Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-297/2022 ~ М-273/2022 от 16.08.2022

Гр.дело №2-297/2022

УИД 51RS0019-01-2022-000563-07

Мотивированное решение изготовлено 03 октября 2022 года

(с учетом выходных нерабочих дней 01.10.2022, 02.10.2022)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 сентября 2022 г. город Полярные Зори

Полярнозоринский районный суд Мурманской области в составе:

председательствующего судьи Ханиной О.П.,

при помощнике судьи Меньшиковой Ю.С.,

с участием истца Антоновой В.С.,

представителя ответчика Тимониной М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Антоновой В.С. к Федеральному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть №118 Федерального медико-биологического агентства» об оспаривании дисциплинарного взыскания, решения о депримировании, взыскании денежных выплат и компенсации за их задержку, а также компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Антонова В.С. обратилась в Полярнозоринский районный суд с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть №118 Федерального медико-биологического агентства» (далее – МСЧ №118) об оспаривании дисциплинарного взыскания, решения о депримировании, взыскании денежных выплат и компенсации за их задержку, а также компенсации морального вреда.

В обоснование заявленных требований истец указала, что состоит в трудовых отношениях с МСЧ №118 с <дата>, с <дата> по настоящее время занимает должность фельдшера здравпункта, выполняет должностные обязанности по оказанию первичной доврачебной медико-санитарной помощи.

Оспариваемым приказом начальника МСЧ №118 от <дата> №**пн привлечена к дисциплинарной ответственности в виде выговора за действия саботирующего характера, грозящие возникновением техногенной катастрофы на режимном предприятии с особо опасными условиями труда.

Фактически руководителем МСЧ №118 ей вменяется в вину самовольный отказ от исполнения работы по проведению выборочного медицинского контроля работников Кольской АЭС ***

Вместе с тем, в соответствии с трудовым договором и должностной инструкцией на нее, как на фельдшера здравпункта МСЧ №118, не возложена обязанность по выполнению выборочного контроля работников Кольской АЭС, дополнительного соглашения на выполнение указанной работы с нею не заключалось; в ее должностные обязанности не входит осуществление подбора лиц для производства выборочного контроля. В то время, как при применении дисциплинарного взыскания работодатель обязан указать, какие конкретно нарушения трудовых обязанностей были допущены по вине работника.

В результате привлечения к дисциплинарной ответственности она (Антонова В.С.) была депремирована к профессиональному празднику «Дню медицинского работника».

Также полагает, что незаконное привлечение работодателем к дисциплинарной ответственности негативно сказалось на ее эмоциональном состоянии, обусловило тяжелые нравственные переживания, психоэмоционалный стресс, нарушения сна и головные боли, требующие медикаментозного лечения, причинило моральный вред, размер компенсации которого она оценивает в 50000 рублей.

На основании изложенного, с учетом произведенных в ходе судебного заседения уточнений, Антонова В.С. просила суд признать незаконными приказ начальника ФГБУЗ МСЧ №118 ФМБА России от <дата> №**пн о применении дисциплинарного взыскания в виде выговора, и пункт 4 приказа от <дата> №** в части не начисления в отношении нее премии по причине наличия дисциплинарного взыскания (выговора); обязать отменить вышеуказанные приказы; взыскать с ответчика в свою пользу денежные средства в размере начисленной приказом от <дата> №** премии в связи с профессиональным праздником «День медицинского работника» в размере 22000, денежную компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей, а также компенсацию за задержку осуществления выплаты премии в связи с профессиональным праздником «День медицинского работника» в порядке, установленном ст. 236 ТК РФ.

В судебном заседании истец Антонова В.С. поддержала заявленные исковые требования по доводам, изложенным в исковом заявлении и заявлении об их уточнении.

Дополнительно суду пояснила, что местом непосредственного исполнения должностных обязанностей фельдшера является здравпункт на территории филиала АО «Концерн Росэнергоатом» «Кольская атомная станция» (далее – Кольская АЭС).

Несмотря на то, что ни в должностной инструкции фельдшера, ни в положении о здравпункте не предусмотрено обязанностей по проведению выборочного контроля работников Кольской АЭС, с учетом значимости объекта атомной отрасли на основании приказа директора Кольской АЭС на предприятии ежедневно проводится данный контроль в целях выявления лиц, находящихся либо прибывших на рабочее место в состоянии опьянения, под воздействием наркотических или психотропных препаратов.

Фельдшер здравпункта самостоятельно не определяет ни количество, ни конкретных работников, подлежащих тестированию в рамках выборочного контроля. Данную обязанность выполняет заведующая здравпунктом Свидетель №1 с помощью «генератора псевдослучайных чисел», после чего реестр, содержащий количество и пофамильный список подлежащих контролю сотрудников Кольской АЭС, передает фельдшеру. В отношении всех лиц, которые были включены в сформированные заведующей здравпунктом реестры, выборочный медицинский контроль ею проводился, что отражено в соответствующих журналах. Уважительной причиной, по которой определенные лица не прошли данную процедуру, являлось фактическое отсутствие на рабочем месте (выходной, командировка, отпуск, работа в иную смену).

