КИЕВСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД ФИО2 СИМФЕРОПОЛЯ
РЕСПУБЛИКИ ФИО3
дело №
УИД: 91RS0№-50
Р Е Ш Е Н И Е
22 декабря 2023 года <адрес>
Судья Киевского районного суда ФИО2 Симферополя Республики ФИО3 Камынина В.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора ООО «Санаторий «Северное сияние» ФИО1 на постановление врио руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Республике ФИО3 и <адрес> ФИО5 №-ЦИИ-П/Д от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст.9.1 КоАП РФ,
руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.8 КоАП РФ,
установил:
Постановлением врио руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Республике ФИО3 и <адрес> ФИО5 №-ЦИИ-П/Д от ДД.ММ.ГГГГ генеральный директор ООО «Санаторий «Северное сияние» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 КоАП РФ, с применением положений ст. 4.1.1 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде предупреждения.
Не согласившись с указанным постановлением, ФИО1 подал в суд жалобу, в которой просит постановление отменить. В частности, заявитель указывает, что определение о назначении места и времени рассмотрения дела об административном правонарушении Крымского управления Ростехнадзора в адрес ФИО1 не направлялось. Также, копия оспариваемого постановления в адрес ФИО1 направлена не была, об указанном постановлении ему стало известно лишь ДД.ММ.ГГГГ при рассмотрении апелляционной жалобы в Двадцать первом арбитражном апелляционном суде по делу №А83-25435/2021. Кроме того, в ходе производства по заявлению ООО «Санаторий «Северное сияние» о признании недействительным представления Сакской межрайонной прокуратуры Республики ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ №Исорг№ об устранении нарушений требований федерального законодательства Арбитражным судом Республики ФИО3, было установлено, что обществом не эксплуатируются опасные производственные объекты. Нарушения требований промышленной безопасности ООО «Санаторий «Северное сияние» и его генеральным директором – ФИО1 не установлено.
В судебном заседании защитник ФИО1 – ФИО6 доводы жалобы поддержал, просил удовлетворить.
От ФИО1 поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Должностные лица Межрегионального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Республике ФИО3 и <адрес> ФИО7, ФИО8 просили оспариваемое постановление оставить без изменения.
Прокурор Сакской межрайонной прокуратуры Республики ФИО3 извещен надлежащим образом, причины неявки суду не сообщил.
Выслушав пояснения участников процесса, изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, выслушав пояснения участников процесса, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с частью 2 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
Частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Административная ответственность по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ наступает за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объектом рассматриваемого правоотношения выступают правоотношения в сфере обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
Объективная сторона правонарушения состоит в несоблюдении установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, а также утвержденными в соответствии с ними нормативными техническими документами условий, запретов, ограничений и других обязательных требований, обеспечивающих промышленную безопасность.
Субъектом правонарушения могут выступать как граждане и должностные лица, так и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм, чья деятельность функционально связана с опасными производственными объектами.
Под требованиями промышленной безопасности понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности (часть 1 статьи 3 Закона о промышленной безопасности).
В соответствии со ст.9 Закона №116-ФЗ, организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.
Частями 1,2 ст.11 Закона №116-ФЗ, установлено, что организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации.
Сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности представляются в письменной форме либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в федеральные органы исполнительной власти в области промышленной безопасности или их территориальные органы ежегодно до 1 апреля соответствующего календарного года. Требования к форме представления сведений об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности.
В соответствии со ст.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», основными принципами осуществления лицензирования являются: обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации; установление лицензируемых видов деятельности федеральным законом; установление федеральными законами единого порядка лицензирования отдельных видов деятельности на территории Российской Федерации; установление исчерпывающих перечней лицензионных требований в отношении лицензируемых видов деятельности положениями о лицензировании конкретных видов деятельности; открытость и доступность информации о лицензировании, за исключением информации, распространение которой запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации; недопустимость взимания с соискателей лицензий и лицензиатов платы за осуществление лицензирования, за исключением случаев, предусмотренных статьей 10 настоящего Федерального закона; соблюдение законности при осуществлении лицензирования.
Нормами ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», лицензированные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Лицензированные требования включают в себя требования к созданию юридических лиц и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствующих сферах деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования, в том числе требования, предусмотренные частями 4.1 и 5 настоящей статьи.
