Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-522/2023 ~ М-496/2023 от 10.07.2023

Дело № 2-1-522/2023

64RS0008-01-2023-000569-67

Решение

Именем Российской Федерации

10 августа 2023 года

р.п. Базарный Карабулак

Саратовская область

Базарно-Карабулакский районный суд Саратовской области в составе председательствующего судьи Верейкина А.А.,

при секретаре судебного заседания Солдатовой Ю.Ю.,

с участием: истицы Варюхиной В.В., представителя ответчика Симулкина А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Варюхиной В. В. к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Саратовской области о признании незаконным решения, включении периодов в страховой стаж,

установил:

Варюхина В.В. обратилась в суд с иском к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Саратовской области (далее по тексту - ОСФР по Саратовской области), в котором просит признать незаконным решение об отказе в назначении страховой пенсии по старости от ДД.ММ.ГГГГ, возложить на ответчика обязанности включить в страховой стаж период ухода за нетрудоспособным гражданином, достигшим возраста 80 лет, с 17.02.2022 года по 07.09.2022 года, назначить пенсию с 11.04.2023 года.

Свои требования Варюхина В.В. обосновывает тем, что она 11.04.2023 года обратилась в ОСФР по Саратовской области с заявлением о назначении страховой пенсии. Однако решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ ей отказано в назначении страховой пенсии, поскольку страховой стаж не включен период ухода за нетрудоспособным гражданином, достигшим возраста 80 лет, с 17.02.2022 года по 07.09.2022 года. С указанным решением истица не согласна, поскольку она осуществляла уход за Черняевой Н.А., достигшей возраста 80 лет, после чего с 08.09.2022 года работала в УФПС <адрес>, что в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 12 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 года является основанием для включения указанного периода в страховой стаж.

Представителем ответчика представлено возражение на исковое заявление (л.д. 29-38), согласно которого он полагает, что исковые требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям. При исчислении страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», учитываются периоды работы, при условии начисления и уплаты страховых взносов, а также периоды получения пособия по временной нетрудоспособности. Поскольку с 17.02.2022 года по 07.09.2022 года страховые взносы Варюхиной В.В. не уплачивались, то они не подлежат включению в длительный страховой стаж для целей назначения страховой пенсии по части 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ. Поскольку на 11.04.2023 года длительный страховой стаж Варюхиной В.В. составил менее 37 лет, то в назначении ей страховой пенсии отказано обоснованно.

Истица Варюхина В.В. в судебном заседании заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика по доверенности Симулкин А.Н. в судебном заседании полагал заявленные требования не подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в возражениях на исковое заявление.

Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы гражданского дела суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу статьей 12, 56 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.

Согласно статье 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Всеобщая декларация прав человека 1948 года в статье 22 провозгласила, что каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение.

Статья 39 Конституции РФ перечисляет условия, наступление которых является основанием для социального обеспечения и закрепляет правило о том, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Наличие соответствующих федеральных законов является необходимой гарантией реализации конституционного права на социальное обеспечение. Такая государственная периодическая денежная выплата, как пенсия, устанавливается в связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью и подразделяется на несколько видов: пенсию по старости (по возрасту), по инвалидности, по случаю потери кормильца и за выслугу лет.

Положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Согласно конституционным принципам, новые нормы должны применяться в том объеме, в каком они не отменяют ранее предоставленных прав и льгот в пенсионном обеспечении, не ухудшают прав пенсионеров.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, 11.04.2023 года Варюхина В.В. обратилась в ОСФР по Саратовской области с заявлением (л.д. 18-20) о назначении пенсии досрочно в соответствии с положениями части 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее по тексту - Закон № 400-ФЗ).

ДД.ММ.ГГГГ решением ОСФР по Саратовской области Варюхиной В.В. отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием права на указанный вид пенсии (л.д. 8, 17-18).

Как следует из решения ответчика право на пенсию отсутствует в связи с тем, что заявление подано ранее необходимого страхового стража. Возраст Варюхиной В.В. составляет 56 лет. В соответствии с частью 1.2 статьи 8 Закон № 400-ФЗ страховой стаж Варюхиной В.В. составил 36 лет 7 месяцев.

В страховой стаж для приобретения права на досрочный выход на пенсию лицам, имеющим длительный страховой стаж (37 лет для женщин) Варюхиной В.В. не включен период ухода за нетрудоспособным гражданином, достигшим возраста 80 лет, с 17.02.2022 года по 07.09.2022 года.

С 01.01.2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Федеральным законом от 03.10.2018 года № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» в указанный Федеральный закон внесены изменения.

Так, указанным Федеральным законом предусмотрено поэтапное повышение на 5 лет общеустановленного пенсионного возраста (до 65 и 60 лет для мужчин и женщин соответственно), по достижении которого при наличии требуемого стажа и индивидуального пенсионного коэффициента может быть назначена страховая пенсия на общих основаниях.

