Дело № 5-1882/2021
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
Санкт-Петербург 21 сентября 2021 года
Судья Московского районного суда Санкт-Петербурга Лежакова Т.В.,
при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ, в отношении
СМИРНОВОЙ О.Б., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, гражданки РФ, уроженки <адрес>, зарегистрированной и проживающей по адресу: <адрес>, суд –
У С Т А Н О В И Л:
06.09.2021 года после отмены ранее вынесенного по делу определения Санкт-Петербургским городским судом настоящий протокол об административном правонарушении в отношении Смирновой О.Б. с приложением материалов дела поступил в адрес Московского районного суда на новое рассмотрение и фактически был передан судье 21.09.2021 года.
Вышеуказанные материалы дела об административном правонарушении в отношении Смирновой О.Б. первоначально поступили на рассмотрение в суд 27.03.2021 года, определением Московского районного суда Санкт-Петербурга от 27.03.2021 года протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.20.2 КоАП РФ в отношении Смирновой О.Б., был возвращен в 29 отдел полиции УМВД России по Московскому району Санкт-Петербурга для устранения недостатков.
Определением Санкт-Петербургского городского суда от 24.08.2021 года определение суда от 27.03.2021 года было отменено, протокол об административном правонарушении и материалы дела в отношении Смирновой О.Б. возвращены в Московский районный суд Санкт-Петербурга на новое рассмотрение и переданы судье в производство 21.09.2021 года.
В силу положений п.4,5 ст.29.1 КоАП РФ судья при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении также помимо прочего выясняет имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу и достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу.
Согласно протоколу об административном правонарушении Смирновой О.Б. вменяется административное правонарушение, предусмотренное ч.2 ст.20.2 КоАП РФ, выразившееся в ее участии в проведении публичного мероприятия в форме пикетирования, уведомление о проведении которого в установленном порядке в органы исполнительной власти не подавалось, то есть нарушение требований ч.1 ст.7 Федерального закона РФ №54-ФЗ от 19.06.2004 года «О собраниях, митингах, демонстрациях, пикетировании».
Как следует из протокола об административном правонарушении 15.01.2021 года в период времени с 19 часов 40 минут до 20 часов 50 минут Смирнова О.Б., находясь у д.3 на пл. Конституции в Санкт-Петербурге, являясь активным участником движения «Демократический Петербург» приняла добровольное участие в проведении публичного мероприятия «Стратегия-15», проводимой группой граждан в количестве 9 человек в форме пикетирования. Участники публичного мероприятия поочередно с интервалами 5-10 минут, выходили на хорошо освещаемое место, держа в руках плакат либо плакаты с наглядной агитацией в развернутом виде. Акция проводилась по актуальному вопросу общественно-политического характера, а именно с целью публичного выражения своего негативного отношения к внесенным поправкам в Конституцию РФ и формирования подобного мнения у окружающих. Смирнова О.Б. в свою очередь, демонстрировала плакат с надписями, выполненными синими и красными чернилами на белом фоне с текстом следующего содержания: «Путин – тиран и угнетатель российского народа, сегодня годовщина «обнуления» Конституции, которая теперь гарантирует его пожизненную авторитарную власть, и даже ее наследование путинистами. Ни никто не должен забывать про JUS RESISTENDI – право российского народа на восстание, гарантированное гражданам всех стран всеобщей декларацией прав человека, утвержденной в 1948 году организацией объединенных наций (ООН): «принимая во внимание, что необходимо, чтобы права человека охранялись властью закона в целях обеспечения того, чтобы человек не был вынужден прибегать, в качестве последнего средства, к восстанию против тирании и угнетения…» всеобщая декларация прав человека, ООН, 1948 год. Санкт-Петербург. 15 января 2021 года.# Стратегия №15». Остальные участники пикетирования находились на расстоянии менее 50 метров друг от друга. Всеми участниками мероприятия использовались ассоциативно узнаваемые средства наглядной агитации (плакаты, оформленные в едином стиле, в одной цветовой гамме, одинаковым шрифтом), по содержанию текстов на плакатах выдерживался единый замысел, что указывает на заблаговременную подготовку и планомерную организацию проведения данного публичного мероприятия. С достаточной очевидностью проведенные пикеты объединены единством целей и общей организацией, территориально связаны, ввиду чего данная акция является публичным мероприятием.
Изучив представленные материалы дела на стадии подготовки дела к рассмотрению, суд приходит к следующим выводам.
Диспозицией ч.2 ст. 20.2 КоАП РФ предусмотрена ответственность за организацию либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи.
В силу ч.1.1 ст.7 Федерального закона РФ №54-ФЗ от 19.06.2004 года «О собраниях, митингах, демонстрациях, пикетировании» уведомление о пикетировании, осуществляемом одним участником, не требуется, за исключением случая, если этот участник предполагает использовать быстровозводимую сборно-разборную конструкцию. При этом минимальное допустимое расстояние между лицами, осуществляющими указанное пикетирование, определяется законом субъекта Российской Федерации, но не может быть более пятидесяти метров. Совокупность актов пикетирования, осуществляемого одним участником, объединенных единым замыслом и общей организацией, может быть признана решением суда по конкретному гражданскому, административному или уголовному делу одним публичным мероприятием, в отношении которого данным законом установлена обязанность по подаче уведомления о его проведении в орган публичной власти.
Согласно разъяснениям Верховного Суда РФ, изложенным в п.30 Постановления Пленума от 26.06.2018 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях» организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, административная ответственность за которые наступает по ч.2 ст.20.2 КоАП РФ, могут иметь место в случае, если несколько пикетов, каждый из которых формально подпадает под признаки одиночного, с достаточной очевидностью объединены единством целей и общей организацией, проводятся одновременно и территориально тяготеют друг к другу, а их участники используют ассоциативно узнаваемые или идентичные наглядные средства агитации и выдвигают общие требования и призывы. Данные обстоятельства могут подтверждаться, например, наличием одного организатора публичных мероприятий, единым оповещением возможных участников и проведением предварительной агитации, изготовлением и распространением средств наглядной агитации в отношении нескольких пикетов.
Оценивая совокупность таких пикетирований в качестве одного публичного мероприятия, необходимо исключить возможность случайного совпадения действий участников одиночных пикетирований и не производить квалификацию пикетирования, осуществляемого одним участником, в качестве публичного мероприятия, в отношении которого Законом о публичных мероприятиях установлена обязанность по подаче уведомления в орган публичной власти, в случае проявления к пикету обычного внимания со стороны заинтересовавшихся им лиц.
При этом исходя из предусмотренной ст.1.5 КоАП РФ презумпции невиновности лица, в отношении которого ведется производство по делу, обязанность доказывания того, что проведение несколькими лицами одиночных пикетов изначально было задумано и объединено единым замыслом и общей организацией, в связи с чем представляет собой скрытую форму публичного мероприятия, предусматривающего необходимость подачи уведомления о его проведении в орган публичной власти, должна лежать на должностных лицах, уполномоченных составлять протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.20.2 КоАП РФ, либо прокуроре в случае возбуждения им дела о таком правонарушении.
В качестве доказательств по делу должностным лицом были представлены следующие документы:
- протокол об административном правонарушении от 27.03.2021 года, составленный в отношении Смирновой О.Б. по ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ. От дачи объяснений Смирнова О.Б. отказалась, воспользовавшись ст. 51 Конституции РФ;
- письменные объяснения ОР ППСП УМВД России по Московскому району Санкт-Петербурга ФИО3 от 04.06.2021 года, ОР ППСП УМВД России по Московскому району Санкт-Петербурга ФИО4, ОР ППСП УМВД России по Московскому району Санкт-Петербурга ФИО5, ОР ППСП УМВД России по Московскому району Санкт-Петербурга и ОООП УМВД России по Московскому району Санкт-Петербурга ФИО6 от 07.04.2021 года, согласно которым 15.01.2021 года они находились на службе согласно расстановке нарядов в дневную смену в составе нарядов ПА-615, ПА-616, ПА-662 на территории 33 отдела полиции УМВД РФ по Московскому району Санкт-Петербурга, но при поступлении большого количества заявок и в зависимости от оперативной обстановки, они не были ограничены границами отдела, работали по всей территории Московского района Санкт-Петербурга. 15.01.2021 года примерно в 19 час. 45 мин. по служебной необходимости они находились на заправке «Несте», расположенной недалеко от дома №3 на пл. Конституции г. Санкт-Петербурга. В это время на пл. Конституции находилась группа граждан, около 9 человек. Было понятно, что они знакомы между собой, так как действовали слаженно и сообща. Они поочередно выходили по одному с плакатом с временным интервалом в 5-10 мин. при этом осуществляли фотографирование. Тексты плакатов были не видны;
- книга постовых ведомостей ОРППСП УМВД России по Московскому району Санкт-Петербурга №4108/1 за период с 01.01.2021 г. по 01.02.2021 г. на сотрудников ФИО3, ФИО4, ФИО5 и ФИО6 которые несли службу 15.01.2021 года;
- листы нетрудоспособности сотрудников полиции УМВД России по Московскому району Санкт-Петербурга ФИО4, ФИО5 и выданного 15.06.2021 года;
- постановление Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 30.06.2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ, в отношении Смирновой О.Б.;
- решение Санкт-Петербургского городского суда от 18.08.2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ, в отношении Смирновой О.Б.;
- постановление Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 16.03.2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ, в отношении Смирновой О.Б.;
- определение Санкт-Петербургского городского суда от 27.10.2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ, в отношении Смирновой О.Б.;
- постановление Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 24.09.2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ, в отношении Смирновой О.Б.;
- протокол об административном задержании Смирновой О.Б. от 25.03.2021 года №000725;
- письменные объяснения Смирновой О.Б. от 26.03.2021 года, согласно которым от дачи объяснений она отказалась, воспользовавшись ст. 51 Конституции РФ;
- рапорт начальника ОИАЗ УМВД России по Московскому району Санкт-Петербурга ФИО7, из которого следует, что Смирнова О.Б. была задержана по адресу: Санкт-Петербург, пл. Конституции, д. 3 и доставлена в 29 отдела полиции УМВД России по Московскому району Санкт-Петербурга 25.03.2021 года в 20 час. 54 мин;
- справки ИЦ в отношении Смирновой О.Б., согласно которым она ранее неоднократно привлекалась к административной ответственности, за совершение однородных правонарушений;
- справка ОСК, согласно которой Смирнова О.Б. к уголовной ответственности не привлекалась;
- копия служебного удостоверения сотрудника полиции ФИО1;
- справка, согласно которой ФИО2 с 18.02.2021 года проходит службу в Специальном полку полиции ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в должности полицейского взвода №1 2 роты 1 батальона;
- копия паспорта гражданина РФ на имя ФИО2;
- рапорта сотрудников полиции взвода №1 2 роты 1 батальона Специального полка полиции ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 25.03.2021 года, согласно которым Смирнова О.Б. была задержана у д.54 по Невскому пр. в Санкт-Петербурге 25.03.2021 года в 20 часов 21 минуту на основании материала КУСП №387 от 20.01.2021 года;
- копия паспорта гражданки РФ на имя Смирновой О.Б.;
- справка от 22.01.2021 года о поступлении в ОИАЗ УМВД России по Московскому району Санкт-Петербурга диска с видеозаписью эпизодов публичного мероприятия от 15.01.2021 года на пл. Конституции в Санкт-Петербурге и его приобщении к материалу КУСП 378 от 20.01.2021 года;
- справка начальника ОИАЗ УМВД России по Московскому району Санкт-Петербурга ФИО7 от 26.01.2021 года об осуществлении выборочного копирования фото и видео файлов при осуществлении мониторинга сети «Интернет» относительно мероприятия «Стратегия-15»;
- справка начальника ОИАЗ УМВД России по Московскому району Санкт-Петербурга ФИО7 от 24.02.2021 года об осмотре в месенджере «Телеграмм» на канале инициативной группы «Мирное сопротивление» записей с публичного мероприятия, проведенного на пл. Конституции в Санкт-Петербурге 15.01.2021 года и распечатки скриншотов эпизодов мероприятия, на которых имеются изображения людей с плакатами;
- справка СООП на физическое лицо – Смирнову О.Б., в которой указаны персональные данные последней, а также данные о привлечении ее к административной ответственности;
- заявление о выдаче паспорта гражданина РФ Смирновой О.Б.;
- копия рапорта начальника ОИАЗ УМВД России по Московскому району Санкт-Петербурга ФИО7 об установлении в качестве участника публичного мероприятия «Стратегия-15», имевшего место 15.01.2021 года у д. 3 на пл. Конституции в Санкт-Петербурге Смирновой О.Б.;
- акт о проведении осмотра страниц сетевых ресурсов, расположенных в сети «Интернет» от 18.01.2021 года, согласно которому проведен осмотр страниц группы «Демократический Петербург–Мирное сопротивление» в социальной сети «ВКонтакте», в ходе которого осмотрены фотографии, на которых изображены люди, демонстрирующие плакаты с надписями против поправок в Конституцию РФ по различным адресам, в том числе по адресу: Санкт-Петербург, пл. Конституции, д.3;
- распечатка снимков экрана, являющихся приложением к акту от 18.01.2021 года;
- справка отождествления от 18.01.2021 года, согласно которой в качестве участника публичного мероприятия «Стратегия-15», проведенного 15.01.2021 года по адресу: Санкт-Петербург, пл. Конституции, д. 3 была установлена Смирнова О.Б.;
- запросы в Комитет по вопросам законности, правопорядка и безопасности Правительства Санкт-Петербурга, соответствующий отдел администрации Московского района Санкт-Петербурга, об истребовании сведений о наличии уведомлений о проведении публичных мероприятий 15.01.2021 г. на территории Московского района Санкт-Петербурга и ответы на указанные запросы, согласно которым уведомления о проведении мероприятий не подавались и не согласовывались;
- объяснение ОР ППСП УМВД России по Московскому району Санкт-Петербурга ФИО3, ФИО5, ФИО4 и ОООП УМВД России по Московскому району Санкт-Петербурга ФИО6, от 26.03.2021 года, согласно которым во время несения службы 15.01.2021 г., при патрулировании территории района, у д.3 на пл. Конституции РФ ими была выявлена группа людей с плакатами. Было понятно, что они знакомы между собой, так как действовали слаженно и сообща. Они поочередно выходили по одному с плакатом с временным интервалом в 5-10 мин. при этом осуществляли фотографирование. Тексты плакатов были не видны;
- копии служебных удостоверений ОР ППСП УМВД России по Московскому району Санкт-Петербурга ФИО3, ФИО5, ФИО4 и ОООП УМВД России по Московскому району Санкт-Петербурга ФИО6;
- компакт диск, на котором содержится видеоматериал с публичного мероприятия «Стратегия-15», проведенного 15.01.2021 года;
Вместе с тем, изучив всю совокупность представленных суду материалов дела и протокол об административном правонарушении, суд не усматривает каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что действия Смирновой О.Б. и иных лиц были объединены единством целей и общей организацией, проводились одновременно и территориально тяготеют друг к другу, а участники мероприятия используют ассоциативно узнаваемые или идентичные наглядные средства агитации и выдвигают общие требования и призывы. Возможность случайного совпадения действий участников одиночных пикетирований материалами дела не исключена.
Таким образом должностное лицо при составлении протокола об административном правонарушении не раскрыло объективную и субъективную сторону состава административного правонарушения, вмененного лицу, а также не подтвердило свои выводы соответствующими доказательствами по делу, в связи с чем, суд приходит к выводу, что в действиях Смирновой О.Б. отсутствует состав вмененного ей административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.20.2 КоАП РФ.
Согласно ч.ч.1, 4 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В силу положений ч.2 ст.29.4 КоАП РФ в ходе подготовки к рассмотрению дела об административном правонарушении при наличии обстоятельств, предусмотренных ст.24.5 КоАП РФ, выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Положением п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ регламентировано, что одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении и при котором производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению, является отсутствие состава административного правонарушения.
С учетом изложенных обстоятельств, принимая во внимание, что в действиях Смирновой О.Б. отсутствует состав вмененного ей административного правонарушения, суд приходит к выводу о необходимости прекращения производства по делу об административном правонарушении по указанному основанию на стадии подготовки дела к рассмотрению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 24.5, 29.1, 29.4, 29.10 КоАП РФ, суд
П О С Т А Н О В И Л:
░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░.2 ░░.20.2 ░░░░ ░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░. 2 ░.1 ░░.24.5 ░░░░ ░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.