Дело № 2-156/2023
Решение
Именем Российской Федерации
15 мая 2023 года г. Юрьев- Польский
Юрьев-Польский районный суд Владимирской области в составе председательствующего Антоновой Н.П.,
при секретаре Давыдовой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Юрьев-Польском Владимирской области гражданское дело по иску управления Росгвардии по Владимирской области о признании имущества бесхозяйным и его утилизации,
установил:
управление Росгвардии по Владимирской области обратилось с заявлением о признании бесхозяйным охотничьего гладкоствольного длинноствольного огнестрельного ружья и направлении его на склад вооружения ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Владимирской области» для утилизации.
В обоснование указано, что данное ружье модели МР-79-9, калибра 9 мм., №, принадлежало Х.Н.Н., умершему ДД.ММ.ГГГГ. Как следует из заявления далее, данное гражданское гладкоствольное огнестрельное оружие - охотничье ружье - находится на ответственном хранении на складе вооружения ОМВД России по Юрьев-Польскому району. Бремя содержания оружия легло на ОМВД России по Юрьев-Польскому району, при этом его хранение требует определенных затрат, в частности по его учету, поддержанию специального температурного режима и влажности помещения, регулярному техническому уходу. Наследники, в соответствии со ст. 20 федерального закона «Об оружии», к заявителю с целью получения права владения им и его возврата не обращались, данное бездействие расценивается как нежелание наследников принимать на себя бремя владения указанным имуществом, в связи с чем оно подлежит признанию бесхозяйным и направлению на утилизацию.
Надлежаще извещенные заявитель и заинтересованное лица - ОМВД России по Юрьев-Польскому району просили о рассмотрении дела в отсутствие их представителей.
Представитель заинтересованного лица - ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Владимирской области в судебное заседание не прибыл, представив ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие и отзыв с указанием о возможности признания оружия безхозяйным при наличии на то обстоятельств, установленных нормативными актами, с передачей на склад вооружения ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Владимирской области на хранение с последующей утилизацией силами территориального органа Росгвардии.
Федеральное агентство по управлению имуществом в отзыве указало на отсутствие у него прав и обязанностей в отношении оружия, оставив разрешение заявления на усмотрение суда.
Суд рассмотрел дело при имеющейся явке.
Исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.ст. 35, 55 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
В то же время данное право граждан может быть ограничено федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях зашиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Оружие, владение которым как специфическим предметом собственности, предполагает выполнение определенных требований, предусмотренных федеральным законом РФ «Об оружии» (Закон), постановлением правительства РФ «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации» и другими нормативно-правовыми актами Российской Федерации.
Государством ограничен оборот оружия в РФ в соответствии с положениями указанного Закона, согласно которому право граждан на приобретение оружия, его хранение и ношение ограничено соблюдением ряда условий, в том числе обязательным наличием лицензии на приобретение конкретного вида оружия, разрешения на хранение и ношение оружия, выдаваемых органами внутренних дел по месту жительства гражданина.
В соответствии со ст.ст. 20, 27 Закона дарение и наследование гражданского оружия производится в предусмотренном законодательством порядке при наличии у наследника или одаряемого лица лицензии на приобретение оружия, а изъятие оружия и патронов федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его территориальными органами, а также органами внутренних дел в случаяхсмерти собственника гражданского оружия или смерти гражданина, имевшего на законном основании боевое или служебное оружие до решения вопроса о наследовании имущества и получении права на владение оружием либо отчуждения оружия, но не более одного года. По истечении указанного срока уполномоченным органом принимаются меры по принудительному отчуждению данного оружия в предусмотренном гражданским законодательством порядке.
Следуя актовой записи от ДД.ММ.ГГГГ, Х.Н.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умер ДД.ММ.ГГГГ.
По сведениям нотариусов Юрьев - Польского нотариального округа к имуществу Х.Н.Н. дело не заводилось.
Согласно протоколу изъятия оружия от 13 сентября 2016 года данное охотничье ружье изъято у Д.Т.И.. При этом она письменно уведомлена о принятии мер по устранению причин, послуживших основанием для такого изъятия, - для продления разрешительных документов или отчуждения оружия в соответствии с законом, и при отсутствии таковых - об отчуждении оружия в судебном порядке.
В ходе судебного разбирательства установлено, что с 13 сентября 2016 года по настоящее время на хранении в ОМВД России по Юрьев-Польскому району находится гражданское огнестрельное оружие - охотничье ружье модели МР-79-9, калибра 9 мм., №, надлежащим образом изъятое инспектором ОЛРР (по Кольчугинскому и Юрьев-Польскому районам) Управления Росгвардии по Владимирской области, в связи с чем бремя содержания оружия легло на указанный орган внутренних дел.
Согласно ч. 1 ст. 209 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии со ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
После смерти Х.Н.Н. до настоящего времени в отношении изъятого ружья с целью получения права владения им и его возврата никто не обращался, хотя такой возможности наследники и законные представители не лишались.
В силу п. 2 ст. 129 ГК РФ виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо нахождение которых в обороте допускается по специальному разрешению (объекты, ограниченно оборотоспособные), определяются в порядке, установленном законом.
Согласно ст. 28 Закона «Об оружии», контроль за оборотом гражданского оружия на территории Российской Федерации осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия или его территориальный орган и органы, уполномоченные Правительством Российской Федерации выдавать лицензии на производство гражданского и служебного оружия, а также уполномоченные органы государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к гражданскому и служебному оружию, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и законодательством Российской Федерации о стандартизации.
В соответствии с п.7 ч.1 ст.2 Федерального закона РФ от 3 июля 2016 года № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» задача по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия возложена на войска национальной гвардии.
В соответствии с п. 83 постановления правительства РФ от 21 июля 1998 года № 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации» изъятые оружие и патроны, технически непригодные для эксплуатации, самодельные или переделанные, а также запрещенные к обороту на территории Российской Федерации, уничтожаются воинскими частями войск национальной гвардии Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации в порядке, установленном Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации.
Приказом Росгвардии и МВД России от 22 февраля 2019 года № 54/90 «Об утверждении Порядка взаимодействия Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, ее территориальных органов и органов внутренних дел Российской Федерации по вопросам, отнесенным к их компетенции в сфере оборота оружия» определен Порядок организации взаимодействия Росгвардии, ее территориальных органов с органами внутренних дел РФ по вопросам, отнесенным к их компетенции в сфере оборота оружия, в том числе по уничтожению.
В соответствии с п. 16 Порядка передача оружия для уничтожения, за исключением оружия, изъятого полицией по уголовным делам, в территориальные органы Росгвардии осуществляется со складов вооружения МВД России по соответствующим субъектам Российской Федерации на основании письменного обращения территориального органа МВД России на региональном уровне либо территориального органа Росгвардии по ведомости приема-передачи оружия и патронов к оружию.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований и полагает возможным удовлетворить их в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
решил:
заявление Управления Росгвардии по Владимирской области удовлетворить.
Признать бесхозяйным охотничье гладкоствольное длинноствольное огнестрельное оружие модели МР-79-9, калибра 9 мм., №.
Направить бесхозяйное охотничье гладкоствольное длинноствольное огнестрельное оружие модели МР-79-9, калибра 9 мм., №, на склад вооружения ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Владимирской области на хранение с последующей утилизацией силами Управления Росгвардии по Владимирской области.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Юрьев-Польский районный суд в течение месяца со дня принятия.
Мотивированное решение изготовлено 22 мая 2023 года.
Судья Н.П. Антонова