В соответствии с частью 3 статьи 10 Федерального закона от 03.10.2018 года № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» в целях адаптации к изменениям условий пенсионного обеспечения данным законом установлена льгота для граждан, предусмотренных в части 1 статьи 8 Федерального закона № 400-ФЗ.

Согласно положениям части 1 статьи 4 Федерального закона № 400-ФЗ право на страховую пенсию имеют граждане РФ, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных данным Федеральным законом.

В соответствии с частями 1 и 1.2 статьи 8 Федерального закона № 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к данному Федеральному закону. Лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частью 1 и частью 1.1 данной статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).

Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона № 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории РФ лицами, указанными в части 1 статьи 4 данного Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Статьей 12 названного Федерального закона предусмотрены иные периоды, которые засчитываются в страховой стаж. Перечень данных периодов является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Из положений части 9 статьи 13 Федерального закона № 400-ФЗ следует, что при исчислении страхового стажа лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 данного Федерального закона, в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 11 этого Федерального закона, а также периоды, предусмотренные пунктом 2 части 1 статьи 12 данного Федерального закона (период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности). При этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений части 8 указанной статьи.

Согласно положениям части 8 статьи13 Федерального закона № 400-ФЗ при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу этого Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

Таким образом, из анализа действующего пенсионного законодательства следует, что только предусмотренные частью 1 статьи 11 и пунктом 2 части 1 статьи 12 Федерального закона № 400-ФЗ периоды подлежат включению в страховой стаж лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 указанного Федерального закона, в целях определения их права на страховую пенсию по старости. При этом период ухода за нетрудоспособным гражданином, достигшим возраста 80 лет, не засчитывается, поскольку за эти периоды не начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений части 8 статьи 13 указанного Закона.

Для назначения пенсии истцу на 24 месяца ранее достижения пенсионного возраста в страховой стаж для назначения страховой пенсии по старости со снижением пенсионного возраста с учетом нового пенсионного законодательства подлежат включению периоды работы и иной деятельности, за которые уплачивались страховые взносы в пенсионный орган, а также период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, при этом страховой стаж должен составлять 37 лет для истца.

В связи с изложенным у суда отсутствуют основания для признания решений пенсионного органа незаконными и возложении на ответчика обязанности включить спорный период в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по части 1.2 статьи 8 Федерального закона № 400-ФЗ.

Суд также учитывает, что согласно позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 года № 1448-О, согласно которой: Конституция РФ в соответствии с целями социального государства (ст. 7, ч. 1) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39, ч. 1). Законодатель, обеспечивая конституционное право каждого на получение пенсии, вправе, как это вытекает из ст. 39 (ч. 2) Конституции РФ, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, их размеров, правил подсчета страхового стажа, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.

Реализуя указанные полномочия, законодатель в части 1.2 статьи 8 Федерального закона № 400-ФЗ предусмотрел для лиц, имеющих страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), право на назначение страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, а также в части 9 статьи 13 данного Федерального закона закрепил особый порядок исчисления продолжительности такого страхового стажа.

Так, в целях определения их права на страховую пенсию по старости в соответствии с указанным основанием в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории РФ застрахованными лицами, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ (часть 1 статьи 11 Федерального закона «О страховых пенсиях»), а также периоды получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности (пункт 2 части 1 статьи 12 названного Федерального закона); при этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений части 8 его статьи 13.

Такое правовое регулирование, принятое в рамках дискреционных полномочий законодателя, предусматривает порядок реализации прав граждан на пенсионное обеспечение на льготных условиях, в равной мере распространяется на всех лиц, застрахованных в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», и не может расцениваться как нарушающее конституционные права граждан, в том числе заявителя.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что в удовлетворении заявленных требований необходимо отказать.

Руководствуясь статьями 12, 56, 67, 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований Варюхиной В. В. к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Саратовской области о признании незаконным решения, включении периодов в трудовой стаж - отказать.

Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Саратовский областной суд через Базарно-Карабулакский районный суд Саратовской области.

Председательствующий    А.А. Верейкин

2-522/2023 ~ М-496/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Варюхина Валентина Васильевна
Ответчики
Государственное Учреждение - Отделение Фонда Пенсионного и Социального Страхования РФ по Саратовской области
Суд
Базарно-Карабулакский районный суд Саратовской области
Судья
Верейкин Андрей Анатольевич
Дело на странице суда
bazarnj-karabulaksky--sar.sudrf.ru
10.07.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.07.2023Передача материалов судье
14.07.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.07.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.07.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.08.2023Судебное заседание
17.08.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.09.2023Дело оформлено
17.10.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее