Дело № 2-924/2020 02 июня 2020 года
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи А.А. Токарь,
при секретаре Ф.В. Лёгостиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к ФИО2 об определении режима рабочего времени, взыскании задолженности по оплате сверхурочных работ и за работу в выходные дни, неустойки, индексации, компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л:
Истец обратился в суд с иском к ФИО2 указав, что с 03.11.16 работал у ответчика в качестве водителя автомобиля УФПС г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области-филиал ФГУП «Почта России», на основании трудового договора № со сменным графиком работы, дополнительным соглашением от 24.04.2017 к трудовому договору изменено место работы истца на Парголовский участок курьерской доставки (УКД) и установлена сменная работа с суммированным учетом рабочего времени с учетным периодом месяц. В период с 01.11.2018 по 30.05.2019 при составлении графика работы ответчик устанавливал истцу продолжительность рабочего времени более 10 часов, что, по его мнению, противоречит нормам трудового законодательства, положениям Приказа Минтранса России от 20.08.2004 N 15 "Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей", утверждённым у ответчика Правилам внутреннего трудового распорядка, считал, что его работа за пределами 10 часов является сверхурочной, подлежит дополнительной оплате. Впоследствии истец уточнил правые основания и дополнил требования, указав, что ответчик в одностороннем порядке изменил режим его работы, установил в графиках сменности с ноября 2018 по февраль 2019 не два через два, а пятидневную рабочую неделю, в связи с чем истец вынужден был работать в выходные дни, работа в которые подлежит оплате в двойном размере. Поскольку ответчик не оплатил за сверхурочную работу и работу в выходные дни, чем нарушил его трудовые права истец испытывал нравственные страдания, связанные с невозможностью достойно обеспечить существование себя и своей семьи, кроме того, за несвоевременную выплату заработной платы ответчик должен оплатить истцу неустойку в размере ключевой ставки ЦБ РФ, а также проиндексировать образовавшуюся задолженность по заработной плате на индексы потребительских цен, так как ввиду инфляционных процессов невыплаченная заработная плата обесценилась. По изложенным основаниям с учётом последующего уточнения требований истец просил определить ему на период с 03.11.2016 по 30.08.2019 режим рабочего времени и продолжительность смены, взыскать с ответчика задолженность по оплате сверхурочных работ и за работу в выходные дни с учётом процентов и индексации за период с 01.11.2018 по 30.05.2019 в общей сумме 155 795 рублей 21 копейка и денежную компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей.
Представитель ответчика направил письменный отзыв, в котором просил в удовлетворении иска отказать. В обоснование возражений ссылался на то, что в период с 01.11.2018 по 30.05.2019 истец работал последовательно в качестве водителя автомобиля в Участке курьерской доставки № Санкт-Петербургского участка курьерской доставки и в Парголовском участке курьерской доставки УФПС Санкт-Петербурга и Ленинградской области - филиала ФГУП «Почта России», дополнительным соглашением к трудовому договору от 24.04.2017 ему установлена сменная работа с суммированным учетом рабочего времени, продолжительность его работы за учётные периоды не превышала нормативную продолжительность работы, установленную трудовым законодательством. Возможность установления в графике сменности продолжительности рабочей смены истца 11 и 12 часов предусмотрена п. 12 Приказа Минтранса России от 20.08.2004 N 15 "Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей", так как общая продолжительность управления автомобилем в силу специфики трудовой функции истца (а именно доставка и прием заказов у клиентов) не превышала 9 часов. К сверхурочной работе и работе в выходные и праздничные дни истец не привлекался, поскольку производственная или иная необходимость для его привлечения у работодателя отсутствовала.
В судебное заседание истец явился, первоначальные, уточнённые и дополненные требования поддержал.
Представитель ФИО2 в судебное заседание явился, просил в удовлетворении иска отказать.
Выслушав объяснения явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Трудовым договором является соглашение между работником и работодателем, в соответствии с которым работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, а последний - предоставить работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату (ст. 56 ТК РФ).
Под определением «рабочее» понимается время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени (ст. 91 ТК РФ).
Режимом рабочего времени признаётся порядок распределения времени работы в пределах суток или другого календарного периода (ст. 100 ТК РФ).
В случае, если режим труда и отдыха конкретного работника отличается от общих правил, установленных в организации, условие о режиме труда и отдыха является существенным и подлежит обязательному включению в трудовой договор (ст. 57 ТК РФ).
В соответствии с положениями ст. 100 ТК РФ режим рабочего времени, продолжительности рабочей недели, время начала и окончания работы, время перерывов в работе, число смен в сутки, чередование рабочих и нерабочих дней определяются работодателем в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
Из взаимосвязанного смысла ст.ст. 56, 57 и 100 ТК РФ следует, что законодатель определил два возможных способа установления режима рабочего времени и времени отдыха: либо принятыми у работодателя правилами внутреннего трудового распорядка, либо непосредственно трудовым договором. Как в первом, так и во втором случае режим рабочего времени и продолжительности работы (смены) конкретного работника подлежит определению по соглашению между работником и работодателем, а при наличии спора – способами, установленными ст. 352 ГК РФ, в том числе путём обращения в суд.
