УИД 16RS0041-01-2023-000769-84
Дело № 2-654/2023
2.178г
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 июня 2023 года г. Лениногорск Республика Татарстан
Лениногорский городской суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Глейдман А.А.,
при секретаре судебного заседания ФИО,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО к исполнительному комитету муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан, исполнительному комитету муниципального образования «Письмянское сельское поселение» Лениногорского муниципального района Республики Татарстан, ФИО, ФИО об установлении факта владения и пользования недвижимым имуществом на праве собственности за умершим, включении имущества в наследственную массу и признании права собственности на него в порядке наследования,
УСТАНОВИЛ:
ФИО обратился в суд с иском к исполнительному комитету муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан, исполнительному комитету муниципального образования «Письмянское сельское поселение» Лениногорского муниципального района Республики Татарстан, ФИО, ФИО о признании наследников не принявшими наследство, установлении факта владения и пользования недвижимым имуществом на праве собственности за умершим, включении имущества в наследственную массу и признании права собственности на него в порядке наследования.
В обоснование заявленных требований указано, что на основании распоряжения ИК МО «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ № крестьянскому фермерскому хозяйству ФИО был предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, Письмянское сельское поселение, КФХ «Дизель», на основании чего был заключен договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ №. На указанном земельном участке ФИО было построено нежилое здание – дом рыбака.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО умер. Право собственности на нежилое здание – дом рыбака оформлено надлежащим образом не было. Однако при жизни ФИО добросовестно владел и пользовался указанным нежилым зданием как собственник, оплачивал все необходимые платежи, следил за его надлежащим состоянием, использовал по назначению.
Наследниками по закону первой очереди после смерти ФИО являются его дети: истец ФИО и ответчики ФИО и ФИО
В установленный законом шестимесячный срок истец обратился в нотариальные органы для оформления наследственных прав после смерти отца, однако нотариусом было отказа в выдачи свидетельства о праве на наследство по закону на указанное имущество в виду того, что право собственности на нежилое здание за умершим зарегистрировано не было. Однако истец фактически принял наследство в виде указанного здания, так как открыто пользовался им по назначению, оплачивал коммунальные услуги и нес расходы по его содержанию. По изложенным основаниям, уточнив заявленные исковые требования, ФИО просит суд установить факт владения и пользования ФИО, умершим ДД.ММ.ГГГГ, на праве собственности нежилым зданием – домом рыбака, расположенным на земельном участке с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, Письмянское сельское поселение, КФХ «Дизель»; включить указанное имущество в состав наследства, открывшегося ДД.ММ.ГГГГ после смерти ФИО, и признать за ним право собственности на указанное имущество.
Протокольным определением ДД.ММ.ГГГГ судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное казенное учреждение Палата имущественных и земельных отношений исполнительного комитета муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан.
Истец ФИО в судебное заседание не явился, в представленном суду письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие, уточненные исковые требования удовлетворить.
Ответчики ФИО и ФИО в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом, в представленных суду заявлениях просили рассмотреть дело в их отсутствие, уточненные исковые требования признали в полном объеме.
Представитель ответчика исполнительного комитета муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан в судебное заседание не явился, в представленном суду отзыве просил рассмотреть дело в отсутствии их представителя, вынести решение в соответствии с действующим законодательном.
Представитель ответчика исполнительного комитета «Письмянское сельское поселение» Лениногорского муниципального района Республики Татарстан, извещенного о рассмотрении дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился.
Представитель привлеченного судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора муниципального казенного учреждения Палата имущественных и земельных отношений муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан в судебное заседание не явился, в представленном суду отзыве на исковое заявление просил рассмотреть дело в его отсутствие, вынести решение в соответствии с действующим законодательством.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
В том числе суд рассматривает дела об установлении факта владения и пользования недвижимым имуществом (пункт 6 части 2 статьи 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу положений статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации признание права является одним из способов защиты права.
Согласно пункту 1 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Пунктом 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии со статьей 219 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Согласно статьей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки (пункт 1).
Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан. В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом (пункт 3).
Действующим с ДД.ММ.ГГГГ абзацем вторым пункта 3.2 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, во временное владение и пользование которому в целях строительства предоставлен земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором возведена или создана самовольная постройка, приобретает право собственности на такие здание, сооружение или другое строение в случае выполнения им требования о приведении самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями, если это не противоречит закону или договору.
На основании статьи 1111 Гражданского кодекса Российской Федерации наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных настоящим Кодексом.
В силу положений статьи 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Согласно пункту 1 статьи 1141 Гражданского кодекса Российской Федерации наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142 – 1145 и 1148 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 статьи 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации, установлено, что для приобретения наследства наследник должен его принять.
В силу пункта 4 названной статьи, принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
В соответствии со статьей 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство. Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
С учетом разъяснений, изложенных в пункте 34 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О судебной практике по делам о наследовании» наследник, принявший наследство, независимо от времени и способа его принятия считается собственником наследственного имущества, носителем имущественных прав и обязанностей со дня открытия наследства вне зависимости от факта государственной регистрации прав на наследственное имущество и ее момента (если такая регистрация предусмотрена законом).
Исходя из позиции, изложенной в пункте 8 указанного Постановления при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, надлежащим способом защиты права на наследование до истечения срока принятия наследства являются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено, требования о признании права собственности в порядке наследования.
Судом установлено и из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ умер ФИО
При его жизни на основании распоряжения руководителя Исполнительного комитета муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» ФИО о предоставлении земельного участка в аренду от ДД.ММ.ГГГГ №, крестьянскому (сельскому) хозяйству ФИО был предоставлен земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером №, площадью 2 000 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, Лениногорский муниципальный район, Письмянское сельское поселение, КФХ «Дизель» с разрешением использовать для сельскохозяйственного использования в аренду сроком на три года.
ДД.ММ.ГГГГ между Казенным учреждением Палата имущественных и земельных отношений Республики Татарстан и арендатором КФХ ФИО был заключен договор аренды земельного участка №.
Как следует из выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок с кадастровым номером №, площадью 3256+/-499 кв.м, категории земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – земельные участки для сельскохозяйственного использования, расположен по адресу: <адрес>, Лениногорский муниципальный район, Письмянское сельское поселение, КФХ «Дизель».
На предоставленном в аренду земельном участке с кадастровым номером № в 2015 году за счет собственных средств ФИО осуществил строительство нежилого здания – дома рыбака, что подтверждается представленным в материалах дела техническим планом здания от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно экспертному заключению № по результатам обследования технического состояния нежилого здания – дома рыбака, расположенного на земельном участке с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, Письмянское сельское поселение, КФХ «Дизель», строительные конструкции находятся в работоспособном состоянии и не представляют угрозу для здоровья и жизни человека, противопожарные разрывы до соседних зданий соблюдены.
Согласно выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ сведения о зарегистрированных правах на нежилое здание – дом рыбака, расположенное на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, Письмянское сельское поселение, КФХ «Дизель», отсутствуют.
Таким образом, при жизни ФИО на предоставленном ему в установленном законом порядке в аренду земельном участке осуществил строительство нежилого здания – дома рыбка, который соответствует установленным требованиям и не нарушает права третьих лиц. При жизни он открыто владел и пользовался указанным объектом недвижимости, каких-либо притязаний относительно прав на него со стороны третьи лиц не имелось.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что заявленные истцом требования в части установления факта владения и пользования на праве собственности за ФИО, умершим ДД.ММ.ГГГГ, спорным недвижимым имуществом, а, оответственно, и о включении его в состав наследства, открывшегося после смерти ФИО, подлежат удовлетворению.
Также из представленной нотариусом Лениногорского нотариального округа Республики Татарстан ФИО по запросу суда копии наследственного дела, открытого после смерти ФИО, следует, что с заявлением о принятии наследства после смерти ФИО обратились его дети ФИО, ФИО, ФИО Однако, принадлежавшее наследодателю нежилое здание – дом рыбака, расположенный на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, Письмянское сельское поселение, КФХ «Дизель», в состав наследства включено не было, поскольку право собственности наследодателя на указанное имущество в установленном законом порядке не зарегистрировано. Сын наследодателя ФИО фактически принял наследство в виде указанного нежилого здания – дома рыбака, поскольку после смерти отца он открыто пользуется им по назначению, оплачивает коммунальные услуги и нес расходы по его содержанию. Данный факт ответчиками не оспаривается. Иные наследники, ФИО и ФИО, также принявшие наследство после смерти ФИО, обратившись к нотариусу с соответствующими заявлениями, на указанное наследственное имущество не претендуют.
Поскольку истец в установленном законом порядке принял наследство, открывшееся ДД.ММ.ГГГГ после смерти его отца ФИО, а спорное недвижимое имущество включено в состав указанного наследства, также имеются основания для признания за истцом права собственности в порядке наследования на нежилое здание – дом рыбака, расположенное на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, Письмянское сельское поселение, КФХ «Дизель».
На основании изложенного, руководствуясь статьями 12, 56, 194, 198, 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление ФИО удовлетворить.
Установить факт владения и пользования нежилым зданием – домом рыбака, расположенным на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, Письмянское сельское поселение, КФХ «Дизель», ФИО, умершим ДД.ММ.ГГГГ.
Включить нежилое здание – дом рыбака, расположенное на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, Письмянское сельское поселение, КФХ «Дизель», в состав наследства, открывшегося ДД.ММ.ГГГГ после смерти ФИО.
Признать за ФИО, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт серии № выдан ДД.ММ.ГГГГ Отделом УФМС России по <адрес> в <адрес>, в порядке наследования после смерти ФИО, последовавшей ДД.ММ.ГГГГ, право собственности на нежилое здание – дом рыбака, расположенное на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, Письмянское сельское поселение, КФХ «Дизель».
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Лениногорский городской суд Республики Татарстан.
Судья Лениногорского городского суда
Республики Татарстан подпись А.А. Глейдман
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Копия верна. Судья А.А. Глейдман
Подлинник данного документа подшит в деле № 2-654/2023 г., хранящемся в Лениногорском городском суде Республики Татарстан.