В перечень лицензионных требований с учетом особенностей осуществления лицензируемого вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности) могут быть включены следующие требования:
1) наличие у соискателя лицензии и лицензиата производственных объектов по месту осуществления лицензируемого вида деятельности, технических средств, оборудования и технической документации, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, предусматривающем право владения и право пользования или в случаях, установленных положением о лицензировании конкретного вида деятельности, право пользования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности;
2) наличие у соискателя лицензии и лицензиата работников, заключивших с ними трудовые договоры, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией и (или) имеющих стаж работы, необходимый для осуществления лицензируемого вида деятельности;
3) наличие у соискателя лицензии и лицензиата необходимой для осуществления лицензируемого вида деятельности системы производственного контроля;
4) соответствие соискателя лицензии и лицензиата требованиям, установленным федеральными законами и касающимся организационно-правовой формы юридического лица, размера уставного капитала, отсутствия задолженности по обязательствам перед третьими лицами;
5) иные требования, установленные федеральными законами и (или) международными договорами Российской Федерации, не требующими издания внутригосударственных актов для их применения и действующими в Российской Федерации.
Статьей 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» перечислены перечни видов деятельности, на которые требуется лицензия.
В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании и Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности (утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1661), деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности подлежит обязательному лицензированию.
При этом пунктом 2 части 1 статьи 15 Закона о лицензировании в лицензию подлежат включению, в том числе сведения об адресах мест осуществления лицензируемого вида деятельности.
Как следует из материалов дела, Сакской межрайонной прокуратурой на основании решения от ДД.ММ.ГГГГ № проведена проверка исполнения должностным лицом ООО «Санаторий «Северное Сияние» законодательства о промышленной безопасности опасных производственных объектов.
В ходе проверки со специалистами Межрегионального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Республике ФИО3 и <адрес> проведено рассмотрение эксплуатационной документации, выборочный осмотр технических устройств, зданий и сооружений, входящих в состав сети газопотребления эксплуатируемой ООО «Санаторий «Северное Сияние», а также проверка соответствующей организационно-технической документации, предусмотренной нормативными требованиями в области промышленной безопасности.
В связи с тем, что ООО «Санаторий «Северное Сияние» эксплуатируются объект обладающий признаками опасности, предназначенные для транспортировки природного газа под давлением свыше 0,005 мега Паскаля до 1,2 мега Паскаля значительно (газопроводы среднего давления), к ним предъявляются определенные требования для идентификации и регистрации объектов, а также должен быть присвоен класс опасности в соответствии с требованиями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
Установлено, что эксплуатация опасного производственного объекта осуществляется в нарушение требований статьи 9, пункта 2 статьи 2 Приложения I Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пункта 12 части 1 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», п.2 «Положения об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики», утв. постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, а именно:
- не проведена идентификация, и регистрация объекта в государственном реестре опасных производственных объектов, обладающего признаками опасности;
-эксплуатация опасного производственного объекта, обладающего признаками опасности, осуществляется без соответствующей лицензии в области. промышленной безопасности, на осуществление вида деятельности «Эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов 1, ІІ и ІІІ классов опасности»;
-не соблюдаются требования промышленной безопасности, в части допуска к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям, а также не обеспечивается подготовка и аттестация в области промышленной безопасности, работников, занятых эксплуатацией опасного производственного объекта;
-эксплуатирующей организацией ООО «Санаторий «Северное Сияние» не соблюдаются требования промышленной безопасности, в части организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта;
-не соблюдаются требования промышленной безопасности, в части заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного производственного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасных производственных объектах;
-не соблюдаются требования промышленной безопасности, в части осуществления мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте посредством разработки и утверждения плана мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте.
Постановлением и.о. заместителя Сакского межрайонного прокурора от ДД.ММ.ГГГГ в отношении генерального директора ООО «Санаторий «Северное сияние» ФИО1 возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.
Из справки о государственной принадлежности объекта основных средств, выданной Сакское УЭГХ ГУП РК «Крымгазсети» следует, что подземный газопровод среднего давления протяжённостью 0,616 км., расположенный по адресу: <адрес> санаторий «Северное сияние», является государственной собственностью Республики ФИО3 и передан в хозяйственное ведение ГУП РК «Крымгазсети» ДД.ММ.ГГГГ, инвентарный номер объекта 09.10.2.00254.
Актом разграничения балансовой принадлежности и ответственности за эксплуатацию газового оборудования газопроводов от ДД.ММ.ГГГГ, согласованным с Сакским УЭГХ ГУП РК «Крымгазсети» установлена граница разделения эксплуатационной ответственности объекта опасных средств.
Согласно акту разграничения балансовой принадлежности и ответственности за эксплуатацию газового оборудования газопроводов между ООО «Санаторий «Северное сияние» и Сакским УЭГХ ГУП РК «Крымгазсети» от ДД.ММ.ГГГГ – границей разграничения имущественной принадлежности газораспределительной системы сторон является кран (задвижка) на расстоянии 106 метров после шкафного газорегуляторного пункта.
