Дело № 2-466/2022
№
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 июля 2022г. с. Владимиро–Александровское <адрес>
Партизанский районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Сычевой Е.Е.
при секретаре Манышевой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кузнецова Е.В. к администрации Партизанского муниципального района <адрес> о признании незаконным решения, возложении обязанности,
установил:
истец обратился в суд с иском к ответчику, в котором просил признать незаконным решение, оформленное письмом № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в передаче в собственности истца земельного участка с кадастровым №, возложить на ответчика обязанность принять решение о предоставлении истцу в собственность указанного земельного участка и заключить договор купли – продажи данного участка с истцом.
В обоснование иска указал, что он является арендатором указанного земельного участка, на котором расположен принадлежащий истцу жилой дом, с кадастровым №. ДД.ММ.ГГГГ он обратился к ответчику с заявлением о передаче ему в собственность за плату спорного земельного участка, на основании договора купли – продажи без проведения торгов в порядке пп.6 п.2 ст. 39.3 ЗК РФ. Решением от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано, поскольку спорный земельный участок входит в состав земель Министерства обороны РФ. Полагает, что правовых оснований, препятствующих передаче истцу спорного земельного участка, не имелось, доводы ответчика не подтверждены.
Истец и его представитель Полонская М.Ю.в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещен в установленном законом порядке, представитель просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен в установленном законом порядке.
Суд, изучив материалы дела, считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Часть 3 статьи 36 Конституции Российской Федерации устанавливает, что условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
Основания для отказа в предоставлении находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка без торгов предусмотрены статьей 39.16 ЗК РФ.
Так, в соответствии с пунктом 4 указанной статьи уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если подано заявление о предоставлении земельного участка и в отношении расположенных на нем здания, сооружения, объекта незавершенного строительства принято решение о сносе самовольной постройки.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, а также с ведением Единого государственного реестра недвижимости (далее также - ЕГРН) и предоставлением сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с поименованным Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с этим Федеральным законом сведений (часть 2 статьи 1 Закона N 218-ФЗ).
По смыслу положений частей 3, 5 статьи 1 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество представляет собой юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права на недвижимое имущество, которое может быть оспорено только в судебном порядке.
ЕГРН представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит, в том числе из реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (пункт 2 части 2 статьи 7 Закона N 218-ФЗ).
В судебном заседании установлено, что Кузнецов Е.В. на основании договора аренды №-Ф от ДД.ММ.ГГГГ является арендатором земельного участка с кадастровым №, площадью <данные изъяты>. Местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир – (вершина <данные изъяты>). Участок находится примерно в <данные изъяты> от ориентира на юг. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, для размещения дачных домов и садовых домов, земли особо охраняемых территорий и объектов. Срок действия договора аренды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, вид разрешенного использования указанного земельного участка размещение дачных домов и садовых домов.
В период действия договора аренды, истцом на указанном земельном участке ДД.ММ.ГГГГ году возведен жилой дом, площадью <данные изъяты> кв.м. Данный жилой дом ДД.ММ.ГГГГ поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый №. За истцом ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право собственности на указанный жилой дом. Судебного решения о сносе объекта недвижимости – жилого дома, не выносилось.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к ответчику с заявлением о предоставлении ему в собственность за плату земельного участка с кадастровым №.
Ответчик в своем ответе от ДД.ММ.ГГГГ № отказал истцу в предоставлении данного земельного участка, ссылаясь на то, что испрашиваемый истцом земельный участок входит в состав земель, предоставленным МО РФ на основании распоряжения Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ №, распоряжения Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ №-рс и распоряжения Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ №, входит в границы 8 выдела <данные изъяты> квартала Тихоокеанского участкового лесничества Партизанского лесничества МО РФ. Поскольку переданный истцу в аренду земельный участок находится на территории федеральной собственности, соответственно все решения в отношении спорного земельного участка должен принимать собственник, Министерство обороны РФ, в лице Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ. Также в отказе ответчик сослался на положения п. 6 ст. 39.16 ЗК РФ о том, что спорный земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка. А также сослался на пп.5 п. 5 ст. 27 ЗК РФ о том, что ограничиваются в обороте, находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участка, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности.
В соответствии со статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено названной статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
По смыслу данного положения земельного законодательства приобретение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности гражданам и юридическим лицам, имеет целью обеспечение возможности эксплуатации таких объектов недвижимости.
Поскольку истец, является собственником жилого дома, расположенного на испрашиваемом им земельном участке, он имеет исключительное право на приобретение данного земельного участка в собственность, в целях эксплуатации указанного объекта недвижимости.
Ссылка ответчика в оспариваемом решении от ДД.ММ.ГГГГ. на ограничение оборотоспособности спорного земельного участка сделаны без учета пунктов 1, 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которым, земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного вида использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Согласно абзацу второму пункта 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за - исключением случаев, установленных федеральными законами.
Перечень ограниченных в обороте находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков установлен пунктом 5 указанной статьи, в соответствии с подпунктом 5 которого ограниченными в обороте признаются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности и таможенных нужд и не указанные в пункте 4 этой же статьи.
В соответствии с пунктом 1 статьи 93 Земельного кодекса Российской Федерации землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным Кодексом, федеральными законами.
Из анализа приведенных выше норм следует, что при определении ограничения оборотоспособности земельных участков необходимо учитывать категорию земель, вид разрешенного использования, фактическое использование земельного участка в целях обеспечения деятельности государства в области обороны и безопасности, т.е. к ограниченным в обороте отнесены те земельные участки, которые предоставлены для обеспечения обороны и безопасности.
Однако в отношении спорного земельного участка отсутствуют сведения о предоставлении для нужд обороны и безопасности, он, согласно выписке из Единого государственного реестра, отнесен к землям особо охраняемых территорий и объектов, с видом разрешенного использования – для размещения дачных домов и садовых домов.
Также ответчиком не учтено, что согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ, одним из принципов земельного законодательства является принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому, все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Эксплуатация и обслуживание объекта недвижимости возможны только на земельном участке, специально сформированном для этих целей.
В силу пункта 1 статьи 39.20 Земельного кодекса, если иное не установлено этой статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане и юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 данного Кодекса.
Испрашиваемый истцом земельный участок предоставлялся ему на праве аренды сроком на 49 лет для размещения дачных домов и садовых домов.
В целях исполнения договора аренды земельного участка, предоставленного для размещения дачных домов и садовых домов, на предоставленном в аренду земельном участке истцом возведен жилой дом, за ним зарегистрировано право собственности на указанный дом.
Таким образом, истцом на законных основаниях, с разрешения ответчика, на предоставленном ему в аренду земельном участке, с видом разрешенного использования - для размещения дачных домов и садовых домов, возведен объект недвижимости, право собственности на который зарегистрировано в установленном порядке.
Доказательств того, что испрашиваемый истцом земельный участок входит в границы 8 выдела 185 квартала Тихоокеанского участкового лесничества Партизанского лесничества МО РФ, ответчиком не представлено. Из заключения кадастрового инженера ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, приложений к нему, не усматривается, что спорный земельный участок расположен в границах территории 8 выдела <данные изъяты> квартала Тихоокеанского участкового лесничества Министерства обороны РФ. Доказательств обратного ответчиком не представлено.
С учетом изложенных обстоятельств, учитывая, что предоставляя истцу спорный земельный участок для размещения дачных домов и садовых домов, администрация Партизанского муниципального района не ссылалась на наличие обстоятельств, которые будут препятствовать арендатору в дальнейшем в получении в собственность земельного участка под объектом недвижимости, учитывая зарегистрированное право собственности истца на расположенный на этом участке жилой дом, отсутствие доказательств незаконности нахождения данного дома на земельном участке, у истца в силу статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации имеется исключительное право на приобретение спорного земельного участка в собственность.
Руководствуясь ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Кузнецова Е.В. удовлетворить.
Признать незаконным решение администрации Партизанского муниципального района <адрес>, оформленное письмом № от ДД.ММ.ГГГГ. об отказе в передаче в собственности Кузнецову Е.В. земельного участка с кадастровым №.
Обязать администрацию Партизанского муниципального района <адрес> принять решение о предоставлении Кузнецову Е.В. в собственность за плату, без проведения торгов, земельного участка с кадастровым №, площадью <данные изъяты> кв.м.. Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир – (вершина горы <данные изъяты>). Участок находится примерно в <данные изъяты> м от ориентира на юг. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, для размещения дачных домов и садовых домов, земли особо охраняемых территорий и объектов; заключить договор купли – продажи земельного участка с кадастровым № с Кузнецовым Е.В..
Решение в течение месяца с момента изготовления его в окончательной форме может быть обжаловано в <адрес>вой суд, путем подачи апелляционной жалобы через Партизанский районный суд <адрес>.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Судья Е.Е. Сычева