№ 11-49/2024 УИД: 50MS0209-01-2023-003284-28
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
11 апреля 2024 года г. Раменское
Раменский городской суд Московской области в составе
Председательствующего судьи Щербакова Л.В..,
при секретаре судебного заседания Гоголине И.О.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Смаглий Ю. В. на решение мирового судьи судебного участка № 209 Раменского судебного района Московской области от <дата>. по гражданскому делу о иску ООО «ЭкоЛайн-Воскресенск» к Смаглий Ю. В. о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги, пени, расходов по делу,
У С Т А Н О В И Л:
Истец ООО «ЭкоЛайн-Воскресенск» обратился к мировому судье с исковыми требованиями и просил о взыскании с ответчика Смаглий Ю.В. задолженность за предоставленные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с <дата> по <дата> в сумме 18 904 рубля 83 копейки, а также пени за просрочку коммунальных платежей за период с <дата> по <дата> год в сумме 3 668 рублей 81 копейку, почтовые расходы в размере 260 рублей 47 копеек, судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 877 рублей 21 копейку, а всего сумму в размере 23 711 рублей 32 коп.
Решением мирового судьи 209 судебного участка Раменского судебного района Московской области от <дата>. исковые требования удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе Смаглий Ю.В. просит отменить решение мирового судьи и вынести новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции стороны отсутствовали, извещены.
Дело постановлено рассмотреть в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив доводы апелляционной жалобы, и исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления) под твердыми коммунальными отходами понимаются отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд.
Согласно статье 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за обращение с твердыми коммунальными отходами.
Правительство Российской Федерации постановлением от 6 мая 2011 г. N 354 утвердило Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов и особенности применения этих Правил (далее - Правила N 354).
В соответствии с пунктом 148(1) Правил N 354 предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, из числа договоров, указанных в пунктах 148(4) - 148(6) настоящих Правил.
Исходя из положений пункта 4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641", обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.
Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно пункту 8(17) указанных Правил, региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил.
В случае, если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
По смыслу приведенных правовых норм коммунальная услуга по обращению с ТКО может быть оказана только региональным оператором и на основании, в том числе публичного договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Как установлено мировым судьей и следует из материалов дела ООО «ЭкоЛайн-Воскресенск» с <дата>. осуществляет деятельность в качестве Регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, в том числе на территории Раменского городского округа Московской области. Предельные единые тарифы на услуги региональных операторов по обращению с ТКО на территории Московской области на <дата> утверждены постановлением Правительства Московской области от 02.10.2018 N 690/34 и Распоряжением Мособлкомцен от 20.12.2019 N 403-Р "Об утверждении предельных единых тарифов на услуги региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на период <дата> на территории Московской области".
Согласно выписке ЕГРН об объекте недвижимости ответчик Смаглинй Ю.В. с <дата>. является собственником жилого дома по адресу: <адрес>, к/н <номер> площадью 138,5 кв.м.
Между тем, оплата услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами ответчиком не производилась, в связи с чем, образовалась задолженность за вышеуказанный период, начислены пени.
В силу ч. 5 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
Согласно ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Плата за обращение с твердыми коммунальными отходами включается в плату за коммунальные услуги (ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 14 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм, за каждый день просрочки, начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно. Увеличение установленного в настоящей части размера пеней не допускается.
Руководствуясь положениями Жилищного кодекса Российской Федерации. Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156, мировой судья удовлетворил заявленные требования и взыскал спорную задолженность с ответчика, в пределах сроков исковой давности.
Оснований не согласиться с принятым судебным постановлением у суда апелляционной инстанции не имеется.
При этом мировой судья исходил из обязанности ответчика как собственника жилого дома на заключение договора по утилизации ТКО с региональным оператором (ч. 5 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации), а также из того, что договор по обращению с ТКО собственниками жилого помещения был заключен на 16-й рабочий день после публикации в газете "Ежедневные новости. Подмосковье" 16.10.2018г. (пункты 8(4), 8(5) - 8(7) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156).
Отсутствие заключенного письменного договора с региональным оператором не освобождает потребителя (собственника жилого помещения/домовладения) oт оплаты оказанных услуг, которые подлежат оплате с даты начала оказания услуг региональным оператором.
В соответствии с ч. 6 ст. 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании " утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" договоры, заключенные собственниками ТКО на сбор и вывоз ТКО, действуют до заключения договора с Региональным оператором по обращению с ТКО.
Из указанной нормы следует, что все договоры на обращение с ТКО, заключенные с иными лицами, считаются расторгнутыми и прекращают свое действие с <дата>, в связи с началом осуществления ответчиком деятельности в качестве Регионального оператора по обращению с ТКО.
В силу пункта 4 статьи 426 ГК РФ и пункта 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ Правила N 505, 1156 и условия Типового договора являются обязательными для региональных операторов по обращению с ТКО и собственников ТКО при заключении и исполнении публичных договоров на оказание услуг по обращению с ТКО.
Тот факт, что ответчик не имеет письменного соглашения/договора с истцом, не отменяют вышеуказанные нормы права и обязанность ответчика как собственника жилого дома на заключение договора по утилизации ТКО с региональным оператором и оплате его услуг, начиная с <дата>.
Пунктами 1, 4 статьи 24.8 Федерального закона N 89-ФЗ предусмотрено, что оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами региональным оператором относится к регулируемым видам деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, для которой устанавливаются предельные тарифы.
Государственное регулирование тарифов в сфере обращения с отходами производства и потребления осуществляется в соответствии с указанным Федеральным законом, Основами ценообразования, Правилами регулирования тарифов, а также Методическими указаниями N 1638/16.
Предельные тарифы в области обращения с ТКО устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами (статья 6 Федерального закона N 89-ФЗ).
Согласно пункту 16 Основ ценообразования необходимая валовая выручка в области обращения с ТКО определяется исходя из экономически обоснованных расходов регулируемых организаций, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения показателей эффективности.
Постановлением Правительства Московской области от 02.10.2018 года N 690/34 "Об утверждении предельных единых тарифов на услуги региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Московской области" для ООО "ЭкоЛайн-Воскресенск" на период с <дата> по <дата> установлен единый тариф в размере 787 рублей 24 копейки за 1 куб. метр с НДС.
Распоряжением Комитета по ценам и тарифам Московской области N 403-Р от 20.12.2019 года "Об утверждении предельных единых тарифов на услуги региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Московской области" на период с <дата> по <дата> установлен единый тариф в размере 787 рублей 24 копейки за 1 куб. метр с НДС.
Распоряжением Комитета по ценам и тарифам Московской области N 98-Р от 18.06.2021 года на период с <дата> по <дата> установлен единый тариф в размере 815 рублей 58 копеек за 1 куб. метр с НДС.
Распоряжением Комитета по ценам и тарифам Московской области от 20.12.2021 N 290-Р "О внесении изменений в Распоряжением Комитета по ценам и тарифам Московской области N 403-Р от 20.12.2019 года … на период 2020-2022 годов на территории Московской области на период с <дата> по <дата> установлен единый тариф в размере 815 рублей 58 копейки за 1 куб. метр с НДС.; с <дата> по <дата> установлен единый тариф в размере 850 рублей 65 копейки за 1 куб. метр с НДС; с <дата> по <дата> в размере 927,20руб. за 1 куб. метр с НДС( Распоряжение от 20 ноября 2022 г. N 205-Р).
Проверив расчет заявленных требований, мировой судья нашел его арифметически правильным, соответствующим тарифам, установленным Правительством Московской области, а также требованиям ч. 14 ст. 155 ЖК РФ.
Таким образом, мировым судьей правильно определен характер правоотношений, возникший между сторонами по настоящему делу, правильно применен закон, подлежащий применению, юридически значимые обстоятельства установлены в полном объеме, а представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка в их совокупности.
Как неоднократно указывалось Конституционным ("удом Российской Федерации, оценка доказательств и отражение ее результатов в судебном решении является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 05.06.2012 N 13-П).
В апелляционной жалобе Смаглий Ю.В. указывает, что мировым судьей был неверно определен адрес местонахождения имущества ответчика, а именно в адресе не указано «городское поселение Раменское», не представлен договор с АО «Почта России» по доставке платежных документов физическим лицам, а также отсутствуют документы подтверждающие доставку АО «Почта России» платежных документов ответчику. Данные обстоятельства не являются юридически-значимыми по делу, поскольку они не отменяют обязанность ответчика производить установленные законом коммунальные платежи.
Смаглий Ю.В указывает, что истцом не представлено сведений из ЕГРН о собственнике жилого дома в период с <дата> по <дата>. Однако, в силу ст.56 ГПК РФ именно ответчик должен был представить суду доказательства, что она не явилась собственником жилого дома в этот период
Доводы апелляционной жалобы аналогичны правовой позиции истца в суде первой инстанции, были предметом исследования и оценки судом первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, направлены на иное толкование норм действующею законодательства, переоценку собранных по делу доказательств. Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного постановления в апелляционном порядке.
В то же время, ответчиком в ходе рассмотрения было заявлено о примени срока исковой давности./л.д.39/ Данное обстоятельство мировым судьей при постановлении обжалуемого решения учтено не было.
В соответствии со ст. 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Статьей 196 ГК РФ предусмотрено, что общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
В силу ст. 199 ГК РФ требование о защите нарушенного права принимается к рассмотрению судом независимо от истечения срока исковой давности.
Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
В силу ст. 200 ГК РФ если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Пунктом 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 г. N 43 разъяснено, что истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске (абзац второй пункта 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации). Если будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и не имеется уважительных причин для восстановления этого срока для истца - физического лица, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования только по этим мотивам, без исследования иных обстоятельств дела.
Данное правовое регулирование направлено на создание определенности и устойчивости правовых связей между участниками правоотношений, их дисциплинирование, обеспечение своевременной защиты прав и интересов субъектов правоотношений, поскольку отсутствие разумных временных ограничений для принудительной защиты нарушенных прав приводило бы к ущемлению охраняемых законом прав и интересов ответчиков. Применение судом по заявлению стороны в споре исковой давности защищает участников правоотношений от необоснованно длительных притязаний и одновременно побуждает их своевременно заботиться об осуществлении и защите своих прав.
В силу п. 3 ст. 196 ГПК РФ, суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Из просительной части иска и расчета суммы задолженности следует, что истец просит взыскать с ответчика сумму задолженности за период <дата> по <дата> в сумме 18 904 рубля 83 копейки, а также пени за просрочку коммунальных платежей за период с <дата> по <дата> в сумме 3 668 рублей 81 коп.
Первоначально, с заявлением о выдаче судебного приказа ООО «ЭкоЛайн-Воскресенск» обратилось к мировому судье <дата>,/л.д.14/
следовательно сроки исковой давности о взыскании задолженности, с учетом ст.155 ч.1 ЖК РФ, за период с <дата> по <дата>. и пени за период с <дата> по <дата> истек. С учетом этого:
Размер задолженности за период с <дата> по <дата> составляет (18 904,83 – 7385,31)= 11 519руб52коп.
Размер начисленных пени за период с <дата> по <дата> составит 1 143руб.39коп.
Таким образом, постановленное судом первой инстанции решение подлежит изменению в части размера удовлетворенных требований.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, суд
О П РЕДЕЛИ Л:
Решение мирового судьи решение мирового судьи судебного участка № 209 Раменского судебного района Московской области от <дата>. по гражданскому делу о иску ООО «ЭкоЛайн-Воскресенск» к Смаглий Ю. В. о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги, пени, расходов по делу- изменить.
Исковые требования ООО «ЭкоЛайн-Воскресенск» удовлетворить частично.
Взыскать в пользу ООО «ЭкоЛайн-Воскресенск» со Смаглий Ю. В. задолженность за коммунальную услугу по обращению с ТКО за период с <дата> по <дата> в сумме 11 519руб52коп., пени за просрочку коммунальных платежей за период с <дата> по <дата> в сумме 1 143руб.39коп., почтовые расходы в размере 260руб. 47коп., судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 506руб.52коп., а всего взыскать 13 429руб.90коп.
В удовлетворении требований «ЭкоЛайн-Воскресенск» к Смаглий Ю.В. о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги обращению с ТКО за период с <дата> <дата>, пени за период с <дата> по <дата> – отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в трехмесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий судья: