возмещение вреда), осуществляется добровольно или в судебном порядке.

Согласно ст. 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» загрязнение окружающей среды - это поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду; негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

В судебном заседании установлено, что между Министерством лесного хозяйства Красноярского края в лице КГБУ «Усинское лесничество» и Ивановой А.В. 02.03.2020 был заключен договор купли-продажи лесных насаждений № , согласно которому КГБУ «Усинское лесничество» передает Ивановой А.В. в собственность лесные насаждения объемом 20 куб.м. на площади 0,37 га для заготовки древесины, расположенные по адресу: <адрес>. Заготовка и вывозка древесины проводилась в период срока действия договора с 02.03.2021 по 01.03.2022 года.

Согласно п. 8 договора, очистка лесосеки от порубочных остатков осуществляется одновременно с заготовкой древесины следующим способом: сбором порубочных остатков в кучи и валы с оставлением их на месте для перегнивания и для подкормки диких животных в зимний период в сроки с 02.03.2020 по 01.03.2021 гг.

По окончании заготовки древесины в соответствии с положением № 4 «Порядок осмотра лесосеки», утвержденного приказом министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 27.06.2016 № 367 «Об утверждении видов лесосечных работ, порядка и последовательности их проведения, формы технологической карты лесосечных работ, формы акта осмотра лесосеки и порядка осмотра лесосеки», 16.07.2021 года участковый лесничий Верхне-Усинского участкового лесничества Прокопьева И.Г. при участии государственного инспектора КГКУ «Лесная охрана» Стрижак П.А. в отсутствие лесопользователя Ивановой А.В., произвели осмотр лесного участка, расположенного по адресу: <адрес>, в ходе которого выявлен факт нарушения лесного законодательства, а именно: размещение в лесах отходов производства и потребления, выраженное в захламлении мест рубок по рубочным остаткам на площади 0,1 га, (л.д. 32) что является нарушением требований пункта 26 правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 № 1614 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах», согласно которому при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков. На момент проведения осмотра древесина вырублена в полном объеме.

В результате нарушения требований лесного законодательства Ивановой А.В. причинен ущерб государственному лесному фонду в размере 4 590 рублей 65 копеек, что подтверждается расчетом ущерба и расчетно-технологической картой (л.д. 36).

Государственным инспектором по охране леса отдела по лесному и пожарному надзору КГКУ «Лесная охрана» Тыхтеевым А.А. в отношении Ивановой А.А. составлен протокол от 17.12.2021 года № об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ. Постановлением от 14.02.2022 года производство по делу об административном правонарушении было прекращено.

Таким образом, в судебном заседании достоверно установлено, что Ивановой А.В. не соблюдены правила заготовки древесины правила ухода за лесами, правила пожарной безопасности в лесах, правила санитарной безопасности в лесах, утвержденные в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Доказательства, подтверждающие устранение выявленных нарушений, в суд не представлены.

Выявленные нарушения, в виде захламления лесов порубочными остатками представляет собой вид загрязнения, которое в силу количественных и качественных характеристик способно привести негативному изменению качества объекта природной среды в смысле требований санитарных и противопожарных правил.

Согласно разъяснениям, содержащимся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде», возмещение вреда может осуществляться посредством взыскания причиненных убытков и (или) путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды. При этом выбор способа возмещения причиненного вреда при обращении в суд осуществляет истец. Целью ответственности за причинение вреда окружающей среде является восстановление ее нарушенного состояния. Определение способа возмещения вреда – в натуре или в денежном выражении – зависит прежде всего от возможности его возмещения в натуре. При отсутствии возможности возместить вред в натуре, суд вправе избрать способ защиты в виде компенсации вреда в денежном выражении.

В силу требований пункта 2 статьи 206 ГПК РФ: «В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом».

Принимая во внимание важность защиты охраняемых законом прав, с учетом разумности и реальности исполнения решения суда, с учетом погодных условий, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований КГКУ «Лесная охрана» к Ивановой А.В. об обязании устранить нарушения лесного законодательства, установив срок исполнения решения суда – в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В силу статьи 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации истец при подаче искового заявления был освобождён от уплаты государственной пошлины.

Статьёй 103 ГПК РФ определено, что государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Учитывая результат рассмотрения дела, государственная пошлина в сумме 300 рублей подлежит взысканию с ответчика в доход местного бюджета.

       Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

       Исковые требования Краевого государственного казенного учреждения «Лесная охрана» к Ивановой Анастасии Владимировне об обязании устранить причины и условия, повлекшие нарушение требований лесного законодательства – удовлетворить.

Обязать Иванову Анастасию Владимировну, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженку <данные изъяты>, паспорт серия , выданный <данные изъяты>, произвести очистку мест рубок на лесном участке по адресу: <адрес> на площади 0,1 га, в течение двух месяцев с момента вступления в законную силу судебного решения по настоящему гражданскому делу.

Взыскать с Ивановой Анастасии Владимировны ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженку <данные изъяты>, паспорт серия , выданный <данные изъяты>, государственную пошлину в сумме 300 рублей в доход местного бюджета.

Разъяснить ответчику его право подать в Ермаковский районный суд Красноярского края заявление об отмене заочного решения в течение 7 суток со дня вручения копии решения суда.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

    Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, – в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Председательствующий:

Мотивированное решение изготовлено 24 апреля 2023 года

2-204/2023 ~ М-79/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
КГКУ "Лесная охрана"
Ответчики
Иванова Анастасия Владимировна
Другие
КГБУ "Усинское лесничество"
Министерство лесного хозяйства Красноярского края
Суд
Ермаковский районный суд Красноярского края
Судья
Степанова Светлана Борисовна
Дело на странице суда
ermak--krk.sudrf.ru
21.03.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.03.2023Передача материалов судье
23.03.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.03.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.04.2023Подготовка дела (собеседование)
10.04.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.04.2023Судебное заседание
24.04.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.04.2023Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
25.04.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.04.2023Копия заочного решения возвратилась невручённой
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее