Дело № 5-697/2022
18RS0023-01-2022-000401-39
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
23 июня 2022 года г. Сарапул
Судья Сарапульского городского суда Удмуртской Республики Кужбаева А.Р., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, в отношении Федорука <данные изъяты>, зарегистрированного по месту жительства: <адрес> ранее не привлекавшегося к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных главой 20 КоАП РФ,
установила:
сотрудником полиции Ижевского ЛО МВД России на транспорте в отношении Федорука Д.С. составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, согласно которому он 27.04.2022 в 13.10 часов находился в здании железнодорожного вокзала ст. Сарапул, расположенной по адресу: Удмуртская Республика, г. Сарапул, ул. Вокзальная, д. 13, без средства индивидуальной защиты (маски), тем самым нарушив требования пп.6 п.10 Распоряжения Главы Удмуртской Республики от 18.03.2020 № 42-РГ, то есть нарушил правила поведения при введении режима повышенной готовности.
Федорук Д.С. в судебном заседании вину признал, в содеянном раскаялся.
Изучив и оценив представленные доказательства, а также всесторонне и полно исследовав обстоятельства дела в их совокупности, прихожу к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ за невыполнение гражданином правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса, предусмотрена административная ответственность виде предупреждения или административного штрафа в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, выражается в невыполнении правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 названного кодекса.
Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (пп. «а.2» п. «а» ст. 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).
Такие правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 года № 417 (далее - Правила).
Правила предусматривают, в том числе, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (пп «б» п. 3, пп. пп. «в, г» п. 4 Правил).
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с пп. «а.2» п. «а» ст. 10 названного федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (пп. «б» п. 6 ст. 4.1, п. п. «а, у, ф» ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года « 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).
В развитие приведенных выше положений законодательства Российской Федерации в Удмуртской Республике принято Распоряжение Главы Удмуртской Республики от 18.03.2020 года № 42-РГ (в ред. от 04.03.2022) «О введении режима повышенной готовности и об отдельных мерах по снижению риска распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) на территории Удмуртской Республики» (далее – Распоряжение).
На основании пп.6 п.10 Распоряжения с 11 сентября 2020 года предписано обязать: граждан использовать маски или иные их заменяющие изделия: при посещении объектов, где приобретаются товары (выполняются работы, оказываются услуги); при совершении поездок в общественном транспорте, включая такси; при нахождении на остановочных пунктах общественного транспорта, в зданиях железнодорожных вокзалов, аэровокзалов, автовокзалов и автостанций; при посещении государственных органов и органов местного самоуправления, а также государственных и муниципальных учреждений; при посещении культовых помещений, зданий и сооружений; в иных местах массового пребывания людей, на парковках, в лифтах.
Распоряжением Главы Удмуртской Республики от 02.06.2022 № 142-РГ «О внесении изменения в распоряжение Главы Удмуртской Республики от 18 марта 2020 года № 42-РГ «О введении режима повышенной готовности и об отдельных мерах по снижению риска распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) на территории Удмуртской Республики», вступившим в законную силу с 02.06.2022, внесены изменения в Распоряжение Главы Удмуртской Республики от 18.03.2020 года № 42-РГ «О введении режима повышенной готовности и об отдельных мерах по снижению риска распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) на территории Удмуртской Республики» путем изложения его в следующей редакции.
В частности, согласно п. 3 Распоряжения Главы Удмуртской Республики от 02.06.2022 № 142-РГ «О внесении изменения в распоряжение Главы Удмуртской Республики от 18 марта 2020 года № 42-РГ «О введении режима повышенной готовности и об отдельных мерах по снижению риска распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) на территории Удмуртской Республики» физическим лицам, проживающим (пребывающим) на территории Удмуртской Республики предписано:
1) выполнять требования к физическим лицам, установленные правовыми актами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в целях снижения рисков распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19);
2) лицам в возрасте 65 лет и старше, беременным женщинам, а также лицам, имеющим хронические заболевания, рекомендуется соблюдать режим самоизоляции.
Лицам в возрасте 65 лет и старше использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы).
Для целей настоящего подпункта режим самоизоляции предусматривает запрет на посещение массовых мероприятий, проводимых на открытом воздухе, организаций, оказывающих экскурсионные туристические услуги, зоопарков, кинотеатров, дельфинариев, организаций, осуществляющих спортивную подготовку и (или) организующих проведение спортивных (физкультурных) мероприятий, театров, оперных зданий, мюзик-холлов, концертных залов, цирков, прочих организаций, осуществляющих деятельность в области исполнительских искусств (ОКВЭД 90.01), организаций, осуществляющих конгрессно-выставочную деятельность, детских игровых комнат, аквапарков, аттракционов, батутных центров;
3) проводить регулярную обработку рук (своих и рук несовершеннолетних детей) дезинфицирующими средствами;
4) не подвергать опасности лиц из групп риска (в возрасте 65 лет и старше, с хроническими соматическими заболеваниями, а также беременных женщин);
5) в случаях появления острых признаков респираторных заболеваний незамедлительно обращаться за медицинской помощью по месту жительства (пребывания) без посещения медицинских организаций и соблюдать режим самоизоляции, предусматривающий полный запрет на оставление места проживания (пребывания) до полного выздоровления;
6) по возможности соблюдать дистанцию до других лиц не менее 1,5 м, в том числе в общественных местах и общественном транспорте;
7) лицам во время нахождения на рабочих местах и (или) территории работодателя незамедлительно информировать работодателя: о наличии хронических заболеваний; о наличии беременности; о наличии симптомов острой респираторной вирусной инфекции или наличии установленного врачом диагноза острого респираторного вирусного заболевания, новой коронавирусной инфекции (COVID-19), пневмонии у работника или у лиц, совместно проживающих с ним;
8) родителям (опекунам) несовершеннолетних детей, имеющих признаки респираторных заболеваний, обеспечить изоляцию детей по месту их жительства (пребывания).
Таким образом, положения Распоряжения Главы Удмуртской Республики от 18.03.2020 года № 42-РГ об обязанности граждан использовать маски или иные их заменяющие изделия: при посещении объектов, где приобретаются товары (выполняются работы, оказываются услуги); при совершении поездок в общественном транспорте, включая такси; при нахождении на остановочных пунктах общественного транспорта, в зданиях железнодорожных вокзалов, аэровокзалов, автовокзалов и автостанций; при посещении государственных органов и органов местного самоуправления, а также государственных и муниципальных учреждений; при посещении культовых помещений, зданий и сооружений; в иных местах массового пребывания людей, на парковках, в лифтах с 02.06.2022 перестали действовать на территории Удмуртской Республики, кроме как на граждан старше 65 лет.
В ст. 54 Конституции Российской Федерации указано, что если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет (ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ).
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии такого обстоятельства как признание утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность.
Положения части 2 статьи 1.7 и пункта 5 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ являются взаимосвязанными. Они воспроизводят и конкретизируют соответствующие положения Конституции Российской Федерации применительно к институту административной ответственности физических и юридических лиц. Согласно этим нормам, действие закона, отменяющего административную ответственность, распространяется на лиц, в отношении которых не исполнено постановление о назначении административного наказания.
Исходя из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 3 (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.02.2021) (раздел VI, вопрос 22), положения части 2 статьи 1.7 КоАП РФ должны подлежать учету при внесении изменений не только в данный кодекс и принимаемые в соответствии с ним законы субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях, но и в законы и иные нормативные правовые акты, устанавливающие правила и нормы, за нарушение которых предусмотрено наступление административной ответственности (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 8 декабря 2015 г. N 2735-О). С учетом изложенного отмена нормативного правового акта, принятого уполномоченным государственным органом субъекта Российской Федерации и содержащего обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения, или исключение из такого акта отдельных правовых норм, закрепляющих те или иные правила поведения, являются основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении либо отмены состоявшегося по делу постановления о назначении административного наказания, если оно не было исполнено (пункт 5 части 1 статьи 24.5 данного кодекса).
Исходя из совокупности указанных норм, смягчение положений закона, за нарушение которых устанавливалась административная ответственность, влечет прекращение производства по делу об административном правонарушении в отношении Федорука Д.С., который на момент 27.04.2022 не достиг возраста 65 лет.
При изложенных обстоятельствах, судья приходит к выводу о том, что производство по делу об административном правонарушении в отношении Федорука Д.С. по ч. 1 ст. 20.6.1 подлежит прекращению, на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
Руководствуясь ст.ст. 1.7, 24.5 КоАП РФ, судья
постановила:
производство по делу об административном правонарушении в отношении Федорука <данные изъяты> по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ прекратить на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья А.Р. Кужбаева