Дело № 11-41/2023
(дело № 2-44/2023)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
12 апреля 2023 года с. Айкино
Усть-Вымский районный суд в составе судьи Моисеевой М.А.,
при помощнике Гончаренко О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Отделения фонда пенсионного и социального страхования по Республике Коми на решение мирового судьи Айкинского судебного участка в период замещения мирового судьи Жешартского судебного участка от 12 января 2023 года, которым:
взысканы с Отделения фонда пенсионного и социального страхования по Республике Коми в пользу Урих В.В. расходы по оплате стоимости проезда к месту отдыха и обратно в 2022 году в сумме 7 337 рублей 50 копеек,
установил:
Урих В.В. обратился к мировому судье с иском к Отделению фонда пенсионного и социального страхования по Республике Коми о взыскании расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в размере 7991 рубль 10 копеек.
Мировым судьей постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционной жалобе Отделение фонда пенсионного и социального страхования по Республике Коми просит решение мирового судьи отменить, считая его незаконным по доводам, изложенным в жалобе.
В судебном заседании Урих В.В. указал на законность решения мирового судьи и необоснованность апелляционной жалобы, полагая о наличии у него права на льготу по компенсации проезда к месту отдыха и обратно.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещено.
В соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Заслушав Урих В.В., проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что Урих В.В. проживает в <Адрес>, который относится к местности, приравненной к районам Крайнего Севера, является неработающим пенсионером, получателем трудовой пенсии по старости.
В период с 30 мая 2022 года по 11 июня 2022 года Урих В.В. выезжал на отдых по маршруту на личном автотранспорте, что подтверждается отметками и выбытии и прибытии администрациями <Адрес> и <Адрес>, а также чеками о заправке бензином на автозаправках по маршруту следования.
Решением ОПФР по Республике Коми от 24 ноября 2022 года Урих В.В. отказано в выплате компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно, поскольку поездка осуществлена на личном автотранспорте, который не отнесен к видам транспорта, указанным в пункту 10 Правил (до внесения изменения).
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что истец, являясь неработающим пенсионером, получателем трудовой пенсии по старости, проживающий в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, и, имея право на компенсацию расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно по территории России, реализовал это право, понеся соответствующие расходы, в связи с чем оплата заявленных ко взысканию расходов подлежит за счет средств пенсионного фонда исходя из стоимости железнодорожных билетов.
Суд апелляционной инстанции не соглашается с выводами мирового судьи.
Согласно статье 34 Закона РФ от 19.02.1993 г. № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховой пенсии по старости (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости) или страховой пенсии по инвалидности, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно один раз в два года осуществляется в порядке, размере и на условиях, определяемых Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.04.2005 г. № 176 утверждены Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно, пунктом первым которых предусмотрено, что эти Правила определяют порядок, размер и условия компенсации расходов на оплату стоимости проезда неработающим пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно.
В соответствии с пунктом 10 Правил № 176 компенсация в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно производится в размере, не превышающем стоимость проезда:
а) железнодорожным транспортом - в плацкартном вагоне пассажирского поезда;
б) внутренним водным транспортом - в каюте III категории речного судна всех линий сообщений;
в) морским транспортом - в каюте IV - V групп морского судна регулярных транспортных линий;
г) воздушным транспортом - в салоне экономического (низшего) класса. При использовании воздушного транспорта для проезда пенсионера к месту отдыха и (или) обратно проездные документы оформляются (приобретаются) только на рейсы российских авиакомпаний или авиакомпаний других государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением случаев, если указанные авиакомпании не осуществляют пассажирские перевозки к месту отдыха либо если оформление (приобретение) проездных документов на рейсы этих авиакомпаний невозможно ввиду их отсутствия на дату вылета к месту отдыха и (или) обратно;
д) автомобильным транспортом - в автобусе по маршрутам регулярных перевозок в междугородном сообщении.
В данном случае, порядок компенсации неработающим пенсионерам расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно прямо урегулирован Законом и Правилами, которыми оговорены виды транспорта, которые могут быть использованы пенсионером с этой целью, и которыми личный транспорт не предусмотрен.
По своей правовой природе компенсация для неработающих пенсионеров, являющихся получателем страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности, расходов на оплату стоимости проезда по территории Российской Федерации к месту отдыха и обратно один раз в два года, является льготой, непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекающей, в связи с чем определение оснований ее предоставления, круга субъектов, на которых она распространяется, источников и порядка ее финансирования входит в компетенцию законодателя, который в пункте 10 Правил принял решение об ограничении видов транспорта, проезд в которых дает пенсионеру право на получение такой компенсации.
Такое регулирование в равной мере распространяется на всех неработающих пенсионеров, являющихся получателями страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности, которые находятся в одинаковом положении, что обеспечивает защиту их интересов.
Таким образом, порядок компенсации неработающим пенсионерам расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно прямо урегулирован Законом РФ от 19.021993 № 4520-1 и Правилами № 176, которыми оговорены виды транспорта, которые могут быть использованы пенсионером с этой целью.
Постановлением Правительства РФ от 22.08.2022 № 1473 в Правила № 176 введен пункт 11, согласно которого компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионера личным автомобильным транспортом производится в размере фактически произведенных расходов на оплату стоимости израсходованного топлива, подтвержденных кассовыми чеками автозаправочных станций, но не выше стоимости, рассчитанной на основе базовых норм расхода топлива для автомобилей общего назначения, установленных Министерством транспорта Российской Федерации для соответствующих транспортных средств, и протяженности кратчайшего маршрута следования к месту отдыха и обратно, и не выше средней стоимости проезда к месту отдыха и обратно железнодорожным транспортом в плацкартном вагоне пассажирского поезда, актуальной на соответствующие даты (пункт 11 Правил).
Из материалов дела следует, что Урих В.В. осуществил проезд к месту отдыха и обратно на личном транспортном средстве в период с 30 мая по 11 июня 2022 года, то есть до введения в Правила № 176 пункта 11, следовательно, данная норма закона не подлежит применению к спорным правоотношениям.
Таким образом, проезд на личном транспорте до 22 августа 2022 года не входил в перечень видов транспорта, при использовании которого для проезда к месту проведения отдыха и обратно у лица, являющегося получателем пенсии, возникает право на компенсацию расходов на проезд.
При таких обстоятельствах, оснований для взыскания в пользу истца стоимости проезда к месту отдыха и обратно не имелось, в связи с чем решение мирового судьи подлежит отмене, с вынесением по делу нового решения об отказе истцу в удовлетворении искового заявления.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
определил:
решение мирового судьи Айкинского судебного участка в период замещения мирового судьи Жешартского судебного участка от 12 января 2023 года отменить, принять по делу новое решение об отказе Урих В.В. о взыскании расходов по оплате стоимости проезда к месту отдыха и обратно, осуществленный в период с 30 мая по 11 июня 2022 года на личном транспортном средстве.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Кассационные жалоба может быть подана в Третий кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления, через суд первой инстанции.
Судья - М.А. Моисеева