Ст. 392 ТК РФ работнику предоставлено право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.
Материалами дела установлено, что истец работал в ФГУП «Почта России» в должности водителя автомобиля с 03.11.2016 в участке курьерской доставки № Санкт-Петербургского участка курьерской доставки, с ним заключён трудовой договор № от 03.11.2016, в соответствии с которым истцу установлена пятидневная рабочая неделя с двумя выходными, начало работы в 08 часов 30 минут, окончание работы в 17 часов 30 минут, обеденный перерыв 60 минут, характер работы – в пути (пункт 1.11 трудового договора). Дополнительным соглашением № от 24.04.2017 к упомянутому трудовому договору место работы истца определено: УФПС г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области – филиал ФГУП «Почта России», Парголовский участок курьерской доставки, местонахождение: <адрес> <адрес>, кроме того, истцу установлена сменная работа, с суммированным учетом рабочего времени с учетным периодом месяц; начало и окончание рабочего дня, рабочие и выходные дни, перерывы для питания и отдыха устанавливаются графиком сменности, установлен должностной оклад 34 390 рублей, выплачиваемый ежемесячно с учетом занимаемой ставки и фактически отработанного времени, пункт 1.1 о характере работы «в пути» из трудового договора исключен (л.д. 10 -21); 30.08.2019 трудовые отношения между истцом и ответчиком прекращены, что в ходе рассмотрения дела истец не оспаривал.
В ФГУП «Почта России» 25.09.2018 утверждены Правила внутреннего трудового распорядка, регламентирующие, трудовой распорядок Предприятия, в том числе режим работы, время отдыха, поощрения работников, их ответственность за нарушение трудовой дисциплины и иные вопросы регулирования трудовых отношений. П.п. 6.8 (подп. 5), 6.13 упомянутых Правил предусмотрено, что на Предприятии применяются различные режимы работы, в том числе сменная работа, при которой начало и окончание работы, время отдыха определяются графиками сменности; продолжительность дневной смены водителей автомобилей может устанавливаться до 12 часов (п. 6.16); кроме того, в случае, если по условиям работы не может быть соблюдена установленная для данной категории работников ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, вводится суммированный учёт рабочего времени, который допускает отклонение продолжительности рабочего времени в сутках, неделе месяце от той, которая установлена для данной категории работников, при этом переработка в одни дни (недели, месяцы) погашается недоработкой в другие дни (недели, месяцы) с тем, чтобы общая продолжительность рабочего времени не превышала нормального числа часов для установленного учётного периода (п.п. 6.17, 6.18) (л.д. 97 - 99).
Согласно приложению № к Правилам внутреннего трудового распорядка ФГУП «Почта России», утверждённых 25.09.2018 профессия водитель легкового автомобиля включена в список профессий и должностей работников, которым может быть установлена работа по графику сменности, суммированный учёт рабочего времени с учётным периодом квартал (л.д. 116, 117).
Таким образом, представленными в материалы дела доказательствами подтверждается, что в период с 03.11.2016 по 30.08.2019 трудовым договором № от 03.11.2016, дополнительным соглашением № к нему от 24.04.2017, Правилами внутреннего трудового распорядка ФГУП «Почта России» режим работы истца в качестве водителя автомобиля, а также продолжительность смены (порядок её определения) были установлены; указанные локальные акты в части определения режима работы и продолжительности смены истец не оспаривал, они не признаны незаконными, являлись действующими весь период работы истца у ответчика. При таком положении правовые основания для определения истцу на период с 03.11.2016 по 30.08.2019 режима работы, иного, чем был установлен трудовым договором с ответчиком и Правилами внутреннего трудового распорядка ФГУП «Почта России» не имеется, требования истца в указанной части удовлетворению не подлежат.
Как предусмотрено ст. 22 ТК РФ, работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 91 ТК РФ рабочее время - время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени. Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю.
В случае, когда по условиям производства (работы) у индивидуального предпринимателя, в организации в целом или при выполнении отдельных видов работ не может быть соблюдена установленная для данной категории работников (включая работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда) ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, допускается введение суммированного учета рабочего времени с тем, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период (месяц, квартал и другие периоды) не превышала нормального числа рабочих часов. Учетный период не может превышать один год, а для учета рабочего времени работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, - три месяца; при этом порядок введения суммированного учета рабочего времени устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка (ч.ч. 1 и 4 ст. 104 ТК РФ).
Как следует из материалов дела, в ноябре 2018 года норма рабочих часов составила 168 часов, в соответствии с табелем учёта рабочего времени истец отработал 88 часов; в декабре 2018 года норма рабочих часов составила 167 часов, исходя из табеля учёта рабочего времени, истцом отработано 167 часов; в январе 2019 норма часов составила 136 часов, согласно табелю учёта рабочего времени истцом отработано 56 часов; в феврале 2019 норма составила 159 часов, истцом отработано 87 часов; в марте 2019 - норма составила 159 часов, отработано согласно табелю учёта рабочего времени 159 часов, в апреле 2019 норма часов составила 175 часов, исходя из табеля учёта рабочего времени, истцом отработано 175 часов, в мае 2019 норма часов составила 143 часа, согласно табелю учёта рабочего времени отработано 152 часа. Таким образом, норма рабочих часов, исходя из 40 – часовой недели за период с 01.11.2018 по 30.05.2019 составила 1 107 часов, согласно табелям учёта рабочего времени при суммированном учёте рабочего времени истец отработал в спорный период 884 часа, то есть менее установленной нормы на 223 (1107-884) часа. При этом, согласно представленным истцом расчётным листкам, заработная плата ему начислена и выплачена исходя из установленной ст. 91 ТК РФ нормы рабочего времени, а за май 2019 – исходя из фактически отработанного времени, а именно 152 часов, что в ходе судебного разбирательства истцом не опровергнуто (л.д. 23 – 36, 125 – 163). Кроме того, из графиков сменности за спорный период усматривается, что продолжительность смен истцу была установлена не более 12 часов, при этом предоставлялся перерыв на обед с 13 до 14 часов, который подлежит исключению при учёте фактически отработанного рабочего времени (ст. 108 ТК РФ), к работе в выходные дни истец не привлекался. Поскольку в спорный период истцу оплачена заработная плата за 1 107 часов, при отработанных 884 часах, доказательства привлечения к работе в выходные дни отсутствуют суд считает, что задолженности по заработной плате перед истцом в спорный период у ответчика не имеется.
Доводы истца о том, что сверхурочной работой следует считать время, отработанное сверх 10 часов, установленных п. 8.2.5 Приказа Почты России № от 14.05.2012 (л.д. 77), суд считает ошибочными ввиду следующего.
Под сверхурочной работой понимается работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени - сверх нормального числа рабочих часов за учетный период, при этом для работы сверхурочно необходимо обязательное письменное согласие работника (ч.ч. 1 и 2 ст. 99 ТК РФ).
В силу ст. 329 ТК РФ особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условия труда отдельных категорий работников, круг которых непосредственно связан с движением транспортных средств, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта.
П. 12 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 20 августа 2004 года №, предусмотрено, что водителям, осуществляющим перевозки для учреждений здравоохранения, организаций коммунальных служб, телеграфной, телефонной и почтовой связи, аварийных служб, технологические (внутриобъектные, внутризаводские и внутрикарьерные) перевозки без выхода на автомобильные дороги общего пользования, улицы городов и других населенных пунктов, перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании органов государственной власти и органов местного самоуправления, руководителей организаций, а также перевозки на инкассаторских, пожарных и аварийно-спасательных автомобилях, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов в случае, если общая продолжительность управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) не превышает 9 часов.
Согласно п. 15 упомянутого Положения, рабочее время водителя состоит, в том числе из следующих периодов: время управления автомобилем; время специальных перерывов от управления автомобилем в пути на конечных пунктах; подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородных перевозках - для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены; время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию (предрейсового) и после возвращения с линии (послерейсового), а также время следования от рабочего места до места проведения медицинского осмотра и обратно; время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей; время простоев не по вине водителя; время проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей обслуживаемого автомобиля, не требующих разборки механизмов, а также выполнения регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи; время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с водителем; время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух и более водителей; время в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 24 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 20 августа 2004 года № водителям предоставляется перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, как правило, в середине рабочей смены.
Согласно пояснениям представителя ответчика в спорный период основания для организации сверхурочной работы в Парголовском участке курьерской доставки отсутствовали, истец в установленном законом порядке к сверхурочным работам не привлекался.
Принимая во внимание изложенное, правовые основания для взыскания с ответчика в пользу истца задолженности по оплате за сверхурочную работу и работу в выходные дни отсутствуют.
Поскольку требования о взыскании неустойки за несвоевременную выплату заработной платы, индексации невыплаченной заработной платы являются производными от присуждения платы за сверхурочную работу и работу в выходные дни, требования ФИО1 в части взыскания неустойки и индексации подлежат отклонению.
Положениями ст. 237 ТК РФ установлено, что компенсация морального вреда допускается только в случае нарушения трудовых прав работника неправомерными действиями или бездействием работодателя. Учитывая, что в ходе разрешения настоящего спора истец не подтвердил достоверными доказательствами неправомерность действий ответчика и нарушение его трудовых прав, суд считает необходимым в удовлетворении требований в части взыскания с ответчика в его пользу денежной компенсации морального вреда отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
ФИО1 в удовлетворении иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через суд, вынесший решение.
Решение в окончательной форме принято судом 19.06.2020.
Судья: (подпись)