Таким образом, в ходе проверки не было установлено, что Обществом эксплуатируется ОПО, предназначенный для транспортировки природного газа под давление свыше 0,005 мегапаскаля до 1,2 мегапаскаля (газопровода среднего давления и ШРП, расположенных по адресу: <адрес>) без установления узла учета, средств измерения или совокупности средств измерений ОПО.
Для отнесения объекта ко второму классу опасности необходимо установить работу опасного производственного объекта, предназначенного для транспортировки природного газа под давлением свыше 1,2 мегапаскаля или сжиженного углеводородного газа под давлением свыше 1,6 мегапаскаля, тогда как к опасным производственным объектам не относятся работающие под давлением природного газа или сниженного углеводородного газа до 0,005 мегапаскаля, включительно, сети газораспределения и сети газопотребления (пункт 6 приложения № к Закону №1165-ФЗ).
Указанное позволяет сделать вывод о том, что эксплуатация Обществом газопроводов, предназначенных для транспортировки газа под давлением свыше 0,005 мегапаскаля до 1,2 мегапаскаля (газопровода среднего давления) нельзя признать ОПО.
В дополнение к доводам жалобы, в адрес суда предоставлена копия решения Арбитражного суда Республики ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ по делу №А83-3324/2023 о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Республике ФИО3 и <адрес> №-ЦИИ-И/Ю от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении ООО «Санаторий «Северное Сияние» к административной ответственности по ч.1 ст.9.1 КоАП РФ по факту выявленных нарушений в ходе проверки Сакской межрайонной прокуратурой от ДД.ММ.ГГГГ.
Из указанного решения также следует, что эксплуатацию ООО «Санаторий «Северное Сияние» газопроводов, предназначенных для транспортировки газа под давлением свыше 0,005 мегапаскаля до 1,2 мегапаскаля (газопровода среднего давления), нельзя признать ОПО.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Ст. 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных к настоящей статье.
Данные обстоятельства не были приняты во внимание должностным лицом, вынесшим постановление, оценка данным обстоятельствам дана не была.
Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствие в действиях должностного лица - генерального директора ООО «Санаторий «Северное Сияние» ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 КоАП РФ.
Отсутствие состава административного правонарушения является одним из обстоятельств, при которых производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению (пункт 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Обращаясь в суд с жалобой, генеральный директор ООО «Санаторий «Северное Сияние» ФИО1 также указал на нарушение норм процессуального права, ссылаясь на то, что он надлежащим образом не был извещен о рассмотрении дела об административном правонарушении должностным лицом, копия постановления о привлечении к административной ответственности в его адрес не направлялась.
Часть 1 статьи 25.15 КоАП РФ предусматривает, что лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
В силу ч. 2 ст. 25.15 КоАП РФ извещения, адресованные гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, направляются по месту их жительства.
Целью извещения должностного лица, привлекаемого к административной ответственности, о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении является обеспечение ему реальной возможности присутствовать при составлении протокола, давать свои объяснения и замечания по существу вменяемых нарушений, а также воспользоваться иными правами, предоставленными нормами Кодекса.
Таким образом, указанными выше нормами лицу, привлекаемому к административной ответственности, обеспечивается правовая возможность для защиты прав и законных интересов и непосредственное участие его при рассмотрении дела об административном правонарушении.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что дело об административном правонарушении рассмотрено должностным лицом в отсутствие надлежащим образом извещенного генерального директора ООО «Санаторий «Северное Сияние» ФИО1
В материалах дела об административном правонарушении отсутствуют какие-либо сведения о назначении даты рассмотрения дела, надлежащем извещении должностного лица, а также направлении копии постановления, что привело к нарушению прав лица, привлекаемого к административной ответственности, реальной возможности присутствовать при рассмотрении дела, давать свои объяснения и замечания по существу вменяемого нарушения, своевременно подать жалобу, а также воспользоваться иными правами, предоставленными нормами Кодекса.
В силу пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах, обжалуемое постановление должностного лица административного органа подлежит отмене, а производство по делу – прекращению, в связи с отсутствием в действиях генерального директора ООО «Санаторий «Северное сияние» ФИО1 состава административного правонарушения предусмотренного ч.1 ст.9.1 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь п. 3 ч.1 ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья, -
решил:
постановление генерального директора ООО «Санаторий «Северное сияние» ФИО1 на постановление врио руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Республике ФИО3 и <адрес> ФИО5 №-ЦИИ-И/Д от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении генерального директора ООО «Санаторий «Северное сияние» ФИО1 к административной ответственности по ч. 1 ст.9.1 КоАП РФ, отменить, производство по делу прекратить по основаниям, предусмотренным п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики ФИО3 через Киевский районный суд ФИО2 Симферополя в течение десяти суток со дня вручения (получения) его копии.
Судья В.Ф. Камынина