Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2924/2023 ~ М-2712/2023 от 21.11.2023

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 декабря 2023 года                                                                                            г. Тула

Пролетарский районный суд г. Тулы в составе:

председательствующего Громова С.В.,

при секретаре Красотка А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело № 2-2924/2023 по иску министерства имущественных и земельных отношений Тульской области к Коновалову Олегу Игоревичу о признании постановления утратившим силу,

установил:

представитель МИЗО Тульской области по доверенности Николаева А.И. обратилась в суд с иском к Коновалову О.И. о признании постановления утратившим силу. В обоснование исковых требований указала, что в соответствии с Положением о министерстве имущественных и земельных отношений Тульской области Министерство осуществляет полномочия по распоряжению земельными участками. Государственная собственность на которые не разграничена. В рамках осуществления названных полномочий Министерство осуществляет формирование и предоставление заинтересованным лицам земельных участков на территории <адрес>. Согласно сведениям МКУ «Центр хранения документов и обработки информации» обнаружены постановления главы администрации Пролетарского района г. Тулы: от ДД.ММ.ГГГГ «О выделении земельного участка в собственность для строительства жилого дома усадебного типа в <адрес>», в котором имеются сведения в отношении земельного участка № , площадью 1100 кв.м., расположенного в <адрес> (план-схема <адрес> прилагается); от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в Постановление от ДД.ММ.ГГГГ» в связи с уточнением площади участка, которая составила 1071 кв.м. Согласно Постановления от ДД.ММ.ГГГГ Коновалов Олег Игоревич (ответчик) был обязан: разработать проект жилого дома и согласовывать его с главным управлением архитектуры и градостроительства г. Тулы; произвести отвод земельного участка в натуре силами городского геодезического центра; заключить договор купли-продажи земельного участка с администрацией района в нотариальном порядке; оформить свидетельство на право собственности на землю, зарегистрировать и получить его в комитете по земельным ресурсам и землеустройству; приступить к строительству жилого дома; по окончании строительства жилого дома выполнить силами городского геодезического центра за счет средств заказчика исполнительскую съемку участка и зарегистрировать строения в городском БТИ. В целях рассмотрения вопроса возможности предоставления испрашиваемого земельного участка Министерством осуществлен выезд на данный земельный участок, по результатам которого составлен акт осмотра земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, в результате чего установлено, что указанный земельный участок не используется по назначению и свободен от застройки. Согласно ответу Управления Росреестра по Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ в архивном фонде Управления отсутствует второй (подлинный) экземпляр свидетельства о праве собственности на землю (государственного акта на право собственности на землю), подготовленного на основании вышеуказанных Постановлений. Администрация г. Тулы ДД.ММ.ГГГГ сообщила, что отсутствуют правовые основания для отмены спорных Постановлений. Министерство считает, что никто не пользовался земельным участком, не проводил его освоение, не совершал действий, свидетельствующих об использовании земли в соответствии с целевым назначением, а также не заключил договор купли-продажи и не получил свидетельство на право собственности. Ссылаясь на положения Земельного кодекса РФ, Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», просила:

признать утратившим силу постановление главы администрации Пролетарского района г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ «О выделении земельного участка в собственность для строительства жилого дома усадебного типа в <адрес>»;

признать утратившим силу постановление главы администрации Пролетарского района г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ « О внесении изменений в постановление главы администрации Пролетарского района г. Тулы № от ДД.ММ.ГГГГ».

    Представитель истца МИЗО Тульской области по доверенности Николаева А.И. в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие представителя истца, просила исковые требования удовлетворить, не возражала против рассмотрения дела в порядке заочного производства.

Представитель ответчика администрации г. Тулы по доверенности Горшкова Т.Л. в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика, просила вынести решение в соответствии с действующим законодательством.

Ответчик Коновалов О.И. в судебное заседание не явился, извещен о месте и времени судебного разбирательства в порядке, предусмотренном ст. ст. 113-116 ГПК РФ, не просил суд отложить рассмотрение дела. У суда нет оснований считать причину неявки ответчика в судебное заседание уважительной.

На основании ч. 1 ст. 233 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства.

Исследовав доказательства по делу, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что постановлением главы администрации Пролетарского района г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ. № «О выделении земельного участка в собственность для строительства жилого дома усадебного типа в <адрес>» гр. Коновалову О.И. отведен на состав семьи из 4-х человек земельный участок № площадью 1100 кв.м в собственность за плату для строительства индивидуального жилого дома усадебного типа с надворными постройками <адрес>, согласно прилагаемой схеме.

В соответствии с п. 2 Постановления от ДД.ММ.ГГГГ. № Коновалов О.И. был обязан: разработать проект жилого дома и согласовывать его в Гласном управлении архитектуры и градостроительства г. Тулы; произвести отвод земельного участка в натуре силами геодезического центра; заключить договор купли-продажи земельного участка с администрацией района в нотариальном порядке; оформить свидетельство на право собственности на землю, зарегистрировать и получить его в комитете по земельным ресурсам и землеустройству.

Согласно п. 3 Постановления от ДД.ММ.ГГГГ. № Коновалов О.И. обязан: приступить к строительству жилого дома, после выполнения пункта № 2 настоящего постановления; разбивки осей и габаритов жилого дома в натуре городским геодезическим центром; по окончании строительства жилого дома выполнить силами городского геодезического центра и за счет средств заказчика исполнительную съемку участка и зарегистрировать выстроенные строения в городском бюро технической инвентаризации.

В п. 4 Постановления от ДД.ММ.ГГГГ. № указано на предупреждение Коновалову О.И. о том, что за самовольное изменение границ и самовольное строительство он несет ответственность в соответствии со ст. 125 ЗК РФ.

Постановлением главы администрации Пролетарского района г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ. № «О внесении изменений в Постановление № от ДД.ММ.ГГГГ.» на основании уточненных подсчетов площадей в пункт 1 Постановления от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в отношении площади земельного участка № , расположенного <адрес>, которая составила 1071 кв.м.

В акте осмотра земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, составленном министерством имущественных и земельных отношений Тульской области и к которому приложены фотоматериалы, указано, что на испрашиваемом земельном участке отсутствуют здания, сооружения, а также объекты незавершенного капитального строительства.

Согласно ответу Управления Росреестра по Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ информация о выдаче правоудостоверяющего документа - Свидетельства о праве собственности на землю (государственного акта на право собственности на землю), подготовленного на основании Постановления главы администрации Пролетарского района г. Тулы № от ДД.ММ.ГГГГ. и от ДД.ММ.ГГГГ. № в архивном фонде отсутствует.

Администрация г. Тулы письмом от ДД.ММ.ГГГГ сообщила, что в МКУ «Центр хранения документов и обработки информации» обнаружены постановления главы администрации Пролетарского района г. Тулы: от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ; сведения об отмене или внесения каких-либо изменений в указанные постановления, а также иные сведения в отношении запрашиваемого земельного участка не обнаружены.

При этом на обращение Министерства письмом от ДД.ММ.ГГГГ администрация г. Тулы сообщила, что правовые основания для отмены постановлений главы администрации Пролетарского района г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ. № и от ДД.ММ.ГГГГ. № отсутствуют, поскольку срок выполнения Коноваловым О.И. мероприятий; установленных постановлением, не установлен.

Разрешая заявленные требования, суд принимает во внимание, что в соответствии со статьями 9, 36 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Как следует из положений ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

Спорные правоотношения имеют длящийся характер, и связи с чем при рассмотрении настоящего спора подлежит применению законодательство, действующее как на момент вынесения спорного постановления, так и в настоящее время.

Порядок предоставления земельных участков на момент возникновения правоотношений в 1994 году регулировался Земельным кодексом РСФСР от 25.04.1991.

Согласно ст. 80 ЗК РСФСР земельные участки для индивидуального жилищного строительства предоставлялись местными Советами народных депутатов в соответствии с их компетенцией.

В силу ст. 81 ЗК РСФСР земельные участки, предоставленные для индивидуального жилищного строительства, использовались для возведения жилых домов и служебно-хозяйственных строений.

В соответствии со ст. 53 ЗК РСФСР на собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей и арендаторов возлагались следующие обязанности: эффективно использовать землю в соответствии с целевым назначением, повышать ее плодородие, применять природоохранные технологии производства, не допускать ухудшения экологической обстановки на территории в результате своей хозяйственной деятельности; своевременно вносить земельный налог или арендную плату; не нарушать права других собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей и арендаторов, а также порядок пользования лесными угодьями, водными и другими природными объектами; вести любое строительство, руководствуясь действующими строительными нормами и правилами по согласованию с землеустроительными, архитектурно-градостроительными, пожарными, санитарными и природоохранными органами.

Указом Президента РФ от 27.10.1993 № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» было установлено, что земельные участки и все, что прочно с ними связано, относятся к недвижимости. Совершение сделок с земельными участками регулируется гражданским законодательством с учетом земельного, лесного, природоохранительного, иного специального законодательства и настоящего Указа (пункт l).

Каждому собственнику земельного участка выдается свидетельство на право собственности на землю (далее именуется свидетельство), которое подлежит регистрации в регистрационной (поземельной) книге. Свидетельство является документом, удостоверяющим право собственности на земельный участок, и служит основанием при совершении сделок купли - продажи, залога, аренды, а также при осуществлении иных действий по владению, пользованию и распоряжению земельным участком в соответствии с действующим законодательством. При первичном предоставлении земельного участка свидетельство выдается соответствующим комитетом по земельным ресурсам и землеустройству по решению местной администрации (пункт 3 Указа).

Указом устанавливалось, что продажа земель может производиться на конкурсах или аукционах (пункт 8).

Постановлением Правительства РФ от 19.03.1992 № 177 была утверждена форма свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения.

В соответствии со ст. 112 ЗК РСФСР землеустройство включало систему мероприятий, направленных на осуществление земельного законодательства, решений Советов народных депутатов по организации использования и охраны земель, создание благоприятной экологической среды и улучшение природных ландшафтов.

Статьей 114 ЗК РСФСР были предусмотрены организация и порядок проведения землеустройства, согласно которым землеустроительный процесс состоял из подготовительных работ, разработки прогнозов, схем, проектов землеустройства, рассмотрения и утверждения проектной документации, перенесения проектов в натуру (на местность), оформления и выдачи землеустроительных материалов и документов, осуществления авторского надзора за выполнением проектов землеустройства собственниками земли, землевладельцами, землепользователями и арендаторами.

Землеустройство проводилось по решениям Советов народных депутатов, по инициативе Государственного комитета РСФСР по земельной реформе и его органов на местах или по ходатайству заинтересованных собственников земли, землевладельцев, землепользователей, арендаторов и осуществляется государственными проектными организациями по землеустройству за счет средств государственного бюджета. Разработка землеустроительных проектов, связанных с устройством территории, коренным улучшением и охраной земельных участков от селей, оползней, подтопления и засоления, может проводиться также по инициативе собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов за их счет и другими землеустроительными организациями.

Землеустроительные проекты составлялись при участии заинтересованных собственников земли, землевладельцев, землепользователей, арендаторов и после утверждения переносились в натуру (на местность) с обозначением границ земельных участков и полей севооборотов межевыми знаками установленного образца.

Установленная в порядке землеустройства организация территории являлась обязательной для собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов.

В соответствии с п. 1 Инструкции по межеванию земель, утвержденной Комитетом РФ по земельным ресурсам и землеустройству 08.04.1996, межевание земель представляет собой комплекс работ по установлению, восстановлению и закреплению на местности границ земельного участка, определению его местоположения и площади. Установление и закрепление границ на местности выполняют при получении гражданами и юридическими лицами новых земельных участков, при купле-продаже, мене, дарении всего или части земельного участка, а также по просьбе граждан и юридических лиц, если документы, удостоверяющие их права на земельный участок, были выданы без установления и закрепления границ на местности. Межевание земель выполняют проектно-изыскательские организации Роскомзема, а также граждане и юридические лица, получившие в установленном порядке лицензии на право выполнения этих работ.

На основании п. 2 Инструкции межевание земель включает подготовительные работы по сбору и изучению правоустанавливающих, геодезических, картографических и других исходных документов; полевое обследование и оценку состояния пунктов государственной геодезической сети (ГГС) и опорной межевой сети (ОК/ТС) - опорных межевых знаков (ОМЗ); полевое обследование границ размежевываемого земельного участка с оценкой состояния межевых знаков; составление технического проекта (задания) межевания земель; уведомление собственников, владельцев и пользователей размежевываемых земельных участков о производстве межевых работ; согласование и закрепление на местности межевыми знаками границ земельного участка с собственниками, владельцами и пользователями размежевываемых земельных участков; сдачу пунктов ОМС на наблюдение за сохранностью; определение координат пунктов ОК/ТС и межевых знаков; определение площади земельного участка; составление чертежа границ земельного участка; контроль и приемку результатов межевания земель производителем работ; государственный контроль за установлением и сохранностью межевых знаков; формирование межевого дела; сдачу материалов в архив.

Исходя из смысла перечисленных правовых норм, после издания Постановления от ДД.ММ.ГГГГ. № и с учетом внесенных в него изменений Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ о выделении ответчику земельного участка в собственность за плату, последний обязан был последовательно совершить все предусмотренные Постановлением действия по заключению с администрацией района договора купли-продажи земельного участка и оформлению свидетельства на право собственности на него, а также приступить к использованию участка путем строительства на нем жилого дома.

Однако суду не представлены доказательства разработки ответчиком проекта жилого дома и его согласования с главным управлением архитектуры и градостроительства; отвода земельного участка в натуре силами геодезического центра; заключения договора купли-продажи земельного участка с администрацией района в нотариальном порядке; оформления в установленном законом порядке свидетельства на право собственности на землю.

Отсутствие на земельном участке строений и сооружений подтверждено актом истца и не опровергнуто ответчиком.

Поскольку договор купли-продажи земельного участка не был заключен между ответчиком и органами местного самоуправления, у истца до настоящего времени право собственности на него не возникло, и суд приходит к выводу, что на основании действовавших на момент возникновения правоотношений норм законодательства ответчик не реализовал свое право на получение земельного участка в собственность за плату; жилой дом на участке не построил; цель предоставления ему земельного участка - строительство жилого дома - не достигнута.

В свою очередь в силу п. 2 ст. 214 ГК РФ земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

Земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством. Лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником (пункты 1 и 2 ст. 264 ГК РФ).

30.10.2001 был введен в действие Земельный кодекс РФ, изменивший ранее действующий порядок предоставления земельных участков гражданам за плату для индивидуального жилищного строительства.

На основании ст. 7 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» к земельным отношениям, возникшим до введения в действие Земельного кодекса РФ; Земельный кодекс РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Согласно п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется соответствующими органами местного самоуправления в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, на территории поселения (при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения) и входящего в состав муниципального района (при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки поселения), а также в отношении земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района.

В связи с несовершением ответчиком ни одного действия, предусмотренного Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ. № , на момент введения в действие Земельного кодекса РФ объем прав и обязанностей, установленных указанным Постановлением, остался тем же и к ним с 30.10.2001 в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2001 № 137-ФЗ должны применяться нормы ЗК РФ в редакции, действующей на момент совершения какого-либо действия по реализации указанных прав и обязанностей.

Порядок предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регламентировался ст. ст. 28, 29, 30, 30.1, 38 ЗК РФ. Такой порядок действовал до ДД.ММ.ГГГГ.

В настоящее время особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства регламентируются нормами ст. ст. 39.3 - 39.18 ЗК РФ.

В силу п.п. 10 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ продажа земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства осуществляется без проведения торгов в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.

В соответствии с п.п.. 15 п. 2 ст. 39.6 и ст. 39.8 ЗК РФ в случае предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства может быть заключен договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов на срок двадцать лет в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.

На основании ст. 39.18 ЗК РФ в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства для собственных нужд, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий двадцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:

обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, муниципального округа или городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.

Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган в срок не позднее десяти дней совершает одно из следующих действий:

осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка;

принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 настоящего Кодекса при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению и соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», и направляет указанное решение заявителю. В случае, если схема расположения земельного участка, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок; подлежит согласованию в соответствии со статьей 3.5 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», срок принятия указанного решения может быть продлен не более чем до тридцати пяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Об отсутствии заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств, поступивших в срок, указанный в абзаце первом настоящего пункта, и о продлении срока принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган уведомляет заявителя.

Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка без проведения торгов в порядке, установленном статьей 39.17 настоящего Кодекса.

В случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение:

об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка;

об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей; указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Исходя из смысла указанных норм Земельного кодекса РФ, в настоящее время Коновалов О.И. не имеет возможности исполнить постановление от ДД.ММ.ГГГГ. путем последовательного осуществления предусмотренных им действий по оформлению в собственность земельного участка, поскольку действующим земельным законодательством предусмотрен иной порядок предоставления земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, по сравнению с порядком, действующим на момент вынесения постановления в 1994 году, и предусмотренным этим Постановлением.

Совершение в настоящее время той последовательности действий, которые были вменены ему в обязанность Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ. для совершения процедуры оформления земельного участка в собственность за плату, будет противоречить действующему в настоящее время законодательству.

По мнению суда, невозможность реализации гражданином прав по оформлению предоставленного в ДД.ММ.ГГГГ году земельного участка служит основанием для признания указанного Постановления от ДД.ММ.ГГГГ. № и Постановления от ДД.ММ.ГГГГ. № утратившими силу, поскольку они из-за указанного обстоятельства не могут в настоящее время повлечь для Коновалова О.И. никаких юридических последствий.

Кроме того, в соответствии с п. 2 ст. 7 ЗК РФ земли, в частности земли населенных пунктов, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.

В силу ст. 42 3К РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременно производить платежи за землю.

На основании ст. 284 ГК РФ земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для ведения сельского хозяйства либо жилищного или иного строительства и не используется по целевому назначению в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, за исключением случаев, когда земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.

Из содержания указанных норм в их взаимосвязи безусловно следует, что понятие «использование земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием» и понятие «своевременное использование (освоение) земельного участка» являются различными понятиями, вследствие чего неиспользование (неосвоение) земельного участка в течение того или иного времени не может само по себе рассматриваться как неиспользование земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием с учетом того, что Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ. конкретные сроки освоения земельного участка, переданного ответчику, предусмотрены не были.

В связи с этим обстоятельством правовых оснований, предусмотренных как законом, так и Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ. для отмены этого постановления не имеется, поэтому принявший постановление орган (или его правопреемник) не имеют возможности самостоятельно отменить его.

Несмотря на то, что сроки исполнения обязанностей по оформлению земельного участка данным Постановлением не установлены, суд считает, что с учетом установленных земельным законодательством принципов платности использования земли и необходимости ее использования по назначению (ст. 1 ЗК РФ) несовершение Коноваловым О.И. действий по оформлению земельного участка в собственность и его неиспользование не могут длиться неопределенно длительное время. Необходимым учитывать, что бездействие ответчика по оформлению земельного участка и его использованию длится более 28-ми лет при отсутствии доказательств объективной уважительности такого неиспользования, что в силу ст. 10 ГК РФ расценивается судом как злоупотребление правом.

Несмотря на то, что ответчик не закончил в установленном порядке оформление своего права собственности на указанный выше земельный участок, его нельзя признать юридически свободным, а поэтому, исходя из указанных выше норм земельного законодательства, в настоящее время он не может быть предоставлен иным лицам.

При таких обстоятельствах суд считает, что нарушаются права как исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, обладающих правом на предоставление соответствующего земельного участка, в части пополнения соответствующего бюджета денежными средствами в связи с платностью предоставления и использования земли, так и третьих лиц, желающих оформить в собственность указанный в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ. земельный участок для индивидуального жилищного строительства, полагая его фактически свободным.

При установленных обстоятельствах суд считает, что избранный истцом способ защиты прав в виде признания Постановлений от ДД.ММ.ГГГГ. и ДД.ММ.ГГГГ. утратившими силу является надлежащим, так как полномочиями по оценке перечисленных выше обстоятельств в части длительности неисполнения ответчиком этих постановлений, обладает исключительно суд; следовательно; во внесудебном порядке данный вопрос не может быть разрешен с учетом отсутствия правовых оснований для их отмены принявшим их органом, и при наличии обстоятельств фактической утраты Постановлениями своей юридической силы.

Суд учитывает, что согласно п. 2 ст. 10, п. 2 ст. 11 ЗК РФ субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации; органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В силу ст. 10.1 ЗК РФ полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области земельных отношений, установленные ЗК РФ, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

    Тульской областной Думой принят Закон от 20.11.2014 № 2218-ЗТО «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципального образования город Тула и органами государственной власти Тульской области», в соответствии с п. 1 ч. 1 и п. 2 ст. 5 которого Правительство Тульской области осуществляет полномочия органов местного самоуправления муниципального образования город Тула по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

Постановлением Правительства Тульской области от 13.10.2016 № 452 утверждено Положение о министерстве имущественных и земельных отношений Тульской области, которое является уполномоченным органом Правительства Тульской области и наделено полномочиями по разрешению вопросов пользования и распоряжения имуществом и земельными участками, находящимися на территории Тульской области, в том числе государственная собственность на которые не разграничена.

Оценим представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ в совокупности с установленными по делу обстоятельствами, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, рассмотрев дело в пределах заявленных исковых требований, руководствуясь ст. ст. 194-199, 235 ГПК РФ, суд

решил:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░:

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░. № «░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ <░░░░░>»;

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░. № ░░.░░.░░░░ «░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░ № ░░ ░░.░░.░░░░».

░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 7 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░ ░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, - ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░                                                                             ░.░. ░░░░░░

2-2924/2023 ~ М-2712/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области
Ответчики
Коновалов Олег Игоревич
администрация г. Тулы
Суд
Пролетарский районный суд г.Тулы
Судья
Громов Сергей Владимирович
Дело на сайте суда
proletarsky--tula.sudrf.ru
21.11.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.11.2023Передача материалов судье
28.11.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.11.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.11.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.12.2023Судебное заседание
22.12.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.12.2023Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
28.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее