Дело № 2-270/2021 (10RS0016-01-2021-000368-14)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 марта 2021 года г. Сегежа
Сегежский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Тугоревой А.В.,
при секретаре Шленской А.А.,
с участием истца Яловой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Яловой Н.Н., действующей в своих интересах и в интересах Я, к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая организация «Сегежский Дом», акционерному обществу «Сегежский ЦБК» о защите прав потребителей,
установил:
Истцы, уточнив в ходе рассмотрения дела исковые требования, обратились с иском к ответчикам по тем основаниям, что они зарегистрированы и проживают в квартире, расположенной по адресу: ... Управление домом осуществляет ООО «УО «Сегежский Дом». Начиная с 2018 года, в летний период в их доме отсутствует горячее водоснабжение, в связи с чем, они, как потребители коммунальных услуг, лишены возможности пользоваться данной услугой. Так горячее водоснабжение отсутствовало в следующие периоды: с 15.05.2018 по 10.09.2018, с 15.05.2019 по 24.09.2019, с 02.07.2020 по 04.09.2020. Отключение горячего водоснабжения нарушает их права на осуществление санитарно-гигиенических потребностей, на комфортные условия проживания, доставляет большие неудобства, так как они лишены возможность помыться, постирать белье, помыть посуду, произвести влажную уборку помещения, соблюдая санитарные нормы. Допустимая продолжительность перерыва подачи горячей воды в связи с производством ежегодных ремонтных работ, в соответствии с п. 3.1.11 СанПин 2.1.4.2496-09, не должна превышать 14 суток. На основании изложенного истцы просят (с учетом уточнений требований) взыскать с надлежащего ответчика: компенсацию морального вреда в пользу Яловой Н.Н., Ялового П.Л. в размере 30 000 рублей в пользу каждого; штраф в размере 50 % от присужденной суммы в пользу каждого.
Определением суда от 17.02.2021, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве соответчика привлечено АО «Сегежский ЦБК».
Истец Яловая Н.Н., действующая в своих интересах и в интересах недееспособного Я, в судебном заседании исковые требования поддержала по доводам искового заявления. Дополнительно пояснила, что у Я имеются проблемы с кожей, ему постоянно необходимо мыться. У них имеется бойлер, который пришлось поставить для удовлетворения своих потребностей.
Ответчик ООО «УО «Сегежский Дом» своего представителя в суд не направил, о слушании дела извещен. В письменном отзыве на исковое заявление Общество просило отказать в удовлетворении требований, поскольку поставку горячей воды осуществляет АО «Сегежский ЦБК», которое в спорный период отпуск горячей воды в тепловые сети до границ эксплуатационной ответственности не осуществляло, в связи с чем, ООО «УО «Сегежский Дом» не могло подавать истцам горячую воду по независящим от него обстоятельствам. 20.04.2018 собственники помещений МКД приняли решение о заключении прямого договора с АО «Сегежский ЦБК», таким образом, ответственность за качество услуги несет непосредственно ресурсоснабжающая организация.
Представитель ответчика АО «Сегежский ЦБК» в судебное заседание не явился, о слушании дела Общество извещено. В письменном отзыве на исковое заявление АО «Сегежский ЦБК» просит в иске отказать, указав, что в г. Сегеже отсутствует централизованная система горячего водоснабжения, в городе открытая система теплоснабжения, соответственно отношения между АО «Сегежский ЦБК» и потребителями в сфере горячего водоснабжения регулируются ФЗ от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», за исключением отношений, связанных с обеспечением качества и безопасности горячей воды. В соответствии с положениями ФЗ «О теплоснабжении» потребитель, у которого есть теплопотребляющие установки, приобретают тепловую энерегию, а ни горячую воду, а уже тепловая энергия (теплоноситель) в МКД распределяется на коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению, за предоставление которых в МКД отвечает управляющая компания или ТСЖ. Данные организации также отвечают за теплопотребляющие установки в МКД. В настоящее время управляющая компания не расторгла договор поставки тепловой энергии, в связи с чем, именно она является исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению. Между АО «Сегежский ЦБК» и собственниками жилых помещений в МКД не заключен прямой договор на поставку коммунального ресурса в виде горячей воды. Общество производит начисление и взимание платы за горячее водоснабжение на основании агентского договора, заключенного с управляющей компанией. Принятие общим собранием собственников помещений в МКД решения о внесении платы напрямую АО «Сегежский ЦБК» законом не запрещено. Также стоит учитывать, что объем технического обслуживания и ремонта определяется необходимостью поддержания исправного, работоспособного состояния и периодического восстановления тепловых энергоустановок с учетом их фактического состояния/износа. Федеральный закон «О теплоснабжении» имеет большую силу, чем СанПин с деклараций 14 дней и летними ремонтами. Тот же СанПин определяет (п. 3.1.12), что существуют профилактические ремонты со сроком 14 дней и летние планово-профилактические работы со сроком, который приводит к длительной остановке подачи горячей воды потребителям. Данные ремонты систем горячего водоснабжения регулируются ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст.ст. 309-310 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
В силу требований ст. 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (часть 1).
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать, в том числе, соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц, постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации (часть 1.1. ст. 161 Жилищного кодекса РФ).
Согласно ч. 2.3. ст. 161 Жилищного кодекса РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 157.2 Жилищного кодекса РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом коммунальные услуги собственникам помещений в многоквартирном доме и нанимателям жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме (далее в настоящей статье - собственники и пользователи помещений в многоквартирном доме) предоставляются ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с заключенными с каждым собственником помещения в многоквартирном доме, действующим от своего имени, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в случае принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса.
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами между собственником помещения в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами заключаются на неопределенный срок в соответствии с типовыми договорами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Заключение договора в письменной форме не требуется (ч. 6 ст. 157.2 Жилищного кодекса РФ).
Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами (ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ).
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов утверждены Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354).
В соответствии с п. 2 Правил № 354 «исполнитель» - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Подпунктом «б» пункта 4 Правил № 354 определено, что горячее водоснабжение - это снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в случаях, установленных настоящими Правилами, - в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Правилами № 354 установлены требования к качеству предоставления коммунальной услуги «горячее водоснабжение»: бесперебойное круглосуточное горячее водоснабжение в течение года (п. 4 раздел II Приложения № 1).
Допустимая продолжительность перерыва подачи горячей воды: продолжительность перерыва в горячем водоснабжении в связи с производством ежегодных ремонтных и профилактических работ в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения горячего водоснабжения осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09) (п. 4 раздел II Приложения № 1).
СанПин 2.1.4.2496-09 «Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Изменение к СанПиН 2.1.4.1074-01. Санитарно-эпидемиологические правила и нормы», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 07.04.2009 № 20 (действовавшие в спорный период) предусматривают, что в период ежегодных профилактических ремонтов отключение систем горячего водоснабжения не должно превышать 14 суток (п. 3.1.11); при длительных остановках подачи горячей воды потребителям, при проведении летних планово-профилактических работ, эксплуатирующая организация обязана обеспечить нахождение трубопроводов сетей с водой и циркуляцию воды в системе (п. 3.1.12).
Настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением систем централизованного горячего водоснабжения (п. 1.2 СанПин 2.1.4.2496-09).
В соответствии с п. 149 Правил № 354 исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность за: нарушение качества предоставления потребителю коммунальных услуг; моральный вред (физические или нравственные страдания), причиненный потребителю вследствие нарушения исполнителем прав потребителей, предусмотренных жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе настоящими Правилами.
В судебном заседании установлено, что Яловая Н.Н. и Яловой П.Л. являются собственниками квартиры, расположенной по адресу: г. ... Данные лица в спорный период были зарегистрированы в указанном жилом помещении по месту жительства.
Многоквартирный дом оборудован системой горячего водоснабжения.
Из письма ООО «УО «Сегежский Дом» от 16.11.2020 № 1817 следует, что подача теплового ресурса на цели горячего водоснабжения была приостановлена: в 2018 году – 15.05.2018, в 2019 году – 15.05.2019, в 2020 году – 02.07.2020, и возобновлена: в 2018 году – 10.09.2018, в 2019 году – 24.09.2019, в 2020 – 04.09.2020.
Органом местного самоуправления и Министерством строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики были согласованы сроки выводы в ремонт оборудования котельной АО «Сегежский ЦБК» на срок 45 суток (по каждому году), однако отмечена необходимость соблюдения сроков отключения горячего водоснабжения, предусмотренных СанПиН 2.1.2496-09, и организации подачи горячей воды за пределами этих сроков.
Управление многоквартирным домом, в котором расположено жилое помещение истцов, в спорный период осуществляло ООО «УО «Сегежский Дом» (до смены фирменного наименования – ООО Управляющая компания «Дом 1») (договор управления от 01.05.2018).
Решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме <...> от 20.04.2018 принято решение о заключении собственникам помещений в МКД договора на предоставление коммунальной услуги по горячему водоснабжению непосредственно с ресурсоснабжающей организацией с 01.05.2018.
Решение собственников о заключении договора ресурсоснабжения в части коммунальной услуги «горячее водоснабжение» непосредственно с ресурсоснабжающей организаций принято собственниками помещений в МКД (в порядке ст. 157.2 Жилищного кодекса РФ) 20.04.2018, договор заключен с 01.05.2018.
Таким образом, оснований для возложения на ООО «УО «Сегежский Дом» ответственности за ненадлежащее оказание услуги по горячему водоснабжению в спорный период не имеется, ООО «УО «Сегежский Дом» является ненадлежащим ответчиком по делу, в связи с чем, суд отказывает в удовлетворении требований к ООО «УО «Сегежский Дом».
Надлежащим ответчиком по делу, исходя из условий договора управления, прямого договора, заключенного в порядке, предусмотренном ст. 157.2 Жилищного кодекса РФ, является ресурсоснабжающая организация АО «Сегежский ЦБК».
Учитывая вышеприведенные правовые нормы, установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что исполнитель коммунальной услуги «горячее водоснабжение», каковым в настоящем случае является АО «Сегежский ЦБК», не обеспечил предоставление услуги надлежащего качества, нарушив сроки перерыва подачи горячей воды, установленные СанПиН 2.1.2496-09, Правилами № 354, что является предусмотренным законом основанием для возложения на исполнителя коммунальной услуги гражданско-правовой ответственности.
Каких-либо доказательств объективной невозможности предоставления истцам коммунальной услуги по горячему водоснабжению ответчиками не представлено, обстоятельств непреодолимой силы в ходе рассмотрения дела не установлено.
Изложенные в письменных возражениях доводы ответчика АО «Сегежский ЦБК» о применении в отношении Общества исключительно норм, предусмотренных Федеральным законом № 190-ФЗ от 27 июля 2010 года «О теплоснабжении», а не Федеральным законом № 416-ФЗ «О водоснабжении» в связи с тем, что в городе отсутствует централизованная система горячего водоснабжения судом не принимаются.
В соответствии со статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Каждый имеет право на уважение его жилища (статья 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод).
По смыслу указанных норм право на жилище включает в себя возможность стабильного пользования занимаемым жилым помещением, а также обеспечения жителей жилых домов (жилых помещений) здоровой среды обитания, жилой среды, достойной цивилизованного человека, в связи с чем оказание исполнителем услуг по предоставлению теплоносителя не исключает обязанности теплоснабжающей организации по соблюдению норм действующего законодательства, обеспечивающих права потребителя на достойные условия жизни, поддержание их жизнедеятельности, сохранение их здоровья и в связи с этим - на обеспечение достоинства их личности.
Ссылка на п. 3.1.12 СанПиН 2.1.2496-09 как на основание увеличения срока приостановления оказания коммунальной услуги является несостоятельной в силу того, что указанные положения не освобождают исполнителя об обязанности по обеспечению теплоносителя в сетях, и как следствие, от предоставления коммунальной услуги.
На правоотношения, связанные с предоставлением платных услуг (работ), приобретаемых, используемых гражданином исключительно для личных, семейных, домашних, бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, распространяет свое действие Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей».
В соответствии со ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Из разъяснений, данных Верховным Судом РФ в постановлении от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», следует, что при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.
Размер компенсации морального вреда определяется судом независимо от размера возмещения имущественного вреда, в связи с чем, размер денежной компенсации, взыскиваемой в возмещение морального вреда, не может быть поставлен в зависимость от стоимости товара (работы, услуги) или суммы подлежащей взысканию неустойки. Размер присуждаемой потребителю компенсации морального вреда в каждом конкретном случае должен определяться судом с учетом характера причиненных потребителю нравственных и физических страданий исходя из принципа разумности и справедливости.
Факт нарушения прав истцов как потребителей установлен, что является основанием для взыскания с АО «Сегежский ЦБК» компенсации морального вреда.
При определении размера компенсации морального вреда суд исходит из требований разумности и справедливости, периода нарушения обязательств, из тех неудобств, которые испытывали истцы, учитывая, что горячее водоснабжение обеспечивалось ими посредством использования бойлера, состояния здоровья Я., возраста истцов, характера причиненных им нравственных страданий, в связи с чем, определяет размер компенсации в следующем размере: Яловой Н.Н. – 3000 рублей, Я – 3000 рублей.
При удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены в добровольном порядке изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду (пункт 6 статьи 13 Закона).
Претензия истцов оставлена без удовлетворения.
Размер штрафа, подлежащий взысканию в пользу истцов составляет по 1 500 рублей в пользу каждого.
Учитывая изложенное, требования истцов подлежат частичному удовлетворению.
С ответчика АО «Сегежский ЦБК» в доход бюджета Сегежского муниципального района в соответствии со ст. 103 ГПК РФ подлежит взысканию государственная пошлина в размере 600 руб..
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
Исковые требования удовлетворить частично.
Взыскать с акционерного общества «Сегежский целлюлозно-бумажный комбинат» в пользу Яловой Н.Н. компенсацию морального вреда в размере 3 000 рублей, штраф в размере 1 500 рублей.
Взыскать с акционерного общества «Сегежский целлюлозно-бумажный комбинат» в пользу Я компенсацию морального вреда в размере 3 000 рублей, штраф в размере 1 500 рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований, а также в удовлетворении требований к ООО «Управляющая организация «Сегежский Дом» отказать.
Взыскать с акционерного общества «Сегежский целлюлозно-бумажный комбинат» в доход бюджета Сегежского муниципального района государственную пошлину в размере 600 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Сегежский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья А.В. Тугорева
Мотивированное решение составлено 05.03.2021.