Представитель ответчика ФГБУЗ МСЧ №118 ФМБА России Тимонина М.В. в ходе судебного заседания против удовлетворения исковых требований возражала, в полном объеме подержала доводы, изложенные в письменных возражениях (л.д.***).

Пояснила, что поводом для привлечения истца к административной ответственности послужила поступившая в адрес МСЧ №118 информация от заместителя директора по управлению персоналом Кольской АЭС о сокращении объема проведения выборочного медицинского контроля работников Кольской АЭС <дата>, а также полученные от Антоновой В.С. письменные объяснения, в которых она не отрицала факт сокращения количества работников, в отношении которых такой контроль проводится.

При этом представитель ответчика не отрицала, что доказательства снижения объема выборочного контроля в зависимости от непосредственных действий конкретного работника – Антоновой В.С. не устанавливались, приказ о привлечении к дисциплинарной ответственности вынесен только на основании письменных объяснений работника, у *** Свидетель №1 какие-либо объяснения не запрашивались, мер для привлечения к дисциплинарной ответственности в отношении последней не применялось.

Дополнительно указала, что <дата> от *** Свидетель №1 в адрес начальника МСЧ №118 поступила служебная записка, согласно которой работники здравпункта намерены приостановить оказание выборочного медицинского контроля работников Кольской АЭС до решения вопроса об осуществлении оплаты за дополнительный объем работы. <дата> Свидетель №1 была проинформирована о возможности применения мер дисциплинарного взыскания. В связи с тем, что Свидетель №1 занимает должность ***, и действовала в интересах фельдшеров, с письмом руководителя МСЧ №118 фельдшеры, в том числе Антонова В.С., были ознакомлены. Однако от истца Антоновой В.С. в адрес руководства МСЧ №118 каких-либо служебных записок о самовольном сокращении Свидетель №1 объема проведения выборочного медицинского контроля работников Кольской АЭС не поступало. В связи с чем работодатель полагает, что истец, будучи предупрежденной о недопустимости сокращения объема проведения выборочного медицинского контроля работников Кольской АЭС, не пресекла необоснованные действия ***, согласившись с ними, выполняла указания ***, направленные на сокращение объёма выборочного медицинского контроля.

В отношении приказа о депремировании пояснила, что основанием для невыплаты истцу Антоновой В.С. премии к профессиональному празднику «День медицинского работника», начисленной <дата>, и выплаченной всему коллективу МСЧ №118 <дата>, явилось наличие у истца дисциплинарного взыскания в виде выговора на основании приказа от <дата> №**пн.

Отметила, что представленный истцом расчет премии в сумме *** не учитывает размер подлежащего удержанию в бюджет налога на доходы физических лиц.

Представитель третьего лица - председатель Профсоюзного комитета работников ФГБУЗ МСЧ №118 ФМБА России Монастырских Е.Ю. в судебное заседание не явилась, представила письменное заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие (л.д.***), а также истребованные судом документы (л.д.***).

Третье лицо - АО «Концерн Росэнергоатом» в лице филиала АО «Концерн Росэнергоатом» «Кольская атомная станция» (далее – Кольская АЭС) - в судебное заседание не явилось. В представленном отзыве заместителя директора по управлению персоналом Кольской АЭС содержится ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя третьего лица (л.д.***).

По существу рассматриваемого спора отражено, что порядок проведения выборочного медицинского осмотра персонала Кольской АЭС, установленный Регламентом взаимодействия при организации медицинской помощи работникам АО «Концерн Росэнергоатом» в рамках добровольного медицинского страхования, с <дата> не соблюдается, поскольку на обследование приглашается меньшее количество работников Кольской АЭС, нежели предусмотрено Регламентом, в то время, как снижение количества работников с Кольской АЭС не согласовывалось.

В порядке, предусмотренном ч.5 ст.167 ГПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей третьих лиц.

Выслушав участников гражданского судопроизводства, допросив свидетеля, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему выводу.

Статья 2 Трудового кодекса Российской Федерации формулирует в качестве одного из принципов регулирования трудовых отношений обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора, включая право работодателя требовать от работников исполнения им трудовых обязанностей.

Положения части 2 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации закрепляют обязанности работника добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, соблюдать трудовую дисциплину.

В соответствии с частью второй статьи 22 ТК РФ работодатель имеет право привлекать работников к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами.

Статьей 192 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание;выговор;увольнение по соответствующим основаниям.

При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен.

Как разъяснено в пункте 35 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» неисполнением работником без уважительных причин трудовых обязанностей является неисполнение трудовых обязанностей или ненадлежащее исполнение по вине работника возложенных на него трудовых обязанностей (нарушение требований законодательства, обязательств по трудовому договору, правил внутреннего трудового распорядка, должностных инструкций, положений, приказов работодателя, технических правил и т.п.).

В соответствии со статьей 193 Трудового кодекса Российской Федерации до применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не предоставлено, то составляется соответствующий акт.

Непредоставление работником объяснения не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.

Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца содня обнаруженияпроступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников.

Дисциплинарное взыскание, за исключением дисциплинарного взыскания за несоблюдение ограничений и запретов, неисполнение обязанностей, установленныхзаконодательствомРоссийской Федерации о противодействии коррупции, не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - позднее двух лет со дня его совершения. Дисциплинарное взыскание за несоблюдение ограничений и запретов, неисполнение обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции, не может быть применено позднее трех лет со дня совершения проступка.

За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

Приказ (распоряжение) работодателя о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под роспись в течение трех рабочих дней со дня его издания, не считая времени отсутствия работника на работе. Если работник отказывается ознакомиться с указанным приказом (распоряжением) под роспись, то составляется соответствующий акт.

В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 53 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», обстоятельством, имеющим значение для правильного рассмотрения дел об оспаривании дисциплинарного взыскания и подлежащим доказыванию работодателем, является соблюдение им при применении к работнику дисциплинарного взыскания вытекающих изстатей 1,2,15,17,18,19,54и55Конституции РФ и признаваемых Российской Федерацией как правовым государством общих принципов юридической, а следовательно и дисциплинарной, ответственности, таких, как справедливость, равенство, соразмерность, законность, вина, гуманизм.

Из приведенных нормативных положений следует, что для обеспечения объективной оценки фактических обстоятельств, послуживших основанием для привлечения работника к дисциплинарной ответственности, для предотвращения необоснованного применения к работнику дисциплинарного взыскания работодателю необходимо соблюсти установленный законом порядок применения к работнику дисциплинарного взыскания, в том числе - затребовать у работника письменное объяснение.

Кроме того, работодателю необходимо представить суду доказательства, свидетельствующие не только о том, что работник совершил дисциплинарный проступок, но и о том, что при наложении взыскания учитывались тяжесть этого проступка и обстоятельства, при которых он был совершен, а также предшествующее поведение работника, его отношение к труду.

ФГБУЗ МСЧ №118 ФМБА России является учреждением здравоохранения, осуществляющим свою деятельность по адресу: <адрес>.

Согласно п.3.2 Устава (л.д.113-127), предметом деятельности Учреждения является оказание лечебно-профилактической помощи работникам обслуживаемых организаций, пенсионерам и ветеранам отрасли в установленном порядке, населению обслуживаемых территорией, условия работы и проживания в которых связаны с воздействием опасных для здоровья физических, химических и биологических факторов и т.д.

В соответствии с п.п.3.3.1 Устава (в редакции от <дата> №**у), в перечень оказываемых видов услуг в рамках государственного задания оказания бесплатной медицинской помощи включены работы (услуги), выполняемые при осуществлении доврачебной медицинской помощи, в том числе по выполнению медицинских осмотров (предварительных, периодических; предрейсовых, послерейсовых; предсменных, послесменных), а также диспансерному наблюдению за работниками организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда.

Кроме основной деятельности Учреждение имеет право осуществлять приносящую доход деятельность в установленной сфере, в том числе по договорам с юридическими и физическими лицами, а также прикреплённому контингенту сверх государственного задания оказания бесплатной медицинской помощи работы (услуги), выполняемые при осуществлении доврачебной медицинской помощи, порядок организации которых определяется Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, включая выполнение медицинских осмотров (предварительных, периодических; предрейсовых, послерейсовых; предсменных, послесменных) (п.3.4.1 Устава, в редакции от <дата> №**у).

Фельдшерский здравпункт является структурным подразделением ФГБУЗ МСЧ №118 ФМБА России и организуется для оказания первичной доврачебной медико-санитарной помощи взрослому населению на территории филиала ОАО «Концерна Росэнергоатом» «Кольская атомная станция» (п.1 Положения, л.д.***).

Здравпункт возглавляет заведующий-фельдшер, назначаемый на должность и освобождаемый от должности начальником ФГБУЗ МСЧ №118 ФМБА России (п.6 Положения).

Основные задачи фельдшерского здравпункта предусмотрены п.9 Положения, к числу которых, наряду прочих, отнесено проведение предрейсовых, послерейсовых, предсменных и послесменных осмотров; выявление курящих и лиц, избыточно потребляющих алкоголь, с высоким риском развития болезней, связанных с курением, алкоголем и с отравлением суррогатами алкоголя, оказание помощи по профилактике и отказу от курения и злоупотребления алкоголя, включая направление их для консультации и лечения к врачу-наркологу МСЧ №118.

Судом установлено, что истец Антонова В.С. состоит в трудовых отношениях с ФГБУЗ МСЧ №118 ФМБА России с <дата> (л.д.***), с <дата> занимает должность фельдшера здравпункта (л.д.***).

В соответствии с должностной инструкцией, утвержденной начальником МСЧ №118 <дата> (л.д.***), в объем должностных обязанностей (раздел 2) фельдшера здравпункта включено проведение предсменного медицинского осмотра оперативного персонала согласно приказа Третьего Главного Управления при МЗ СССР №**/з от <дата> «Об усилении контроля за состоянием здоровья персонала атомных станций, занятого на особо опасных участках» (п.8), предрейсовго и послерейсового медицинского осмотра в соответствии с Приказом МЗ РФ от <дата> №**н «Об утверждении порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров» (п.9).

Так, в вышеуказанном приказе Третьего Главного Управления при МЗ СССР №**/з от <дата> отмечено, что поскольку атомные станции относятся к объектам с повышенной опасностью возникновения аварий, высокая «цена ошибок», обусловленных неправильными действиями персонала, занятого на особо опасных участках, требует улучшения организации проведения предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров трудящихся с учетом их нервно-психического здоровья и психофизиологических качеств. Для предотвращения аварий по вине персонала атомных станций начальником медсанчастей предписано обеспечить проведение медосмотров персонала атомных станций, занятого на особо опасных участках, в порядке, предусмотренном инструкцией; ежегодно утверждать списки лиц, работающих на особо опасных участках совместно с администрацией атомных станций, профсоюзным комитетом и местными органами госатомэнергонадзора СССР, обеспечивать бесперебойное снабжение здравпунктов атомных станций приборами и реактивами для проведения экспресс-диагностики заболеваний и алкогольного опьянения у персонала атомных станций.

В целях укрепления производственной дисциплины, принимая во внимание международный опыт по обеспечению безопасности при эксплуатации ядерно-опасных объектов, в соответствии с требованиями Федерального закона «Об использовании атомной энергии», в части защиты здоровья и жизни людей, охраны окружающей среды, «Устава о дисциплине работников организаций с особо опасным производством в области использования атомной энергии», в части обеспечения надежности и безопасности работы предприятия, предотвращения несанкционированных действий в отношении ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, приказом и.о. директора филиала АО «Концерн Росэнергоатом» «Кольская атомная станция» от <дата> №** с <дата> на Кольской АЭС введено проведение ежедневного, в рабочие дни с 09.00 до 11.00 часов, выборочного медицинского обследования *** работников предприятия на здравпункте *** очереди в соответствии с данными *** с помощью функции генератора псевдослучайных чисел. Цель обследования – выявление лиц по состоянию здоровья не пригодных к выполнению работы в соответствии со своими должностными обязанностями (п.1 Приказа) (л.д.***).

Начальникам всех цехов и подразделений предприятия по вызову заведующей здравпунктом КАЭС надлежит обеспечить явку подчиненного персонала в максимально короткий срок, а в случае отсутствия вызываемых работников сообщать об этом заведующей здравпунктами (п.3 приказа).

Приказом директора Кольской АЭС от <дата> №** в вышеуказанный приказ внесены изменения в части увеличения количества работников предприятия, подлежащих направлению на выборочный медицинский контроль – *** (л.д.***).

Порядок проведения выборочного медицинского контроля, согласованный с начальником МСЧ №118 <дата>, утвержденный и.о. директора Кольской АЭС от <дата>, предусматривает, что определение работников для выборочного медицинского контроля выполняется заведующей здравпунктом в присутствии уполномоченного представителя Кольской АЭС путем однократного (один раз в день) запроса данных программы *** с помощью функции генератора псевдослучайных чисел (п.1 Порядка).

Выбранный для проведения выборочного медицинского контроля персонал регистрируется в журнале регистрации. Работник здравпункта информирует контактное лице соответствующего подразделения о персонале, который должен прибыть в здравпункт первой очереди (п.2 Порядка).

Персонал здравпункта проводит медицинский контроль, включающий в себя: осмотр работника, медицинское обследование общего состояния здоровья *** ***

Кроме того, <дата> начальником управления здравоохранения и промышленной медицины ФМБА России, директором по управлению персоналом и социальной политике АО «Концерн Роэснергоатом», директором по урегулированию убытков и сопровождению программ личного страхования *** согласован и введен в действие Регламент взаимодействия при организации медицинской помощи работникам АО «Концерн Росэнергоатом» в рамках добровольного медицинского страхования» (л.д.***). Согласно Приложения №** к Регламенту, комплексное медицинское обслуживание в медицинских организациях ФМБА России включает такой вид медицинской помощи, как выборочный медицинский контроль.

Таким образом, совокупность исследованных документов позволяет прийти к выводу, что данный выборочный медицинский контроль представляет собой форму медицинского осмотра, проводимого на предприятии особо повышенной опасности с учетом специфики осуществляемой деятельности в области атомной промышленности и работы с ядерными материалами, в порядке, установленном вышеприведенными актами.

Данный порядок, предусматривающий процедуру проведения выборочного медицинского контроля согласован в установленном порядке с руководством МСЧ №118, осуществляющем медицинское обслуживание на территории присутствия объекта атомной отрасли – Кольской атомной станции, и утвержден руководителем Кольской АЭС в качестве распорядительного документа для подчиненного персонала для обеспечения возможности его проведения.

