Судья: Тришкин Е.Л. № 12-131/2020
РЕШЕНИЕ
г. Самара 13 февраля 2020 г.
Судья Самарского областного суда Шкуров С.И., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Воронова В.А. – представителя Джураевой З. по доверенности на постановление Жигулевского городского суда Самарской области от 21.01.2020 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ, в отношении Жураевой З.
УСТАНОВИЛ:
постановлением Жигулевского городского суда Самарской области от 21.01.2020 г. виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1. ст.18.8 КоАП РФ, и подвергнута наказанию в виде штрафа в размере 3000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда за нарушение иностранным гражданином режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния признана Жураева З.
В жалобе, поданной в Самарский областной суд, Воронов В.А. – представитель Джураевой З. по доверенности считает, что дополнительное наказание в виде контролируемого самостоятельного выезда за пределы Российской Федерации назначено без достаточных оснований; у Джураевой З. имеется несовершеннолетний сын, проживающий на территории Российской Федерации, просит отменить постановление в части назначения наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
В судебное заседание Воронов – представитель Джураевой З. по доверенности не явился, своевременно извещен о времени и месте рассмотрения дела телефонограммой от 12.02.2020 г., ходатайств об отложении не заявлял, причины неявки в судебное заседание не сообщил, в связи с чем жалоба Воронова В.А. – представителя Джураевой З. по доверенности на постановление Жигулевского городского суда Самарской области от 21.01.2020 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ, в отношении Жураевой З. рассмотрена в его отсутствие.
Проверив представленные материалы дела, прихожу к следующему выводу.
Нарушение иностранным гражданином режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, УУП ОУУП и ПДИ МО МВД России по г. Жигулевску Самарской области 19.01.2020 г. в 18.30 часов на трассе <адрес> при проверке соблюдения миграционного законодательства выявлена гражданка <данные изъяты> Жураева З., допустившая нарушение миграционного законодательства, выразившееся в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении установленного законом срока пребывания, чем нарушила требования Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и совершила административное правонарушение, предусмотренное ч.1.1 ст. 18.8 КоАП РФ.
По факту выявленного правонарушения 19.01.2020 г. УУП ОУУП и ПДИ МО МВД России по г. Жигулевску Самарской области в отношении Жураевой З. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ с последующим привлечением к административной ответственности.
Судья Жигулевского городского суда Самарской области в постановлении от 21.01.2020 г. пришел к выводу о доказанности вины Жураевой З. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ.
Однако с постановление судьи районного суда согласиться нельзя.
В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Согласно ст. 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
По смыслу норм права, закрепленных в КоАП РФ, протокол об административном правонарушении является основным процессуальным документом, в котором приводятся данные лица, привлекаемого к административной ответственности, и основания для привлечения его к административной ответственности. Правила оформления названного документа закреплены в ч. 2 и ч. 5 ст. 28.2 КоАП РФ.
Согласно пункту 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении.
В том случае, когда протокол об административном правонарушении или другие материалы оформлены неправильно, материалы представлены неполно, судье на основании п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ необходимо вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган или должностному лицу, которыми составлен протокол.
В соответствии с п.1 ч.1 ст. 29.7 и п. 3 ч.1 ст. 29.10 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении и в постановлении по результатам рассмотрения данного дела судья должен установить кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности, а в постановлении указать сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело.
Согласно положениям ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяется законность и обоснованность вынесенного постановления.
В связи с изложенным, судебные инстанции не вправе самостоятельно изменять сведения о лице, указанные в протоколе об административном правонарушении при рассмотрении дела по существу и при рассмотрении жалобы на постановление о привлечении к административной ответственности.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что протокол № от 19.01.2020 г. об административном правонарушении, предусмотренном ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ, составлен в отношении Жураевой З.
Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено судьей районного суда также в отношении Жураевой З.
Вместе с тем в материалах дела имеется копия паспорта Джураевой З., доверенность на право предоставления Воронову В.А. в суде апелляционной инстанции интересов лица, привлеченного к административной ответственности, выдана также Джураевой З.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что в данном случае личность привлекаемого к административной ответственности лица, фактически не установлена надлежащим образом.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ на стадии подготовки дела к рассмотрению протокол об административном правонарушении, составленный с нарушением требований ст. 28.2 названного Кодекса, подлежал возвращению составившему его должностному лицу для устранения недостатков.
Такая возможность в настоящее время утрачена, возвращение протокола для устранения недостатков после начала рассмотрения дела об административном правонарушении нормами КоАП РФ не предусмотрено, устранение указанного нарушения на стадии рассмотрения жалобы на постановление судьи невозможно.
Изложенное свидетельствует о том, что протокол об административном правонарушении содержит существенные недостатки, в связи с чем, не может быть признан допустимым доказательством по делу.
Согласно ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
Таким образом, судьей городского суда при рассмотрении настоящего дела не дана надлежащая правовая оценка имеющимся в материалах дела противоречиям относительно личности лица, привлекаемого к административной ответственности, что является существенным нарушением процессуальных требований, предусмотренных Кодексом об административных правонарушениях, не позволившим всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Допущенные нарушения требований КоАП РФ являются существенными, повлияли на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, а также законность принятого постановления.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Поскольку вина Джураевой З. в совершении административного правонарушения установлена на недопустимом доказательстве - протоколе об административном правонарушении, составленном с существенным нарушением требований КоАП РФ, и в постановлении судьи к административной ответственности привлечено физическое лицо – Жураева З., не имеющая отношения к данному правонарушению, постановление судьи подлежит отмене, так как не может быть признано законным и обоснованным.
При этом считаю необходимым прекратить производство по делу в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление Жигулевского городского суда Самарской области от 21.01.2020 г.
Руководствуясь п.4 ч.1 ст.30.7, 30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
жалобу Воронова В.А. – представителя Джураевой З. по доверенности удовлетворить.
Постановление Жигулевского городского суда Самарской области от 21.01.2020 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ, в отношении Джураевой З. отменить, производство по делу прекратить на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
В соответствии со ст. 30.13 КоАП РФ решение Самарского областного суда может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции.
Судья
Самарского областного суда С.И. Шкуров