РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
а. Кошехабль 31 июля 2023 года
Кошехабльский районный суд Республики Адыгея в составе:
председательствующего- судьи Самогова Т.А.,
при секретаре судебного заседания ФИО2,
с участием:
заместителя прокурора
<адрес> Республики Адыгея ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> Республики Адыгея в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «<адрес>» и муниципальному бюджетному образовательному учреждении Муниципального образования «<адрес>» «Основная общеобразовательная школа №» <адрес> о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> Республики Адыгея обратился в Кошехабльский районный суд Республики Адыгея с иском к администрации муниципального образования «<адрес>» и муниципальному бюджетному образовательному учреждении Муниципального образования «<адрес>» «Основная общеобразовательная школа №» <адрес> в котором просят обязать администрацию муниципального образования «<адрес>» в срок до ДД.ММ.ГГГГ выделить необходимые денежные средства на закупку либо приобретение муниципальным бюджетным образовательным учреждением Муниципального образования «<адрес>» «Основная общеобразовательная школа №» <адрес> необходимой мебели, оргтехники, медицинских изделий и оборудования для медицинского кабинета согласно стандарту оснащения медицинского блока отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях, утвержденному приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №н, обязать муниципальное бюджетное образовательное учреждение Муниципального образования «<адрес>» «Основная общеобразовательная школа №» <адрес> в двухмесячный срок со дня выделения администрацией муниципального образования «<адрес>» денежных средств закупить (приобрести) необходимую мебель, оргтехнику, медицинские изделия и оборудование для медицинского кабинета согласно стандарту оснащения медицинского блока отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях, утвержденному приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №н.
В обоснование иска указал, что прокуратурой района в июне 2023 года в порядке контроля проанализирована деятельность общеобразовательных организаций <адрес> в части устранения ранее выявленных нарушений федерального законодательства в сфере охраны здоровья несовершеннолетних, оказания им качественной и своевременной медицинской помощи в период осуществления образовательной деятельности, ее доступности.
По результатам анализа установлено, что выявленные в апреле 2023 года нарушения в данной сфере, а именно по оснащению медицинского кабинета МБОУ ООШ № <адрес> соответствующим медицинским оборудованием и изделием для оказания обучающимся первичной и неотложной медицинской помощи, не устранены.
В соответствии с п. п. 2 и 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - ФЗ №), к компетенции образовательной организации относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся.
Охрана здоровья обучающихся, согласно п. п. 1, 9, 10 ч. 1 ст. 41 ФЗ №, включается в себя оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья, профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в образовательной организации, проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.
Оказание первичной медико-санитарной помощи обучающимся в образовательных организациях, реализующих, в том числе основные общеобразовательные программы, осуществляется в образовательной организации либо в случаях, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в медицинской организации. При оказании первичной медико-санитарной помощи обучающимся в образовательной организации эта образовательная организация обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для оказания указанной помощи (ч. 3 ст. 41 ФЗ №).
В соответствии с ч.ч. 1 и 2 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - ФЗ №), государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи.
Права несовершеннолетних на оказание медицинской помощи в период обучения в образовательных организациях закреплены также в п. 1 ч. 1 ст. 54 ФЗ №.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №н утвержден Порядок оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях (далее - Порядок).
Согласно п. п. 9 и 11 Порядка, помещения, предоставляемые образовательной организацией, должны соответствовать установленным требованиям для осуществления медицинской деятельности и оснащаются образовательной организацией мебелью, оргтехникой и медицинскими изделиями согласно стандарту оснащения в соответствии с приложением № к Порядку.
Проведенным прокуратурой района в марте - апреле текущего года проверкой устанавливалось недостаточное оснащение медицинского кабинета МБОУ ООШ № <адрес> медицинским оборудованием и изделиями для оказания обучающимся первичной и неотложной медицинской помощи. В частности, в медицинском кабинете образовательного учреждения отмечалось отсутствие оториноскопа с набором воронок, холодильника, комплекта воздуховодов для искусственного дыхания «рот в рот», желудочного зонда разных размеров, термоконтейнера для транспортировки медицинских иммунобиологических препаратов, манипуляционного столика, корцанга, сейфа для хранения медикаментов, аппарата Рота с таблицей Сивцева-Орловой, медицинской грелки, большого и малого бикса, медицинского стола и секундомера.
По данному факту прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ в адрес директора МБОУ ООШ № внесено соответствующее представление, требования которого не исполнены. В настоящее время в учреждении по прежнему отсутствует указанное медицинское оборудование и изделие.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 9 ФЗ №, к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района относятся составление и рассмотрение проекта бюджета муниципального района, утверждение и исполнение бюджета муниципального района, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета муниципального района, а в силу п. 3 ч. 1 ст. 17 этого же федерального закона - создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
В настоящее время устранение данных нарушений закона требует значительных финансовых затрат, которые не посильны образовательному учреждению без финансовой поддержки его учредителя (администрации МО «<адрес>»). В то же время, отсутствие необходимого медицинского оборудования в кабинете школы не должно ущемлять, более того нарушать гарантированные государством права обучающихся на охрану жизни и здоровья, доступную, качественную и своевременную медицинскую помощь.
На основании изложенного просил обязать администрацию муниципального образования «<адрес>» в срок до ДД.ММ.ГГГГ выделить необходимые денежные средства на закупку либо приобретение муниципальным бюджетным образовательным учреждением Муниципального образования «<адрес>» «Основная общеобразовательная школа №» <адрес> необходимой мебели, оргтехники, медицинских изделий и оборудования для медицинского кабинета согласно стандарту оснащения медицинского блока отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях, утвержденному приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №н, обязать муниципальное бюджетное образовательное учреждение Муниципального образования «<адрес>» «Основная общеобразовательная школа №» <адрес> в двухмесячный срок со дня выделения администрацией муниципального образования «<адрес>» денежных средств закупить (приобрести) необходимую мебель, оргтехнику, медицинские изделия и оборудование для медицинского кабинета согласно стандарту оснащения медицинского блока отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях, утвержденному приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №н.
Заместитель прокурора <адрес> Республики Адыгея ФИО3 в судебном заседании поддержал заявленные исковые требования прокурора и просил их удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика администрации МО «<адрес>» извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился.
Представитель ответчика МБОУ ООШ № <адрес> извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился. В своем письменном заявлении директор МБОУ ООШ № <адрес> ФИО4 признала исковые требования в полном объеме и не возражала против их удовлетворения, кроме того просила рассмотреть дело без её частия.
Заслушав прокурора, с учетом письменного заявления директора МБОУ ООШ № <адрес> ФИО4, исследовав представленные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой района в июне 2023 года в порядке контроля проанализирована деятельность общеобразовательных организаций <адрес> в части устранения ранее выявленных нарушений федерального законодательства в сфере охраны здоровья несовершеннолетних, оказания им качественной и своевременной медицинской помощи в период осуществления образовательной деятельности, ее доступности.
По результатам анализа установлено, что выявленные в апреле 2023 года нарушения в данной сфере, а именно по оснащению медицинского кабинета МБОУ ООШ № <адрес> соответствующим медицинским оборудованием и изделием для оказания обучающимся первичной и неотложной медицинской помощи, не устранены.
В соответствии с п. п. 2 и 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - ФЗ №), к компетенции образовательной организации относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся.
Охрана здоровья обучающихся, согласно п. п. 1, 9, 10 ч. 1 ст. 41 ФЗ №, включается в себя оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья, профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в образовательной организации, проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.
Оказание первичной медико-санитарной помощи обучающимся в образовательных организациях, реализующих, в том числе основные общеобразовательные программы, осуществляется в образовательной организации либо в случаях, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в медицинской организации. При оказании первичной медико-санитарной помощи обучающимся в образовательной организации эта образовательная организация обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для оказания указанной помощи (ч. 3 ст. 41 ФЗ №).
В соответствии с ч.ч. 1 и 2 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - ФЗ №), государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи.
Права несовершеннолетних на оказание медицинской помощи в период обучения в образовательных организациях закреплены также в п. 1 ч. 1 ст. 54 ФЗ №.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №н утвержден Порядок оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях (далее - Порядок).
Согласно п. п. 9 и 11 Порядка, помещения, предоставляемые образовательной организацией, должны соответствовать установленным требованиям для осуществления медицинской деятельности и оснащаются образовательной организацией мебелью, оргтехникой и медицинскими изделиями согласно стандарту оснащения в соответствии с приложением № к Порядку.
Проведенным прокуратурой района в марте - апреле текущего года проверкой устанавливалось недостаточное оснащение медицинского кабинета МБОУ ООШ № <адрес> медицинским оборудованием и изделиями для оказания обучающимся первичной и неотложной медицинской помощи. В частности, в медицинском кабинете образовательного учреждения отмечалось отсутствие оториноскопа с набором воронок, холодильника, комплекта воздуховодов для искусственного дыхания «рот в рот», желудочного зонда разных размеров, термоконтейнера для транспортировки медицинских иммунобиологических препаратов, манипуляционного столика, корцанга, сейфа для хранения медикаментов, аппарата Рота с таблицей Сивцева-Орловой, медицинской грелки, большого и малого бикса, медицинского стола и секундомера.
По данному факту прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ в адрес директора МБОУ ООШ № внесено соответствующее представление, требования которого не исполнены. В настоящее время в учреждении по прежнему отсутствует указанное медицинское оборудование и изделие.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 9 ФЗ №, к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района относятся составление и рассмотрение проекта бюджета муниципального района, утверждение и исполнение бюджета муниципального района, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета муниципального района, а в силу п. 3 ч. 1 ст. 17 этого же федерального закона - создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
В настоящее время устранение данных нарушений закона требует значительных финансовых затрат, которые не посильны образовательному учреждению без финансовой поддержки его учредителя (администрации МО «<адрес>»). В то же время, отсутствие необходимого медицинского оборудования в кабинете школы не должно ущемлять, более того нарушать гарантированные государством права обучающихся на охрану жизни и здоровья, доступную, качественную и своевременную медицинскую помощь.
Таким образом, суд считает, что исковые требования прокурора <адрес> Республики Адыгея к администрации муниципального образования «<адрес>» и муниципальному бюджетному образовательному учреждении Муниципального образования «<адрес>» «Основная общеобразовательная школа №» <адрес> о возложении обязанности следует удовлетворить в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
иск прокурора <адрес> Республики Адыгея в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «<адрес>» и муниципальному бюджетному образовательному учреждении Муниципального образования «<адрес>» «Основная общеобразовательная школа №» <адрес> о возложении обязанности удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования «<адрес>» в срок до ДД.ММ.ГГГГ выделить необходимые денежные средства на закупку либо приобретение муниципальным бюджетным образовательным учреждением Муниципального образования «<адрес>» «Основная общеобразовательная школа №» <адрес> необходимой мебели, оргтехники, медицинских изделий и оборудования для медицинского кабинета согласно стандарту оснащения медицинского блока отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях, утвержденному приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №н.
Обязать муниципальное бюджетное образовательное учреждение Муниципального образования «<адрес>» «Основная общеобразовательная школа №» <адрес> в двухмесячный срок со дня выделения администрацией муниципального образования «<адрес>» денежных средств закупить (приобрести) необходимую мебель, оргтехнику, медицинские изделия и оборудование для медицинского кабинета согласно стандарту оснащения медицинского блока отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях, утвержденному приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №н.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Адыгея в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения, через Кошехабльский районный суд Республики Адыгея.
Мотивированное решение изготовлено: ДД.ММ.ГГГГ.
Судья /подпись/