При этом приведенные участниками судопроизводства спорные вопросы о порядке осуществления оплаты выполнения данного вида работ между работодателем и фельдшерами здравпункта подлежат самостоятельному разрешению в порядке, установленном для разрешения трудовых споров, и не исключают обязанности работодателя при решении вопроса о привлечении работника к дисциплинарной ответственности установить, в чем именно выражается дисциплинарный проступок и наличие вины в его совершении в действиях конкретного сотрудника фельдшерского здравпункта.

<дата> в адрес начальника ФГБУЗ МСЧ №118 ФМБА России поступило письмо заместителя директора по управлению персоналом Кольской АЭС, информирующее о сокращении объема проведения выборочного медицинского контроля работников Кольской АЭС ***, а также содержащее предложение восстановить прежний объем тестирования (л.д.***).

<дата> фельдшеру здравпункта Антоновой В.С. вручено требование о предоставлении письменного объяснения по вопросу самовольного отказа от исполнения работы по проведению выборочного медицинского контроля работников Кольской АЭС (л.д.***).

В объяснительной записке Антоновой В.С. от <дата>, наряду с приведенными доводами об отсутствии в должностной инструкции фельдшера здравпункта обязанности по его проведению и отнесения данного вида работ к дополнительной обязанности, которая может быть поручена с письменного согласия работников и за дополнительную плату, отмечено, что от выполнения работы по проведению выборочного медицинского контроля персонала Кольской АЭС она не отказывалась, информация о самовольном отказе не соответствует действительности (л.д.***).

Приказом начальника МСЧ №118 от <дата> №**пн Антонова В.С., занимающая должность фельдшера здравпункта, привлечена к дисциплинарной ответственности в виде выговора за действия саботирующего характера, грозящие возникновению техногенной катастрофы на режимном предприятии с особо опасными условиями труда (л.д.***).

Антонова В.С. с данным приказом ознакомлена под роспись <дата>.

Оценивая вышеприведенные обстоятельства, суд приходит к выводу о нарушении работодателем процедуры привлечения истца к дисциплинарной ответственности.

Так, помимо объяснительной записки фельдшера здравпункта Антоновой В.С., каких-либо иных документов, принятых руководителем ФГБУЗ МСЧ №118 ФМБА России в обоснование решения о привлечении истца к дисциплинарной ответственности, изучено не было.

Как пояснила представитель ответчика, какая-либо служебная проверка не проводилась, иная документация для оценки изложенных в объяснительной записке доводов, не истребовалась, руководитель МСЧ №118 принял во внимание лишь то обстоятельство, что Антонова В.С. не отрицала факт сокращения объемов выборочного медицинского контроля работников Кольской АЭС и выразила свою готовность за дополнительную плату увеличить их объемы. Кроме того, истцу Антоновой В.С., с учетом фактического выполнения выборочного медицинского контроля, было достоверно известно об уменьшении количества работников Кольской АЭС, в отношении которых он проводился. Однако в адрес руководства МСЧ №118 каких-либо служебных записок о самовольном сокращении Свидетель №1 объема проведения выборочного медицинского контроля работников Кольской АЭС не поступало, то есть Антонова В.С. не пресекла необоснованные действия заведующей фельдшерского здравпункта и выполняла указания, направленные на сокращение объёма выборочного медицинского контроля.

Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела на основании анализа представленной документации, регламентирующей порядок проведения выборочного медицинского контроля, а также пояснений истца, представителя ответчика и показаний допрошенной в качестве свидетеля *** Свидетель №1, судом установлено, что в рассматриваемом случае уменьшение объема количества сотрудников предприятия, в отношении которых проводился в выборочный медицинский контроль, не находится в прямой причинно-следственной связи с действиями фельдшера Антоновой В.С.

Так, Свидетель №1, ***, пояснила, что программное обеспечение, с использованием которого с помощью функции генератора псевдослучайных чисел осуществляется выборка сотрудников из числа персонала Кольской АЭС, установлено только на ее рабочем компьютере, к которому фельдшеры доступа не имеют.

Для осуществления такой выборки непосредственно она (Свидетель №1) вводит цифровой показатель лиц, подлежащих медицинскому контролю, после чего осуществляет запуск генератора псевдослучайных чисел. Сформированный список предоставляется находящимся на смене фельдшерам, которые обязаны провести выборочный медицинский контроль в строгом соответствии с полученным реестром. Самостоятельно определять количество и конкретных работников, подлежащих выборочному медицинскому контролю, а также изменять их численность, фельдшер возможности не имеет.

Таким образом, уменьшение количества лиц, в отношении которых проводился данный медицинский контроль, связан непосредственно с ее (Свидетель №1) действиями, однако по данному факту у нее какие-либо объяснения не истребовались, проверки в отношении нее не проводились, к дисциплинарной ответственности она не привлекалась.

Кроме того, из анализа и сопоставления представленных списков количества подлежащих и фактически осмотренных сотрудников Кольской АЭС, а также реестра работников, в отношении которых выборочный медицинский осмотр проведен фельдшером Антоновой В.С., составленных *** с содержанием журнала выборочного медицинского контроля персонала Кольской АЭС, следует, что истцом в полной мере выполнены обязанности по его проведению согласно представленному заведующей здравпунктом списку, сформированному с помощью генератора псевдослучайных чисел. При этом в части лиц, в отношении которых данный контроль не выполнен, имеются отметки о причинах, воспрепятствовавших его проведению (отсутствие на рабочем месте в связи отпуском, больничным, выходным днем, работой в иную смену), которые также не зависят от действий фельдшера.

Указанные причины всеми участниками процесса, в том числе представителем ответчика, обозначены как уважительные причины непроведения выборочного медицинского контроля, не образующие нарушения порядка его проведения, что в свою очередь также свидетельствует об отсутствии в действиях истца нарушения своих должностных обязанностей.

Таким образом, работодатель – ответчик ФБГУЗ МСЧ № 118 ФМБА России, привлекая Антонову В.С. к дисциплинарной ответственности, фактические обстоятельства наличия в ее действиях нарушения трудовой дисциплины, возложенных на нее в силу занимаемой должности обязанностей не устанавливал и не оценивал.

Указанная в приказе начальника МСЧ №118 от <дата> №**пн о привлечении Антоновой В.С. к дисциплинарной ответственности формулировка «за действия саботирующего характера, грозящие возникновению техногенной катастрофы на режимном предприятии с особо опасными условиями труда», в нарушение положений ст. 192 ТК РФ не содержит указания, в чем именно выразился дисциплинарный проступок, отсутствует указание на то, неисполнение или ненадлежащее исполнение какой из возложенных трудовых обязанностей, допущенное по вине работника вменяется в вину фельдшеру здравпункта Антоновой В.С.

Отсутствие в приказе о привлечении к дисциплинарной ответственности соответствующих сведений свидетельствует об отсутствии правовых оснований для квалификации действий работника как дисциплинарного проступка, поскольку проступок не может характеризоваться как понятие неопределенное, основанное лишь на внутреннем убеждении работодателя, а вывод о виновности работника не может быть основан на предположениях работодателя о фактах.

В приказе от <дата> №**пн об объявлении Антоновой В.С. выговора отсутствует подробное описание места, времени, обстоятельств совершения дисциплинарного проступка, вмененного истцу; не содержится описания, в чем заключается вина работника, и указания на нарушение конкретных должностных обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией или трудовым договором, нарушение которых, по мнению работодателя, допущено Антоновой В.С. Приведенная в приказе формулировка дисциплинарного проступка лишает возможности на стадии рассмотрения дела судом проверить, в чем именно выразилось ненадлежащее исполнение Антоновой В.С. должностных обязанностей, повлекшее привлечение к дисциплинарной ответственности. Кроме того, не приведены мотивы для применения такой меры дисциплинарной ответственности как выговор при условии, что ранее Антонова В.С. к дисциплинарной ответственности не привлекалась. При этом в ходе судебного заседания представителем ответчика суду представлена исключительно положительная характеристика на фельдшера здравпункта Антонову В.С., составленная непосредственным руководителем *** Свидетель №1, которая в целом по своему содержанию совпадает характеристике, данной ею непосредственно в судебном заседании при допросе в качестве свидетеля.

Доказательств выполнения работодателем необходимых действий для установления совокупности фактов, позволяющих оценить конкретные действия истца Антоновой В.С. в качестве дисциплинарного проступка, то есть виновного действия, в том числе применительно к должностной инструкции фельдшера здравпункта и иным локальным актам, регламентирующим порядок проведения выборочного медицинского контроля, не представлено.

Совокупность приведенных обстоятельств не позволяет суду прийти к выводу о законности действий работодателя по привлечению к дисциплинарной ответственности и соразмерности назначенного наказания, в связи с чем суд приходит к выводу о наличии оснований для признания приказа начальника МСЧ №** от <дата> №**пн о привлечении Антоновой В.С. к дисциплинарной ответственности незаконным по вышеприведенным основаниям.

При таком положении, анализируя совокупность допущенных работодателем нарушений, суд считает, что ответчиком была грубо нарушена процедура привлечения истца к дисциплинарной ответственности, работодателем не был исследован и установлен сам факт совершения истцом дисциплинарного проступка, соответственно, не установлена вина работника в совершении дисциплинарного проступка.

Дополнительно приведенные ответчиком доводы о том, что истец, будучи надлежащим образом проинформированной о возможности привлечения к дисциплинарной ответственности в случае сокращения объемов выполнения выборочного медицинского контроля, в том числе с учетом действий заведующей здравпунктом, в адрес руководства МСЧ №118 каких-либо служебных записок о самовольном сокращении Свидетель №1 объема проведения такого контроля не направляла, тем самым, не пресекла необоснованные действия заведующего фельдшерского здравпункта, также не опровергают установленной по делу совокупности обстоятельств, не позволяющих суду прийти к выводу о законности привлечения Антоновой В.С. к дисциплинарной ответственности.

При таких обстоятельствах привлечение истца на основании вышеуказанного приказа от <дата> №**пн к дисциплинарной ответственности не может быть признано законным, в связи с чем, названный приказ подлежит признанию незаконным, а исковые требования истца в этой части удовлетворению.

Разрешая требование истца Антоновой В.С. в части депремирования, суд учитывает следующее.

В соответствии с положениями ст.129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В силу ст. 135 ТК РФ, заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Статьей 136 ТК РФ установлено, что заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца. Конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена.

В ФГБУЗ МСЧ №118 ФМБА в период с <дата> по <дата> действует коллективный договор, одобренный общим собранием работников (л.д.***).

Согласно п.5.2 (раздел V. Оплата труда) Коллективного договора, оплата труда сотрудников учреждения производится в соответствии с Положением об оплате труда работников (Приложение №** к коллективному договору).

В соответствии с п.5.4 коллективного договора, заработная плата работникам ФГБУЗ МСЧ №118 ФМБА России выплачивается два раза в месяц: ***

В силу п.5.9 коллективного договора, премия выплачивается согласно Положению о Премировании работников с учетом мнения профсоюзного комитета (Приложение №** к коллективному договору).

Положением об оплате труда (п.4 Приложения №** к коллективному договору) к числу выплат стимулирующего характера отнесены, в том числе, премии по итогам работы.

Согласно Положению о премировании работников ФГБУЗ МСЧ 3118 ФМБА России (Приложение №** к коллективному договору), премирование работников медсанчасти направлено на материальное поощрение за высокие результаты труда, эффективность проводимых мероприятий по оздоровлению населения, снижению уровня заболеваемости, снижение временной нетрудоспособности, улучшение качества обслуживаемого населения, достижения наилучших результатов в труде.

Согласно раздела 2 Положения о премировании, премирование – это выплата работникам определенных денежных сумм сверх основной зарплаты. Цель таких выплат – материальное поощрение работникам за высокие результаты труда и их дальнейшее стимулирование.

Премии начисляются с определенной периодичностью: по итогам работы за месяц, квартал, полугодие и по итогам работы за год, в честь профессиональных праздников «День медицинского работника» и пр.

Основанием для выплаты премий является наличие финансовых средств и приказ руководителя медсанчасти.

Условия снижения премий может быть полным или частичным в случае неудовлетворительной работы, невыполнение должностных обязанностей, нарушение трудовой и производственной дисциплины и иных нарушений на основании служебной записки структурного подразделения (раздел 4.Депремирование).

Основанием для снижения премии или невыплаты премии могут быть, в том числе: невыполнение или ненадлежащее выполнение должностных обязанностей, нарушение работником внутреннего трудового распорядка.

Как установлено в ходе рассмотрения дела, на основании приказа начальника ФГБУЗ МСЧ №118 ФМБА России от <дата> №**, в связи с профессиональным праздником «День медицинского работника», с учетом Положения об оплате труда работников медсанчасти, Положения о премировании работников, всем сотрудникам медсанчасти произведено начисление премии ***, с учетом районного коэффициента, процентной надбавки за работу в районе Крайнего Севера, за исключением внешних совместителей.

Выплата указанной премии, начисленной <дата>, была осуществлена с учетом положений п.5.4 коллективного договора, <дата>, что подтверждено в ходе судебного заседания всеми участниками процесса.

Согласно п.4 приказа от <дата> №**, начисление и выплата премии к профессиональному празднику «День медицинского работника» не осуществлена в отношении ряда работников ФГБУЗ МСЧ №118, в том числе истца Антоновой В.С., по причине наличия дисциплинарного взыскания (выговора).

Вместе с тем, поскольку в ходе судебного разбирательства установлено, что поводом для депремирования в рассматриваемом случая являлся приказ от <дата> №**пн о привлечении Антоновой В.С. к дисциплинарной ответственности, который по итогам рассмотрения настоящего спора подлежит признанию незаконным, приказ начальника МСЧ №118 от <дата> №** в части пункта 4 о депримировании в отношении истца Антоновой В.С. также подлежит признанию незаконным, а на работодателя подлежит возложению обязанность по осуществлению выплаты соответствующей премии в установленном данным приказом размере.

Согласно ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.

Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. Обязанность по выплате указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.

Исходя из установленной коллективным договором даты выплаты заработной платы <дата><дата>, в которую была осуществлена выплата и начисленной премии к профессиональному празднику «День медицинского работника», компенсация за задержку осуществления ее выплаты подлежит осуществлению за период с <дата> по дату фактического осуществления выплаты в размере, подлежащем расчету в порядке, установленном ст. 236 ТК РФ от невыплаченной суммы.

В соответствии со статьёй 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на компенсацию морального вреда. Учитывая, что Трудовой кодекс Российской Федерации не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда, суд вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причинённого ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя.

Разрешая настоящий спор в части требования о компенсации морального вреда, суд руководствуется положениями статьи 237 Трудового кодека Российской Федерации, согласно которой моральный вред, причинённый работнику неправомерными действиями работодателя, возмещается работнику в денежной форме и в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Размер компенсации морального вреда определяется судом, исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учётом объёма и характера причинённых работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости (пункт 63 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации").

Поскольку при рассмотрении настоящего гражданского дела установлено нарушение трудовых прав истца неправомерными действиями ответчика, выразившимися в принятии незаконного приказа о привлечении истца к дисциплинарной ответственности, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию денежная компенсация морального вреда.

В обоснование размера денежной компенсации морального вреда истец указала, на то, что неправомерные действия ответчика по применению дисциплинарного взыскания привели к эмоциональным переживаниям, нравственным страданиям, нарушению сна и режиму питания, необходимостью получения медикаментозного лечения в связи с участившимися головными болями.

Определяя размер денежной компенсации морального вреда, подлежащего взысканию в пользу истца, суд исходит из конкретных обстоятельств дела, индивидуальных особенностей истца, учитывая при этом объем и характер причиненных истцу нравственных страданий, степень вины ответчика, а также требования разумности и справедливости. С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что в пользу истца с ответчика подлежит взысканию денежная компенсация морального вреда в размере 5000 руб., которая будет являться источником положительных эмоцией, способствующих снижению негативных эмоций, возникших по вине работодателя.

Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с точки зрения их относимости, допустимости и достоверности каждого доказательства в отдельности, а также учитывая достаточность представленных доказательств для разрешения спора по существу и их взаимную связь в совокупности, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Антоновой В.С. к ФБГУЗ МСЧ № 118 ФМБА России об оспаривании приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности подлежат удовлетворению с учетом определенного выше размера денежной компенсации морального вреда.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче искового заявления освобождены от уплаты государственной пошлины истцы - по искам о взыскании заработной платы (денежного содержания) и иным требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений.

В соответствии с пунктом 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, подпунктом 8 пункта 1 статьи 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой истец освобождён, взыскивается с ответчика, не освобождённого от уплаты государственной пошлины в доход бюджета, пропорционально удовлетворённым исковым требованиям.

Истцом при подаче иска было заявлено два требования неимущественного характера: о признании приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности незаконным и о взыскании денежной компенсации морального вреда.

При таких обстоятельствах, с ответчика подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина, исчисленная в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, в размере600 руб. (300 руб. х 2).

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Антоновой В.С. к Федеральному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть №** Федерального медико-биологического агентства» удовлетворить.

Признать приказ начальника Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть № 118 Федерального медико-биологического агентства» от <дата> №**пн о применении к Антоновой В.С. дисциплинарного взыскания в виде выговора, и пункт 4 приказа от <дата> №** в части не начисления премии в отношении истца Антоновой В.С. по причине наличия дисциплинарного взыскания (выговора) незаконными.

Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть № 118 Федерального медико-биологического агентства» отменить приказ от <дата> №**пн о применении дисциплинарного взыскания к Антоновой В.С., и пункт 4 приказа от <дата> №** в части не начисления премии в отношении истца Антоновой В.С. по причине наличия дисциплинарного взыскания (выговора).

Взыскать с Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть № 118 Федерального медико-биологического агентства» *** в пользу Антоновой В.С. *** денежные средства в размере начисленной приказом от <дата> №** премии в связи с профессиональным праздником «День медицинского работника» в размере 22000 (двадцать две тысячи) рублей с удержанием при ее выплате налога на доходы физических лиц, а также денежную компенсацию морального вреда в размере 5000 (пять тысяч) рублей.

Взыскать с Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть № 118 Федерального медико-биологического агентства» *** в пользу Антоновой В.С. *** за задержку осуществления выплаты премии в связи с профессиональным праздником «День медицинского работника» с <дата> за каждый день просрочки по день фактической выплаты включительно в размере, подлежащем расчету в порядке, установленном ст. 236 ТК РФ, от невыплаченной суммы.

Взыскать с Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть № 118 Федерального медико-биологического агентства» *** в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 600 (шестьсот) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Полярнозоринский районный суд в течение одного месяца со дня составления решения в окончательной форме.

Судья О.П. Ханина

2-297/2022 ~ М-273/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Антонова Виктория Сергеевна
Ответчики
ФГБУЗ МСЧ № 118 ФМБА России
Другие
Акционерное общество «Российский концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях» в лице Филиала АО «Концерн Росэнергоатом»
Профсоюзный комитет первичной профсоюзной организации работников ФГБУЗ МСЧ №118 ФМБА России
Суд
Полярнозоринский районный суд Мурманской области
Судья
Ханина Ольга Петровна
Дело на странице суда
polzori--mrm.sudrf.ru
16.08.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.08.2022Передача материалов судье
22.08.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.08.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.08.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.09.2022Судебное заседание
27.09.2022Судебное заседание
03.10.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.10.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее