УИД 29RS0011-01-2023-000696-16
Дело № 2-533/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 октября 2023 года с. Красноборск
Красноборский районный суд Архангельской области в составе: председательствующего судьи Гарбуз С.В., при секретаре Смеловой Н.В., с участием истца старшего помощника прокурора Красноборского района Архангельской области Щелокова А.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Красноборского района Архангельской области в интересах субъекта Российской Федерации – Архангельской области в лице Министерства труда, занятости и социального развития Архангельской области к Белорукову Роману Николаевичу о взыскании материального ущерба,
У С Т А Н О В И Л:
и.о. прокурора Красноборского района Архангельской области в интересах субъекта Российской Федерации – Архангельской области в лице Министерства труда, занятости и социального развития Архангельской области обратился в Красноборский районный суд с исковым заявлением к Белорукову Роману Николаевичу о взыскании материального ущерба в размере 55 954,93 рубля.
В обоснование иска указал, что 17.04.2023 в ОМВД России «Красноборский» из Кадрового центра по г. Котлас Государственного казенного учреждения Архангельской области «Архангельский областной центр занятости населения» поступило заявление о получении пособия по безработице Белоруковым Р.Н., являвшемся в Государственном казенном учреждении Архангельской области «Центр занятости населения Красноборского района» (далее по тексту - Учреждение) получателем мер государственной социальной поддержки, совершенном путем обмана должностных лиц Учреждения относительно его действительного правового статуса.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц, Учреждение ликвидировано 21.08.2020. Разрешение вопросов, связанных с перечислением безработным гражданам мер государственной социальной поддержки оказывает и осуществляет созданное во исполнение распоряжения Правительства Архангельской области от 27.11.2018 № 499-рп «О создании государственного казенного учреждения Архангельской области «Архангельский областной центр занятости населения» отделение занятости населения в городе Котласе ГКУ АО «Архангельский областной центр занятости населения», которое правопреемником Учреждения не является.
По заявлению о мошенничестве - хищении имущества, совершенном Белоруковым Р.Н. путем обмана-умолчании информации о юридически значимом факте ОМВД России «Красноборский» проведена проверка, которой установлено, что Белорукову Р.Н., состоящему в Учреждении на учете в качестве безработного, на основании Закона Российской Федерации «О занятости в Российской Федерации» от 19.04.1991 № 1032-1 выплачивалось пособие по безработице. При этом в период с __.__.______г. по __.__.______г. Белоруков Р.Н. был трудоустроен в качестве грузчика в ООО «Маслодельный завод Красноборский» и осуществлял трудовую деятельность на возмездной основе.
За период с __.__.______г. по __.__.______г. Белорукову Р.Н. из средств бюджета Архангельской области незаконно выплачено пособие по безработице в сумме 55 954,93 руб.
Таким образом, своими виновно совершенными действиями Белоруков Р.Н. умышленно причинил бюджету Архангельской области материальный ущерб на сумму 55 954,93 руб.
Поскольку срок давности уголовного преследования Белорукова Р.Н. за хищение путем обмана принадлежащих субъекту Российской Федерации денежных средств истек, уполномоченным должностным лицом ОМВД России «Красноборский» принято решение об отсутствии в действиях Белорукова Р.Н. состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 159.2 УК РФ, им в возбуждении уголовного дела на основании п. 3 ч. 1 ст. 24 УПК РФ отказано.
В соответствии со ст. 1064 ГК РФ причиненный вред подлежит возмещению лицом, его причинившим, в полном объеме.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд, в том числе в защиту интересов субъекта Российской Федерации.
Просил взыскать с Белорукова Р.Н. в пользу субъекта Российской Федерации - Архангельской области материальный ущерб, причиненный его противоправными действиями, в сумме 55 954,93 рублей с перечислением указанной суммы в бюджет Архангельской области.
В судебном заседании представитель истеца – помощник прокурора Красноборского района Щелоков А.В. исковые требования поддержал по основаниям.
Ответчик Белоруков Р.Н. в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, ранее иск не признал, факт работы не отрицал.
Представитель Министерства труда, занятости и социального развития Архангельской области в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен и надлежащим образом. В представленном письменном отзыве указала, что просит исковые требования прокурора удовлетворить в полном объеме, с ними согласна по аналогичным доводам указанным в иске прокурора.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора ГКУ АО «Архангельский областной центр занятости» в судебное заседание своего представителя не направил, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом. Ранее в судебном заседании ФИО5 требования прокурора поддержала, указав, что ныне она работает руководителем кадрового центра ГКУ Архангельской области «Архангельский областной центр занятости населения», а ранее она возглавляла ГКУ Архангельской области «Центр занятости населения Котласского района», к которому было присоединено ГКУ Архангельской области «Центр занятости населения Красноборского района». Ответчик в 2017 году состоял на учете в качестве безработного в ГКУ Архангельской области «Центр занятости населения Красноборского района». Архивы личных дел получателей услуг ликвидированных учреждений «Центр занятости населения Красноборского района» и «Центр занятости населения Котласского района» находятся на хранении в ныне действующем учреждении ГКУ Архангельской области «Архангельский областной центр занятости населения», а именно в кадровом центре в г.Котласе.
Ответчик обратился в кадровый центр в городе Котласе 17.04.2023 для постановки на учет в качестве безработного и при проверке в соответствии с действующим законодательством периодов его работы путем запроса в социальный фонд было выявлено, что при предыдущем его обращении в 2017 году он скрыл факт работы в период получения пособия по безработице. В связи с чем, по п. 19 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.04.2020 N 460 по всем случаям получения гражданами пособия по безработице (стипендии) обманным путем соответствующие материалы передаются в правоохранительные органы, что и сделала исполняющая ее обязанности ФИО6 03.05.2023. В 2017 году взаимодействия в электронном виде с пенсионным фондом не было налажено, поэтому в 2017 году и позже данный факт выявлен быть не мог. С 01.09.2020 были введены Временные правила № 460, которыми такая возможность была предусмотрена, поэтому и при его обращении в 2023 году был выявлен данный факт. Однако обязанность сообщать о факте работы у получателя услуг была всегда, она установлена законом о занятости, о чем в 2017 году он дал расписку.
Заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно преамбуле Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее - Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации») настоящий Закон определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.
В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» занятыми, в числе прочих, считаются граждане, работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного или неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ (кроме граждан, участвующих в общественных работах и указанных в пункте 3 статьи 4 настоящего закона), выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей).
Согласно ст. 3 выше указанного Закона безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.
В силу ч. 2 ст. 40 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» сумма излишне выплаченного пособия по безработице подлежит возврату в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 15 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» деятельность государственной службы занятости населения, в числе прочего направлена на осуществление контроля за обеспечением государственных гарантий в области занятости населения.
В соответствии с пунктом 4 статьи 15 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» (ред. Федерального закона от 22.12.2014 N 425-ФЗ) органы службы занятости запрашивают сведения, необходимые для предоставления государственных услуг в области содействия занятости населения, находящиеся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, государственных внебюджетных фондов, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением документов, включенных в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов, если заявитель не представил указанные сведения по собственной инициативе.
Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации (абзац 2 пункта 1 статьи 3 Закона).
В соответствии с пунктом 6 Правил регистрации безработных граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07 сентября 2012 года № 891 (действовавших в 2017 году), государственные учреждения службы занятости населения также вправе направлять запросы, в том числе в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного |взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, с целью подтверждения достоверности сведений и подлинности документов, предъявленных зарегистрированными гражданами для признания их безработными, в органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения и организации.
Таким образом, положения Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», а также утвержденные уполномоченными органами исполнительной власти Правила (Порядок) регистрации безработных граждан для реализации права граждан на получение пособия по безработице и иных мер социальной поддержки предусматривают определенные организационно-учетные правила, направленные на исключение злоупотребления этим правом со стороны граждан, и предоставляют органам службы занятости право осуществления контроля за обеспечением государственных гарантий в области занятости населения.
Судом установлено, что с 23.12.2016 по 10.12.2017 Белоруков Р.Н. состоял на учете в ГКУ Архангельской области «Центр занятости населения Красноборского района» в качестве безработного, с одновременным назначением пособия по безработице. В карточке персонального учета гражданина ищущего работу № *** от 23.12.2016 Белорукову Р.Н. под роспись разъяснялось, что статус безработного может быть присвоен только лицу, не состоявшему в трудовых отношениях, а также разъяснялась обязанность сообщать обо всех изменениях связанных с трудоустройством и об ответственности за получение обманным путем.
Как следует из копии срочного трудового договора № *** от 20.01.2017, приказов о приеме на работу и увольнении ООО «Маслодельный завод «Красноборский» ответчик был трудоустроен с 20.01.2017 по 31.01.2017.
Данный факт подтверждается и записями в трудовой книжке Белорукова Р.Н.
Согласно сведениям ГКУ АО «ЦЗН Красноборского района» о размерах и периодах начисления пособия по безработице Белорукову Р.Н. за период с 20.01.2017 по 08.12.2017 начислено и выплачено пособие по безработице в размере 55 954,93 руб. (с учетом периодов приостановления выплаты пособия в периоды с 12.08.2017 по 11.09.2017 и с 09.12.2017 по 08.01.2018 в виду неявки на перерегистрацию 25.08.2017 и 22.12.2017).
Прокурор обращаясь в суд с иском, просит взыскать материальный ущерб, причиненный бюджету Архангельской области противоправными действиями ответчика, которые подтверждаются постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении Белорукова Р.Н. от 25.04.2023 в связи с истечением сроков давности уголовного преследования по ч.1 ст. 159 УК РФ. Данное постановление вынесено по нереабилитирующим основаниями и потому истец считает что применимы положения ст. 1064 ГК РФ.
Однако к правоотношениям по получению излишне выплаченного пособия по безработице подлежат применению, как указано в п. 4 ст. 1103 ГК РФ и нормы главы 59 ГК РФ о причинении вреда и нормы главы 60 ГК РФ об обязательствах вследствие неосновательного обогащения, поскольку пособие по безработице является средством к существованию.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счёт другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретённое или сбережённое имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьёй 1109 данного кодекса.
Согласно пункту 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причинённого жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счётной ошибки.
При этом следует исходить из того, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которые лицо приобрело (сберегло) за счёт другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счёт другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке. По смыслу положений пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счётной ошибки. При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 26 февраля 2018 г. № 10-П положения главы 60 ГК Российской Федерации, во взаимосвязи с пунктом 5 статьи 10 данного Кодекса закрепляют презумпцию добросовестности действий участников гражданских правоотношений.
В п. 11 «Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2020)» утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2020 выражена аналогичная позиция о том, что излишне выплаченные в качестве мер социальной поддержки денежные средства в силу положений п. 1 ст. 1102 и подп. 3 ст. 1109 ГК РФ должны быть возвращены получателем только в случае установления недобросовестности с его стороны или счетной ошибки. Бремя доказывания недобросовестности со стороны получателя денежных средств возлагается на истца, требующего их возврата.
При этом Верховным Судом РФ указано, что нормы ГК РФ о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан Российской Федерации выплат, предусмотренных Законом N 1244-1.
Анализируя положения вышеуказанных правовых норм и представленные истцом доказательства, суд приходит к выводу о правомерности исковых требований, поскольку в судебном заседании установлено, и ответчиком не оспорено, что в период когда Белоруков Р.Н. был зарегистрирован в качестве безработного и получал пособие по безработице в 2017 году, он в период с 20.01.2017 по 31.01.2017 был трудоустроен временно, при этом ответчик был полно проинформирован представителем органа службы занятости об обязанности сообщать о своем трудоустройстве, однако выполняя 12 дней оплачиваемую работу он не сообщил об этом, что признается судом недобросовестностью со стороны Белорукова Р.Н., повлекшей неосновательное получение выплат за счет средств государства на 12 дней виду следующего.
В силу ч. 6 ст. 31 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» пособие по безработице выплачивается ежемесячно при условии прохождения безработным перерегистрации в установленном Правительством Российской Федерации порядке и в установленные органами службы занятости сроки, но не более двух раз в месяц.
Согласно ч. 2 ст. 35 Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного в случае попытки получения либо получения пособия по безработице обманным путем.
В действовавших в период 2017 года Правилах (утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07 сентября 2012 года № 891) в пункте 20 было предусмотрено последствие при получении пособия по безработице обманным путем, в виде снятия с регистрационного учета безработных граждан государственными учреждениями службы занятости населения.
Как видно из имеющихся в деле документов, решения о снятии с регистрационного учета не принималось. При этом из п. 15 Правил регистрации безработных граждан следует, что ведение регистрационного учета безработных граждан оосуществляется при посещении указанными гражданами государственных учреждений службы занятости населения для подбора подходящей работы при условии предъявления ими трудовой книжки или документа, ее заменяющего. Из материалов дела усматривается, что ответчик посещал ГКУ Архангельской области «Центр занятости населения Красноборского района» 10 и 23 января, 6 февраля 2017 года. В его трудовой книжке были сделаны записи ООО «Маслодельный завод «Красноборский» 20 января и 31 января 2017 года о приеме и увольнении. Следовательно, при посещении центра занятости 23 января и 6 февраля 2017 года и в последующие периоды сотрудники учреждения не проверяли трудовую книжку ответчика. При этом проверка обоснованности назначения выплаты пособия была возложена на данный орган занятости и не только путем возможности запроса пенсионного органа, но и проверки содержания трудовой книжки при посещении безработным центра занятости населения при его перерегистрации.
Учитывая неисполнение обязанностей по проверке обоснованности назначения выплаты пособия сотрудниками центра занятости, установленный факт трудоустройства с получением заработной платы ответчиком в период с 20 по 31 января 2017 года, следовательно, за иной период получения пособия по безработице основания для удовлетворения заявленных к Белорукову Р.Н. требований отсутствуют, поскольку отсутствует недобросовестность с его стороны.
Согласно п. 39 и 40 Административного регламента предоставления государственной услуги по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, утвержденного Приказом Минтруда России от 29.06.2012 N 10н (действовавшего в 2017 году) работник осуществляет расчет размера пособия по безработице и начисление пособия по безработице за фактическое количество дней безработицы со дня признания гражданина безработным. Работник вносит сведения о размере пособия по безработице за фактическое количество дней безработицы в бланк карточки учета в регистре получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц, выводит его на печатающее устройство и приобщает к личному делу получателя государственных услуг.
Из карточки учета Белорукова Р.Н. в регистре получателей государственных услуг в сфере занятости населения усматривается, что за месяц пособие в январе 2017 года было установлено в размере 5880 руб., следовательно, по 189,68 руб. в день, то есть в период с 20 по 31 января 2017 года за 12 дней пособие составило 2276,16 руб.
В указанном размере иск и подлежит удовлетворению, то есть частично.
В силу ч. 1 и 2 ст. 7.1 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» к полномочию Российской Федерации, переданному для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относится осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в виде пособия по безработице. Финансовое обеспечение осуществления переданного полномочия, указанного в пункте 1 настоящей статьи, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета (далее - субвенции).
Согласно пп. 1 п.10 Положения о министерстве труда, занятости и социального развития Архангельской области, утвержденного Постановлением Правительства Архангельской области от 27.03.2012 N 117-пп вышеуказанное полномочие на территории Архангельской области осуществляет Министерство.
В соответствии с пп. 6 п. 13 Положения о министерстве в связи с реализацией компетенции, определенной пунктами 8, 9 и 10 настоящего Положения, министерство осуществляет полномочия главного администратора (администратора) доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, главного администратора (администратора) источников финансирования дефицита областного бюджета, главного распорядителя (распорядителя) и получателя средств областного бюджета, предусмотренных на содержание министерства и реализацию его компетенции, в случаях и порядке, предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, взыскиваемые суммы подлежат зачислению в бюджет Архангельской области.
В силу ст. 333.36 прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче в суд иска в защиту интересов субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Таким образом исходя из того обстоятельства, что иск удовлетворен на 4%, то с ответчика в доход местного бюджета надлежит взыскать государственную пошлину в размере 400 руб.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 194 - 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
исковые требования прокурора Красноборского района Архангельской области в интересах субъекта Российской Федерации – Архангельской области в лице Министерства труда, занятости и социального развития Архангельской области (ИНН 2901158036) к Белорукову Роману Николаевичу о взыскании материального ущерба удовлетворить частично.
Взыскать с Белорукова Романа Николаевича (паспорт гражданина РФ № *** № ***) в бюджет Архангельской области неосновательное обогащение в виде излишне выплаченного пособия по безработице за период с 20.01.2017 по 31.01.2017 в размере 2276 (две тысячи двести семьдесят шесть) руб. 16 коп.
Взыскать с Белорукова Романа Николаевича в местный бюджет государственную пошлину в размере 400 (четыреста) руб.
В удовлетворении требований прокурора Красноборского района Архангельской области в интересах субъекта Российской Федерации – Архангельской области в лице Министерства труда, занятости и социального развития Архангельской области к Белорукову Роману Николаевичу о взыскании материального ущерба в размере 53678,77 отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Архангельский областной суд через Красноборский районный суд Архангельской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 03 ноября 2023 года.
Судья подпись С.В. Гарбуз
***
***