Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 июня 2019 года город Сызрань
Сызранский городской суд Самарской области в составе
председательствующего судьи Ереминой И.Н.
с участием адвоката Щербаковой С.Н.
при секретаре Киршиной Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1737/19 по иску Спиридоновой Е.Е. к Управлению пенсионного фонда России в г. Сызрани Самарской области (межрайонное) об отмене решения, включении периодов работы в стаж работы на соответствующих видах работ, назначении досрочной страховой пенсии,
У С Т А Н О В И Л:
Спиридонова Е.Е. обратилась в суд к Управлению пенсионного фонда России в г. Сызрани Самарской области (межрайонное) (далее УПФР) с иском, уточненным в порядке ст. 39 ГПК РФ, об отмене решения от 22.04.2019 года № ***, включении в стаж работы, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в льготном исчислении один год работы за один год шесть месяцев периодов работы с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> (отпуск по беременности и родам) в качестве медицинской сестры онкологического хирургического отделения стационара территориального медицинского объединения (ТМО) в г. Сызрани; в календарном исчислении периодов работы с <дата> год по <дата> (отпуск по уходу за ребенком до трех лет) в качестве медицинской сестры онкологического хирургического отделения стационара территориального медицинского объединения (ТМО), с <дата> по <дата> (отпуск по уходу за ребенком до трех лет) в качестве медицинской сестры онкологического хирургического отделения стационара Сызранского городского лечебно-профилактического учреждения (ЛПУ); в льготном исчислении один год работы за один год шесть месяцев периодов работы с <дата> по <дата> в качестве медицинской сестры онкологического отделения стационара Сызранской муниципальной многопрофильной больницы (ММБ); с <дата> по <дата> год период нахождения на курсах повышения квалификации льготном исчислении один год за один год и шесть месяцев; обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости с момента обращения с письменным заявлением, а именно с <дата>, ссылаясь на то, что решением УПФР от 22.04.2019 года № *** ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии ввиду отсутствия требуемого страхового стажа на соответствующих видах работ в соответствии с п. 20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Считает отказ УПФР незаконным, так как он нарушает конституционные права. В спорные периоды осуществляла работу, подлежащую зачету в специальный стаж в льготном исчислении как один год работы за один год и шесть месяцев, поскольку занимаемые должности относились к должностям среднего медицинского персонала, отделения медицинских учреждений, которые имели статус – отделения хирургического профиля. Работа в спорные периоды подтверждается записью в трудовой книжке и справкой работодателя. Период нахождения на курсах повышения квалификации подлежит зачету в льготном исчислении, поскольку трудовые отношения не были прекращены, сохранялась средняя заработная плата по основному месту работы, перечислялись страховые взносы. Полагает, что при учете всех спорных периодов на дату обращения в пенсионный фонд стаж в лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения составляет более 30 лет, в связи с чем, обратилась в суд.
В судебном заседании истец Спиридонова Е.Е. исковые требования с учетом уточнений поддержала, в обоснование иска привела доводы, изложенные выше, пояснила, что <дата> она обратилась в пенсионный фонд с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии в связи с лечебной деятельностью. Спорные периоды работ не были зачтены пенсионным фондом, так как учреждения ТМО и ЛПУ, в которых она работала, не предусмотрены постановлением Правительства РФ от <дата> № ***, а занимаемая должность не поименована Перечнем, утвержденным постановлением правительства РФ от <дата> № ***. В спорные периоды работала в одном и том же лечебном учреждении, менялось только название учреждения.
Представитель истца в лице адвоката Щербаковой С.Н. исковые требования с учетом уточнений поддержала.
В судебном заседании представитель УПФР в лице Шульга Е.А. исковые требования не признала по основаниям, изложенным в решении пенсионного фонда от 22.04.2019 года № ***, пояснила, что истцу обоснованно было отказано в назначении досрочной страховой пенсии ввиду недостаточности стажа на соответствующих видах работ, поскольку документально подтвержденный специальный стаж заявителя в учреждениях здравоохранения на дату обращения за назначением досрочной пенсии в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года №781 составляет 21 год 8 месяцев 28 дней при требуемом стаже 30 лет, что не дает права на досрочное пенсионное обеспечение по п. 20 ч. 1 ст. 30 Закона №400-ФЗ ввиду отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ. При этом периоды обучения на курсах повышения квалификации в зачет в стаж на соответствующих видах работ не предусмотрен Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года №516.
Заслушав истца, адвоката, представителя ответчика, исследовав письменные доказательства по делу, суд полагает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п.п. 20 п.1 ст.30 Федерального Закона РФ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года №400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста
При этом Федеральным Законом РФ не установлены ограничительные условия на социальное обеспечение за выслугу лет гражданам, занятым лечебной деятельностью.
Пенсия за выслугу лет медицинским работникам назначается в зависимости от вида деятельности, а не от наименования должности или учреждения, в котором они работают.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения» установлено, что в специальный стаж засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 года в соответствии со Списком, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными настоящим постановлением.
Согласно п. 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная деятельность которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).
Пунктом 1 Списка профессий и должностей работников здравоохранения, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 464, установлено, что право на льготную пенсию имеют врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Согласно Перечню N 781 (может применяться ко всем периодам) один год работы засчитывается в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, как один год и 6 месяцев оперирующим врачам - специалистам всех наименований, в том числе оперирующим врачам-заведующим; операционным медицинским сестрам, включая старших; акушеркам, включая старших; медицинским сестрам перевязочных в отделениях хирургического профиля стационаров учреждений, предусмотренных пунктами 1 - 6, 8, 12, 15, 20, 21. 27 - 30 Списка.
Судом установлено, что 17.01.2019 года Спиридонова Е.Е. обратилась в УПФР с заявлением назначении страховой пенсии по старости с установлением фиксированной выплаты к указанной страховой пенсии.
Решением УПФР от 22.04.2019 года № *** Спиридоновой Е.Е. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч.1 ст.30 Федерального Закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года №400-ФЗ ввиду отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ.Судом установлено, что в специальный стаж работы Спиридоновой Е.Е. при определении права на досрочную страховую пенсию не засчитаны периоды работы
- с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> (отпуск по беременности и родам ребенка <дата> г.р.) в качестве медицинской сестры онкологического хирургического отделения стационара территориального медицинского объединения (ТМО) в г. Сызрани,
- с <дата> по <дата> в качестве медицинской сестры онкологического отделения стационара Сызранской муниципальной многопрофильной больницы (ММБ), поскольку постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, «Списком», утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464 и Номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава РФ от 03.11.1999 года № 395, указанное учреждение не предусмотрено, должность не поименована перечнем, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781.
Вышеуказанные периоды работы Спиридоновой Е.Е. подтверждаются трудовой книжкой, справкой, уточняющей занятость в соответствующих должностях за периоды работы, которые засчитываются в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья от 17.01.2019 года № ***, из которых следует, что истица занимала штатную должность, работала полный рабочий день и имеет право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с лечебной деятельностью по охране здоровья населения.
Между тем, медицинское учреждение, в котором осуществляла трудовую деятельность Спиридонова Е.Е. неоднократно переименовывалось и реорганизовывалось, однако выполняемые лечебным учреждением функции оставались прежними, что подтверждается архивной справкой от 17.10.2014 года № ***-С, выданной архивным отделом Администрации г.о. Сызрань.
В указанные периоды осуществления Спиридоновой Е.Е. трудовой деятельности действовал Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464, предусматривавший, что в специальный стаж подлежит включению работа врачей и среднего медицинского персонала независимо от наименования должности лечебно - профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Принимая во внимание, что в спорные периоды Спиридонова Е.Е. выполняла трудовую функцию медицинской сестры хирургического отделения стационара, с занятостью полный рабочий день, а должность, занимаемая истицей, относилась к должностям среднего медицинского персонала, суд полагает периоды работы Спиридоновой Е.Е. с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> год, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> (отпуск по беременности и родам) в качестве медицинской сестры онкологического хирургического отделения стационара территориального медицинского объединения (ТМО) в г. Сызрани, с <дата> по <дата> в качестве медицинской сестры онкологического отделения стационара Сызранской муниципальной многопрофильной больницы (ММБ) подлежат зачету в специальный стаж работы истицы в льготном исчислении как работа в отделении хирургического профиля один год за один год шесть месяцев.
Установлено, что УПФР не засчитаны в специальный стаж истца в календарном исчислении периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения возраста трех лет с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>.
До вступления в силу Закона РФ от 25.09.1992года №3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации» статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периодов нахождения в отпуске по уходу за ребенком от 1,5 лет до 3 лет в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.
Кроме того, п.2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22.08.1989года №677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» предусмотрено, что с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска по уходу за ребенком без сохранения заработной платы увеличивалась до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежит зачету в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности.
При таких обстоятельствах, в специальный стаж работы истца в календарном исчислении подлежат включению периоды: с <дата> год по <дата> (отпуск по уходу за ребенком до трех лет) в качестве медицинской сестры онкологического хирургического отделения стационара территориального медицинского объединения (ТМО), с <дата> по <дата> (отпуск по уходу за ребенком до трех лет) в качестве медицинской сестры онкологического хирургического отделения стационара Сызранского городского лечебно-профилактического учреждения (ЛПУ).
Судом установлено, что в специальный стаж работы Спиридоновой Е.Е. при определении права на досрочную страховую пенсию необоснованно не засчитаны в льготном исчислении периоды нахождения на курсах повышения квалификации с <дата> по <дата>.
В соответствии со ст.187 ТК РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.
Указанные выше периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации были оплачиваемыми, за указанные периоды истцу начислялась заработная плата, из которой производились отчисления взносов на государственное социальное страхование, на курсы повышения квалификации истец направлялся по инициативе работодателя, поэтому указанные периоды следует засчитать в специальный стаж работы истца в льготном исчислении.
При таких обстоятельствах, суд полагает исковые требования Спиридоновой Е.Е. к Управлению пенсионного фонда России в г. Сызрани Самарской области (межрайонное) о включении периодов работы в специальный стаж работы, назначении досрочной страховой пенсии подлежат удовлетворению.
В силу ч.ч. 1, 2 ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях в Российской Федерации» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Учитывая изложенное, суд приходит выводу о том, что решение Управления Пенсионного фонда России в городе Сызрани Самарской области (межрайонное) от 27.04.2019 года № *** об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости подлежит отмене.
Поскольку с учетом включения в стаж работы истца вышеуказанных периодов, на момент подачи заявления в УПФР Спиридонова Е.Е. имела право на досрочное назначение пенсии, ее специальный трудовой стаж составлял 30 лет и 16 дней, то ответчика следует обязать назначить истцу пенсию досрочно с момента обращения с письменным заявлением - с 17.01.2019 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Спиридоновой Е.Е. к Управлению пенсионного фонда России в г. Сызрани Самарской области (межрайонное) об отмене решения, включении периодов работы в специальный стаж работы, назначении досрочной страховой пенсии удовлетворить.
Решение Управления Пенсионного фонда России в городе Сызрани Самарской области (межрайонное) от 22.04.2019 года № *** об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости отменить.
Обязать Управление пенсионного фонда России в г. Сызрани Самарской области (межрайонное) включить в стаж работы Спиридоновой Е.Е., дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения периоды работы:
- с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> (отпуск по беременности и родам) в качестве медицинской сестры онкологического хирургического отделения стационара территориального медицинского объединения (ТМО) в г. Сызрани в льготном исчислении как 1 год за 1 год и 6 месяцев;
- с <дата> год по <дата> (отпуск по уходу за ребенком до трех лет) в качестве медицинской сестры онкологического хирургического отделения стационара территориального медицинского объединения (ТМО) в г. Сызрани в календарном исчислении периодов работы;
- с <дата> по <дата> (отпуск по уходу за ребенком до трех лет) в качестве медицинской сестры онкологического хирургического отделения стационара Сызранского городского лечебно-профилактического учреждения (ЛПУ) в календарном исчислении периодов работы;
- с <дата> по <дата> в качестве медицинской сестры онкологического отделения стационара Сызранской муниципальной многопрофильной больницы (ММБ) в льготном исчислении как 1 год за 1 год и 6 месяцев;
- с <дата> по <дата> период нахождения на курсах повышения квалификации льготном исчислении один год за один год и шесть месяцев
Обязать Управление пенсионного фонда России в г. Сызрани Самарской области (межрайонное) назначить Спиридоновой Е.Е. досрочную страховую пенсию с момента обращения с письменным заявлением, а именно 17.01.2019 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Сызранский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 01 июля 2019 года.
Судья: Еремина И.Н.